Упражнения для развития навыков чтения.

Упражнения для развития навыков чтения.

Основная цель данных упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказыва­ется на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.

Постепенно глаз получает возможность за­бегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Наиболее значимые упражнения этого набора:

1. Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыду­щие слова максимально быстро. НАПРИМЕР: ДОМ, ДОМ - ЗУБ, ДОМ - ЗУБ - НОС, ДОМ - ЗУБ - НОС - ЛЕС, ДОМ - ЗУБ - НОС -ЛЕС - СЫР,...

2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к ко­торому они относятся. Например: в лесу, по реке; и сказала.

3. Читай скороговорку многократно от начала до конца «по кругу» постепенно увеличивая скорость чтения, показывая паль­цем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секун­домера.

4. Выбери 2-3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитай второе ; повто­рив первые два, читай третье и так до конца. НАПРИМЕР: «СЕ­ЛИ». «СЕЛИ ГУСИ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ» Старайся каждый раз читать предыду­щие слова всё быстрее, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитай его.

5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Это кошкаМаруська? Это кошкаМаруська.

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

6. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.

Темпы чтения: МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно. СРЕДНЕ - норма чтения со всеми правилами вырази­тельности. БЫСТРО - скороговорка.

7. Чтение отрывков в разных темпах.

а) Чтение, с изменением силы звучания голоса: ТИХО -ОБЫЧНО - ГРОМКО; ГРОМКО - ТИХО - ОБЫЧНО;

б) Комбинации силы звучания голоса и темпа чтения: МЕДЛЕННО - ГРОМКО; БЫСТРО - ТИХО;

8. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и поста­райся передать своё отношение к прочитанному.

9.Выбери 2-3 предложения и читай их по очереди со взрос­лым , записывая время:

Взрослый: 23 сек, 21 сек, 19 сек, 17 сек.

Ребёнок: 1 мин.16 сек, 1 мин , 50 сек, 46 сек

Далее предлагаются конкретные задания по типу которых каждый педагог может составить подобные.Назначением этих упражнений является совершенствование технической успешности чтения младшего школьника без насилия, на основе развития интереса к данному виду деятельности.

1.. Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.

ОСЫмак

Кот усы

рот кит

рак рог

Скажи, чем похожи и чем отличаются.

ДЕРЕВО и КУСТ, РУЧКА и КАРАНДАШ, ПОРТФЕЛЬ и СУМКА

3.Каждый последующий слог произноси всё громче, затем всё тише:

Ра-ру-ры-ри-рэ-ре. за-зу-зы-зи-за-зя

Исправь ошибки.

Бьётся как рыба о мёд.

Лентяй да шалопай - два родных врата.

Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа.

Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг.

Прочитай и напиши названия птиц. Для этого

Надо переставить слоги.

НИЦАСИ РОКАСО ВЕЙЛОСО ЛИНФИ

Читай слова в столбиках и строчках.

Кит и у кита хомяки
кот у кота тюлени
заяц бобр растут у бобра мотыльки сверчки
морж у моржа тигры
крот отпустил львы
лиса и у лисы мыши

/

Все слова первого столбика измени по образцу лиса - лисы.

Все слова третьего столбика измени по образцу; лисы – лиса

Прочитай скороговорку, причитывай по одном слову.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Читай, причитывая по одному слову. А где ты сделаешь паузу и возьмёшь дыхание?

Медведь не по одной ягодке срывает, а вес куст целиком обсасывает.

9.Прочитай предложение с интонацией: удивления, осуждения, возмущения.

Ну и жадный же ты, мишка!

Читай: сначала тихо, а закончи чтение очень громко; сначала очень громко, а закончи очень тихо.

Смотри, объешься - живот заболит.

Какие они по-твоему? Соедини слова стрелками.

Волк осторожная, хитрая.

Лиса злой, жадный.

Заяц запасливая, пугливая.

12. Расставь правильно перепутанные слоги:

дыш-когнёз

точ-ки-лис

гол-и-ки

13. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:

Ли-са-ды-ра-ки-ты

ла-па-ра-но-ша-лун

Исправь ошибку.

Рог до ушей - хоть завязки пришей.

Исправь ошибки.

На безрыбье и бак - рыба.

Под лежачий камень мода не течёт.

Купить кита в мешке.

Упражнения для развития навыков чтения.

Основная цель данных упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказыва­ется на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.

Постепенно глаз получает возможность за­бегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Наиболее значимые упражнения этого набора:

1. Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыду­щие слова максимально быстро. НАПРИМЕР: ДОМ, ДОМ - ЗУБ, ДОМ - ЗУБ - НОС, ДОМ - ЗУБ - НОС - ЛЕС, ДОМ - ЗУБ - НОС -ЛЕС - СЫР,...

2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к ко­торому они относятся. Например: в лесу, по реке; и сказала.

3. Читай скороговорку многократно от начала до конца «по кругу» постепенно увеличивая скорость чтения, показывая паль­цем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секун­домера.

4. Выбери 2-3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитай второе ; повто­рив первые два, читай третье и так до конца. НАПРИМЕР: «СЕ­ЛИ». «СЕЛИ ГУСИ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ» Старайся каждый раз читать предыду­щие слова всё быстрее, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитай его.

5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Это кошкаМаруська? Это кошкаМаруська.

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

6. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.

Темпы чтения: МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно. СРЕДНЕ - норма чтения со всеми правилами вырази­тельности. БЫСТРО - скороговорка.

7. Чтение отрывков в разных темпах.

а) Чтение, с изменением силы звучания голоса: ТИХО -ОБЫЧНО - ГРОМКО; ГРОМКО - ТИХО - ОБЫЧНО;

б) Комбинации силы звучания голоса и темпа чтения: МЕДЛЕННО - ГРОМКО; БЫСТРО - ТИХО;

8. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и поста­райся передать своё отношение к прочитанному.

9.Выбери 2-3 предложения и читай их по очереди со взрос­лым , записывая время:

Взрослый: 23 сек, 21 сек, 19 сек, 17 сек.

Ребёнок: 1 мин.16 сек, 1 мин , 50 сек, 46 сек

Далее предлагаются конкретные задания по типу которых каждый педагог может составить подобные.Назначением этих упражнений является совершенствование технической успешности чтения младшего школьника без насилия, на основе развития интереса к данному виду деятельности.

1.. Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.

ОСЫмак

Кот усы

рот кит

рак рог

Наши рекомендации