Глава 4. Произвольное внимание. Синестезии.
У 174. «Приглядывание».П. предлагает участникам внимательно присмотреться к любому человеку из группы, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. Запрещается описывать однозначно указывающие на человека детали: очки, специфические детали и цвет одежды, иногда цвет и длина волос и т.п.
У 175. «Прислушивание». Группа рассаживается в полукруг. П. предлагает участникам не расслабляться и по его хлопку или указательному жесту прислушаться к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе). На каждое прислушивание дается по 2-3 минуты. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне.
У 176. «Прочти спрятанное предложение». Наобразце, представленном ниже, отражено задание, в котором слова, составляющие искомое предложение, спрятаны среди других букв.
«Лгорнккерогсолнцедщутосветитядугбэяркошуцрорастаялжщкитс негуорвндженачинаютщлухгораспускатьсядлщванипочкиьлмнюях фпоютьснгвкжыптицыьыцсврн». Понятно, что, по мере усложнения, текст должен увеличиваться.
У 177. «Звонкое слово». Дети стоят по кругу, по порядку называя числа (овощи, растения, города, посуду). Запретными являются числа, содержащие, например, цифру «5» (огурец, сирень и т.д.). Вместо называния запретного числа (слова) Р. Должен хлопнуть в ладоши.
У 178. «Скалолаз» Р.Должен пройти вдоль свободной стены (скалы), фиксируясь минимум тремя «точками опоры» и единовременно передвигая только одну конечность. Оторвав или передвинув одновременно две конечности, он считается «сорвавшимся». Это упражнение в дальнейшем можно использовать
У 179. «Запретное движение». П. показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или, если показанное движение (например, шаг вперед или руки вниз) не является запретным.
Вместо запретного движения, например, предлагается не двигаться или делать движение в противоположную сторону –шаг назад или руки вверх.
У 180. «Гонка за лидером».Стоя напротив друг друга за кругом из расставленных стульев, двое (четверо) участников соревнования бегут, огибая стулья, «змейкой», вперед спиной, стараясь догнать соперника. Через пять кругов определяется победитель – тот, кто догнал или приблизился к сопернику. Если до этого кто-то из них три раза задел за стул, то он считается побежденным.
У 181. «Внимательный».Ставится стул и дается команда начать отжимание в следующем порядке: один раз обойти стул и один раз отжаться (прыгнуть, присесть), затем два раза обойти стул и два раза отжаться и так далее до 10 раз. Затем то же, но в обратном порядке – от 10 до 1. При этом Р. Обходит стул строго в одном направлении, вслух ведет отсчет отжиманий и количество обходов стула. Усложненные варианты этого упражнения: по сигналу Р. Меняет направление движения на противоположное; 1 раз приседает и 2 раза подпрыгивает и т.д.
У 182. «Повтори за мной».Первый участник демонстрирует сопернику собственный ритм шаг: пантомимическую модель в расчете на то, что их сложность не позволит тому ее повторить. Если так и происходит, то автор должен сам воспроизвести свое задание, в противном случае, он же и выбывает. Если же соперник справился с заданием, то уже он предлагает следующему игроку свой образец для повтора.
У 183. «Японская машинка». Это упражнение, прежде всего, на развитие внимания в разных модальностях, т.к. невозможно выполнить все требования игры, ке сосредоточившись на ее условиях. Кроме того, оно неразрывно связано с памятью и умением ориентироваться в окружающих условиях (выбывшие игроки) в ситуации ограниченного времени (заданный темп). Наблюдая за выполнением упражнения, можно выделить лидеров группы, пары, «отверженных». Интересно также проследить за интонациями, с которыми называются номера и установлением контакта между членами группы.
Группа рассаживается в полукруг. Участники рассчитываются по порядку, начиная с любого края. Ведущему всегда присваивается номер «ноль». Ведущий может принимать участие в упражнении, но чаще всего он только начинает его и задает темп. Темп отбивается всеми участниками группы следующим образом: на счет «раз» – удар ладонями обеих рук по коленям, на счет «два» – удар правой ладонью, на счет «три» –удар левой ладонью и т.д. Одновременно с ударом правой ладонью ведущий начинает игру, произнося свой номер: «Ноль». На удар левой ладонью он называет номер игрока, который продолжает игру дальше. (При этом участники, приглашая к игре друг друга, должны обязательно сопровождать свое приглашение взглядом.). Далее следует удар ладонями по коленям (все молчат). Участник, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает игру, продолжая, однако, сидеть в полукруге и отстукивая ритм. Ведущий, не меняя темпа, констатирует, например: «Третьего нет», и продолжает игру.
Ошибками считаются: сбой темпа; неправильное называние своего номера или номера партнера; приглашение к игре выбывшего участника или ведущего (если он не играет); приглашение к игру, не сопровождаемое взглядом.
Развитию внимания, памяти и произвольности способствуют также игры, «происходящие» не вовне, а во внутреннем плане действия.
У 184. «Муха».Играть может любое количество людей. Каждый представляет себе поле как для «крестиков – ноликов» размером 3x3, в середине которого сидит муха. Игра состоит в тот, что каждый из участников по очереди перегоняет муху по клеткам:
ходить можно вверх, вниз, вправо, влево, нельзя ходить по диагонали и делать ход, противоположный предыдущему. Проигрывает тот, кто выпускает муху за поле. Важно, чтобы участники игры были заинтересованы в победе, например, проигравший должен что-то сделать, а выигравший получает мини-приз.
У 185. «Фокус». По команде: «Начали» каждый «уходит» в свое тело, представляя себе, что ничего больше на свете не существует. Затем с периодичностью от 5 до 30 секунд педагог подает команды:
«Правая кисть», «Мизинец левой ноги», «Левое колено» и т.д. После определенной команды каждый должен сосредоточиться на той части тела, которая указана.
В более сложной форме вначале участникам предлагается услышать свой пульс, а затем услышать его в соответствующей части тела. Другим вариантом упражнения является восприятие указанной части тела как максимально разогретой.
СИНЕСТЕЗИИ
Известно, что любое наше состояние: сон – бодрствование, усталость – активность, радость – печаль и т.п. контролируются мозгом. В последние годы ученые доказали, что человек может сам управлять ритмикой своего мозга и теми биохимическими процессами, которые в нем происходят, используя метод «обратной связи». На этой основе были изобретены специальные методы, позволяющие человеку (без привлечения лекарств) избавляться от страха и боли, тоски и чрезвычайного возбуждения и т.п.
Предлагаемые ниже упражнения направлены на то, чтобы, во-первых, расширить возможности восприятия, памяти, внимания, воображения ребенка и, во-вторых, попытаться научить мозг подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент. Из предложенных ниже упражнений ребенок может в результате составить, собрать картину, обращение к которой его максимально расслабляет или, наоборот, помогает собраться, оказывает стимулирующее действие и т.д. Поэтому в конце каждого из упражнений ребенок должен словами описать свои ощущения и/или нарисовать их..
У 186. Зрительные представления.
А) Представьте себе различные фигуры: круг, треугольник, квадрат. «Покрасьте» фигуру в какой-нибудь цвет, теперь измените немного тон на более светлый или более темный; представьте себе, как фигура приобретает более «теплый» и более «холодный» цветовой оттенок. Затем представьте себе сразу две фигуры: два треугольника или треугольник и круг; раскрасьте, как и раньше, каждую из фигур; попробуйте наложить их друг на друга; подберите сочетание цветов и размеров так, чтобы Вам было приятно смотреть на них.
Б) Представьте какой-нибудь предмет (одушевленный или неодушевленный), медленно рассмотрите его форму, изгибы, пропорции, цвет. Вообразите, как он ведет себя при слабом дуновении ветерка и в бурю. Представьте постепенно как этот предмет окружается другими предметами. Меняйте эти декорации до тех пор, пока Ваша картина не понравится Вам до такой степени, что Вам захочется все это ощутить в реальности. Что у Вас получилось? Что это было?
У 187. Тактильные и кинестетические представления.
А) Представьте себе свои ощущения, когда Вы прикасаетесь к какому-нибудь предмету (дерево, вата, бархат, волосы и т.д.). Прикоснитесь в воображении к коре дерева, крапиве; к снегу –только что выпавшему и таящему; к разным цветкам, их лепесткам, стеблю, листьям; песку, струе воды, потоку горной реки, морю, перышку.
Б) Представьте пожатие руки, ощутите его тепло (и та холод), силу давления на Вашу руку. Погладьте кошку, собаку, жабу, ежа.
В) Вы идете, бежите лежите на пляже у реки, моря (песок, галька, ракушки); ныряете, плывете разными стилями. Карабкаетесь в гору, ползете в пещеру; гребете на лодке, ведете велосипед, играете в волейбол. Вдеваете нитку в иголку, шьете кожу (шелк) и т. Д.
Г) Представьте, что ручка медленно пишет Ваше имя. Как оно будет написано, Вами? Вы волнуетесь, засыпаете, торопитесь, Вам скучно и т.д.? Как Вы – поэт записываете: «Буря мглою небо…..»?
У 188. Обонятельные и вкусовые представления. Представьте себе, что Вы вдыхаете запах: прибитой дождем пыли, сада после грозы, знойной степи, луга; бензина, духов, дыма костра; мяты, сирени, моря, водорослей; свежеиспеченного хлеба, своего нелюбимого блюда, своего любимого блюда. Представьте вкус, температуру, плотность воды, пепси-колы, банана, йогурта, сыра и т.д.
У 189. Слуховые представления.
Представьте себе голоса знакомых Вам людей, вообразите, как они произносят что-то вопросительно, удивленно, гневно, радостно, растерянно. Представьте различные бытовые шумы, шум транспорта; скрип половиц в деревянном доме, скрип двери, окна, шелест занавесок; шум дождя, ливня, грозы, набегающей на берег волны; звук колокола и колокольный перезвон; звуки различных музыкальных инструментов.
У 190. Синестетические образы.
А) П. дает инструкцию представить и назвать предметы, фрукты, цветы определенного цвета, например, красного, или формы. Через минуту по его сигналу – предметы синего цвета и т.д. (до пяти минут). Сначала упражнение выполняется произвольно, а затем сочетается с движениями глаз. Например, глаза направо – помидор, налево –вишня (или вверх – трава, вниз –огурец). Данный алгоритм применим и для всех упражнений, описанных выше.
Б) Вспомните и постарайтесь воссоздать различные чувства: радость, страх, ярость, покой, удивление, раскаяние. Пользуясь теми образами, которые Вы воспроизвели ранее, «введите» эти чувства в соответствующие декорации, где сочетались бы все те представления, которым Вы научились. Это может быть один изолированный образ, но ощущаемый Вами всеми органами чувств, а может – пейзаж или законченное сценическое или кинематографическое произведение с большим количеством действующих лиц (может быть, и исторических), наполненное звуками, запахами, яркими красками.
В) Закройте глаза, « возьмите» образ, рассмотрите его в деталях и затем заставьте измениться: молодой человек постепенно превращается в старого и наоборот; молодой побег развивается в большое ветвистое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний, летний – в осенний; старуха-нищенка –в красавицу; лягушка – в царевну. Попробуйте изобразить это только своим телом, в рисунке, расскажите, что произошло.