Организация управления рыбохозяйственным комплексом
Значительная роль в решении проблем безопасности и развития Российской Федерации принадлежит отраслям промышленности, связанным с добычей и использованием биологических ресурсов.
В социально-экономическом развитии России рыбохозяйственный комплекс является стратегическим, обеспечивая решение проблем национальной и продовольственной безопасности, заселения и освоения прибрежных регионов и территорий, политических и экономических целей, улучшения здоровья россиян и повышения качества их жизни.
Формы управления предприятиями рыбного хозяйства являются двухуровневыми (государственный уровень и уровень хозяйствующего субъекта) и комплексными, состоящими из организационно-правовых, организационно-экономических элементов, причем специфика рыбохозяйственной деятельности предопределяет первостепенную роль элементов комплексного подхода к управлению, формируемого и реализуемого на государственном уровне.
Элементы комплексного подхода к управлению предприятиями рыбного хозяйства, реализуемые на уровне государства, носят регулирующий и поддерживающий характер и имеют внешнюю и внутреннюю направленность.
Внешняя направленность элементов комплексного подхода обусловлена особенностями сырьевой базы рыболовства, сосредоточенной в водах Мирового океана. С введением 200-мильных морских экономических зон основные промысловые рыбные ресурсы оказались под юрисдикцией соответствующих прибрежных государств, и доступ к ним возможен только при условии двухсторонних договоров о сотрудничестве в области их использования. Кроме того, в связи с чрезмерной эксплуатацией сырьевых ресурсов и негативным антропогенным влиянием на экосистему Мирового океана активизировалась деятельность международных рыбохозяйственных организаций, членство в которых также открывает доступ к океаническим биоресурсам.
Внутренняя направленность элементов определяется необходимостью формирования нормативно-правового поля функционирования предприятий рыбного хозяйства России и системы экономических стимулов, предопределяющих и поддерживающих предпринимательский интерес в рамках рыбохозяйственной деятельности.
В состав организационных элементов комплексного подхода к управлению предприятиями рыбного хозяйства, реализуемых на внешней экономико-политической арене, входит:
· членство в международных рыбохозяйственных организациях, участие в двусторонних и многосторонних соглашениях по рыболовству, открывающее доступ для работы промыслового флота в экономических зонах других стран;
· организация высокоэффективной работы делегаций по вопросам рыболовства в региональных организациях по регулированию рыболовства;
· продуманная и экономически взвешенная экспортная политика, способствующая успешной экспансии рыбной продукции отечественных производителей на рынки рыбопродукции других стран.
В числе элементов комплексного подхода к управлению предприятиями рыбного хозяйства, непосредственно воздействующих на конкретные хозяйствующие субъекты внутри страны, можно выделить организационно-правовые, в том числе нормативно-законодательные, и организационно-экономические компоненты.
К основным организационно-правовым составляющим эффективного управления предприятиями рыбного хозяйства относят национальные программы и планы управления рыбным хозяйством, а также национальное законодательство, регулирующее, регламентирующее и поддерживающее рыбохозяйственную отрасль и ее развитие. Особенностью рыболовного законодательства ведущих рыбопромысловых держав является конкретизация мер, а не только декларирование намерений, по сохранению и воспроизводству сырьевых ресурсов отрасли и ее экономическому развитию. Большую роль играют системы квотирования рыболовства, в основе которых лежат разные принципы распределения общего допустимого улова (ОДУ), позволяющие реализовывать ресурсосберегающие и экономические цели.
Лицензирование рыболовства, ограничивающее доступ к рыбопромысловым ресурсам, нормирование ОДУ с целью гарантирования удовлетворительного состояния запаса основных промысловых объектов и программы обновления и модернизации флота, инновационного развития комплексов аквакультуры с целью поддержки развития производительных сил также являются необходимыми элементами эффективного управления предприятиями рыбного хозяйства.
К организационно-экономическим составляющим относят налоговые льготы, мгновенный возврат НДС, дотацию экспорта рыбы и морепродуктов, систему госзаказа и различные программы субсидирования (например, субсидии на постройку судов, отвечающих современным требованиям; субсидирование программ поддержки рыболовства, в частности, по сохранению рыбных запасов, контролю над промыслом и т. д.; субсидирование рыбохозяйственных предприятий и индивидуальных предпринимателей для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (взятым на модернизацию флота и рыбоперерабатывающего оборудования) сроком до 5-ти лет, и др.).
Организационно-экономическими элементами эффективного управления рыбохозяйственным комплексом также являются:
· государственные гарантии по обязательствам рыбохозяйствующих субъектов
· на оплату части долга в связи со строительством, реконструкцией или
покупкой рыболовных судов и береговых предприятий;
· выделение бюджетных средств на научно-исследовательские цели и
программы регулирования рыболовства;
· государственный контроль над импортом и ценами с целью защиты
национального производителя;
· непосредственное государственное участие в управлении рыболовными
компаниями в случае их банкротства и обеспечения социальных интересов.
В настоящее время функции управления деятельностью рыбохозяйственного комплекса России возложены на Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство),которое является федеральным органом исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся в особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации; по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водоемах РФ….; по оказанию государственных услуг, …., охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, рыбоводства ....
Росрыболовство осуществляет свои полномочия в установленных законодательством РФ случаях на территории РФ и исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ, а также в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, на территориях иностранных государств и в открытых районах Мирового океана.
Росрыболовство осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы – территориальные управления, представительства и представителей за рубежом и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.