Что игрушка расскажет о себе

В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Вам понадобится два одинаковых комплекта игрушек – одни находится в коробке, а другие расставлены по комнате так, чтобы они не бросались в глаза.

Один из детей – «рассказчик» – заглядывает в коробку и, выбрав одну игрушку, начинает рассказывать от ее лица о том, что она умеет делать, какого она цвета, формы, величины, какой у нее характер. Слушатели при этом не должны видеть ее, но могут задавать наводящие вопросы.

Выслушав рассказ, остальные дети отправляются на поиски такой же игрушки по комнате. Тот, кто найдет игрушку, о которой шла речь в рассказе, приносит ее. Рассказчик достает из коробки свою, и проверяет, ту ли игрушку нашли.

Затем рассказчиком становится победитель, делая предметом своего рассказа уже другую игрушку.

Игру можно повторять многократно, усложняя форму рассказа об игрушке: например, задавая ей жанровые рамки – веселой или грустной истории, сказки, характерного поступка или переживания. Можно также добавлять новые игрушки.

Белые медведи

Для игры вам необходимо очертить площадку размером примерно 10 х 12 м, которая будет изображать море. В стороне нужно ограничить небольшое пространство, которое будет льдиной. Выбирается один из водящих, он будет белым медведем, остальные играющие – медвежата. «Медведь» идет на «льдину», а «медвежата» бегают произвольно по площадке. «Медведь» кричит: «Иду ловить!» – бежит со «льдины» в «море» и начинает ловить «медвежат». После того как он поймает «медвежонка», он отводит его на «льдину» и ловит следующего. Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных «медвежат», а «медведь» уходит на «льдину». Настигнув кого-нибудь из своих собратьев, пара «медвежат» соединяет свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками. После этого они кричат: «Медведь, помоги!». «Медведь» подбегает и дотрагивается до пойманного. Осаленный «медвежонок» идет на «льдину». Когда на «льдине» очутятся еще двое пойманных, они также берутся за руки и начинают ловить «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все «медвежата». Последний пойманный «медвежонок» становится «медведем».

В этой игре нужно соблюдать следующие правила:

– при ловле нельзя хватать игроков и тащить их силой;

– игроки, выбежавшие за границу площадки, считаются пойманными и идут на «льдину»;

– «медвежонок», пойманный парой, может выскользнуть, пока его не осалил «медведь».

Овощи, фрукты, ягоды

Эта игра коллективная. Вам нужно попросить встать детей вкруг лицом к центру. Троим малышам следует дать по большому резиновому мячу разного цвета. Цвет каждого мяча соответствует названию ягод, фруктов и овощей. Например, красный цвет обозначает ягоды, зеленый – овощи, желтый – фрукты. По вашему сигналу мячи передаются по кругу из рук в руки. Внезапно вы произносите одно из названий растений, например «клубника». В этот момент передача мячей прекращается, а игрок, держащий в руках красный мяч, должен поднять его над головой. Затем передача мячей продолжается, и вы называете другой овощ, ягоду или фрукт. Каждый раз тот, кто перепутает цвет мяча, выходит в центр круга, затем вновь вступает в игру, а его место занимает новый проигравший.

Живая цепь

Эта игра коллективная. Вам необходимо выстроить всех участвующих в игре детей в колонну по одному, а самим стать в ее главе. Суть игры заключается в том, что вы все время, меняя направление, водите колонну за собой, имитируя движения животных и птиц. Например, вы говорите: «Идем, как гуси», – и все идут на согнутых ногах. Или: «Прыгаем, как кенгуру», – и все прыгают на двух ногах. «Идем, как медведи», – и все идут медвежьей походкой. Руководителем игры может стать любой ребенок.

Эта игра станет еще веселее, если ее проводить под музыку. По характеру музыки малыши должны определить, кто идет, и изобразить особенности движений различных зверей или птиц.

Два мороза

Эта игра проводится в группе детей. Перед началом игры вам нужно отметить линиями на противоположных сторонах площадки «дом» и «школу». Расстояние между линиями должно составлять 10–20 м. С помощью считалки выбираются два «мороза», остальные играющие – «ребята». Ребята располагаются в одну шеренгу за линией «дома», а посредине площадки, на «улице», стоят два «мороза». «Морозы» обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два мороза удалые». Затем один из них, указывая на себя, говорит: «Я мороз – красный нос». Другой мороз, также указывая на себя, говорит: «Я мороз – синий нос». После этого они вместе произносят: «Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?». Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!». Затем ребята бегут из «дома» в «школу», а «морозы» их ловят. Осаленные должны тотчас же остановиться и стоять на том месте, где их заморозил «мороз».

После этого «морозы» опять обращаются к ребятам, произнося только последнюю фразу: «Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься? – а ребята, ответив, перебегают обратно в «дом» и по дороге выручают «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них рукой. Освобожденные игроки присоединяются к остальным ребятам. «Морозы» замораживают перебегающих ребят, мешая им тем самым выручать «замороженных».

После двух перебежек выбираются новые «морозы» из непойманных, а пойманные ребята подсчитываются и отпускаются. Игра начинается снова.

В конце игры необходимо отметить детей, ни разу не попавшихся «морозам», а также лучшую пару водящих.

В этой игре необходимо соблюдать следующие правила: выбежав из дома, нельзя возвращаться обратно, а также нельзя задерживаться в «доме» – ив том и в другом случае игрок считается пойманным.

Прилипшая рука

Упражнение на развитие навыков взаимодействия. Выполняется в парах. Рука одного ребенка «прилипает» к голове другого. Голова «убегает» от руки, а рука, не отрываясь от головы, следует везде за ней. Потом наоборот, «убегает» рука. После этого в парах меняются ролями.

Жмурки

Для игры в жмурки одному из ее участников нужно завязать глаза и заставить повернуться несколько раз вокруг себя. После этого между водящим и другими игроками ведется следующий разговор:

– Кот, а кот, на чем стоишь?

– На квашне.

– Что в квашне?

– Квас.

– Лови мышей, а не нас.

Затем участники игры с криками разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот и становится жмуркой.

В этой игре нужно соблюдать следующие правила:

– если жмурка подойдет к предмету, о который можно удариться, то его нужно предупредить криком: «Огонь!», – однако это слово нельзя кричать с целью отвлечь жмурку от находящегося поблизости игрока;

– играющим нельзя прятаться за какие-либо предметы;

– играющим нельзя убегать слишком далеко;

– игроки могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках;

– поймав игрока, жмурка должен узнать его и назвать по имени, не снимая повязки. Если же он этого не сделает, то игрок считается не пойманным.

Почтальоны

В игре принимают участие 2 команды по 9 человек. Играющих нужно построить в колонны по одному или усадить на скамейки. Перед каждой командой на расстоянии 8—10 м следует положить на пол толстый лист бумаги, разделенный на клетки, в которые нужно записать окончания имен (-ня, – тя, – ша и т. д.). Еще одни лист бумаги с первой половиной названия имен заранее разрезается на части в виде открыток, которые необходимо сложить в сумки.

Первые номера команды надевают сумки на плечо и по вашему сигналу бегут к «адресату». Прибежав к бумажному листу, они вынимают открытку с первой половиной имени и приставляют ее к нужному окончанию. После этого они возвращаются назад и передают сумки вторым номерам, которые проделывают то же самое, и т. д. Побеждает та команда, которая быстрее доставит почту.

Группа, смирно!

Это коллективная игра. Вам нужно попросить встать детей в одну шеренгу. После этого вы встаете лицом к играющим и подаете команды. Игроки должны выполнять их только в том случае, если перед командой будет произнесено слово «группа». Если же оно не было произнесено, то выполнять команду не надо. Допустивший ошибку должен сделать шаг вперед и продолжить игру. Если игрок не выполняет команду с предварительным словом «группа», он также делает шаг вперед.

К концу игры самые невнимательные игроки отходят дальше других от исходного положения. Выигрывают те дети, которые были наиболее внимательны и остались в своем исходном положении.

Волшебник

Ведущий – «волшебник» – «заколдовывает» остальных участников таким образом, что теперь они могут двигаться и совершать какие-либо движения только по его команде. Сначала «волшебник» дает команды словесно и подкрепляет их действием, показывая, что нужно делать. Например, он говорит: «Повернуть голову налево!»

Потом он ограничивается только словесной командой. Действия могут усложняться, и в них могут включаться 3–4 части тела одновременно. Например: «Поднять правую ногу, левую руку и повернуть голову направо!»

Ладонь в ладонь

Упражнения делаются в парах. Дети в паре прижимают свои ладошки к ладошкам другого и таким образом, не отрывая ладошки друг от друга, двигаются по комнате, где они преодолевают различные препятствия. Это может быть стул или стол, другие движущиеся пары. При этом останавливаться нельзя. Если пара остановилась, тогда она приседает.

Более сложный вариант этого упражнения – движение пары с зажатым между лбами листком бумаги, который полностью закрывает лица. Двигаться нужно так, чтобы листок не упал.

Поменяемся местами

Дети садятся на стульях в круг, в центре которого стоит ведущий. Ведущий, называя какой-либо признак, предлагает детям, имеющим этот признак, поменяться местами. Например, меняются местами все, у кого голубые глаза (у кого есть шнурки и т. д.). Задача ведущего во время смены мест сесть на свободный стул.

Тот, кто остался без стула, становится ведущим.

Я знаю

Упражнение выполняется в паре или в группе детей.

Дети стоят друг напротив друга или в кругу и кидают мяч друг другу со словами: «Я знаю пять имен девочек… Маша… Катя… Даша… Лена…» (мальчиков, названий городов, животных и т. п.). Когда кидается мяч – произносится одно слово.

Мышеловка

Это упражнение для группы детей. Они делятся на две команды. Одна группа встает в круг, держась за руки, – «мышеловка». По хлопку ведущего руки поднимаются так, чтобы вторая команда – «мыши» – могли свободно вбегать и выбегать из круга.

По следующему хлопку ведущего руки опускаются – «мышеловка захлопывается», и «мыши» стараются выбежать. Тот, кого поймали, становится в общий круг – «мышеловку».

Робот

Один участник – «робот», другой – тот, который роботом управляет. Сначала тот, кто управляет «роботом», в комнате прячет какой-либо предмет или игрушку.

«Робот» может двигается только по указанию другого участника, который говорит, например: «Прямо: стоп!», «Влево: стоп!», «Вправо: стоп!». Согласно этим указаниям «робот» должен добраться до того места, где спрятан предмет.

Скульптор и глина

Упражнение делается в парах. Один из участников – «скульптор», который «лепит» фигуру из глины. Второй участник, соответственно, «глина». «Глина» молчит, принимает и сохраняет ту позу, выражение лица, которые создаст «скульптор». «Скульптор» «лепит» также молча.

После того как «скульптура» готова, зрители, если они есть, угадывают, что слепил «скульптор» (это может быть животное, растение, какое-либо эмоциональное состояние, настроение). После этого спрашивают у «глины», что из нее было слеплено и как она это поняла. И только после этого «скульптор» рассказывает о том, что он хотел слепить.

Можно «лепить» одно и то же (например, радость) нескольким «скульпторам» одновременно.

В итоге можно обсудить, как по-разному радость выражается у разных людей. Обязательно в парах нужно поменяться ролями.

Слепой и поводырь

Упражнение выполняется в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который сопровождает первого, с одной стороны, позволяя ему двигаться и знакомиться с окружающими предметами на ощупь самостоятельно, с другой стороны, обеспечивает его безопасность. У «слепого» завязаны глаза.

Это упражнение способствует развитию доверия друг к другу, чувства безопасности в отношениях и тактильных ощущений.

После упражнения можно обсудить с ребенком, что он чувствовал, когда был «слепым» и «поводырем», что хотелось сделать во время выполнения упражнения, как изменить ситуацию.

Пантомима

Предложите детям какие-либо сценки изобразить без слов. Например:

– встреча двух друзей;

– синхронное плавание;

– рыбак ловит рыбу;

– встреча двух черепах и т. д.

Как варианты этого упражнения могут быть игры на изображение пословиц и поговорок, животных.

Наши рекомендации