Совершенствование законодательной базы кооперативного движения
В целях стимулирования развития вертикальных сельскохозяйственных кооперативов целесообразно, во-первых, принять меры по укреплению правового статуса и совершенствованию регулирования хозяйственной деятельности потенциальных кооператоров – К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования; во-вторых, – улучшить правовую базу формирования и функционирования самих кооперативов.
В рамках первого направления целесообразно:
¨ внести изменения в федеральные законы:
– «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О личном подсобном хозяйстве» в части уточнения статуса и разграничения упомянутых хозяйств и их государственной поддержки;
– «О садоводческих, огороднических и других некоммерческих объединениях граждан» в целях упорядочения их землепользования, хозяйственной деятельности и государственной поддержки;
– «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в целях усилении защиты прав мелких землевладельцев.
В рамках второго направления целесообразно:
– внесение поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации с целью более полного отражения в нем специфики кооперативов как организационно-правовой формы хозяйственной деятельности особого рода (“sui generis”), не подпадающей под признаки акционерных обществ и хозяйственных товариществ. В частности, возможен переход от двухчленной классификации юридических лиц к их трехчленной классификации: коммерческие, некоммерческие и кооперативные организации;
– принятие вместо закона «О кооперации в СССР» рамочного Федерального закона «О кооперации», определяющего общие черты правового статуса всех разновидностей кооперации и особенности отдельных ее видов, в том числе сельскохозяйственной;
– подготовка новой редакции Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» с целью более дифференцированного регулирования сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов;
– внесение изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации, касающихся приравнивания сельскохозяйственных потребительских кооперативов к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Данная мера позволит потребительским кооперативам перейти на специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей «Единый сельскохозяйственный налог», который предусматривает замену уплаты четырех видов налога: налога на добавленную стоимость, налога на имущество, единого социального налога и налога на прибыль;
– во избежание дополнительного налогообложения рассмотрение вопроса об освобождении от налога на прибыль все сельскохозяйственные потребительские кооперативы на период их становления 10-15 лет.
В соответствии действующим Законом «О сельскохозяйственной кооперации», решение многих важных вопросов передано самим кооперативам, которые должны предусмотреть соответствующие нормы в своих уставах (например, в соответствии с п. 3 ст. 16 и п. 3 ст. 17 именно уставом определяется порядок выхода из потребительского кооператива и исключения из него). Однако было бы целесообразно дать в Законе хотя бы общее направление регулирования этих вопросов.
В более детальном урегулировании нуждаются статьи Закона по распределению убытков и порядка их погашения в потребительском кооперативе.
Требует уточнения и ст. 38 Закона в части регулирования договорных отношений кооператива со своими членами (п.1 и 2). В настоящее время она состоит из неконкретных формулировок типа «кооператив и его члены могут при необходимости заключать договоры...» и «в договоре могут быть предусмотрены условия об ответственности сторон...». Вместо них в Законе должно быть четкое указание на обязательность заключения потребительским кооперативом со своими членами различных видов договоров в зависимости от вида деятельности кооператива;
– разработка Минсельхозом России ряда документов рекомендательного характера в целях реализации Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», в том числе Методических рекомендаций о порядке заключения и исполнения договоров между сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и их членами, примерных форм упомянутых договоров, примерных уставов сельскохозяйственных кооперативов различных видов, Методических рекомендаций по ведению учета и отчетности в кооперативах и др.