Глава 7. Номинативные процессы.
Номинация (наименование, называние) - это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития Р. и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании Р. комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т.д.). В дальнейшем это позволит ему не путать колокольчик с ландышем, коньки с лыжами, весну с осенью.
У 130. «Я знаю пять...» Это всем известная старая игра, в ходе которой Р., одновременно с ударом по мячу называет: пять имен мальчиков, девочек, названий растений, животных, предметов красного цвета, цветов и т.д.
У 131. «Закончи словосочетания».Предложите?, подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хитрая, рыжая..., настольная... , репчатый ..... ,
спелое сладкое ...... душистое туалетное......, куриное.....,
зеленый...... желторотый........ колючий...., и т.п.
У 132. «Сравнение понятий». Предложите Р. подобрать подходящие определения с противоположным значением.
Морковь сладкая и ..., а редька -...... Молоко жидкое, а
сметана - ...... Трава низкая, а дерево -....... Зима холодная, а лето
......... Сажа черная, а мел ........ Сахар сладкий, а перец -.... И т.п.
У 133. «Новые словечки».Р. предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошка, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме:
- Какого он цвета (каких цветов еще бывает)?
- На что он похож? От чего сильно отличается?
- Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)?
- Какого размера, формы? Каков он наощупь? Чем пахнет? Каков на вкус?
- Где встречается?
- Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать?
- К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)?
Сначала обыгрывание новых слов можетосуществляться в виде диалога, где П. задает вопрос, а Р. - отвечает. Затем можно поменяться ролями. Р. при этом проверяет правильность ответов.
У 134. «Угадай-ка». П. описывает предмет, а Р. угадывает задуманное слово. Затем они меняются ролями.
У 135. «Лото». Обычная игра в лото, но П. молча поднимает картинку и отдает ее только в том случае, если Р произносит правильное название.
У 136.»Назови пять предметов». Р.предлагают назвать пять предметов: больших (маленьких); красных (зеленых, светлых, разноцветных и т.д.); квадратных (круглых, овальных), сладких (горьких, соленых, кислых); пушистых (гладких, холодных) и т.д.
У 137. «Загадки-описания».
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж)
То рыжая, то серая, а по названию - белая. (Белка)
Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг)
Был шар бел. Ветер подул и шар улетел. (Одуванчик)
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.
У 138. «Нарисуй названный предмет». Предложите Р сначала изобразить предметы, которые значительно различаются по внешнему виду, функциональному назначению (стул, яблоко, дерево), а затем те, у которых отличительные признаки менее выражены (кастрюля, кружка, ковш). Обсудите с ним, чем отличаются эти предметы.
Далее Р. предлагается по названному слову нарисовать предметы, которые четко различаются, например, дом, корабль, груша. Затем те, которые внешне похожи: часы, монета, солнышко; кот, котенок, львица ; ромашка, пальма, роза; гитара, балалайка, скрипка . Обсудите: «В чем же их различия?».
У 139. «Найди и надпиши». Р.просят выделить нужный предмет (по картинкам или вербально) из группы функционально связанных предметов: например, чайную чашку из посуды (чашка, блюдце, ложка и т.д.). Затем, ему предлагается нарисовать чашку и сделать подпись-наименование.
У 140. «Текст с картинками». Чтение Р. текста, в котором слова-наименования заменены соответствующими изображениями (рис. 21).
Рис. 21
У 141. «Угадай животное». Спросите Р.: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как…; трусливый, как…; колючий, как…; верный, как…; зоркий, как…; мудрый, как…; сильный, как…; голодный, как…?». То же с любыми другими явлениями природы и т.п.
У 142. «Закончи предложение».Р. Предлагается вместо точек вставить нужные слова.
Животное, которое мяукает, называется…
Птица, которая каркает, называется…
Дерево, на котором растут яблоки, называется…
Дерево, которое украшают к Новому году, называется…
Затем можно попросить ребенка самостоятельно составить подобные определения хорошо известных ему феноменов.
У 143. «Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок».
ТКАНЬ (…) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА (газ),
РОДНИК (…) ОТМЫЧКА (ключ), ЗАЛИВ (…) ЧАСТЬ ЛИЦА (губа)
РЫБА (…) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ (скат),
ЖИВОТНОЕ (…) НЕЖНОСТЬ (ласка), СКАМЬЯ (…) МАГАЗИН (лавка)
У 144. «Составляем определения». Задание можно выполнять на слух или (для школьников) в письменном виде:
а) Блюдце – это…, масленка - …, груша- …, берлога-. ., врач-…, рано-…, сумерки-…., шептать-….., плакать-….., озеро…., зябко…, аккуратно…...
б) Лечит людей -….., овощи растут -…., самолет ведет-…...,
выше всех летает-…., быстрее всех бегает-…., выходит на охоту
ночью…......