Глава 7. Номинативные процессы.

Номинация (наименование, называние) - это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития Р. и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании Р. комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т.д.). В дальнейшем это позволит ему не путать колокольчик с ландышем, коньки с лыжами, весну с осенью.

У 130. «Я знаю пять...» Это всем известная старая игра, в ходе которой Р., одновременно с ударом по мячу называет: пять имен мальчиков, девочек, названий растений, животных, предметов красного цвета, цветов и т.д.

У 131. «Закончи словосочетания».Предложите?, подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хитрая, рыжая..., настольная... , репчатый ..... ,

спелое сладкое ...... душистое туалетное......, куриное.....,

зеленый...... желторотый........ колючий...., и т.п.

У 132. «Сравнение понятий». Предложите Р. подобрать подходящие определения с противоположным значением.

Морковь сладкая и ..., а редька -...... Молоко жидкое, а

сметана - ...... Трава низкая, а дерево -....... Зима холодная, а лето

......... Сажа черная, а мел ........ Сахар сладкий, а перец -.... И т.п.

У 133. «Новые словечки».Р. предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошка, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме:

- Какого он цвета (каких цветов еще бывает)?

- На что он похож? От чего сильно отличается?

- Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)?

- Какого размера, формы? Каков он наощупь? Чем пахнет? Каков на вкус?

- Где встречается?

- Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать?

- К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)?

Сначала обыгрывание новых слов можетосуществляться в виде диалога, где П. задает вопрос, а Р. - отвечает. Затем можно поменяться ролями. Р. при этом проверяет правильность ответов.

У 134. «Угадай-ка». П. описывает предмет, а Р. угадывает задуманное слово. Затем они меняются ролями.

У 135. «Лото». Обычная игра в лото, но П. молча поднимает картинку и отдает ее только в том случае, если Р произносит правильное название.

У 136.»Назови пять предметов». Р.предлагают назвать пять предметов: больших (маленьких); красных (зеленых, светлых, разноцветных и т.д.); квадратных (круглых, овальных), сладких (горьких, соленых, кислых); пушистых (гладких, холодных) и т.д.

У 137. «Загадки-описания».

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж)

То рыжая, то серая, а по названию - белая. (Белка)

Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг)

Был шар бел. Ветер подул и шар улетел. (Одуванчик)

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.

У 138. «Нарисуй названный предмет». Предложите Р сначала изобразить предметы, которые значительно различаются по внешнему виду, функциональному назначению (стул, яблоко, дерево), а затем те, у которых отличительные признаки менее выражены (кастрюля, кружка, ковш). Обсудите с ним, чем отличаются эти предметы.

Далее Р. предлагается по названному слову нарисовать предметы, которые четко различаются, например, дом, корабль, груша. Затем те, которые внешне похожи: часы, монета, солнышко; кот, котенок, львица ; ромашка, пальма, роза; гитара, балалайка, скрипка . Обсудите: «В чем же их различия?».

У 139. «Найди и надпиши». Р.просят выделить нужный предмет (по картинкам или вербально) из группы функционально связанных предметов: например, чайную чашку из посуды (чашка, блюдце, ложка и т.д.). Затем, ему предлагается нарисовать чашку и сделать подпись-наименование.

У 140. «Текст с картинками». Чтение Р. текста, в котором слова-наименования заменены соответствующими изображениями (рис. 21).

Глава 7. Номинативные процессы. - student2.ru

Рис. 21

У 141. «Угадай животное». Спросите Р.: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как…; трусливый, как…; колючий, как…; верный, как…; зоркий, как…; мудрый, как…; сильный, как…; голодный, как…?». То же с любыми другими явлениями природы и т.п.

У 142. «Закончи предложение».Р. Предлагается вместо точек вставить нужные слова.

Животное, которое мяукает, называется…

Птица, которая каркает, называется…

Дерево, на котором растут яблоки, называется…

Дерево, которое украшают к Новому году, называется…

Затем можно попросить ребенка самостоятельно составить подобные определения хорошо известных ему феноменов.

У 143. «Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок».

ТКАНЬ (…) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА (газ),

РОДНИК (…) ОТМЫЧКА (ключ), ЗАЛИВ (…) ЧАСТЬ ЛИЦА (губа)

РЫБА (…) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ (скат),

ЖИВОТНОЕ (…) НЕЖНОСТЬ (ласка), СКАМЬЯ (…) МАГАЗИН (лавка)

У 144. «Составляем определения». Задание можно выполнять на слух или (для школьников) в письменном виде:

а) Блюдце – это…, масленка - …, груша- …, берлога-. ., врач-…, рано-…, сумерки-…., шептать-….., плакать-….., озеро…., зябко…, аккуратно…...

б) Лечит людей -….., овощи растут -…., самолет ведет-…...,

выше всех летает-…., быстрее всех бегает-…., выходит на охоту

ночью…......

Наши рекомендации