Развитие понимания речи, зрительно-слухового
ВОСПРИЯТИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ВНИМАНИЯ
К РЕЧИ ЛОГОПЕДА
Где звучит игрушка?
Цель. Формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.
Пособие. Бубен.
Ход занятия. В манеже сидят 2—3 ребенка. Логопед показывает им бубен, затем стучит по нему рукой и напевает: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждает-его постучать по бубну, продолжая четко нараспев произносить: ля-ля-ля, т. е. взрослый привлекает внимание детей к звукоподражанию.
Игра повторяется с каждым ребенком 3—4 раза. Передвигаясь вокруг манежа и продолжая играть на бубве, логопед добивается, чтобы малыши следили за движущимся источником звука.
Аналогично игра проводится с другими звучащими игрушками: погремушкой (тук-тук-тук}, колокольчиком (динь-динь-динь), барабаном {та-та-та),
Где ляля?
Цель. Та же.
Пособие. Кукла.
Ход занятия. В манеже сидят 2—3 ребенка. Логопед показывает им куклу, называя ее ляля. Рукой ребенка гладит куклу по голове и приговаривает: ляля, ляля. Дает возможность рассмотреть куклу, всячески привлекая к ней внимание. Затем ведет куклу по барьеру манежа, поясняя: «Ляля топ-топ-топ». Дети должны* следить за ее передвижением. Логопед внезапно прячет куклу за наружную стенку манежа так, чтобы она была видна детям, и спрашивает: «Где ляля?» Дети должны поискать куклу глазами. Взрослый сажает куклу на перила манежа и радостно восклицает: «Вот ляля!»
Игра повторяется 2—3 раза. При этом кукла прячется и появляется только в определенном месте. Аналогично проводятся игры с другими игрушками: кошкой, собакой, мишкой и т. д.
Прятки
Цель. Та же.
Пособия. Индивидуальные цветные платки.
Ход занятия. Дети (2—3) сидят в манеже. Логопед накрывает платочком голову одного из детей, пряча и его лицо. Обращается к детям: «Где Вова?» — «Нет Вовы». Снимает платок и радостно восклицает: «Вот Вова!» Игра проводится с каждым малышом по 2—3 раза, но при повторении взрослый побуждает ребенка самого снимать платок с головы.
Делай, как я
Цель. Учить детей в определенной ситуации понимать и выполнять простые инструкции (на, дай, возьми), сопровождаемые указательным жестом. Формировать действия с игрушками по подражанию, по речевой инструкции. Побуждать ребят к повторению звукоподражаний: тук-тук, пи-пи, динь-динь. Учить соотносить игрушки.
Пособия. Звучащие игрушки (по 2 шт.): погремушки, колокольчики, резиновые птички.
Ход занятия.. Логопед показывает ребенку погремушку, которую держит в руке, и говорит: «Вот какая красивая погремушка. Погремушка гремит: тук-тук-тук». Встряхивает погремушку. Протягивает ее ребенку и произносит: «.На погремушку», — побуждая его взять игрушку. Если малыш сам не тянет руку к игрушке, то взрослый направляет руку ребенка, повторяя: «Яо погремушку, возьми погремушку». Если ребенок взял игрушку, то логопед берет себе аналогичную погремушку и, потряхивая ею, приговаривает тук-тук-тук, побуждая к повторению действия и звукоподражания.
В конце занятия логопед убирает свою погремушку, протягивает руку к игрушке ребенка и говорит: «Дай погремушку». Если ребенок сам не отдает ее, то логопед потихоньку берет игрушку из его рук, повторяя при этом просьбу: «Дай погремушку».
Аналогичные занятия проводятся с резиновой птичкой в колокольчиком.
Вариант I.Логопед показывает погремушку, встряхивает ее, называет полным словом и звукоподражанием тук-тук-тук, побуждая ребенка к повторению звукоподражания. После этого кладет погремушку на стол перед ребенком, Затем проводит аналогичное упражнение с птич-
кой, побуждая малыша к повторению звукоподражания пи-пи. Птичка остается на столе.
Логопед берет себе другую птичку, показывает и говорит: «Посмотри, какая у меня красивая птичка. Птичка поет: пи-пи-пи-». Подносит свою птичку к птичке, стоящей на столе, и говорит: «Возьми птичку», — побуждая ребенка взять игрушку со стола. Предлагает: «Давай послушаем, как поет птичка». Сжимает свою птичку, произнося пи-пи-пи, т. е. побуждает ребенка к повторению вместе с ним действия и звукоподражания. После этого взрослый убирает свою игрушку, протягивает руку к птичке ребенка, настойчиво произносит: «Дай мне птичку». Ребенок дает ему игрушку. Логопед кладет птичку на стол рядом с погремушкой. Подносит свою погремушку к игрушке, лежащей перед ребенком, побуждая его взять погремушку, поиграть ею и повторить звукоподражание тук-тук-тук.
Вариант II.Логопед берет колокольчик, обыгрывает его, побуждая ребенка к повторению звукоподражания динь-динь. Затем кладет колокольчик на стол. Дает ребенку птичку, которая обыгрывается так же, как в занятиях I и II, и ставит на стол.
Логопед показывает ребенку аналогичную птичку и говорит: «Где такая птичка? Покажи такую птичку», — указывая на игрушки, находящиеся на столе. Когда малыш с помощью взрослого или самостоятельно покажет птичку, логопед восклицает: «Вот птичка nu-nuh
Потом логопед показывает колокольчик. «Где колокольчик динь-динь"?» — спрашивает он, указывая на игрушки, лежащие на столе. Ребенок с помощью логопеда, а потом самостоятельно показывает колокольчик. Логопед эмоционально восклицает: «Вот колокольчик динь-диньЬ Таким образом ребенок обучается соотносить свою игрушку с аналогичной.
На каждом занятии логопед использует только 2 игрушки из 3 в различных сочетаниях.
Ладушки
Цель. Расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий.
Ход занятия. В манеже или за столом сидят 2—3 ребенка. Логопед хлопает в ладоши, напевая: «Ладушки, ладушки», — старается привлечь внимание детей к движениям своих рук. Обращаясь к одному из детей, логопед говорит: «Сереженька, сделай ладушки», Берет руки ребенка и хло-
пает ими, продолжая напевать: «Ладушки» ладушки». То же самое взрослый проделывает по 2—3 раза с каждым ребенком. Затем логопед учит детей выполнять ладушки по подражанию.
Большой — маленький
Ц qji ъ. Та же.
Ход з а я яти я. Занятие проводится в манеже или на полу. Ребенок стоит. Логопед поднимает его руки вверх и говорит: «Вот какой Саша большой!» Повторяет это движение несколько раз с приговариванием.
Затем взрослый присаживается и помогает присесть ребенку, при этом говорит: «А теперь Саша маленький». Движение также повторяется несколько раз с прйговариванием.
Вариант. Ребенок стоит. Логопед поднимает его руки вверх и говорит: «Вот какие мы большие», — побуждая ребенка самостоятельно повторить движение. Затем логопед приседает и говорит: «А теперь мы маленькие». Ребенок должен повторить движение по подражанию или с помощью логопеда.
Цель. Та же.
Ход занятия. Дети (2—3) оидят в манеже или за столом. Логопед протягивает руку по направлению одного из детей и говорит: «Сашенька, дай ручку\» Если ребенок не отвечает на жест, логопед берет его руку, тянет ее к своей р^ке, похлопывает ладошкой ребенка по своей ладони, затем вкладывает руку ребенка в свою, легонько потряхивает ею и произносит: «Здравствуй, здравствуй, Сашенька!» Игра повторяется-ш) 2—3 раза с каждым ребенком,
Поздоровайся с лялей
Цель. Та же.
Пособия. Небольшие игрушки: кукла, мишка.
Ход занятия. Как и на предыдущих занятиях, дети располагаются в манеже или за столом. Логопед показывает им куклу, называя:ее ляля. Правая рука куклы вытянута вперед, левая — опущена. Взрослый дает возможность детям рассмотреть куклу, подносит ее к каждому ребенку, говорит: «Это ляля, поздоровайся с лялей, дай ляле ручку».
Помогая ребенку выполнить действие, повторяет инструкцию несколько раз.
Аналогичная игра проводится с мишкой,
Сделай «до свидания»
Цель. Та же.
Пособие. Кукла.
Ход занятия. Ребенок сидит в манеже или за столом. Логопед показывает ребенку куклу, говорит: «Это ля-ля к тебе пришла, "красивая ляля, хорошая ляля. Поздоровайся с лялей, дай ляле ручку». Ребенок выполняет это действие самостоятельно или с помощью взрослого. Затем логопед уводит куклу и говорит: «Уходит ляля, сделай ляле ручкой до свидания». При этом он машет своей рукой и побуждает ребенка к повторению движения. Если малыш не повторяет это движение, логопед помогает ему.