Кадастровая оценка лесных земель
Целью кадастровой оценки является определение кадастровой стоимости лесных земель для целей налогообложения.
Объектом кадастровой оценки в зависимости от уровня кадастровой оценки являются лесные земли оценочных зон, субъектов РФ, лесхозов, участков земель лесного фонда.
Кадастровая оценка лесных земель проводится по единой методике, обеспечивающей сопоставимость результатов их оценки на территории Российской Федерации, а также с оценкой других категорий земель.[1]
Методика позволяет определить кадастровую стоимость земель лесного фонда на основе расчетного рентного дохода, получаемого в результате их хозяйственного использования.
Кадастровая стоимость лесных земель определяется в три этапа:
I этап — в пределах оценочных зон и территорий субъектов РФ;
II этап — в пределах территорий лесхозов;
III этап — в пределах участков лесных земель в границах лесхозов.
В методике не рассматриваются экологические функции лесных земель.
Кадастровая оценка начинается с оценочного зонирования лесных земель. Под оценочной зоной понимаются лесные земли нескольких субъектов РФ и (или) административных районов, сходных по составу древостоя и продуктивности спелых насаждений, определяемых природными факторами. Распределение территории по оценочным зонам осуществляется в соответствии с лесотаксовыми районами.[2] Границы оценочных зон совпадают с границами субъектов РФ или административных районов, входящих в субъект.
При определении кадастровой стоимости лесных земель в расчет принимается лишь один вид лесопользования — заготовка древесины.
На момент проведения кадастровой оценки лесных земель определяются следующие показатели в расчете на 1 га лесных земель оценочной зоны и субъекта Российской Федерации:
- базовая оценочная продуктивность в натуральном и денежном выражениях;
- базовые оценочные затраты;
- цена производства древесины;
- расчетный рентный доход;
- кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость 1 га лесных земель в оценочной зоне определяется путем деления годового расчетного рентного дохода с 1 га лесных земель на коэффициент капитализации, принимаемый равным 0,02.
В таблице 7.2 приведены результаты I этапа кадастровой оценки — показатели кадастровой стоимости лесных земель в пределах территорий субъектов Российской Федерации.
Таблица 7.2
Показатели кадастровой стоимости лесных земель
в пределах территорий субъектов Российской Федерации
Код региона | Субъект РФ | Базовая кадастровая стоимость лесных земель, руб./га |
Республика Адыгея | 7 490 | |
Республика Алтай | 2 000 | |
Республика Бешкортостан | 1 140 | |
Республика Бурятия | 1 110 | |
Республика Дагестан | 7 170 | |
Республика Ингушетия | 7 490 | |
Кабардино-Балкарская Республика | 7 490 | |
Республика Калмыкия | 1 650 | |
Карачаево-Черкесская Республика | 7 490 | |
Республика Карелия | 1 660 | |
Республика Коми | 1 120 | |
Республика Марий Эл | 2 480 | |
Республика Мардовия | 3 140 | |
Республика Саха | ||
Республика Северная Осетия | 7 490 | |
Республика Татарстан | 2 410 | |
Республика Тува | 1 210 | |
Удмуртская Республика | 1 160 | |
Республика Хакасия | 1 570 | |
Чеченская Республика | 7 490 | |
Чувашская Республика | 3 080 | |
Алтайский край | 1 870 | |
Краснодарский край | 7 170 | |
Красноярский край | 1 270 | |
Приморский край | 3 260 | |
Ставропольский край | 5 740 | |
Хабаровский край | 1 000 | |
Амурская область | ||
Архангельская область | 1 430 | |
Астраханская область | 1 650 | |
Белгородская область | 3 940 | |
Брянская область | 4 400 | |
Владимирская область | 2 560 | |
Волгоградская область | 2 310 | |
Вологодская область | 1 960 | |
Воронежская область | 3 270 | |
Ивановская область | 1 960 | |
Иркутская область | 1 150 | |
Калининградская область | 3 720 | |
Калужская область | 4 580 | |
Камчатская область | ||
Кемеровская область | 1 560 | |
Кировская область | 1 700 | |
Костромская область | 1 940 | |
Курганская бласть | 1 200 | |
Курская область | 4 630 | |
Ленинградская область | 2 060 | |
Липецкая область | 4 730 | |
Магаданская область | ||
Московская область | 4 310 | |
Мурманская область | 1 290 | |
Нижегородская область | 2 260 | |
Новгородская область | 2 200 | |
Новосибирская область | 1 440 | |
Омская область | ||
Оренбургская область | 2 070 | |
Орловская область | 4 870 | |
Пензенская область | 3 140 | |
Пермская область | ||
Псковская область | 2 730 | |
Ростовская область | 2 270 | |
Рязанская область | 3 790 | |
Самарская область | 3 090 | |
Саратовская область | 3 460 | |
Сахалинская область | 1 630 | |
Свердловская область | 1 150 | |
Смоленская область | 3 650 | |
Тамбовская область | 3 970 | |
Тверская область | 2 730 | |
Томская область | 1 120 | |
Тульская область | 4 840 | |
Тюменская область | ||
Ульяновская область | 3 150 | |
Челябинская область | 1 360 | |
Читинская область | 1 010 | |
Ярославская область | 2 210 | |
Еврейская АО | 1 000 | |
Агинский Бурятский автономный округ | ||
Коми-Пермятский АО | ||
Корякский АО | ||
Ненецкий АО | ||
Таймырский АО | ||
Усть-Ордынский Бурятский АО | 1 150 | |
Ханты-Мансийский АО | ||
Чукотский АО | ||
Эвенкийский АО | ||
Ямало-Ненецкий АО |
Источник: Приказ Федеральной службы земельного кадастра России № 42 от 12 марта 2003 г. «О кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий и лесных земель в пределах территорий субъектов Российской Федерации».
Заключение
Земля выступает основой жизни и деятельности человеческого общества. Она является сложным и специфическим объектом оценки, что обусловлено особенностями земли, такими как неподвижность, уникальность, многофункциональность, ограниченность предложения, а также необходимостью учета при оценке многих других факторов. В России земля — один из наиболее сложных объектов оценки в составе недвижимости, также и из-за низкой степени развития земельного рынка и неразработанности земельного законодательства.
Теоретическим фундаментом процесса оценки служит система оценочных принципов, на которых основывается расчет стоимости земельного участка. Принципы оценки земельных участков формируют исходные взгляды субъектов рынка на величину стоимости земли. Использование тех или иных принципов оценки зависит от конкретной ситуации, складывающейся на момент оценки. Принципы оценки земельных участков тесно взаимосвязаны и в зависимости от используемого метода оценки могут играть основную или вспомогательную роль. Они представляют собой теоретическую основу оценки стоимости земельных участков, на которых базируются три фундаментальных подхода к оценке — доходный, сравнительный и затратный.
В стратегии рыночных преобразований, происходящих на всей территории России, институт оценки земли должен занять одно из важнейших мест. Обоснование научных принципов и практических методов оценки рыночной и кадастровой стоимости необходимо для эффективного развития отношений по использованию земли:
- как основы жизни, деятельности и благосостояния народов России;
- как важнейшего природного ресурса, необходимого для развития всех отраслей народного хозяйства;
- как пространственного базиса под городскую застройку;
- как кладовой месторождений;
- как объекта налогообложения.
В данном электронном учебнике были рассмотрены различные подходы, используемые для решения проблем, с которыми приходится сталкиваться оценщикам, риэлторам и аналитикам рынка недвижимости при оценке стоимости земельных участков. Эти проблемы могут возникнуть при различных ситуациях, например, когда земля ожидает своего эффективного собственника, арендатор ищет определенный земельный участок, инвестор хочет создать необходимое ему сочетание земли и строений или когда покупатель подбирает землю, обладающую значительным потенциалом увеличения стоимости.