Расчет индикаторных параметров цикла четырехтактного дизеля
2.1.1 Давление ра и температура Та в конце впуска
Значения ра (МПа) и Та (K) рассчитываются по формулам:
; (2.1)
, (2.2)
где hv – коэффициент наполнения. Для дизелей сосвободным впуском hv = 0,8…0,85 [1]. Принимаем hv = 0,80;
р0 и Т0 – соответственно, давление и температура окружающей среды, МПа и К;
Т'0 – температура свежего заряда с учетом его подогрева при впуске, К;
pr и Тr – соответственно, давление и температура отработавших газов: pr = 0,105…0,125 МПа. Тr = 600…900 K; Принимаем pr =0,110 МПа; Тr=800 К.
e – степень сжатия. По заданию e =17.
Т'0 = Т0 + DТ , (2.3)
где DТ – подогрев свежего заряда от деталей выпускной системы. DТ=5…40 К. Чем быстроходней двигатель, тем меньше подогрев воздуха. Для дизелей с о свободным впуском [1]. Принимаем DТ = 30 K.
Для дизелей со свободывм впуском р0 =0,1 МПа; Т0=273+20=293 К;
Т0 = 293 K.
рк = (1,4… 2,0) р0 ; (2.4)
. (2.5)
Здесь показатель политропы сжатия в компрессоре (нагнетателе) равен пк = 1,4... 1,8 [7, 8]. Принимаем пк =1,7
рк = 2∙0,1 = 0,2 МПа;
К.
Т'0 = 293+30 = 323 К.
МПа.
К
2.1.2 Давление рс и температура Тс в конце сжатия
Расчет рс и температура Тс выполняется по формулам:
; (2.6)
; (2.7)
где n1 – показатель политропы сжатия.
Определяем по формуле В. А. Петрова:
, (2.8)
где nн – номинальная частота вращения вала двигателя, мин-1. Согласно заданию nн = 1800 мин-1.
.
Это соответствует значению n1 для современных дизелей со скоростью поршня 7... 11 м/с, которое составляет 1,32...1,40 [8].
Тогда температура и давление в конце сжатия:
Мпа.
К.
2.1.3 Давление pz и температура Тz в конце сгорания (расчет процесса сгорания)
Теоретическое количество воздуха в кг L'0 (кг/кг) или киломолях L0 (кмоль/кг), необходимое для сгорания 1кг топлива (с составом С – кг углерода, Н – кг водорода и О – кг кислорода) [7]:
L'0 = (8С / 3 + 8Н – О) / 0,23 ; (2.9)
L0 = L'0 / 29 , (2.10)
где С, Н и О – весовая доля соответствующих компонентов в 1 кг топлива.
Для дизельного топлива можно принимать: С = 0,857; Н = 0,133; O = 0,01 [8].
L'0 = (8∙0,857/ 3 + 8∙0,133– 0,01) / 0,23 = 14,52 кг/кг топлива;
L0 = 14,52 / 29 = 0,50 кмоль/кг топлива.
Действительное количество воздуха L (кмоль/кг), необходимое для сгорания 1 кг топлива, поступившего в цилиндр:
L = αL0 , (2.11)
где α – коэффициент избытка воздуха. Дизели с неразделенными камерами сгорания α = 1,6...1,8; [7]. Принимаем α = 1,7.
L = 1,7∙0,50 = 0,85 кмоль/кг топлива.
Количество свежего заряда М1 (кмоль/кг) равняется:
M1 = L = α L0 . (2.12)
M1 =L = 0,85 кмоль/кг топлива.
Помимо поступившего воздуха в цилиндре находятся остаточные газы, количество которых Mr (кмоль/кг):
Mr = γr α L0 , (2.13)
где γr – коэффициент остаточных газов. Величина γr определяется из уравнения:
. (2.14)
.
Mr = 0,03∙1,7∙0,50=0,025 кмоль/кг топлива.
Общее количество газов, находящихся в цилиндре в конце сжатия:
Mc = M1 + Mr . (2.15)
Mc = 0,85 + 0,025 = 0,875 кмоль/кг топлива.
Определяем количество газов, находящихся в цилиндре в конце
сгорания.
Количество продуктов сгорания М2 (кмоль/кг) (при коэффициенте избытка воздуха α > 1) определяется по формуле:
M2 = α L0 + H/4 + O/32 . (2.16)
M2 = 1,7∙0,50+0,133/4+0,01/32 = 0,883 кмоль/кг топлива.
С учетом остаточных газов, количество газов, находящихся в цилиндре в конце сгорания:
Mz = M2 + Mr . (2.17)
Mz = 0,883+0,025=0,908 кмоль/кг топлива.
Исходя из полученных значений Mz и Mс рассчитываем коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси:
μ = Mz / Mc . (2.18)
μ = 0,908 / 0,875 = 1,03.
Давление в конце сгорания рz (МПа) для цикла со смешанным подводом тепла определяется по формуле:
pz = λppc , (2.19)
где λp – степень повышения давления при сгорании смеси. Для дизелей с неразделенной камерой сгорания значение λp составляет 1,7…2,2 [1]. Принимаем λp = 1,9.
pz =1,9∙4,13=7,84 МПа.
Температура Тz определяется из уравнения сгорания, которое для дизелей (α > 1) имеет следующий вид (цикл со смешанным подводом тепла):
, (2.20)
где mCv – средняя мольная теплоемкость свежего заряда при постоянном объеме, (кДж/(кмоль·K));
mCp – средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания при постоянном давлении, (кДж/(кмоль·K));
ξ – коэффициент использования теплоты;
Hu – теплота сгорания (для дизельного топлива – Hu = 42500 кДж/кг).
У четырехтактных дизелей коэффициент использования теплоты ξ = 0,8…0,9 [7]. Более высокие значения коэффициента ξ соответствуют быстроходным дизелям с неразделенной камерой сгорания. Принимаем ξ = 0,85.
Средние теплоемкости mCv и mCp (кДж/(кмоль·K)) определяются приближенно по формулам
mCv = 20,16 + 1,738·10-3Tc ; (2.21)
mCp=8,314+(20,1+0,921/α)+(13,82/α+15,49)10-4Tz. (2.22)
Подставив в уравнения (2.21) и (2.22) известные значения Tc и α, определяем теплоемкости mCv и mCр. Неизвестно только Тz (K). Далее полученные теплоемкости и другие известные величины подставляем в уравнение сгорания (2.20). В процессе решения приходим к уравнению вида:
ATz2 + ВТz + С = 0 . (2.23)
Следовательно:
, (2.24)
где А, В, С – полученные при расчетах по формулам (2.20), (2.21), (2.22) числовые значения.
Исходя из предшествующих расчетов, имеем значения: lp = 1,9; ξ = =0,85; gr = 0,03; μ = 1,03; a = 1,7; aL0 = 0,85 кмоль/кг; Tc=917 K.
Тогда по формуле (2.21)
mCv = 20,16 + 1,738 · 10–3 · 942 = 21,8 кДж/(кмоль·К).
По формуле (2.22):
Подставим полученные значения mCv и mCp в уравнение сгорания (2.20):
После вычислений приходим к выражению:
75738 = 29,83 Тz + 21,8 · 10–4 Тz2
или 21,8 · 10–4 Тz2 + 29,83 Тz – 75738 = 0.
Из последнего выражения по формуле (2.24) получим:
К.
2.1.4 Давление pb и температура Tb в конце расширения
Для выполнения расчетов необходимо найти степень предварительного расширения и степень последующего расширения .
Степень предварительного расширения рассчитывается по формуле:
. (2.25)
Для дизелей с неразделенной камерой сгорания значения ρ составляют 1,2…1,43 [7].
.
Степень последующего расширения определяем по формуле:
δ = ε / ρ . (2.26)
δ =17/1,29=13,2.
Давление в конце расширения pb (МПа):
. (2.27)
Температура в конце расширения Tb (K):
. (2.28)
В формулах (2.27) и (2.28) n2 – показатель политропы расширения. Значение n2 определяем по формуле В. А. Петрова [8]:
. (2.29)
У дизелей n2 = 1,18... 1,28 [8]. Чем выше коэффициент использования теплоты и чем меньше потери теплоты на линии расширения, тем ниже n2.
Мпа.