Неблагодарность – самый чёрный грех.
Не совершай его, и будешь светел.
Никто не вправе мне сказать при всех:
Ты на добро моё мне чем ответил…
Никто… И, совесть, ты почти чиста…
Число друзей моих, мужчин и женщин,
Живых и умерших, да, больше ста,
Врагов же – пять…, а может быть, и меньше…
И не должник я… Никому, ни в чём…
Я всё отдам за нежности крупицу…
И, сам больной, был для других врачом…
О, каплю жалости, чтоб мне напиться…
Любовниц милых и святых подруг,
Любивших, отошедших… всё бывает…
Пусть даеёко они… Но сразу, вдруг…
Ах, ничего-то я не забываю…
А ты… Ты ангел или человек,
Меня спасавший делом и советом…
Я был мёртв… О, жизнь не для калек…
Я жил и счастлив… О, не чудо ль это…
Не знаю… Плачу и благодарю
За помощь в прошлом, верность в настоящем,
Ночь творчества и чистую зарю,
Светлеющую надо мной, не спящим.
Наталья Крандиевская
С севера – болота и леса,
С юга – степи, с запада – Карпаты,
Тусклая над морем полоса –
Балтики зловещие закаты.
А с востока – дали, дали, дали,
Зори, ветер, песни, облака,
Золото и сосны на Урале,
И руды железная река.
Ходят в реках рыбы-исполины,
Рыщут в пущах злые кабаны,
Стонет в поле голос лебединый,
Дикий голос воли и весны.
Зреет в небе, зреет словно колос,
Узкая, медовая луна…
Помнит сердце, помнит! Укололось
Памятью на вечны времена.
Видно, не забыть уж мне до гроба
Этого хмельного пития,
Что испили мы с тобою оба,
Родина моя!
Ты долго ль будешь за туманом
Скрываться, Русская звезда,
Или оптическим обманом
Ты обличаешь навсегда?
От каждой строчки – аромат былого,
Далёких лиц воскресшие черты…
Порой не верится, что встретились мы снова
И к дружбе прежней навели мосты.
А, Б, В, Г, Д.
1, 2, 3, 4, 5…
Старости школа, о, где –
Время учиться опять.
Е, Ж, З, И, К.
6, 7, 8, 9, 0…
Муза, скамью старика
Ныне занять мне позволь.
Мы Вас помним и любим!
Помните спор о значимости профессий между главными героями кинофильма «Ирония судьбы»? Когда хирург Евгений Лукашин говорит, что ошибки врачей слишком дорого обходятся людям, педагог Надежда отвечает: «Ошибки учителей не очень заметны, но обходятся людям не менее дорого». В этих словах отражена сама суть учительской профессии, её значимость для общества. Ведь говоря о педагогическом труде, мы всегда подразумеваем нечто большее, чем квалифицированное исполнение специалистом узкопрофессиональных задач. Хороший учитель не только даёт знания, но и способствует становлению ребёнка как личности, хороший учитель искренне любит и уважает своих учеников, думает и творит вместе с ними.
Всё куда-то исчезло, ушло безвозвратно!
Только память моя продолжает хранить
То былое, что вспомнить всегда нам отрадно,
Что всегда будем мы и беречь, и любить.
Т.П.
Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины. И.П. Павлов
Табакова Н.Н.
Маленькое чудо с железным характером.
Вера Александровна Михеева
Я помню, как Вера Александровна появилась в нашей школе. У нас не было долго химии. После войны мало было специалистов этой отрасли, в школах не хватало учителей. Мы уже всё забыли после 7 класса, и интерес у многих к предмету пропал. Но на уроках Веры Александровны нельзя было оставаться равнодушным. Ученики с интересом наблюдали за маленькими, проворными руками учительницы, которая быстро переливала из одной мензурки в другую подкрашенную жидкость и объясняла так увлечённо, с таким воодушевлением, что все прониклись её настроением и внимательно слушали. Она поразила нас и своей внешностью: маленькая, юркая, она быстро шагала по классу на очень высоких каблуках. В класс Вера Александровна ходила нарядная, в кофте из прозрачного панбархата чёрного цвета с узорами и обязательно в лакированных туфлях. У неё были густые чёрные волосы и красивые карие глаза, такие быстрые, что доставали нас везде. Она могла быть и доброй и строгой. Когда она видела старание, лицо её преображалось, озарялось доброй улыбкой. И мы, ободрённые, старались отвечать как можно лучше. Самые рьяные шалуны умолкали, чувствуя какую-то внутреннюю силу молодой учительницы. Многие увлеклись химией, стали хорошими специалистами и разлетелись по всей нашей необъятной стране.
Когда приближались наши экзамены, мы часто оставались после уроков по желанию, помочь мыть мензурки и колбы, поговорить с учительницей или послушать ещё раз то, что не поняли на уроке. В то время в школах не было лаборантов, все опыты Вера Александровна готовила сама. А опытов было очень много, и класс был похож на маленькую лабораторию. После войны не хватало учебников, тетрадей, а о реактивах и не мечтали. Где брала всё это Вера Александровна, я не знаю.
Экзамены в 10 классе сдали хорошо и отлично. Я тоже получила «5», но выбрала не химию, а литературу. Это было под влиянием другой учительницы Рахлиной Татьяны Марковны. Тогда в 50-е годы у нас было много мастеров педагогов: Екимов Николай Алексеевич – историк, Подобедова Екатерина Ивановна – физик, Приз Мария Гуммировна – историк.
Вера Александровна была незаурядным педагогом, требовательным, умным, прекрасно знающим свой предмет.
Н.В. Крылова
Первая, первая, первая…
Альбом в шёлковом переплёте, составленный из фотокарточек и стихов, любовно оформлен учениками и родителями в подарок любимой первой учительнице Китаевой Анне Николаевне.
Сколько же раз она была «первой учительницей моей»?
Если считать, что педстаж её составляет 37 лет, то более 10 раз она входила со своими первоклассниками «первый раз в первый класс».
Более 20 лет Анна Николаевна проработала учительницей начальных классов в Лебяженской средней школе. Статная, красивая, неторопливая, она входила в класс и сразу покоряла сердечки своих воспитанников.
Из тёплых маминых рук она брала руки первоклашек торжественно и почтительно вводила в класс, учила их и воспитывала. Обладая высоким педагогическим мастерством, она успешно работала, о чём свидетельствуют награды, записанные в трудовой книжке. Это и за добросовестную, безупречную работу, и за достигнутые успехи в обучении и воспитании, и высокое качество в обучении учащихся и участие в общественной работе.
Анна Николаевна детей любила, работала с удовольствием, особое внимание оказывала ученикам, нуждавшимся в дополнительном внимании. Это, наверное, они, будучи взрослыми, сейчас благодарные ей за такое внимание нет-нет да оставят букетики цветов на крылечке или в ручке калитки. Ещё чаще забьётся сердце «учительницы первой», когда рано утром обнаружит цветы
«… И хлынет улыбка из глаз
лучами добрых морщинок».
Довольна она своей судьбой. Не жалеет, что жизнь посвятила учительскому делу. Анна Николаевна благодарна директорам Лебяженской средней школы, с которыми пришлось работать, Кузнецовой Нине Николаевне, ПетровойЕвгении Александровне. Это были умные, мудрые, крепко знающие школьное дело директора, сильные методисты. У них-то она и училась «не казаться, а быть настоящим учителем».
Н.В.Крылова
А ведь был школьный сад…
Вся жизнь Тихомировой Валентины Павловны связана с Лебяженской средней школой. В 1948 году она её закончила, поступила в учительский институт при институте им. А.И. Герцена. После окончания института Валентина Павловна лишь три года проработала в школе № 426 г. Кронштадта. И уже с 1954 года снова в своей родной Лебяженской средней школе в качестве учителя биологии. Она с большим удовольствием проводила уроки, но больше в своих воспоминаниях о деятельности в школе говорит о пришкольном участке, который существовал в то время при школе.
Основали его директор школы Екимов Н.А. и учителя биологии Редкозубова Евдокия Сергеевна и Омельченко Нинель Викторовна. Позже работой на нём руководили и сами много трудились Валентина Павловна и Эмилия Петровна Буданова.
Участок составлял 2 га, расположен был недалеко от дороги, ведущей на форт Красная Горка.
Это был чудо сад-огород.
По периметру были высажены кусты черноплодной рябины. В центральной части – огромный цветник, по основной дорожке слева и справа благоухал во время цветения розовый махровый шиповник. Большую площадь занимала плодово-ягодная часть. Ровными рядами высаженные разного сорта яблони чудно цвели весной, а осенью давали вкусные плоды.
В восточной части сада красовались своими гроздьями кусты чёрной и красной смородины. В западной – алела в период плодоношения нежная, ароматная малина.
В саду имелись опытные делянки, на которых по заданию учителя трудились и наблюдали за жизнью и развитием различных культур ученики. Свои наблюдения они заносили в дневники.
Никогда не забудет Валентина Павловна своих учеников – тружеников. Это Скоморохова Тамара, Макарова Тоня, Кепман Галя, Химина Наталья, Пахомова Людмила и многие другие.
Валентина Павловна многому учила своих воспитанников. Она вела кружок «Юный цветовод», где цветоводы занимались размножением и выращиванием цветов для озеленения школы.
Надо сказать, плоды и ягоды, овощи, выращенные на участке, сдавались в школьную столовую, что шло на питание учащихся. Часть же продавалась. На полученные деньги приобретался необходимый с/х инвентарь, семена.
Очень много было работы, забот, хлопот на пришкольном участке. «Но, - говорит Валентина Павловна,- мы не унывали, работали дружно, с большим интересом, любовью. Жизнь прожита не зря».
Милой, жизнелюбивой, неунывающей помнят и любят бывшие ученики Валентину Павловну.
Добрым словом она вспоминает учительский коллектив, с которым проработала до пенсии. За понимание, и ежедневную поддержку, и умелое руководство благодарит директора школыПетрову Евгению Александровну.
Петрова Е.А., Тимофеева З.П., Тихомирова В.П.
Доротюк Т.П.
Позвольте и мне выразить восхищение садом!
Я пришла работать в Лебяженскую среднюю школу в 1974 году. Начальные классы занимались в деревянном здании, старшие классы – в каменном. Директором школы была уважаемаяПетрова Евгения Александровна, химию вела Буданова Эмилия Петровна, а биологию – Тихомирова Валентина Павловна. С большой ответственностью эти учительницы относились к своей работе, с уважением – к ученикам, прививая им с детских лет любовь к природе. Их руками был создан пришкольный участок, на котором, начиная с апреля и заканчивая октябрём, работали школьники.
Участок привлекал взоры своим порядком, умной планировкой, разнообразными растениями. Длинная дорожка, обрамлённая цветами, делила участок на две половины. Слева красовались яблони, они уже радовали хорошим урожаем. Яблочки падали в густую траву, там их находили дети и угощались ими. Справа на участке – грядки, грядки, грядки… Каких только растений там не было! А главное – опытные делянки с табличками, на которых указывалась цель опыта: влияние сроков посева, влияние разнообразных удобрений на урожай. Ученики, начиная с 1-го класса, работали на участке в течение всего лета, им ставили оценки за труд. Книжечку по трудовой практике дети показывали классному руководителю, и только тогда их переводили в следующий класс.
Ребята учились работать, видели плоды своего труда. Деньги, вырученные от продажи малины, клубники, смородины, тратились на покупку оборудования для школы, а собранный урожай овощей и фруктов использовался в школьной столовой.
Прошли годы… Уже бывшие наши ученики стали родителями. Они рассказывают своим детям о той прекрасной поре, когда учились и работали на пришкольном участке, которого, к сожалению, уже нет. На месте деревянного и каменного зданий построена новая школа, а участок вокруг школы – 3 га. Многие виды хвойных и лиственных растений красуются здесь, но об этом – следующий разговор.
Нестеровой Таисии Ивановне