Об утверждении Народной программы коренных малочисленных
Об утверждении Народной программы коренных малочисленных
Народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе
В целях совершенствования системы обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить прилагаемую Народную программу коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – Народная программа).
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа учитывать положения Народной программы при формировании:
Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года;
комплексной программы устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018 – 2020 годы.
3. Рекомендовать главам (главам местных администраций) муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе учитывать положения Народной программы при формировании:
стратегий социально-экономического развития муниципальных образований;
муниципальных программ.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Губернатора
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 28 декабря 2017 года № 132-ПГ
НАРОДНАЯ ПРОГРАММА
коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком
автономном округе
Народная программа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе сформирована по инициативе Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Народная программа, коренные малочисленные народы Севера, автономный округ, Ямал) на основании предложений населения автономного округа.
Народная программа направлена на консолидацию действий органов государственной власти, местного самоуправления, коренных малочисленных народов Севера, носит долгосрочный характер.
Цель Народной программы – создание условий для формирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, которое предполагает укрепление социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера на основе целевой поддержки Правительства автономного округа и мобилизации внутренних ресурсов самих народов в интересах нынешнего и будущих поколений.
Задачи Народной программы определены структурой Народной программы, которая отражает ключевые проблемные аспекты, волнующие население и требующие решения.
Основные группы коренных малочисленных народов Севера, проживающих в автономном округе, – ненцы, ханты и селькупы.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность коренных северян в автономном округе составила 41 249 тысяч человек (ненцы – 29 772 человека (72%), ханты – 9 489 человек (23%), селькупы – 1 988 человек (5%)) или 8% от населения автономного округа (16 % от общей численности коренных народов, проживающих в России).
В период с 2002 года численность коренных малочисленных народов Севера увеличилась более чем на 4 тысячи человек (11,5%). Причем увеличение произошло за счет естественного прироста, что является объективным критерием положительной тенденции в социально-экономическом положении коренных малочисленных народов Севера.
Актуальность решения проблем в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, их прав и законных интересов, сохранения самобытной культуры, языка и традиций обоснована общим направлением государственной политики и является одним из важнейших условий социально-экономического развития региона, что находит свое отражение в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666, Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 года № 132-р, и Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера автономного округа, утверждённой постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 09 декабря 2009 года № 1996.
Региональная национальная политика в отношении коренных малочисленных народов Севера реализуется в рамках 14 государственных программ автономного округа.
Несмотря на проведение в автономном округе достаточно успешного комплекса мероприятий в отношении коренных малочисленных народов Севера, направленных на повышение качества и стандартов жизни коренных малочисленных народов Севера, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни, населением автономного округа отмечаются проблемы, требующие дополнительного решения, принятия мер по их урегулированию посредством совершенствования законодательства и правоприменительной деятельности, модернизации государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса, в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, занятости, экологии, строительства и жилищной политики.
Народов Севера
2.1. Образование и наука
На территории автономного округа обеспечение развития образовательного потенциала населения и совершенствование системы образования в соответствии с социальным спросом граждан, общества и рынка труда на качественное образование проводится в рамках реализации мероприятий государственной программы автономного округа «Развитие образования на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1132-П.
В образовательных организациях региона обучается 9 827 школьников из числа коренных малочисленных народов Севера, или 13,87% (от 70 828 школьников), и воспитывается 3 410 детей дошкольного возраста из числа из числа коренных малочисленных народов Севера, или 9% (от 37 691 воспитанников).
Сеть из 27 образовательных организаций включает: 18 школ-интернатов, 6 пришкольных интернатов, 2 санаторные школы, 1 коррекционная школа-интернат.
Приняты программы развития школ-интернатов автономного округа на 2013 – 2020 годы с учетом социокультурных особенностей раскрытия талантов и способностей детей, проживающих с родителями в тундре, в целях их преобразования в своеобразные центры этнокультурного образования, охватывающие все территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
В рамках мероприятия «Реализация программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования» на основе современных научных подходов и образовательных технологий совершенствуется учебно-методическое обеспечение преподавания родных языков.
В последние годы стало наиболее актуальным оказание образовательных услуг в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, в том числе в местах кочевий, без отрыва детей от родителей (законных представителей), ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера.
Дошкольное образование в местах кочевий организовано через открытие групп кратковременного пребывания детей, групп выходного дня, консультационных групп, мобильных сезонных площадок и другие формы: в 2016 году 259 детей охвачено дошкольным образованием, из них 210 детей посещали группы кратковременного пребывания детей, 6 – группы выходного дня, 21 – консультационную группу, 12 – мобильную сезонную площадку, 10 – каникулярную школу.
Изучение родных языков проводится в рамках внеклассной и внеурочной работы через организацию работы кружков, классных часов, дней национальной письменности, недель национальных культур, выставок декоративно-прикладного творчества, постановок национальных обрядов, встреч с представителями своего народа, выступлений фольклорных коллективов.
Реализуется комплекс мер, направленный на повышение уровня образования коренных малочисленных народов Севера.
Так, в целях обеспечения государственной поддержки обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера, получающих профессиональное образование по очной форме обучения в колледжах автономного округа, осуществляется выплата государственных академических стипендий и государственных социальных стипендий.
Предоставляется целевая образовательная субсидия для получения (по очной форме обучения) высшего образования в образовательных организациях Российской Федерации по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры по приоритетным для автономного округа отраслям экономики.
На Ямале реализуется социальная поддержка граждан из числа коренных малочисленных народов Севера автономного округа в части оказания материальной помощи аспирантам, возмещения расходов на получение первого высшего образования по заочной форме обучения. Для студентов из числа малоимущих семей коренных малочисленных народов Севера, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, также предусмотрены выплаты дополнительных социальных стипендий и оплаты проживания в общежитиях (возмещения расходов по найму жилого помещения).
Получение хорошего образования является важной составляющей успешности гражданина, желающего реализовать свой потенциал. Однако в целом отмечается невысокий уровень образования большинства представителей коренных малочисленных народов Севера. Зачастую представители коренных народов заканчивают 9 классов, при этом качество полученных знаний не позволяет конкурировать при поступлении в средние специальные учебные заведения.
Сложившуюся ситуацию предлагается кардинально менять путем реализации дополнительных мероприятий в области образования, начиная с раннего (дошкольного) возраста, чтобы вырастить конкурентоспособное поколение, способное не только пасти оленей и ловить рыбу, но и грамотно управлять бизнесом, руководить организациями, осуществлять деятельность в органах власти.
Такими мероприятиями могут стать:
- обеспечение доступности и равных возможностей в получении полноценного образования детьми в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в том числе в местах кочевий;
- организация профориентационной работы в общеобразовательных организациях, контроль трудоустройства выпускников образовательных организаций;
- организация подготовки и переподготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера, в том числе посредством заключения целевых договоров, предоставления гарантий при трудоустройстве;
- содействие лицам из числа коренных малочисленных народов Севера в получении высшего профессионального образования по специальностям, востребованным на рынке труда;
- организация стажировки выпускников среднего профессионального и высшего образования с привлечением наставников;
- разработка карьерной стратегии для выпускников школ-интернатов;
- разработка плана мероприятий по социализации и профессиональной ориентации молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера.
Отдельное внимание следует уделить вопросам:
- совершенствования в системе образования автономного округа национального регионального компонента, учитывающего национальные, психологические особенности детей, детей, не умеющих разговаривать на русском языке (увеличение учебных часов изучения национального языка, традиций и культуры народов Севера);
- обеспечения мероприятий по организованному сбору учеников из мест кочевий до мест учёбы в школах-интернатах и доставке обратно к месту проживания родителей с учётом особенностей муниципальных образований;
- организации взаимодействия учителей и родителей школьников по вопросам воспитания, обучения ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
- организации на системной основе трудового воспитания обучающихся в школах-интернатах;
- введения в программу дополнительного образования практических занятий, необходимых для ведения хозяйства: основ права, основ бухгалтерии и ведения предпринимательской деятельности.
Достичь устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера невозможно без научного обеспечения и проведения научных исследований.
Долгосрочные научные исследования жизни коренных малочисленных народов Севера при интенсивном форсированном промышленном освоении природных ресурсов в местах их традиционного проживания очень важны.
Отмечается потребность в научном изучении тем, связанных с образованием, здравоохранением, культурой, традиционными промыслами народов Севера, их образом жизни, в том числе по:
- профилактике и лечению болезней оленей (сибирская язва, бруцеллёз, некробактериоз, простудные и легочные болезни телят);
- рекультивации естественных эрозий тундры;
- изучению возможности доместикации в кормлении оленей;
- восстановлению и стимулированию роста ягеля с помощью биостимуляторов и влагоудерживающих полимеров (лихенология);
- получению лекарственных препаратов из растений, произрастающих на территории автономного округа, для профилактики и лечения животных, людей;
- выявлению и всестороннему исследованию священных, культовых мест коренных малочисленных народов Севера.
Для реализации вышеуказанных мероприятий необходимо обратить внимание на подготовку собственных научных кадров из числа коренных малочисленных народов Севера.
2.2. Здравоохранение
Реализация комплекса мер в сфере здравоохранения осуществляется программно-целевым методом путем реализации государственной программы автономного округа «Развитие здравоохранения на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1142-П.
Законом автономного округа от 10 января 2007 года № 12-ЗАО «О здравоохранении в Ямало-Ненецком автономном округе» установлены меры социальной поддержки в сфере охраны здоровья лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, реализуемые на территории автономного округа, в числе которых обеспечение бесплатными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении по рецептам врачей, льготной зубопротезной помощью, обеспечение новорожденных из числа коренных малочисленных народов Севера детским приданым при выписке из родильного дома, обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет, а также внеочередное оказание медицинской помощи, в том числе специализированной.
Населению автономного округа медицинскую помощь оказывают работники 15 фельдшерско-акушерских и 8 фельдшерских пунктов, 14 врачебных амбулаторий, 14 участковых больниц, 1 районной больницы, 7 центральных районных больниц, 5 городских больниц, 2 центральных городских больниц, 1 окружной клинической больницы, 4 станций скорой медицинской помощи, 5 диспансеров, 3 городских стоматологических поликлиник.
Для оказания первичной, в том числе первичной специализированной, медико-санитарной помощи сельским жителям труднодоступных территорий на базе 9 медицинских организаций, подведомственных департаменту здравоохранения автономного округа (далее – медицинские организации), создано 12 мобильных медицинских бригад, оснащенных необходимым медицинским оборудованием (передвижным флюорографом, электрокардиографом; портативным монитором; портативным стоматологическим кабинетом; набором для лор-врача; укладкой клинического лаборанта; переносным УЗИ-аппаратом; стерилизатором), лекарственными препаратами, перевязочным материалом и медицинскими изделиями.
За 2016 год было осуществлено 750 выездов мобильных бригад, в ходе которых обслужено 56,6 тысячи пациентов, что на 32,8% больше чем в 2015 году.
За 9 месяцев 2017 года проведено 330 выездов мобильных бригад, обслужено 43,5 тысячи пациентов; медицинская эвакуация осуществлена 3,4 тысячи пациентов.
Организована реэвакуация 1,5 тысячи коренных малочисленных народов Севера к месту проживания в автономном округе после выписки из медицинских организаций.
В целях улучшения медицинского обслуживания кочующего населения ведется работа по составлению медицинских маршрутных карт кочевых семей, содержащих сведения о составе семьи, маршруте передвижения в летнее и зимнее время, телефоны и адреса родственников, проживающих в поселках. Семьям сообщают номера телефонов больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. Особое внимание оказывается семьям оленеводов, в которых есть дети в возрасте до одного года или беременные женщины.
Показатель младенческой смертности в целом по автономному округу за последние годы несколько снизился, в то же время он остается достаточно высоким в сельской местности. За 2016 год значение показателя младенческой смертности снизилось почти на 24% относительно 2015 года и составило 5,4 на 1000 родившихся живыми, что сравнимо с уровнем лидирующих субъектов Российской Федерации (за 2015 год – 7,1 на 1000 родившихся живыми).
Возрождается работа по формированию здорового образа жизни. Во время проведения традиционных праздников коренных малочисленных народов Севера для жителей сельской местности и кочующего населения автономного округа проводятся групповые профилактические консультации (лекции, семинары, тренинги по вопросам профилактики заболеваний и пропаганды здорового образа жизни).
В 2017 году разработан комплекс профилактических мероприятий по предупреждению алкогольной зависимости среди поселковых жителей, представителей коренных малочисленных народов Севера на 2017 – 2018 годы.
За 9 месяцев 2017 года по профилактике алкоголизма организовано и проведено 27 акций с участием 11,4 тысячи человек, в том числе 354 несовершеннолетних, выпущено в эфир 67 телевизионных и радио- программ, выпущено 25 тысяч экземпляров памяток, брошюр, буклетов и листовок, широко используются интернет-ресурсы, социальные сети.
Введено ограничение времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории автономного округа (не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 22:00 до 10:00 часов).
В рамках профилактических мероприятий выработан комплекс мероприятий с целью предотвращения распространения ВИЧ-инфекции, парентеральных вирусных гепатитов «В» и «С», инфекций, передающихся половым путём, по повышению грамотности по профилактике ВИЧ-инфекции среди коренных жителей Ямала.
Отмечается, что нерешенными вопросами либо вопросами, требующими дополнительной проработки в условиях критических, природно-климатических условиях жизни коренных малочисленных народов Севера автономного округа, остаются следующие:
- проведение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого и детского населения, укрепление здоровья коренных малочисленных народов Севера и совершенствование системы здравоохранения в районах их компактного проживания;
- проведение мероприятий по снижению высокого уровня заболеваемости в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
- проведение мероприятий по снижению уровня младенческой смертности населения, проживающего в сельских территориях;
- обеспечение доступности и качества медицинской помощи лицам из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающим в труднодоступных, отдаленных местностях и (или) ведущим традиционный образ жизни;
- развитие санитарно-авиационной эвакуации и обеспечение деятельности мобильных бригад;
- проведение мероприятий по обеспечению оленеводов и рыбаков возможностью обращения в медицинские организации;
- разработка и создание учебной программы по обучению граждан для оказания первой помощи в условиях тундры;
- проведение мероприятий по активизации работы фельдшеров с разъездным характером работы в труднодоступные места проживания лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера;
- необходимость предусматривать ежегодные материальные и финансовые затраты на содержание фельдшерско-акушерских пунктов с целью обеспечения максимального охвата медицинской помощью жителей тундры;
- проведение информационно-разъяснительной работы по повышению медико-санитарной грамотности и расширению пропаганды здорового образа жизни среди коренных малочисленных народов Севера, включая выпуск брошюр по оказанию неотложной помощи в условиях тундры (на родных языках).
2.3. Жилье
В автономном округе в рамках государственной программы автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1099-П, предусмотрена реализация мероприятий, направленных на выполнение законодательно определенных обязательств по обеспечению жильем коренных малочисленных народов Севера (Закон автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе»).
Улучшение жилищных условий граждан из числа коренных малочисленных народов Севера осуществляется путем:
- приобретения жилых помещений в собственность автономного округа для предоставления на условиях социального найма гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера;
- предоставления социальных выплат на приобретение жилья гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера.
Граждане из числа коренных малочисленных народов Севера также имеют возможность улучшить свои жилищные условия на общих основаниях, в том числе при участии в мероприятиях, предусмотренных для многодетных семей, инвалидов, детей-сирот.
В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности на учете в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, состоят 9206 семей, в качестве лиц из числа коренных малочисленных народов Севера – 4571 семья, в том числе 1202 семьи, ведущие традиционный образ жизни (или 26,3% от числа семей коренных малочисленных народов Севера автономного округа).
Следует отметить, что реальная нуждаемость в жилье семей из числа граждан, ведущих традиционный образ жизни, значительно выше, что обусловлено редким и краткосрочным посещением тундровиками населенных пунктов, сложностью сбора документов.
В ходе обсуждения предложений, поступивших при формировании настоящей Народной программы, выявлены наиболее уязвимые категории граждан из числа коренных малочисленных народов Севера и определены как «первоочередная категория»:
- граждане пенсионного возраста от 60 лет и старше;
- инвалиды, которые до наступления инвалидности вели традиционный образ жизни;
- ветераны автономного округа.
Отработав оленеводами, рыбаками, охотниками, эти люди в подавляющем большинстве не имеют на сегодняшний день какого-либо жилья в населенных пунктах и не подпадают под действие государственных программ обеспечения жильем. По состоянию на 01 июня 2017 года численность указанных категорий граждан составила 652 семьи.
Отдельной категорией граждан, испытывающих проблемы в улучшении своих жилищных условий, являются и молодые специалисты из числа коренных малочисленных народов Севера, вышедшие из семей коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни.
В целях комплексного решения проблемы обеспечения коренных малочисленных народов Севера автономного округа жилыми помещениями необходимо рассмотреть вопросы:
- о совершенствовании механизмов обеспечения жильем социально незащищенных граждан из числа коренных малочисленных народов Севера автономного округа (малоимущие, инвалиды, пенсионеры, молодежь), нуждающихся в государственной поддержке;
- об увеличении объемов финансирования действующих мероприятий на обеспечение жильем коренных малочисленных народов Севера автономного округа;
- об увеличении объемов строительства жилья, в том числе в сельской местности.
2.4. Социальное обслуживание и социальная защита
В рамках государственной программы автономного округа «Социальная поддержка граждан и охрана труда на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1128-П, предусмотрено оказание мер социальной поддержки в том числе коренным малочисленным народам Севера.
Статьей 18-3 Закона автономного округа от 03 ноября 2006 года № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее – Закон № 62-ЗАО) предусмотрено оказание мер социальной поддержки лицам из числа коренных малочисленных народов Севера в автономном округе,иным лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам Севера в автономном округе, постоянно проживающим на территории автономного округа, в виде ежемесячных пособий.
Размеры ежемесячных пособий вышеуказанным лицам установлены постановлением Правительства автономного округа от 15 января 2014 года № 2-П «Об установлении размеров ежемесячных пособий лицам из числа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе и иным лицам, осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность»:
- лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, связанный с традиционной хозяйственной деятельностью на территории автономного округа, – 3000 рублей;
- лицам, не ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, осуществляющим трудовую деятельность в организациях или малых формах хозяйствования, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности на территории автономного округа, за исключением трудовой деятельности, связанной с организационно-распорядительными, административно-хозяйственными, обеспечивающими функциями, – 600 рублей.
Статьями 9, 18 Закона № 62-ЗАО ветеранам автономного округа из числа оленеводов (чумработниц), рыбаков, охотников (женщин, проработавших 20 и более календарных лет, и мужчин, проработавших 25 и более календарных лет, на территории автономного округа) вне зависимости от возраста, факта назначения пенсии и прекращения трудовой деятельности предусмотрено предоставление компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона автономного округа от 14 октября 2002 года № 47-ЗАО «О ежемесячном дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Ямало-Ненецким автономным округом» гражданам, проработавшим на территории автономного округа в качестве оленеводов, рыбаков, охотников не менее 15 календарных лет, при наличии определенных наград, получении пенсии, прекращения оплачиваемой работы назначается дополнительное материальное обеспечение.
Между тем, совершенствование мер социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера относится к приоритетным направлениям проводимой региональной политики.
В трех государственных центрах социального обслуживания населения автономного округа (в Пуровском, Приуральском и Тазовском районах) предоставляются услуги социальных гостиниц для временного проживания лиц из числа коренных народов Севера, при этом существует необходимость создания социальных гостиниц во всех муниципальных образованиях в автономном округе исключительно в статусе негосударственных организаций.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» к числу поставщиков социальных услуг помимо государственных организаций могут относиться и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
В целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 03 декабря 2015 года проводится активная работа по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, исходя из целесообразности доведения им до 10% средств, предусмотренных на организацию социального обслуживания в регионе. В этих условиях существует необходимость стимулирования процессов создания социальных гостиниц во всех муниципальных образованиях в автономном округе.
Для самих граждан данное проживание в объемах стандартов социальных услуг будет бесплатным. Понесенные расходы негосударственных организаций будут компенсироваться за счет средств окружного бюджета.
Народов Севера
На территории автономного округа в рамках государственной программы автономного округа «Основные направления развития культуры на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1122-П, реализуются мероприятия, способствующие сохранению традиционной культуры коренного населения автономного округа.
Автономный округ имеет уникальные самобытные традиции, своими корнями уходящие в народную культуру, включающую в себя все многообразие обрядов, ритуалов, праздников, промыслов и ремесел, занятия населения любительским творчеством.
Проводимая в автономном округе работа по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера способствует привлечению внимания общества к проблемам народной культуры, введению ее элементов в современную культурную жизнь, увеличению числа коллективов, пропагандирующих творчество коренных народов, проживающих на территории автономного округа, росту числа участников клубных формирований, занимающихся традиционной народной культурой.
Важнейшую роль в деле сохранения и развития в автономном округе традиционной народной культуры играют культурно-досуговые учреждения, центры национальных культур, методические центры, которые сохраняют традиционную специфику и виды клубного досуга. Ежегодно в клубных учреждениях автономного округа проводится около 26 тысяч культурно-массовых мероприятий. Сложилась система традиционных творческих акций по всем жанрам любительского искусства. Проводятся всероссийские, межрегиональные, окружные праздники, фестивали, смотры, конкурсы и выставки.
На территории автономного округа, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера автономного округа, насчитывается 224 учреждения культуры, в том числе: 6 государственных учреждений культуры, 218 муниципальных учреждений культуры (включая филиалы), среди которых: 81 муниципальная библиотека; 77 учреждений культурно-досугового типа (центры национальных культур, дома культуры, молодежные и культурно-досуговые центры, дома ремесел и др.); 40 образовательных учреждений культуры и искусства; 18 музеев; 2 парка культуры и отдыха.
В целях повышения степени доступности для сельского населения автономного округа культурных благ, модернизации и развития инфраструктуры отрасли, отвечающей растущим потребностям личности и общества, реализуются проекты «Модельная сельская библиотека» и «Создание модельных сельских домов культуры».
По состоянию на 01 января 2017 года в рамках данного проекта на условиях софинансирования из средств муниципальных бюджетов создано 26 модельных учреждений культуры (в том числе 11 модельных сельских домов культуры, 14 модельных сельских библиотек, 1 модельная Детская школа искусств).
Вместе с тем, несмотря на реализуемый комплекс мероприятий, направленных на сохранение культурного и исторического наследия автономного округа, повышение культурной грамотности населения автономного округа, существует несколько приоритетных вопросов, требующих комплексного решения:
- отсутствие качественной и доступной культурной жизни в большинстве отдаленных поселков автономного округа из-за неудовлетворительного состояния инфраструктуры, что затрудняет доступ граждан на получение услуг в сфере культуры;
- необходимость сохранения и популяризации нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, сохранения и дальнейшего развития художественных промыслов автономного округа, а также изобразительного и всех видов декоративно-прикладного творчества, исторического наследия автономного округа;
- необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в области охраны священных и культовых мест коренных малочисленных народов Севера, не являющихся объектами культурного наследия.
Историко-культурное наследие автономного округа насчитывает более 550 памятников истории и культуры, из них 7% представлено этническими объектами культурного наследия, отражающими культуру коренных малочисленных народов Севера, которые подлежат государственной охране в общем порядке наряду с памятниками архитектуры и археологии.
Учитывая специфику арктического региона и его интенсивное промышленное освоение, особую важность приобретают вопросы государственной охраны такого хрупкого и наиболее уязвимого наследия как священные, культовые места коренных малочисленных народов Севера автономного округа.
Для достижения цели по обеспечению государственной охраны этнических объектов, отражающих самобытность нашего региона, предусматривается решение следующих задач:
- обследование священных, культовых мест коренных малочисленных народов Севера автономного округа научными организациями и выявление среди них особо значимых для придания им статуса объектов культурного наследия;
- проведение государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов этнической культуры (священных и культовых мест, традиционных построек) при наличии достаточных материалов об их историко-культурной ценности;
- установление границ территории, внесение сведений о них в государственный кадастр недвижимости в целях ограничения в обороте этой территории;
- продолжение практики популяризации объектов культурного наследия, отражающих культуру коренных малочисленных народов Севера, посредством публикаций в изданиях, СМИ, а также размещения сведений о них на интернет-ресурсах;
- предотвращение их повреждения и разрушения, снижение негативного воздействия на объекты культурного наследия при хозяйственном освоении территории региона при согласовании землеустроительной документации и обязанности землепользователей, в том числе при обустройствах месторождений предприятиями топливно-энергетического комплекса.
Особую важность приобретают вопросы государственной охраны историко-культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, в том числе священных мест и мест захоронений коренных малочисленных народов Севера автономного округа.
Также отмечено, что спорт является частью этнокультурного развития коренных народов. На протяжении веков национальные виды спорта коренных малочисленных народов Севера сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Они также оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству молодежи.
Спортсмены Ямала, занимающиеся национальны