Понятие и система государственного контроля хозяйственной деятельности
Субъекты хозяйствования имеют право без ограничений осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую законодательству.
Согласно принципу законности все участники хозяйственных отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Неукоснительное соблюдение этого принципа субъектами хозяйствования обеспечивается системой государственного контроля. Государственное регулирование хозяйственной деятельности без государственного контроля было бы неэффективным.
Государственный контроль хозяйственной деятельности – это мероприятия государства в лице его органов (должностных лиц) по наблюдению за организацией, осуществлением и прекращением хозяйственной деятельности с целью выявления нарушений законодательства и принятия предусмотренных законодательством мер в отношении нарушителей.
Данный вид контроля осуществляется в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 (в ред. от 16.10.2017 № 376) «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», которым утверждено «Положение о порядке организации и проведения проверок»; перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности; критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.
Государственный контроль (надзор) осуществляется в формах:
-выборочных проверок;
-внеплановых проверок;
-мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;
-мер профилактического и предупредительного характера,.
Контролирующий (надзорный) орган вправе проводить проверку, если этот орган включен в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности
Под проверкой понимается форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий.
Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:
- презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;
- законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;
- открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем обязательного размещения их текстов на сайтах государственных органов и иных организаций;
- равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;
- открытости информации о включении проверяемых субъектов в план выборочных проверок на предстоящий период;
- ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора);
- предупреждения совершения правонарушений.
Основными задачами контролирующих органов являются:
• обеспечение контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подведомственными организациями;
• своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства;
• принятие мер по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования имущества подведомственных организаций;
• выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций.
Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.
Проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.
Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с субъектами, подлежащими контролю (надзору), в том числе путем:
- проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
- проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
- информирования субъектов (включая использование средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
- проведения семинаров, круглых столов и другого.
Общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных иными законодательными актами.
Осуществление общественного контроля в форме проведения проверок другими организациями, а также физическими лицами запрещается.
Запрещено проведение проверок в течение двух лет со дня:
- государственной регистрации – организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;
- присвоения учетного номера плательщика – обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);
- создания – представительств иностранных организаций;
- ввода в эксплуатацию объекта строительства – в части деятельности проверяемого субъекта в отношении этого объекта;
- первоначальной выдачи свидетельства о регистрации – лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;
- первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.
По истечении вышеуказанного срока в отношении проверяемого субъекта может быть проведена проверка при ее включении в план выборочных проверок.
Выборочная проверка назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).
Внеплановые тематические оперативные проверки проводятся в пределах компетенции органами Комитета государственного контроля, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам, Государственным комитетом по стандартизации и их территориальными органами, Национальным банком, Министерством здравоохранения, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, Министерством антимонопольного регулирования и торговли.
Проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в том числе в ходе совместной проверки, не допускается.
Проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет (проверка соблюдения налогового законодательства – за период, не превышающий пяти календарных лет), предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.
Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается. Совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа грубых нарушений требований к порядку организации и проведения проверок, установленных нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь влечет их привлечение к установленной законодательными актами ответственности.