Лепка характера второстепенного героя
С пониманием функции, добавления цвета и объема мы приближаемся к созданию полнокровного второстепенного героя/характера. Но возможно появится необходимость добавить пару штрихов из вашего личного опыта.
Иногда это означает привнесение себя в характер. Сет Уэрнер/Seth Werner, создатель «Калифорнийских изюминок/California Raisins», говорит: «Множество людей утверждают, что в моих героях есть нечто от меня самого».
Роберт Бентон создал множество характеров для «Места в сердце» с помощью наблюдений за людьми, которых он знал: «У меня был слепой двоюродный дедушка. Я обсуждал сценарий со своими родственниками, и один из них напомнил мне о дяде Баде. Мы принялись рассказывать о нем всякие истории, и он стал основой для мистера Уилла. На примере Уилла я хотел показать очень умного человека, потерявшего зрение и выброшенного из жизни, и который на протяжении истории возвращается к жизни снова. Его жизнь – как пример интеллекта и гнева. Теперь у моего дяди остался его ум, но не осталось злости. Я хотел показать, что Уилл не похож на остальных людей, он более сложен и невротичен. Уилл дает истории контрастность и объем. В том городке не мог быть милым каждый житель. Кто-то должен был отличаться от них».
Маргарет и Ви созданы на основе двух или трех людей, которых я знал. Это были мои университетские знакомые.
Я особенно люблю характер Уэйна. Я рос на Юго-Западе, это были тридцатые и сороковые годы с модой на музыку кантри, а почти вся она рассказывает о великой страсти. Я хотел героя, одержимого страстью, и с кучей проблем, к которым нельзя отнестись как к мелочам. Город обывателей. Музыка кантри – о трагической любви в заурядной обстановке».
Второстепенные герои, как и главные, создаются с помощью деталей. Даже если они менее важные герои, они должны быть четко прорисованы.
СОЗДАНИЕ ЗЛОДЕЯ
Есть еще один тип героя, который следует обсудить. Он иногда выступает главным героем, а иногда - второстепенным. Это злодей.
Все, что было сказано до сих пор, будет полезным и для злодея. Но при его создании возникают новые проблемы.
По определению, злодей – это плохой парень, который противостоит протагонисту. Злодеи – обыкновенно антагонисты, хотя и не все антагонисты – злодеи. Антагонист может не быть злодеем, к примеру, когда он противостоит протагонисту не из скверных мотивов, а потому что этого требует история. Если главный герой хочет поступить в Гарвард, но при этом не окончил начальную школу, представители этой школы и будут антагонистами. Но они не будут злодеями. Роль же злодея всегда подразумевает именно Зло С Большой Буквы.
Носят ли злодеи черные шляпы (как в старых добрых вестернах), летают ли на реактивных самолетах, чтобы совершать корпоративные преступления, они всегда олицетворяют большую проблему на пути «хорошего парня» и везде сеют хаос.
Обычно истории, в которых есть злодей – это истории о добре и зле. Протагонист стоит на стороне добра, злодей добру противостоит. Большинство злодеев ориентированы на действие. Они воруют, убивают, ранят, оскорбляют. Многие из них похожи друг на друга. Частая тенденция для них – быть плохо мотивированными, одномерными. Причины их злых деяний редко объясняются, как будто люди творят зло лишь потому, что им это нравится.
Вполне возможно, однако, создать многомерного злодея. В зависимости от жанра истории, а также того, насколько глубокой вы хотите ее сделать, злодеи могут получиться такими же незабываемыми, как и остальные герои. Конечно, такие герои, как Капитан Блай в «Мятеже на Баунти/Mutiny on the Bounty», Сальери в «Амадеусе», или особенно многомерные злодеи в мини-сериале «Холокост/Holocaust» приходят на ум, прежде всего как отлично прорисованные злодеи.
Чтобы понять злодея, следует понять отношения между добром и злом, которые существуют в большинстве историй. Ф. Скотт Пек/F. Scott Peck в своей книге «Люди лжи/People of the Lie» определяет злодея как заколдованного Тьмой – то есть такого, который противостоит Жизни. Если следовать этому определению, положительный герой, наоборот, утверждает Жизнь. К примеру, он или она:
- пытается спасти ранчо ради семьи - «Шейн», «Место в сердце»,
- преодолевает плохое отношение - «Ничейный ребенок/Nobody's Child», «Пылающая кровать/The Burning Bed»,
- защищает чувство собственного достоинства – «Цветы лиловые полей/The Color Purple»,
- реализовывает свой потенциал - «Карате-пацан», «Сердце как колесо/Heart Like a Wheel»,
- пытается наладить контакт с другими людьми - «Человек дождя»,
- признает людьми тех, кто не похож на нас - «Билл/Bill», «Инопланетянин»,
- поощряет рост и преобразование - «Поворотный пункт/The Turning Point».
Таким образом, зло противостоит добру. Оно тиранит, ограничивает, репрессирует, унижает и так далее. Если злодей прибегает к очевидному злу – убийству, или другим формам насилия, то злодей выполняет ту же функцию в истории: действует против хорошего, против Добра.
Чем отличается подход в создании многомерного злодея? Прежде всего, необходимо спросить себя, зачем он поступает таким образом? Его мотивы могут стать понятными после исследования злодея как жертвы, или злодея как корыстного типа. В первом случае злодей проявляет себя через реакции; во втором – через действие.
Для многих злодеев причинение зла – результат негативного опыта собственной жизни. Как писатель, создающий этот тип характера, вы должны исследовать его предысторию, социальные и личные факторы, которые могли создать эту негативную характеризацию. Вы должны признать, что никто не может быть абсолютно плохим, и сгладить характер забавными моментами, а также эмоциями – злодею могут быть присущи страх, разочарование, злость, гнев, зависть. Большинство аналитиков, изучающих реальных преступников, фокусируются на точке зрения «злодей как жертва», изучая причины, по которым тихий неприметный человек начинает убивать. Особое внимание уделяется тяжелой семейной жизни, нищете и насилию, унижению человеческих чувств, одинокому образу жизни.
Если вы предпочитаете создать более активного злодея, вы можете углубить его характер исследованием бессознательных факторов, которые его мотивируют. Когда-то было сказано: «Никто не является злодеем в собственных глазах». Никто не верит в то, что он творит зло. Большинство злодеев оправдывают свои действия, считая, что цель оправдывает средства. Психика таких людей обычно обладает сильной защитой. Они не подозревают, что ими двигает бессознательное. Обычно они ведомы своей Тенью, и постоянно оправдывают свои действия.
Дон Корлеоне из «Крестного отца» в частности руководствовался любовью к своей семье. Гордон Гекко из «Уолл-стрита» допускал, что им движет алчность, но, по его мнению, алчность – хорошее слово, подразумевающее достижения, успех и амбиции.
Если вы создаете злодея, вы должны исследовать ту его цель, которая, как он считает, оправдывает средства. Что она собой представляет – жажду безопасности? Любовь к семье? Лучший мир (возможно, для одного класса или цвета кожи)? Хотя подобные мотивы могут иметь позитивные аспекты, они принимают негативную форму из-за стремления злодея навязать остальным свою систему ценностей.
Злодей может не осознавать, что творит. И потому он не оправдывает свои действия - его злодеяния являются результатом влияния бессознательного - и это он не может понимать. Насилие и унижения, исходящие от таких героев, скорее всего, будут более утонченными, но не менее эффективными. Такие злодеи отрицают свои действия и настоящие мотивы, которые могут крыться в разного рода зависимостях и злоупотреблениях. Эти герои обычно оправдываются: «Это была только порка; я бы не причинил ребенку настоящей боли», или «Я люблю свою жену, разумеется, она не может меня бояться!». Злодеи в «Ничейном ребенке» и «Пылающей кровати» не осознают негативных последствий своих поступков.
Злодеи любого типа в некотором роде страдают от нарциссизма – неспособности видеть и уважать чужую реальность. Это неспособность признавать права других людей, особенно их право быть самим собой.
УПРАЖНЕНИЕ: Вы когда-нибудь чувствовали себя угнетенным? Что для этого делал ваш обидчик? Представьте себе его реакцию, когда он оправдывается. Смогли бы вы использовать его как модель злодея в вашей истории?
РАЗБОР ПРИМЕРА: «ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ»
«Пролетая над гнездом кукушки» изначально был романом Кена Кизи. Потом Дейл Вассерман написал по его мотивам пьесу, и, наконец, роман был экранизирован в 1975-м году. Первый вариант сценария был написан самим Кеном Кизи, но он не устроил продюсеров. Новый вариант написал сначала Лоуренс Хабенн/Lawrence Haubenn, а потом и Бо Голдман/Bo Goldman.
Когда Дейл Вассерман писал пьесу, он должен был переделать второстепенных героев. Эти герои хорошо запоминаются благодаря ярким штрихам, функциональности и отношениям с главным героем, Макмерфи.
Дейл Вассерман видел каждого героя как раскрытие заданной темы. Роман Кена Кизи поднимает философский вопрос – бунтарь против общества. Идея – восставший против власти и то, что с ним происходит. Забавно, что «Человек из Ламанчи/Man of La Mancha», также написанный Вассерманом, и «Пролетая над гнездом кукушки», которые кажутся такими непохожими, рассматриваются как практически одна и та же пьеса. Каждая рассказывает о бунтаре, изгнаннике, нонконформисте. И в обоих случаях общество жаждет усмирить такого человека – или уничтожить. Вот что говорит Дейл:
«Тема пьесы – общественный стандарт и усмирение индивидуальности. Более полно тема звучит следующим образом: мы живем в обществе, которое обязано угнетать и дисциплинировать индивидуумов ради собственной защиты. Оно защищает себя от разрушений, которые несут с собой такие индивидуумы. Это защита власти – а недисциплинированные люди всегда угрожают власти.
Чтобы доказать эту точку зрения, я должен был показать отношения между угнетателями и жертвами. Все второстепенные герои - в каком-то роде жертвы. Необходимо было очень четко разграничить каждый характер, потому что толпа жертв – к примеру, в концлагере – не особо интересна. Очень важно, чтобы они не были в безликой униформе каких-нибудь войск; мне пришлось столкнуться с проблемами, чтобы нарисовать каждого как можно четче.
Каждая из жертв угнетена по-своему. Индеец жертва, потому что индейцы в США всегда жертвы. Мужчина с гомосексуальными наклонностями (Хардинг) – тоже жертва, потому что общество презирает таких людей, и он отказывается от общества. Заикающийся парень – жертва мамаши-монстра. Человек, все дни напролет изготавливающий бомбу – жертва американской армии, которая разрушила его способность жить в обществе. Человек, который кажется распятым на стене – жертва медицинского сообщества, которое экспериментирует над людьми и проводит лоботомию, чтобы добиться приемлемого поведения от непокорных. И даже сестра Рейчел – жертва стандартного и дисциплинированного общества, которое сделало из нее монстра».
Прежде чем создать этих героев, Дейл провел десять дней в психиатрической больнице.
«Одна из вещей, которую я хотел исследовать – уровень интеллекта и образования этих людей, и их способность внятно разговаривать. Я хотел понаблюдать за особенностями поведения этих людей, признанных безумными. Они такие разные. Некоторых практически не отличить от нормальных. Но их пичкают наркотиками каждый день, и их поведение меняется…
Я имел возможность понаблюдать за ними до наркотиков и после, и разница в их поведении колоссальна. После наркотиков их речь становится бесцветной. Это можно назвать полезной речью: хочу пить, есть, спать. Прежде, чем они начинают принимать наркотики, они такие дикие – и это даже увлекательно. У них такая безумная логика. Иногда я поражался способности этих людей разговаривать. Никакой заурядности, последовательности, даже грамматики…»
Дейл создал интересных героев, работая против логики их характеров:
«Совершенная логика приводит к тому, что герои разговаривают и действуют скучно. Получается обыкновенная ложь. Таким образом, я искал все нелогичное, противоречивое, неуместное в характере, потому что это было бы более искренним и откровенным, чем прямолинейность. К примеру, кто-то кичится своей брутальностью, а я очень внимательно за ним наблюдаю. И нахожу что-то такое несовместимое с его брутальностью. А потом эти несовместимые элементы полно и правдиво раскрывают характер.
Макмерфи, который кажется грубым и жестким, учит заключенных танцевать и делает это со всей возможной деликатностью. Он также цитирует поэтов. Иногда перевирает, конечно, но где-то внутри он любит поэзию. Когда я изучаю характеры, я делаю это с убеждением, что совершенная логика скучна».
Дейл также анализирует скрытые аспекты характера:
«Я ищу то, что лежит в самой основе, а потом ищу способ сделать так, чтобы зритель узнал о герое то, чего тот сам о себе не знает. Это касается людей, которые побуждаемы множеством мотивов, а на самом деле руководствуются совсем другими.
Билли Биббит не понимает, что с ним сделала его мамаша. Он защищает свою мать, которая на самом деле разрушает его жизнь. Хардинг винит себя в том, в чем он не может быть виноват – в сексуальной ориентации. Сестра Рейчел в самом деле властная и искусственно сдержанная женщина – совершенная армейская модель. Сдержанность стала причиной ее ненависти к мужчинам. Смешно, но в ней есть теплота и порядочность, и это интересные противоречия. Она действует из лучших побуждений, хотя это не отменяет факта, что она творит зло.
Есть один элемент, который я люблю подчеркнуть, потому что он удивителен. Главные герои редко это делают, а вот второстепенные – часто, и это заставляет зрителя сопереживать им. В «Пролетая над гнездом кукушки» проститутка Кэнди Старр была сюрпризом. Кто ожидал встретить очаровательную миловидную девушку в этой среде? Даже когда она приводит своих подружек – это тоже сюрприз. Не одна проститутка, а две. В конце концов, они реально прикольные девчонки».
Я спросила Дейла, с какой проблемой он сталкивался при создании второстепенных героев.
«Худшая проблема – незавершенность. Пришло время покончить с главным героем, но иногда вспомогательные и очень интересные герои остаются оборванными и незавершенными. И меня – понимает это зритель или нет – это очень огорчает. У меня были работы, когда я отчаянно хотел узнать, что будет дальше с второстепенными героями, но на это не было времени.
Также опасна обратная тенденция – слишком поверхностная характеристика второстепенного героя. В кино это зачастую необходимость, потому что вы не хотите привлекать слишком много внимания к второстепенному герою. Меня беспокоят такие случаи, потому что в идеале каждый герой должен быть интересным, и его нельзя оставлять в тупике, не завершив его линию».
ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ
Если вы создаете второстепенных героев, спросите себя: