II. Социальное развитие коренных малочисленных
Народов Севера
2.1. Образование и наука
На территории автономного округа обеспечение развития образовательного потенциала населения и совершенствование системы образования в соответствии с социальным спросом граждан, общества и рынка труда на качественное образование проводится в рамках реализации мероприятий государственной программы автономного округа «Развитие образования на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1132-П.
В образовательных организациях региона обучается 9 827 школьников из числа коренных малочисленных народов Севера, или 13,87% (от 70 828 школьников), и воспитывается 3 410 детей дошкольного возраста из числа из числа коренных малочисленных народов Севера, или 9% (от 37 691 воспитанников).
Сеть из 27 образовательных организаций включает: 18 школ-интернатов, 6 пришкольных интернатов, 2 санаторные школы, 1 коррекционная школа-интернат.
Приняты программы развития школ-интернатов автономного округа на 2013 – 2020 годы с учетом социокультурных особенностей раскрытия талантов и способностей детей, проживающих с родителями в тундре, в целях их преобразования в своеобразные центры этнокультурного образования, охватывающие все территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
В рамках мероприятия «Реализация программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования» на основе современных научных подходов и образовательных технологий совершенствуется учебно-методическое обеспечение преподавания родных языков.
В последние годы стало наиболее актуальным оказание образовательных услуг в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, в том числе в местах кочевий, без отрыва детей от родителей (законных представителей), ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера.
Дошкольное образование в местах кочевий организовано через открытие групп кратковременного пребывания детей, групп выходного дня, консультационных групп, мобильных сезонных площадок и другие формы: в 2016 году 259 детей охвачено дошкольным образованием, из них 210 детей посещали группы кратковременного пребывания детей, 6 – группы выходного дня, 21 – консультационную группу, 12 – мобильную сезонную площадку, 10 – каникулярную школу.
Изучение родных языков проводится в рамках внеклассной и внеурочной работы через организацию работы кружков, классных часов, дней национальной письменности, недель национальных культур, выставок декоративно-прикладного творчества, постановок национальных обрядов, встреч с представителями своего народа, выступлений фольклорных коллективов.
Реализуется комплекс мер, направленный на повышение уровня образования коренных малочисленных народов Севера.
Так, в целях обеспечения государственной поддержки обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера, получающих профессиональное образование по очной форме обучения в колледжах автономного округа, осуществляется выплата государственных академических стипендий и государственных социальных стипендий.
Предоставляется целевая образовательная субсидия для получения (по очной форме обучения) высшего образования в образовательных организациях Российской Федерации по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры по приоритетным для автономного округа отраслям экономики.
На Ямале реализуется социальная поддержка граждан из числа коренных малочисленных народов Севера автономного округа в части оказания материальной помощи аспирантам, возмещения расходов на получение первого высшего образования по заочной форме обучения. Для студентов из числа малоимущих семей коренных малочисленных народов Севера, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, также предусмотрены выплаты дополнительных социальных стипендий и оплаты проживания в общежитиях (возмещения расходов по найму жилого помещения).
Получение хорошего образования является важной составляющей успешности гражданина, желающего реализовать свой потенциал. Однако в целом отмечается невысокий уровень образования большинства представителей коренных малочисленных народов Севера. Зачастую представители коренных народов заканчивают 9 классов, при этом качество полученных знаний не позволяет конкурировать при поступлении в средние специальные учебные заведения.
Сложившуюся ситуацию предлагается кардинально менять путем реализации дополнительных мероприятий в области образования, начиная с раннего (дошкольного) возраста, чтобы вырастить конкурентоспособное поколение, способное не только пасти оленей и ловить рыбу, но и грамотно управлять бизнесом, руководить организациями, осуществлять деятельность в органах власти.
Такими мероприятиями могут стать:
- обеспечение доступности и равных возможностей в получении полноценного образования детьми в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в том числе в местах кочевий;
- организация профориентационной работы в общеобразовательных организациях, контроль трудоустройства выпускников образовательных организаций;
- организация подготовки и переподготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера, в том числе посредством заключения целевых договоров, предоставления гарантий при трудоустройстве;
- содействие лицам из числа коренных малочисленных народов Севера в получении высшего профессионального образования по специальностям, востребованным на рынке труда;
- организация стажировки выпускников среднего профессионального и высшего образования с привлечением наставников;
- разработка карьерной стратегии для выпускников школ-интернатов;
- разработка плана мероприятий по социализации и профессиональной ориентации молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера.
Отдельное внимание следует уделить вопросам:
- совершенствования в системе образования автономного округа национального регионального компонента, учитывающего национальные, психологические особенности детей, детей, не умеющих разговаривать на русском языке (увеличение учебных часов изучения национального языка, традиций и культуры народов Севера);
- обеспечения мероприятий по организованному сбору учеников из мест кочевий до мест учёбы в школах-интернатах и доставке обратно к месту проживания родителей с учётом особенностей муниципальных образований;
- организации взаимодействия учителей и родителей школьников по вопросам воспитания, обучения ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
- организации на системной основе трудового воспитания обучающихся в школах-интернатах;
- введения в программу дополнительного образования практических занятий, необходимых для ведения хозяйства: основ права, основ бухгалтерии и ведения предпринимательской деятельности.
Достичь устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера невозможно без научного обеспечения и проведения научных исследований.
Долгосрочные научные исследования жизни коренных малочисленных народов Севера при интенсивном форсированном промышленном освоении природных ресурсов в местах их традиционного проживания очень важны.
Отмечается потребность в научном изучении тем, связанных с образованием, здравоохранением, культурой, традиционными промыслами народов Севера, их образом жизни, в том числе по:
- профилактике и лечению болезней оленей (сибирская язва, бруцеллёз, некробактериоз, простудные и легочные болезни телят);
- рекультивации естественных эрозий тундры;
- изучению возможности доместикации в кормлении оленей;
- восстановлению и стимулированию роста ягеля с помощью биостимуляторов и влагоудерживающих полимеров (лихенология);
- получению лекарственных препаратов из растений, произрастающих на территории автономного округа, для профилактики и лечения животных, людей;
- выявлению и всестороннему исследованию священных, культовых мест коренных малочисленных народов Севера.
Для реализации вышеуказанных мероприятий необходимо обратить внимание на подготовку собственных научных кадров из числа коренных малочисленных народов Севера.
2.2. Здравоохранение
Реализация комплекса мер в сфере здравоохранения осуществляется программно-целевым методом путем реализации государственной программы автономного округа «Развитие здравоохранения на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1142-П.
Законом автономного округа от 10 января 2007 года № 12-ЗАО «О здравоохранении в Ямало-Ненецком автономном округе» установлены меры социальной поддержки в сфере охраны здоровья лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, реализуемые на территории автономного округа, в числе которых обеспечение бесплатными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении по рецептам врачей, льготной зубопротезной помощью, обеспечение новорожденных из числа коренных малочисленных народов Севера детским приданым при выписке из родильного дома, обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет, а также внеочередное оказание медицинской помощи, в том числе специализированной.
Населению автономного округа медицинскую помощь оказывают работники 15 фельдшерско-акушерских и 8 фельдшерских пунктов, 14 врачебных амбулаторий, 14 участковых больниц, 1 районной больницы, 7 центральных районных больниц, 5 городских больниц, 2 центральных городских больниц, 1 окружной клинической больницы, 4 станций скорой медицинской помощи, 5 диспансеров, 3 городских стоматологических поликлиник.
Для оказания первичной, в том числе первичной специализированной, медико-санитарной помощи сельским жителям труднодоступных территорий на базе 9 медицинских организаций, подведомственных департаменту здравоохранения автономного округа (далее – медицинские организации), создано 12 мобильных медицинских бригад, оснащенных необходимым медицинским оборудованием (передвижным флюорографом, электрокардиографом; портативным монитором; портативным стоматологическим кабинетом; набором для лор-врача; укладкой клинического лаборанта; переносным УЗИ-аппаратом; стерилизатором), лекарственными препаратами, перевязочным материалом и медицинскими изделиями.
За 2016 год было осуществлено 750 выездов мобильных бригад, в ходе которых обслужено 56,6 тысячи пациентов, что на 32,8% больше чем в 2015 году.
За 9 месяцев 2017 года проведено 330 выездов мобильных бригад, обслужено 43,5 тысячи пациентов; медицинская эвакуация осуществлена 3,4 тысячи пациентов.
Организована реэвакуация 1,5 тысячи коренных малочисленных народов Севера к месту проживания в автономном округе после выписки из медицинских организаций.
В целях улучшения медицинского обслуживания кочующего населения ведется работа по составлению медицинских маршрутных карт кочевых семей, содержащих сведения о составе семьи, маршруте передвижения в летнее и зимнее время, телефоны и адреса родственников, проживающих в поселках. Семьям сообщают номера телефонов больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. Особое внимание оказывается семьям оленеводов, в которых есть дети в возрасте до одного года или беременные женщины.
Показатель младенческой смертности в целом по автономному округу за последние годы несколько снизился, в то же время он остается достаточно высоким в сельской местности. За 2016 год значение показателя младенческой смертности снизилось почти на 24% относительно 2015 года и составило 5,4 на 1000 родившихся живыми, что сравнимо с уровнем лидирующих субъектов Российской Федерации (за 2015 год – 7,1 на 1000 родившихся живыми).
Возрождается работа по формированию здорового образа жизни. Во время проведения традиционных праздников коренных малочисленных народов Севера для жителей сельской местности и кочующего населения автономного округа проводятся групповые профилактические консультации (лекции, семинары, тренинги по вопросам профилактики заболеваний и пропаганды здорового образа жизни).
В 2017 году разработан комплекс профилактических мероприятий по предупреждению алкогольной зависимости среди поселковых жителей, представителей коренных малочисленных народов Севера на 2017 – 2018 годы.
За 9 месяцев 2017 года по профилактике алкоголизма организовано и проведено 27 акций с участием 11,4 тысячи человек, в том числе 354 несовершеннолетних, выпущено в эфир 67 телевизионных и радио- программ, выпущено 25 тысяч экземпляров памяток, брошюр, буклетов и листовок, широко используются интернет-ресурсы, социальные сети.
Введено ограничение времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории автономного округа (не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 22:00 до 10:00 часов).
В рамках профилактических мероприятий выработан комплекс мероприятий с целью предотвращения распространения ВИЧ-инфекции, парентеральных вирусных гепатитов «В» и «С», инфекций, передающихся половым путём, по повышению грамотности по профилактике ВИЧ-инфекции среди коренных жителей Ямала.
Отмечается, что нерешенными вопросами либо вопросами, требующими дополнительной проработки в условиях критических, природно-климатических условиях жизни коренных малочисленных народов Севера автономного округа, остаются следующие:
- проведение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого и детского населения, укрепление здоровья коренных малочисленных народов Севера и совершенствование системы здравоохранения в районах их компактного проживания;
- проведение мероприятий по снижению высокого уровня заболеваемости в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
- проведение мероприятий по снижению уровня младенческой смертности населения, проживающего в сельских территориях;
- обеспечение доступности и качества медицинской помощи лицам из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающим в труднодоступных, отдаленных местностях и (или) ведущим традиционный образ жизни;
- развитие санитарно-авиационной эвакуации и обеспечение деятельности мобильных бригад;
- проведение мероприятий по обеспечению оленеводов и рыбаков возможностью обращения в медицинские организации;
- разработка и создание учебной программы по обучению граждан для оказания первой помощи в условиях тундры;
- проведение мероприятий по активизации работы фельдшеров с разъездным характером работы в труднодоступные места проживания лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера;
- необходимость предусматривать ежегодные материальные и финансовые затраты на содержание фельдшерско-акушерских пунктов с целью обеспечения максимального охвата медицинской помощью жителей тундры;
- проведение информационно-разъяснительной работы по повышению медико-санитарной грамотности и расширению пропаганды здорового образа жизни среди коренных малочисленных народов Севера, включая выпуск брошюр по оказанию неотложной помощи в условиях тундры (на родных языках).
2.3. Жилье
В автономном округе в рамках государственной программы автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1099-П, предусмотрена реализация мероприятий, направленных на выполнение законодательно определенных обязательств по обеспечению жильем коренных малочисленных народов Севера (Закон автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе»).
Улучшение жилищных условий граждан из числа коренных малочисленных народов Севера осуществляется путем:
- приобретения жилых помещений в собственность автономного округа для предоставления на условиях социального найма гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера;
- предоставления социальных выплат на приобретение жилья гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера.
Граждане из числа коренных малочисленных народов Севера также имеют возможность улучшить свои жилищные условия на общих основаниях, в том числе при участии в мероприятиях, предусмотренных для многодетных семей, инвалидов, детей-сирот.
В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности на учете в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, состоят 9206 семей, в качестве лиц из числа коренных малочисленных народов Севера – 4571 семья, в том числе 1202 семьи, ведущие традиционный образ жизни (или 26,3% от числа семей коренных малочисленных народов Севера автономного округа).
Следует отметить, что реальная нуждаемость в жилье семей из числа граждан, ведущих традиционный образ жизни, значительно выше, что обусловлено редким и краткосрочным посещением тундровиками населенных пунктов, сложностью сбора документов.
В ходе обсуждения предложений, поступивших при формировании настоящей Народной программы, выявлены наиболее уязвимые категории граждан из числа коренных малочисленных народов Севера и определены как «первоочередная категория»:
- граждане пенсионного возраста от 60 лет и старше;
- инвалиды, которые до наступления инвалидности вели традиционный образ жизни;
- ветераны автономного округа.
Отработав оленеводами, рыбаками, охотниками, эти люди в подавляющем большинстве не имеют на сегодняшний день какого-либо жилья в населенных пунктах и не подпадают под действие государственных программ обеспечения жильем. По состоянию на 01 июня 2017 года численность указанных категорий граждан составила 652 семьи.
Отдельной категорией граждан, испытывающих проблемы в улучшении своих жилищных условий, являются и молодые специалисты из числа коренных малочисленных народов Севера, вышедшие из семей коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни.
В целях комплексного решения проблемы обеспечения коренных малочисленных народов Севера автономного округа жилыми помещениями необходимо рассмотреть вопросы:
- о совершенствовании механизмов обеспечения жильем социально незащищенных граждан из числа коренных малочисленных народов Севера автономного округа (малоимущие, инвалиды, пенсионеры, молодежь), нуждающихся в государственной поддержке;
- об увеличении объемов финансирования действующих мероприятий на обеспечение жильем коренных малочисленных народов Севера автономного округа;
- об увеличении объемов строительства жилья, в том числе в сельской местности.
2.4. Социальное обслуживание и социальная защита
В рамках государственной программы автономного округа «Социальная поддержка граждан и охрана труда на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1128-П, предусмотрено оказание мер социальной поддержки в том числе коренным малочисленным народам Севера.
Статьей 18-3 Закона автономного округа от 03 ноября 2006 года № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее – Закон № 62-ЗАО) предусмотрено оказание мер социальной поддержки лицам из числа коренных малочисленных народов Севера в автономном округе,иным лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам Севера в автономном округе, постоянно проживающим на территории автономного округа, в виде ежемесячных пособий.
Размеры ежемесячных пособий вышеуказанным лицам установлены постановлением Правительства автономного округа от 15 января 2014 года № 2-П «Об установлении размеров ежемесячных пособий лицам из числа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе и иным лицам, осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность»:
- лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, связанный с традиционной хозяйственной деятельностью на территории автономного округа, – 3000 рублей;
- лицам, не ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, осуществляющим трудовую деятельность в организациях или малых формах хозяйствования, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности на территории автономного округа, за исключением трудовой деятельности, связанной с организационно-распорядительными, административно-хозяйственными, обеспечивающими функциями, – 600 рублей.
Статьями 9, 18 Закона № 62-ЗАО ветеранам автономного округа из числа оленеводов (чумработниц), рыбаков, охотников (женщин, проработавших 20 и более календарных лет, и мужчин, проработавших 25 и более календарных лет, на территории автономного округа) вне зависимости от возраста, факта назначения пенсии и прекращения трудовой деятельности предусмотрено предоставление компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона автономного округа от 14 октября 2002 года № 47-ЗАО «О ежемесячном дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Ямало-Ненецким автономным округом» гражданам, проработавшим на территории автономного округа в качестве оленеводов, рыбаков, охотников не менее 15 календарных лет, при наличии определенных наград, получении пенсии, прекращения оплачиваемой работы назначается дополнительное материальное обеспечение.
Между тем, совершенствование мер социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера относится к приоритетным направлениям проводимой региональной политики.
В трех государственных центрах социального обслуживания населения автономного округа (в Пуровском, Приуральском и Тазовском районах) предоставляются услуги социальных гостиниц для временного проживания лиц из числа коренных народов Севера, при этом существует необходимость создания социальных гостиниц во всех муниципальных образованиях в автономном округе исключительно в статусе негосударственных организаций.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» к числу поставщиков социальных услуг помимо государственных организаций могут относиться и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
В целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 03 декабря 2015 года проводится активная работа по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, исходя из целесообразности доведения им до 10% средств, предусмотренных на организацию социального обслуживания в регионе. В этих условиях существует необходимость стимулирования процессов создания социальных гостиниц во всех муниципальных образованиях в автономном округе.
Для самих граждан данное проживание в объемах стандартов социальных услуг будет бесплатным. Понесенные расходы негосударственных организаций будут компенсироваться за счет средств окружного бюджета.