Развитие понимания речи, зрительно-слухового

ВОСПРИЯТИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ВНИМАНИЯ

К РЕЧИ ЛОГОПЕДА

Где звучит игрушка?

Цель. Формировать зрительно-слуховое восприятие де­тей в процессе игровых действий. Развивать понимание эле­ментарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить вы­полнять их по подражанию.

Пособие. Бубен.

Ход занятия. В манеже сидят 2—3 ребенка. Логопед показывает им бубен, затем стучит по нему рукой и напе­вает: ля-ля-ля. Берет малыша за руку, побуждает-его посту­чать по бубну, продолжая четко нараспев произносить: ля-ля-ля, т. е. взрослый привлекает внимание детей к звуко­подражанию.

Игра повторяется с каждым ребенком 3—4 раза. Пере­двигаясь вокруг манежа и продолжая играть на бубве, ло­гопед добивается, чтобы малыши следили за движущимся источником звука.

Аналогично игра проводится с другими звучащими иг­рушками: погремушкой (тук-тук-тук}, колокольчиком (динь-динь-динь), барабаном {та-та-та),

Где ляля?

Цель. Та же.

Пособие. Кукла.

Ход занятия. В манеже сидят 2—3 ребенка. Логопед показывает им куклу, называя ее ляля. Рукой ребенка гла­дит куклу по голове и приговаривает: ляля, ляля. Дает воз­можность рассмотреть куклу, всячески привлекая к ней вни­мание. Затем ведет куклу по барьеру манежа, поясняя: «Ляля топ-топ-топ». Дети должны* следить за ее передви­жением. Логопед внезапно прячет куклу за наружную стен­ку манежа так, чтобы она была видна детям, и спрашивает: «Где ляля?» Дети должны поискать куклу глазами. Взрос­лый сажает куклу на перила манежа и радостно воскли­цает: «Вот ляля!»

Игра повторяется 2—3 раза. При этом кукла прячется и появляется только в определенном месте. Аналогично про­водятся игры с другими игрушками: кошкой, собакой, миш­кой и т. д.

Прятки

Цель. Та же.

Пособия. Индивидуальные цветные платки.

Ход занятия. Дети (2—3) сидят в манеже. Логопед накрывает платочком голову одного из детей, пряча и его лицо. Обращается к детям: «Где Вова?» — «Нет Вовы». Снимает платок и радостно восклицает: «Вот Вова!» Игра проводится с каждым малышом по 2—3 раза, но при повто­рении взрослый побуждает ребенка самого снимать платок с головы.

Делай, как я

Цель. Учить детей в определенной ситуации понимать и выполнять простые инструкции (на, дай, возьми), сопро­вождаемые указательным жестом. Формировать действия с игрушками по подражанию, по речевой инструкции. По­буждать ребят к повторению звукоподражаний: тук-тук, пи-пи, динь-динь. Учить соотносить игрушки.

Пособия. Звучащие игрушки (по 2 шт.): погремушки, колокольчики, резиновые птички.

Ход занятия.. Логопед показывает ребенку погре­мушку, которую держит в руке, и говорит: «Вот какая кра­сивая погремушка. Погремушка гремит: тук-тук-тук». Встряхивает погремушку. Протягивает ее ребенку и произ­носит: «.На погремушку», — побуждая его взять игрушку. Если малыш сам не тянет руку к игрушке, то взрослый на­правляет руку ребенка, повторяя: «Яо погремушку, возьми погремушку». Если ребенок взял игрушку, то логопед берет себе аналогичную погремушку и, потряхивая ею, пригова­ривает тук-тук-тук, побуждая к повторению действия и зву­коподражания.

В конце занятия логопед убирает свою погремушку, про­тягивает руку к игрушке ребенка и говорит: «Дай погре­мушку». Если ребенок сам не отдает ее, то логопед поти­хоньку берет игрушку из его рук, повторяя при этом прось­бу: «Дай погремушку».

Аналогичные занятия проводятся с резиновой птичкой в колокольчиком.

Вариант I.Логопед показывает погремушку, встря­хивает ее, называет полным словом и звукоподражанием тук-тук-тук, побуждая ребенка к повторению звукоподра­жания. После этого кладет погремушку на стол перед ре­бенком, Затем проводит аналогичное упражнение с птич-

кой, побуждая малыша к повторению звукоподражания пи-пи. Птичка остается на столе.

Логопед берет себе другую птичку, показывает и гово­рит: «Посмотри, какая у меня красивая птичка. Птичка по­ет: пи-пи-пи-». Подносит свою птичку к птичке, стоящей на столе, и говорит: «Возьми птичку», — побуждая ребенка взять игрушку со стола. Предлагает: «Давай послушаем, как поет птичка». Сжимает свою птичку, произнося пи-пи-пи, т. е. побуждает ребенка к повторению вместе с ним дей­ствия и звукоподражания. После этого взрослый убирает свою игрушку, протягивает руку к птичке ребенка, настой­чиво произносит: «Дай мне птичку». Ребенок дает ему игрушку. Логопед кладет птичку на стол рядом с погремуш­кой. Подносит свою погремушку к игрушке, лежащей перед ребенком, побуждая его взять погремушку, поиграть ею и повторить звукоподражание тук-тук-тук.

Вариант II.Логопед берет колокольчик, обыгрывает его, побуждая ребенка к повторению звукоподражания динь-динь. Затем кладет колокольчик на стол. Дает ребен­ку птичку, которая обыгрывается так же, как в занятиях I и II, и ставит на стол.

Логопед показывает ребенку аналогичную птичку и го­ворит: «Где такая птичка? Покажи такую птичку», — ука­зывая на игрушки, находящиеся на столе. Когда малыш с помощью взрослого или самостоятельно покажет птичку, логопед восклицает: «Вот птичка nu-nuh

Потом логопед показывает колокольчик. «Где колоколь­чик динь-динь"?» — спрашивает он, указывая на игрушки, лежащие на столе. Ребенок с помощью логопеда, а потом самостоятельно показывает колокольчик. Логопед эмоцио­нально восклицает: «Вот колокольчик динь-диньЬ Таким образом ребенок обучается соотносить свою игрушку с ана­логичной.

На каждом занятии логопед использует только 2 игруш­ки из 3 в различных сочетаниях.

Ладушки

Цель. Расширять пассивный словарь в процессе выпол­нения игровых действий.

Ход занятия. В манеже или за столом сидят 2—3 ре­бенка. Логопед хлопает в ладоши, напевая: «Ладушки, ла­душки», — старается привлечь внимание детей к движениям своих рук. Обращаясь к одному из детей, логопед говорит: «Сереженька, сделай ладушки», Берет руки ребенка и хло-

пает ими, продолжая напевать: «Ладушки» ладушки». То же самое взрослый проделывает по 2—3 раза с каждым ре­бенком. Затем логопед учит детей выполнять ладушки по подражанию.

Большой — маленький

Ц qji ъ. Та же.

Ход з а я яти я. Занятие проводится в манеже или на полу. Ребенок стоит. Логопед поднимает его руки вверх и говорит: «Вот какой Саша большой!» Повторяет это дви­жение несколько раз с приговариванием.

Затем взрослый присаживается и помогает присесть ре­бенку, при этом говорит: «А теперь Саша маленький». Дви­жение также повторяется несколько раз с прйговариванием.

Вариант. Ребенок стоит. Логопед поднимает его руки вверх и говорит: «Вот какие мы большие», — побуждая ре­бенка самостоятельно повторить движение. Затем логопед приседает и говорит: «А теперь мы маленькие». Ребенок должен повторить движение по подражанию или с по­мощью логопеда.

Цель. Та же.

Ход занятия. Дети (2—3) оидят в манеже или за столом. Логопед протягивает руку по направлению одного из детей и говорит: «Сашенька, дай ручку\» Если ребенок не отвечает на жест, логопед берет его руку, тянет ее к своей р^ке, похлопывает ладошкой ребенка по своей ладони, за­тем вкладывает руку ребенка в свою, легонько потряхивает ею и произносит: «Здравствуй, здравствуй, Сашенька!» Иг­ра повторяется-ш) 2—3 раза с каждым ребенком,

Поздоровайся с лялей

Цель. Та же.

Пособия. Небольшие игрушки: кукла, мишка.

Ход занятия. Как и на предыдущих занятиях, дети располагаются в манеже или за столом. Логопед показыва­ет им куклу, называя:ее ляля. Правая рука куклы вытянута вперед, левая — опущена. Взрослый дает возможность де­тям рассмотреть куклу, подносит ее к каждому ребенку, го­ворит: «Это ляля, поздоровайся с лялей, дай ляле ручку».

Помогая ребенку выполнить действие, повторяет инструк­цию несколько раз.

Аналогичная игра проводится с мишкой,

Сделай «до свидания»

Цель. Та же.

Пособие. Кукла.

Ход занятия. Ребенок сидит в манеже или за сто­лом. Логопед показывает ребенку куклу, говорит: «Это ля-ля к тебе пришла, "красивая ляля, хорошая ляля. Поздоро­вайся с лялей, дай ляле ручку». Ребенок выполняет это дей­ствие самостоятельно или с помощью взрослого. Затем ло­гопед уводит куклу и говорит: «Уходит ляля, сделай ляле ручкой до свидания». При этом он машет своей рукой и по­буждает ребенка к повторению движения. Если малыш не повторяет это движение, логопед помогает ему.

Наши рекомендации