Причины алкоголизма среди рабочих и крестьян
Народным алкоголизмом называется привычное потребление народом спиртных напитков, которые стали для него постоянной потребностью.
Рабочих заставляют пить тяжелые условия жизни, создаваемые эксплуатацией, изнуряющий труд, затаенные обиды, бесправное положение, антисанитарная обстановка их быта, скудное и однообразное питание и т. д. Лишения, горе и невзгоды бедности и подневольного труда заставляют людей искать желанной радости и призрака счастья в опьянении. Материальная нужда и духовная темнота всегда идут рука об руку, поэтому рабочий народ в часы досуга тянется к бутылке хмельного, чтобы получить в ней радостное возбуждение, найти веселье и почувствовать подъем сил, упавших в работе: он не имеет и не знает других путей забвенья, отдыха и развлечения, он верит, что алкоголь действительно поднимает его силы. Ему необходимо возбуждение, и развлечься нужно потому, что потребность в этом вообще заложена в природе человека, а утомленная однообразной и тяжелой работой нервная система рабочего человека особенно в этом нуждается. «Что же делать? Куда пойти?» — задает он себе вопросы, когда наступает день отдыха. В трактире тепло, светло, играет музыка, там шумно, а дома — неуютно, потому что вся семья обычно ютится в одной комнате, подчас сырой и темной. Трактир зовет к себе кричащими объявлениями, и утомленный, отупевший от однообразного труда рабочий идет провести свои часы досуга и отдыха туда, в трактир, в компанию своих друзей или просто «на народ». А если он остается дома, то он добывает выпивку, чтобы скрасить ею свой невкусный и недостаточный ужин, чтобы искусственно разжечь и возбудить аппетит, чтобы под влиянием опьянения более приветливым, светлым и уютным показался ему тогда его домашний угол… После отдыха опять начинается утомительная, тяжелая и скучная работа, опять потянутся рабочие дни, состоящие из однообразного чередования изнурительной работы и сна, без радости, с постоянным гнетом зависимости и тупого подчинения. Надо, следовательно, «встряхнуться» почувствовать хотя бы в опьянении радость жизни и счастье независимости. Таковы обстоятельства, которые вытекают из социального уклада жизни и которые заставляют трудящихся искать опьянения. Таким образом, скоро создается привычка потреблять спиртные напитки, то есть создается народный алкоголизм. Опьянение становится постоянной потребностью народа. Поэтому алкоголизм называется социальною болезнью, ибо причины его находятся не в лености, слабоволии и распущенности отдельного человека, а в условиях общественной жизни. И пока есть нищета, порабощение, непосильный труд, невежество, антисанитарные условия жизни, до тех пор все призывы к трезвости, обеты, угрозы, проповеди, запреты и т. д. никогда не могут иметь и никогда не имели нужного успеха. Чем тяжелее условия труда и жизни тем больше пьянство. На шахтах и рудниках, на приисках, на торфяных разработках, на кирпичных заводах и пр., где особенно тяжелы условия труда и жизни, рабочие гуляют самым бесшабашным пьяным разгулом. Много пьют там, где приходится работать при высокой температуре (напр., кочегары, литейщики, выдувальщики стекол), среди чада, пыли и в непогоду (например, каменщики, кузнецы) и т. д. Следующая таблица (иностранная) показывает связь алкоголя с профессией:
Углекопы, грузчики | 100 % алкоголиков |
Булочники, повара | 90% |
Плотники | 86% |
Слесаря | 77% |
Печатники | 66% |
Торгслужащие | 53% |
Портные | 44% |
Почт. — телегр. служащие | 43 % и т. д. |
Не зря у нас раньше говорилось: «пьян, как сапожник». Труд сапожника, протекавший в антисанитарной обстановке, среди чада и грязи, в полутемном углу где он и спал и ел, труд, сопряженный с постоянно согнутым положением тела, низкая заработная плата и пр., нередко заставляли этого труженика в день его отдыха напиться до бесчувствия. Нищета и умственная темнота поставляли и поставляют главные кадры потребителей алкоголя, которые потребляют его в наиболее крепких и одурманивающих напитках[20]), так как они быстро оглушают, а потому дешевле обходятся. На нищий, темный и эксплуатируемый народ падает подавляющее количество потреблявшейся ранее у нас водки и «сивухи».
— День — деньской маешься на работе, тело ноет, во рту пересохло… как же тут не выпить? Выпьешь — ровно кровь другая делается. Тут тебе и поешь как следует, и тело вздохнет… одним словом, рабочему человеку без этого нельзя!
Поэтому так сильно было распространено у нас, в дореволюционной России, пьянство в городах, где особенно тяжелы были условия фабрично — заводского труда и рабочего быта.
Те же в сущности обстоятельства заставляли пить тогда и наших крестьян. Тяжелый и неблагодарный труд при первобытных способах обработки земли, бедность, нищета, полная зависимость и беспомощность от стихии и случайностей, тесная, грязная и чадная изба, куда зимой вводился и скот, бесправие, суеверия, умственная темнота и т. д. гнали крестьянина в кабак. Одна была радость, одна была утеха — напиться до одурения. В голодные годы выпивалось еще больше спирта.
Пьянство, как проклятое наследие прошлого, перешло и к революционной России.