ИСТОРИЯ Беларуси (XX - начало XXI в.)

ИСТОРИЯ Беларуси (XX - начало XXI в.)

Разработано доктором исторических наук, профессором Зелинским и кандидатом исторических наук Пинчуком В.Н.

Политическое и социально-экономическое развитие Беларуси в начале ХХ в. (1900 - 1917 гг.)

  • Развитие экономики
  • Политические течения в начале ХХ в
  • Революционное и общественно-политическое движение в период подъема революции 1905 - 1907 гг
  • Политика и тактика царизма, общероссийских и национальных партий в период спада революции 1905 - 1907 гг
  • Экономическое и политическое развитие Беларуси в 1907 - 1913 гг
  • Культура Беларуси в начале ХХ в

Беларусь в годы Первой мировой войны и революционных потрясений (1914 - 1920 гг.)

  • Беларусь в годы Первой мировой войны
  • Белорусское национальное движение в начале Первой мировой войны
  • Беларусь в период Февральской революции (февраль - октябрь 1917 г.)
  • Подъем белорусского национального движения после победы Февральской революции
  • Установление Советской власти в Беларуси
  • Борьба за национальное самоопределение в Беларуси в первые месяцы Советской власти. Провозглашение
  • Создание Белорусской Советской Социалистической Республики
  • Беларусь в годы советско-польской войны 1919 - 1920 гг

Беларусь в 20 - 30-е гг

  • Национально-государственное строительство в БССР (1921 - 1927 гг.)
  • Экономика БССР в период НЭПа
  • Политика белорусизации
  • Культура Беларуси в 20-е гг
  • Индустриализация в БССР
  • Коллективизация сельского хозяйства
  • Установление тоталитаризма. Массовые репрессии
  • Социально-экономическое положение Западной Беларуси
  • Национально-освободительное движение в Западной Беларуси

БССР в годы Второй мировой войны

  • Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Беларуси с БССР
  • Беларусь в начальный период Великой Отечественной войны
  • Оккупационный режим на территории Беларуси
  • Антифашистская борьба белорусского народа
  • Освобождение Беларуси от фашистских оккупантов

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Беларуси в 1946 - 1985 гг

  • Беларусь на международной арене
  • Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства
  • Политическая ситуация в первое послевоенное десятилетие
  • Культура Беларуси в первое послевоенное десятилетие
  • Развитие промышленности и сельского хозяйства БССР в середине 50-х - середине 80-х гг
  • Общественно-политическая и социальная жизнь в Беларуси во второй половине 50-х - середине 80-х гг
  • Образование, наука и культура середины 50-х - середины 80-х гг

Социально-экономическое и культурное развитие Беларуси в середине 80-х - 90-х гг



  • Политика перестройки
  • Политические реформы и государственное строительство в республике
  • Республика Беларусь в международном сообществе
  • Культура Республики Беларусь

Использованная литература:


1. Гiсторыя Беларусi. Курс лекцый. Ч.1. Мн., 2000г.
2. Гiсторыя Беларусi. Курс лекцый. Ч.2. Мн., 2002г.
3. История Беларуси. Учебно-информационное пособие. Мн., 2001г.
4. П.Г. Чигринов. Очерки истории Беларуси. Мн., 2002г.
5. Гiсторыя Беларусi. Ч. 1,2. Мн., 2000г.

Политическое и социально-экономическое развитие Беларуси в начале ХХ в. (1900 - 1917 гг.)

Развитие экономики

Промышленный подъем 90-х годов сменился мировым экономическим кризисом 1900 - 1903 гг. и депрессией до 1908 г. Кризис затронул промышленность Беларуси. В 1901 г. производство сократилось в сравнении с 1900 г. на 10%. Однако кризис не имел решающего значения для развития края. По-прежнему промышленность развивалась главным образом на базе использования лесных богатств, переработки сельскохозяйственного и минерального сырья. Преобладали небольшие и мелкие предприятия, где в 1905 г. было занято 137 тыс. ремесленников, рабочих и производилось 58,3% всей промышленной продукции.

Экономический кризис усилил процесс концентрации капитала, способствовал росту акционерных товариществ и обществ. В 1900 - 1908 гг. в Беларуси образовалось 13 акционерных товариществ и обществ с участием местного, российского и иностранного капиталов. Семнадцать крупных промышленных предприятий, в том числе Витебская льнопрядильная фабрика, Минская конно-железная дорога, табачная фабрика в Гродно и др., в 1908 г. принадлежали акционерным товариществам. Возникли монополистические объединения. В 1905 - 1907 гг. были созданы синдикат спичечной промышленности при Минском отделении Северного банка, дрожже-винокуренный синдикат, Союз лесопромышленников Северо-Западного края и др. Крупный, преимущественно иностранный капитал, проникал в текстильную промышленность. За 1900 - 1908 гг. появилось 8 новых текстильных фабрик, которые давали три четверти всей продукции отрасли. Количество винокуренных заводов увеличилось с 470 в 1900 г. до 603 в 1908 г. Они производили 10% спирта в общем объеме его производства в России.

Рабочий класс Беларуси был многонациональным по своему составу. В него входили белорусы, русские, украинцы, поляки, евреи и др. Социально-экономическое положение рабочих было тяжелым, жизненный уровень - низким. Около 50% их было неграмотными. В условиях кризиса рабочие опасались бастовать, потому что каждый боялся потерять работу и заработок. Стачки носили вынужденный, оборонительный характер.

В начале ХХ в. углубляются связи сельского хозяйства с рынком. Главными отраслями торгового земледелия в Беларуси являлись мясо-молочное производство и винокурение. Расширились посевы технических культур, особенно картофеля. Увеличилось число помещичьих хозяйств, которые использовали наемный труд, сельскохозяйственную технику, агрономическую науку. В 1905 г. дворянство белорусских губерний имело 41% всей земли. Однако большинство из них не смогли приспособиться к новым капиталистическим отношениям. Значительное число помещичьих хозяйств из-за своей нежизнеспособности пришло в упадок, разорялось, закладывалось в банках и продавалось на аукционах за долги. Процесс купли-продажи ускорился в период революции 1905 - 1907 гг., когда дворяне, чиновники, офицеры продали в 5-и западных губерниях 1,5 млн. десятин земли. Крестьяне купили 714,1 тыс. десятин, купцы и мещане - 241,6 тыс. десятин земли.

Крестьянам принадлежало 33,2% земель. Однако их землевладение не было свободной буржуазной собственностью, оно было опутано ограничениями различного характера. Крестьяне несли три вида податей и повинностей: казенные, земские и мирские. К первым относились выкупные платежи и государственный поземельный налог. Ко вторым - земский поземельный налог, а также дорожная, транспортная и полицейская повинности. За счет третьих, мирских сборов, которые платили только крестьяне, содержались волостные правления, суды, сельские старосты, школы, медпункты и т.п. Крестьяне приписывались к сельской общине, без разрешения которой они не могли продать свой земельный надел, уйти на отхожие промыслы.

В 1905 г. около 12% крестьянских хозяйств были зажиточными, около 50% крестьянских дворов владели от 1 до 10 десятин земли. Такое количество земли не обеспечивало прожиточный минимум средней крестьянской семьи. В 1900 г. в 5 западных губерниях аграрное перенаселение составляло 2039,8 тыс. человек, что составляло более половины трудоспособного населения деревни. Это вызывало его миграцию в слабо населенные районы России, а также в США, Канаду, Австралию и другие страны. Крестьяне были наиболее бесправными из всех сословий. До 1904 г. за определенные провинности суд и земский начальник могли приговорить крестьянина даже к публичной порке розгами.

Беларусь в 20 - 30-е гг

Политика белорусизации

Национальная политика разрабатывалась в высших партийных структурах и проводилась с учетом каждого региона. На местах она получила название белорусизация, украинизация, татаризация и т.д. В резолюции Х съезда РКП(б) «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» подчеркивалось, что необходимо добиваться доверия угнетенных наций, развивать на их родном языке органы власти, судебные органы, курсы и школы как общеобразовательные, так и профессионально-технические, культурно-просветительные учреждения, прессу, театр. XII съезд РКП(б) (апрель 1923 г.) исходил уже из факта существования СССР. Он определил конкретные мероприятия: формирование органов власти национальных республик из числа местных жителей, которые бы владели языком, знали быт, обычаи народов, обеспечили бы употребление родного языка во всех государственных органах и учреждениях и т.д.

Политика национально-культурного строительства имела истоки в белорусском национально -освободительном движении, в идеях национального возрождения. Во время революции и гражданской войны в КП(б)Б влилось много деятелей национально-освободительного движения. Многие из них вошли в состав высших партийных и советских органов. Среди них А. Червяков, Д. Жилунович, В. Игнатовский и др. Они создали ядро, вокруг которого объединилась творческая интеллигенция и стала генератором идей белорусизации. До конца 1921 г. около 300 человек вернулись из вынужденной эмиграции. Среди них С. Некрашевич, М. Громыко, М. Пиятухович и др.

При проведении белорусизации необходимо было учитывать некоторые особенности национального состава населения и их долю в правительственных структурах. В национальной структуре республики белорусы составляли 80%, евреи - 8,2%, русские - 7,7%, поляки - около 2%, украинцы - 0,7%, латыши - 0,3%, татары - 0,1%, другие - 0,2% населения. Белорусы преимущественно жили в деревне, евреи в городах и составляли от 40 до 60% жителей. Это вносило специфику в языковую ситуацию: русскоязычный город и белорусскоязычная деревня. Многолетняя полонизация и русификация привели к относительной неразвитости форм культуры, формировали у крестьян комплекс неполноценности родного языка. Доля белорусов в составе партийных, советских и хозяйственных органов не достигала и половины. Так, из 13 членов ЦБ КП(б)Б в 1922 г. белорусов было 5, евреев 6, других - 2. Из 74 членов уездных комитетов партии 31 (41,8%) были белорусами, 34 (45,9%) - евреями, 9 (12,1%) - других национальностей. Эти обстоятельства осложняли проведение белорусизации.

В феврале 1921 г. ЦИК БССР принял ряд постановлений, которые предопределяли последующий ход белорусизации. Был подтвержден декрет правительства ЛитБел о равноправии в качестве государственных белорусского, русского, еврейского и польского языков, определены меры по созданию системы образования на родном языке. В 1921 г. открылся Белорусский государственный университет, при Наркомате просвещения была создана Научно-терминологическая комиссия, на базе которой в следующем году был организован Институт белорусской культуры (Инбелкульт). С основанием издательств «Беларусь» и «Белтрестпечать» стали издаваться газеты, журналы, учебники на белорусском языке и языках других народов, населявших Беларусь.

Белорусизация набирала силу, принимала целенаправленный характер, становилась официальной политикой. В марте 1923 г. на VII съезде КП(б)Б и в июле на Пленуме ЦК КП(б)Б были сформулированы основные принципы белорусизации, определен комплекс мероприятий по возрождению края, развитию белорусского языка и культуры, выдвижению и воспитанию кадров. Пятнадцатого июля 1924 г. II сессия ЦИК БССР приняла постановление «О практических мероприятиях по проведению национальной политики», в результате чего белорусизация стала государственной политикой. Была сформирована специальная комиссия по осуществлению национальной политики во главе с А. Хацкевичем.

Белорусский язык вводился в сферу общественной жизни и в первую очередь в деятельность республиканского государственного и партийного аппарата. Белорусизацию ЦИК, Совнаркома, Наркомата образования, Наркомзема планировалось завершить за один год, все остальные организации и учреждения за 2-3 года. Сотрудники этих аппаратов изучали белорусский язык, и на нем велось делопроизводство. В 1927 г. 80% работников центральных учреждений уже владели белорусским языком. Основные республиканские документы печатались на четырех языках: общесоюзные - на белорусском и русском, общественно-правовые - на белорусском и одном из трех равноправных языков.

К 1928 г. около 80% школ было переведено на белорусский язык обучения. Вместе с тем открывались школы с родным языком обучения для национальных меньшинств. В 1927 г. преподавание в школах БССР велось на восьми языках. На рабфаках, в вечерних школах, школах рабочей и крестьянской молодежи, а также в советско-партийных школах вводилось обязательное изучение истории, экономики и географии Беларуси, белорусского языка и литературы. Широкое развитие получило краеведение.

Одним из центральных направлений белорусизации была так называемая «коренизация», воспитание и выдвижение кадров из коренного населения на партийную, советскую, хозяйственную и общественную работу. Ставилась задача выдвижения представителей коренного населения не по национальному признаку, а по деловым качествам, знанию языков и особенностей Беларуси. Поэтому доля белорусов в этих органах в 1929 г. почти не изменилась в сравнении с 1925 г. В 1929 г. доля белорусов в административных органах по-прежнему составляла 51,3%, русских - 18%, евреев - 24,8%, поляков - 0,1 %, других - 5,8%. В хозяйственных органах доля белорусов равнялась 30,8%, русских - 13,1%, евреев - 49,3%, поляков - 1,1%, других - 5,7%.

Темпы белорусизации, административные методы ее проведения, нарушение принципа добровольности использования того или иного языка давали основание для недовольства этой политикой.

Несмотря на некоторые недостатки и перекосы, белорусизация помогла населению республики осознать себя нацией, пробудила его политическую и общественную активность.

В конце 20-х гг. в национальной политике определилась тенденция к ее свертыванию. Об этом свидетельствует кампания по разгрому так называемого «национал-демократизма». На съезде КП(б)Б (ноябрь 1927 г.) было решено, что мелкобуржуазный национализм и национал-демократизм в Беларуси, который в прошлом был прогрессивным явлением, боролся с самодержавием, в условиях диктатуры пролетариата превратился в контрреволюционное явление. Поэтому против него необходимо вести борьбу. Мысль об обострении классовой борьбы по мере строительства социализма пронизывала все решения XII съезда КП(б)Б (февраль 1929 г.). Предписывалось твердо проводить пролетарскую линию в культурном строительстве. В скором времени термину «национал-демократизм» была дана новая трактовка. Под ним стали пониматься правая опасность в культурном строительстве и тенденция ставить национальные интересы выше классовых. Национал-демократизм стали приравнивать к национал-фашизму, объявлять враждебной Советской власти идеологией и практикой, которые имели целью реставрацию капитализма. Социальной основой «нацдемовщины» было объявлено кулачество.

Первых секретарей ЦК КП(б)Б Я. Гамарника, М. Пиляра, которые выступали против поиска врагов народа, отозвали из Беларуси. На их место прислали К. Гея и Р. Рапопорта, которые запустили машину борьбы с врагами народа. Первыми жертвами стали А. Червяков, Д. Жилунович и В. Игнатовский.

Любовь к белорусскому языку, литературе и культуре стала основным аргументом для обвинения в национал-демократизме. В начале 30-х гг. сам термин «белорусизация» исключается из лексикона и почти на пятьдесят лет попадает под запрет.

Культура Беларуси в 20-е гг

Политика белорусизации способствовала расцвету просвещения и культуры в 20-е годы. Важное значение придавалось ликвидации неграмотности. Одиннадцатого декабря 1920 г. была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности в Беларуси, позже такие комиссии были созданы в уездах и волостях. В 1928/29 учебном году в Беларуси работало 309 пунктов по ликвидации неграмотности, 319 школ для неграмотных. Однако в довоенное время неграмотность в Беларуси не была полностью ликвидирована.

К середине 30-х гг., после ряда экспериментов, шло формирование советской системы народного образования. Школа подразделялась на начальную, неполную среднюю, среднюю, среднюю специальную, высшую. Тридцатого октября 1921 г. начались занятия на двух факультетах Белорусского государственного университета. Народный комиссариат просвещения РСФСР направил в БГУ известных ученых Н.А. Прилежаева, Н.Н. Никольского, В.Н. Перцева, Е.И. Баричевского и других. Ректором БГУ стал известный историк-славист В.И. Пичета. В 1925 - 1926 гг. кроме БГУ в БССР готовили кадры три высших учебных заведения: Коммунистический университет в Минске, Белорусский ветеринарный институт в Витебске и Белорусская сельскохозяйственная академия в Горках. Кроме того, в республике насчитывалось 25 техникумов, 20 профтехникумов и 20 других специальных учебных заведений. В основу комплектования высших и средних специальных учебных заведений был положен классовый принцип. Готовили к поступлению в учебные заведения рабочие факультеты при высших учебных заведениях. В 1925 - 1926 учебном году в БССР действовало три рабфака, на которых обучалось 882 слушателя.

Становление белорусской науки в 1920-е гг. происходило в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях. Двадцатого января 1922 г. на базе научно-терминологической комиссии был открыт Институт белорусской культуры (Инбелкульт). В результате реорганизации Инбелкульта 1 января 1929 г. была создана Академия наук БССР. В 1932 г. в ее составе насчитывалось 14 научно-исследовательских институтов, в которых работало 22 академика и 150 научных сотрудников.

Много внимания в 20-е гг. уделялось политико-воспитательной и культурно-просветительной работе. Центрами этой работы стали клубы и избы-читальни, библиотеки. В 1929 г. в БССР было 326 массовых библиотек с книжным фондом более 1 млн. книг. Увеличилось количество республиканских периодических изданий. В 1925 г. в БССР издавалось 20 газет и 15 журналов, из них 10 газет и 11 журналов на белорусском языке. В 1924 г. при народном комиссариате просвещения БССР было создано Государственное издательство Беларуси. В это же время было создано Государственное управление по делам кинематографии - Белгоскино. В 1926 г. был поставлен художественный фильм «Лесная быль» Ю. Тарича.

В 20-е гг. широкое развитие получила литература. В писательскую среду влилась большая группа талантливой сельской молодежи. Они группировались вокруг различных организаций. В конце 1923 г. возникло литературное объединение «Молодняк», которое считало себя организацией пролетарских писателей. Но его члены грешили ультрареволюционной фразеологией. В 1926 г. группа писателей и поэтов вышла из «Молодняка» и создала новое литературное объединение «Узвышша». Его основателями были А. Бабарэка, З. Бядуля, П. Глебка, В. Дубовка, К. Крапива, М. Лужанин, К. Черный. Новое объединение проповедовало принципы высокого искусства, критиковало нигилистическое отношение молодняковцев к классическому наследию, большое внимание уделяло национальной специфике. В 1927 г. сформировалось литературное объединение «Полымя». В него вошли преимущественно писатели старшего и среднего поколения. Среди них были Я. Колас, Я. Купала, А. Александрович, Т. Гартный, А. Дудар, М. Чарот и другие. Это объединение стало сдерживающим центром, уравновешивающим крайние позиции. В 1928 г. была создана Белорусская ассоциация пролетарских писателей (БелАПП). Своей задачей она считала активную поддержку социалистического строительства.

Важным событием в культурной жизни стал выход в свет поэм Я. Коласа «Новая земля» и «Сымон музыка», романы Т. Гартного «Соки целины», М. Зарецкого «Стежки-дорожки», К. Черного «Сестра». Основная тематика белорусской прозы 20-х гг. - годы революции и гражданской войны.

Плодотворно работал коллектив Первого Белорусского драматического театра, созданного в 1921 г. По республике гастролировала Белорусская театральная группа под руководством В. Голубка, выросшая из кружков художественной самодеятельности. В 1926 г. она была преобразована в Белорусский передвижной театр. В этом же году в Витебске открылся Второй Белорусский государственный театр. В театрах Беларуси сформировались талантливые актеры Ф. Жданович, Л. Ржецкая, Б. Платонов, Г. Глебов, П. Молчанов, А. Ильинский и др.

В белорусском музыкальном искусстве преобладало самодеятельное творчество музыкальных, хоровых и танцевальных коллективов. Композиторы В. Теравский, Н.Н. Соколовский и другие записывали и обрабатывали белорусские народные песни.

Успешно проходило и становление белорусского изобразительного искусства. В 1919 г. в Витебске начала действовать народная школа искусств. Ее организатором и директором (1919 - 1921 гг.) был Марк Шагал. В школе преподавали в разные годы Ю. Пэн, А. Бразер, С. Юдов, К. Малевич и др. В 1925 и 1927 гг. в Минске состоялись выставки произведений белорусских художников. Интересом зрителей пользовались картины В. Волкова «Кастусь Калиновский», Б. Владимирского «Кросна», М. Филиповича «Баррикады».

В первой половине 20-х гг. начали свой творческий путь скульпторы А. Грубе, А. Бразер, З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов.

Таким образом, в 20-е гг. БССР достигла значительных успехов в развитии образования, науки, литературы и искусства.

Индустриализация в БССР

Индустриализация в Беларуси была частью единого процесса индустриализации СССР. В соответствии с решениями XV съезда ВКП(б) был разработан пятилетний план развития народного хозяйства БССР - 1928/29 - 1932/33 гг. Его контрольные цифры в феврале 1929 г. принял XII съезд КП(б)Б, а в мае 1929 г. утвердил IX Всебелорусский съезд Советов. Основные фонды государственной промышленности республики планировалось увеличить в 4,4 раза, в то время как в целом по СССР - в 2,9 раза. В пятилетнем плане приоритет был отдан легкой промышленности. План был хотя и напряженным, но сбалансированным.

Первые два года пятилетки дали ощутимые результаты. Значительно выросла промышленность, изменилась психология и политические взгляды рабочего класса. Многие показатели были перевыполнены. Во второй половине 1929 г. Сталин стал осуществлять «большой скачок» в развитии государства. Оптимальный план был отброшен как устаревший, и были навязаны повышенные задания. На завершающий 1932 г. планировался прирост промышленной продукции БССР на 22,3% больше, чем было предусмотрено заданием. Вскоре было объявлено, что целый ряд отраслей промышленности может выполнить пятилетку за 3 года. Такие высокие темпы не соответствовали финансовым возможностям страны. Тем не менее, руководство страны вместо снижения темпов промышленного строительства пошло на уничтожение рынка. Дополнительными источниками финансирования становится эмиссия денег, повышение вино-водочного производства, искусственное повышение цен на промышленную продукцию и снижение на сельскохозяйственную, увеличение налогов населения. Возросла доля государственных внутренних займов. Они стали ежегодными, распространялись организованно по подписке среди населения. В 1828 г. золотой рубль перестал быть конвертируемым. Реальная заработная плата к концу пятилетки снизилась почти на 20%.

В БССР многие отрасли не выполнили пятилетний план (промышленность строительных материалов, химическая, топливная, энергетическая). Тем не менее, итоги пятилетки были значительными. Было введено в строй 538 предприятий, из них 78 крупных. В том числе Гомсельмаш, Могилевская фабрика искусственного волокна, Бобруйский и Гомельский деревообрабатывающие комбинаты и др. В Беларуси были созданы топливная, машиностроительная, химическая отрасли промышленности, налажено производство искусственного волокна, трикотажа.

В годы второй пятилетки (1933 - 1937 гг.) было достигнуто увеличение валовой продукции в 1,9 раза. Этот показатель был ниже запланированного (в 3,8 раза). В строй действующих вступили Гомельский стекольный и Кричевский цементный заводы, Оршанский льнокомбинат и др.

За годы предвоенных пятилеток в БССР была создана новая материально-техническая база, построено свыше 1000 предприятий, в том числе 400 крупных. В крупные индустриальные центры превратились Минск, Витебск, Могилев, Гомель, Бобруйск, Борисов, Орша. В конце 30-х гг. структура промышленного производства отвечала роли, которая была отведена ей в общесоюзном разделении труда. Составляя около 3% от всего населения СССР, БССР выпускала от общесоюзного производства 34,7% фанеры, 28,6% спичек, 25% дрожжей, 10% металлорежущих станков и т.д.

Важную роль в решении задач индустриализации сыграл массовый трудовой энтузиазм рабочего класса. Широко использовалось моральное стимулирование труда. Большое значение имело массовое социалистическое соревнование в таких его формах, как ударничество, движение хозяйственно -расчетных бригад, встречное планирование. С осени 1935 г. развернулось стахановское движение. Результаты в развитии промышленности были достигнуты не только трудом рабочего класса республики, они явились также результатом экономического сотрудничества и взаимопомощи народов СССР.

Вслед за ростом производительности труда отдельных рабочих администрацией повышались нормы выработки, снижались расценки, что вызывало недовольство рабочих. В начале 30-х гг. на ряде предприятий республики имели место забастовки, вызванные низкой оплатой труда, тяжелыми условиями жизни и быта. Чтобы прекратить недовольство, руководство страны в качестве громоотвода использовало «раскрытие» так называемых «вредительских» организаций типа «Промпартии», отдельных буржуазных специалистов.

Высокие темпы развития были достигнуты также за счет внеэкономического принуждения. В народном хозяйстве использовался труд десятков миллионов заключенных. Ими строились Беломорско-Балтийский канал, канал Москва-Волга, БАМ (строительство началось в 1933 г.). Заключенные строили Дальстрой, Магнитку, Норильск, добывали золото и др.

Перед войной была принята целая серия чрезвычайных мер, среди которых решение 1938 г. об укреплении трудовой дисциплины, в 1940 г. - о закреплении рабочих и служащих за предприятиями и о криминальной ответственности за выпуск некачественной продукции. Однако эти меры не решили всех проблем низкого качества и эффективности. В правительстве были вынуждены опять заговорить о хозяйственном расчете, экономических стимулах, материальной заинтересованности.

БССР в годы Второй

мировой войны

Социально-экономическое,

Образование, наука и культура середины 50-х - середины 80-х гг

В 1958 г. было положено начало школьной реформе. Она предусматривала осуществление политехнического обучения и трудового воспитания. Семилетние школы преобразовывались в восьмилетние, средние - в общеобразовательные одиннадцатилетние с производственным обучением. Однако эти преобразования не привели к желаемым результатам. Поэтому с 1964 г. школы вновь были переведены на десятилетний срок обучения. С начала 70-х гг. начался переход ко всеобщему среднему образованию. Тогда же на подготовку квалифицированных рабочих со средним образованием перешли профтехучилища республики. Если в 1965 г. среднее образование получили 50 тыс. человек, то в 1985 г. - около 170 тыс. В 1975 г. работало более 100 школ - интернатов, где обучались дети, оставшиеся без родителей, или дети из малообеспеченных семей. 65% учителей имело высшее образование.

Дальнейшее развитие получило высшее и среднеспециальное образование. За 1960-1985 гг. количество средних специальных заведений увеличилось с 102 до 139, а учащихся в них - с 62,6 тыс. до 160 тыс. Если в 1962 г. в 24 высших учебных заведениях обучалось 59 тыс. студентов, то в 1985 г. в 33 вузах обучалось 182 тыс. студентов. За эти годы были открыты новые учебные заведения: Минский радиотехнический институт (1964), Витебский технологический институт легкой промышленности (1965), Брестский инженерно-строительный институт (1966), Минский институт культуры (1975) и др. В 1969 г. на базе Гомельского педагогического института был создан Гомельский государственный университет. В 1977 г. Гродненский педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет. Центром университетского образования оставался Белорусский государственный университет. В 80-е гг. на его факультетах училось около 15 тысяч студентов.

Значительные изменения произошли в развитии науки БССР. За 1956-1985 гг. увеличилась сеть научных учреждений. Их количество увеличилось с 76 до 167. Ведущая роль среди них принадлежала Академии наук БССР. Научные учреждения стали действовать в Гомеле, Могилеве, Гродно, Витебске. Количество ученых БССР с 1965 г. по 1985 г. увеличилось на 65% и составило более 42 тысяч человек, в их числе 13 тысяч кандидатов и более 1 тысячи докторов наук. По ряду направлений науки ученые республики занимали лидирующие позиции в СССР, в частности, в порошковой металлургии, технической кибернетике, физике атомных реакторов. В 1965-1985 гг. ученые Беларуси получили 26 Государственных премий СССР, 57 Государственных премий БССР. Международное признание получили академики Н.Ф. Ермоленко, Б.В. Ерофеев, В.С. Комаров, Г.И. Горецкий, К.И. Лукашев и др.

Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в период "оттепели" содействовало появлению новой плеяды литераторов - А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др. В военной прозе главной становится тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова "Альпийская баллада", "Журавлиный крик", "Третья ракета" и др. Известными стали романы И. Шамякина "Сердце на ладони", "Возьму твою боль" и др. В 1981 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Историческая тема нашла свое отражение в произведениях В. Короткевича "Дикая охота короля Стаха", "Черный замок Ольшанский" и др. В 70-е - первой половине 80-х гг., в белорусскую литературу пришло новое поколение: А. Дударев, С. Законников, В. Некляев и др.

Новыми произведениями обогатилось театральное искусство. На сценах театров с успехом шли пьесы А. Макаенка "Лявониха на орбите", "Извините, пожалуйста", И. Мележа "Люди на болоте", А. Адамовича "Война под крышами", И. Чигринова "Плач перепелки", А. Дударева "Порог" и "Вечер". В 1987 г. в БССР работало 19 театров, в том числе 2 музыкальных, 11 драматических, 6 кукольных.

Отображение современной жизни занимало значительное место в творчестве многих художников. Такими являются картины И. Стасевича "Шахтеры Солигорска", М. Савицкого "Хлеб", Г. Ващенки "Август". Тема Великой Отечественной войны отражена на полотнах Л. Щемелева "Генерал Доватор", М. Савицкого "Партизанская Мадонна", "Витебские ворота", "Поле" и др.

Определенных успехов достигли кинематографисты Беларуси. Историко-революционной теме посвящены фильмы кинорежиссера В. Корж-Саблина "Первые испытания", "Москва - Генуя", "Крушение империи". Популярностью у зрителей пользовались фильмы "Альпийская баллада", "Отец", "Полонез Огинского" и др.

На ниве музыкальной культуры плодотворно работали А. Богатырев, Е. Глебов, Ю. Семеняко, Д. Смольский, В. Оловников, И. Лученок, Э. Ханок и др. Теме современности посвящены оперы "Колючая роза и "Когда опадает листва" Ю. Семеняки, "Тропою жизни" Г. Вагнера, "Алеся" Е. Тикоцкого. Большую роль в популяризации музыки сыграли ансамбли "Песняры", "Верасы", "Сябры", вокально -хореографический ансамбль "Хорошки".

В настоящее время всем известны мемориальные комплексы "Хатынь (открыт в 1969 г.), "Брестская крепость-герой", Курган Славы под Минском.

Дальнейшее развитие в Беларуси получила сеть культурно-просветительных учреждений. В 1985 г. в республике было 64 культурных комплекса, более 6 300 клубов, около 7 тысяч библиотек, 28 парков культуры и отдыха, 76 музеев. Важную роль в культурном воспитании трудящихся играла художественная самодеятельность.

Достижения белорусского народа в развитии образования, науки и культуры во второй половине 50-х - первой половине 80-х гг. были значительны.

Социально-экономическое и культурное развитие Беларуси в середине 80-х - 90-х гг

Политика перестройки

С середины 80-х годов по инициативе нового руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым в СССР начался период радикальных экономических, политических и социальных преобразований, начало которым положили решения апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС. Вначале новый курс связывался с идеей ускорения, которая предусматривала повышение темпов экономического развития путем интенсификации производства, структурной перестройки экономики, внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулирования труда. Однако принимаемые меры не дали желаемых результатов. Поэтому в июне 1997 г. было объявлено о проведении радикальной экономической реформы. Начался перевод предприятий, объединений, целых отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. С июля 1998 г. республики стали переходить на региональный хозрасчет, что привело к децентрализации и разрушению единого экономического пространства СССР.

Решение новых задач в Беларуси было осложнено аварией на Чернобыльской АЭС весной 1986 г. Из всех загрязненных территорий (Украина, Россия) 70% пришлось на Беларусь. В зоне радиоактивного заражения проживало 2 млн. 100 тыс. человек. Из оборота было выведено более 20% сельскохозяйственных угодий. Общие расходы, связанные с переселением людей, строительством домов, выплатой компенсации за оставленные жилища и хозяйственные постройки, потерянной техникой (вывозить ее с загрязненных территорий запрещалось) и т.д., составили 16 национальных годовых бюджетов Беларуси. И тем не менее с 1986 по 1990 гг. народное хозяйство Беларуси работало достаточно динамично. Промышленность республики увеличила выпуск продукции на 26%, а производительность труда выросла на 30,1%. Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве. Однако это не являлось свидетельством преодоления факторов экономического торможения. Механизм хозяйствования оставался затратным, экономические преобразования не затронули основ административной системы. Более того, во время перестройки были допущены ошибки, которые способствовали деструктивным процессом. Из-за отсутствия целостной и ясной программы реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели место просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной политике, в борьбе с нетрудовыми доходами. Был окончательно утрачен контроль над денежным обращением, появились групповые интересы, воровство в крупных масштабах и организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась политическая нестабильность. Беларусь на этом фоне оставалась наиболее спокойной.

На рубеже 80-90-х годов обострился экономический кризис. Падал национальный доход, сокращалось производство продукции, появилась безработица, ухудшилось социальное положение граждан. Выход из кризиса тогдашнему руководству виделся в переходе к рыночным отношениям. В октябре 1990 г. Верховный Совет республики одобрил разработанную Советом Министров БССР программу перехода к рыночной экономике. Она предусматривала создание рыночных институтов, приватизацию, демонополизацию, изменение системы государственного регулирования экономики.

Разрыв экономических связей после распада СССР, неизбежный при переходе к рынку спад производства и инфляция, просчеты предыдущего этапа перестройки привели народное хозяйство Беларуси к глубокому экономическому кризису. С 1992 г. началось обвальное падение производства. За 1990-1995 гг. валовой внутренний продукт сократился на 38%, производство промышленной продукции - на 41%, производство продукции сельского хозяйства - на 27%, объем капитальных вложений - на 60%. Экономическое положение Беларуси, в условиях свободного ценообразования, усложнила проблема поставок топливно-энергетических ресурсов, металла, сырья из России, Украины, республик Средней Азии. Цены на них непрерывно рос

Наши рекомендации