Социально-экономическое положение и общественно-политическая ситуация в Самарской губернии.
Самарская губерния в начале XX века оставалась типичной сельскохозяйственной губернией, специализировавшейся на переработке зерновых культур. Ведущей отраслью промышленности оставалось мукомольное производство, которое с середины 80-х гг. XIX в. до 1904 г. Значительно увеличило свой удельный вес в общем объеме промышленного производства: с 51% до 62%. Мукомольное производство, таким образом, стало монопольным в экономике Самарской губернии. По уровню механизации Самарская губерния занимала первое место в Поволжье. В начале XX в. Губернии действовало 17 механических мельниц, которые давали 58% всей продукции. Второе место в экономической сфере принадлежало кожевенному производству – 17% всей выпускавшейся промышленной продукции. Также в губернии работало семь металлопрокатных предприятий, одиннадцать кирпичных заводов, одиннадцать винокуренных и три кондитерские фабрики. Самым крупным предприятием оставался Жигулевский пивзавод, который фактически монополизировал российский пивной рынок. Жигулевское пиво господствовало от Вятки до Баку. Работало на заводе 450-470 человек.
Всего же на кануне первой русской революции в Самарской губернии, по результатам промышленной переписи, насчитывалось 1.533 промышленных предприятия (1895 г. – 1028). Основная часть предприятий была мелкими, с небольшим числом рабочих. Всего же в промышленной сфере губернии было занято около 13 тыс. человек, 2 тыс. из них работало на железной дороге, 4 тыс. – сезонные рабочие (мукомольное и сахаро-рафинадное производство). Основная же часть оставшихся рабочих была занята в порту – разгрузочно-погрузочные работы.
В конце первого десятилетия XX в. Развитие самарской промышленности было связано с принятием плана экономической подготовки к предстоящей войне. План был весьма глобальным и предполагал к 1924 г. разместить крупное военно-промышленное производство в восточных районах страны. Как мы знаем, реализовывать этот план к 1942 г. пришлось уже советскому правительству в ходе подготовки ко второй мировой войне.
Военные специалисты обратили внимание и на Самарскую губернию. Это было в первую очередь связано с тем, что города Самарской губернии находились на пересечении важных железнодорожных направлений и сообщение с центральными районами России было очень хорошим. Так же в пользу Самарской губернии говорило и то, что она была очень спокойной в социальном отношении. Однако при разработке плана в отношении Самарской губернии всплыла очень важная проблема. В губернии по большому счету отсутствовал слой высококвалифицированных рабочих кадров, поэтому в губернии невозможно было разместить высокотехнологичное военное производство, требовавшее соответственно и большого числа рабочих, обладавших высокой квалификацией. Поэтому военное ведомство сочло наиболее целесообразным разместить у нас заводы по производству взрывчатых веществ. В 1906 г. было принято решение о строительстве двух крупных заводов – Трубочного (производство взрывных трубок) и Сергиевского завода по производству пороха и взрывчатых смесей (это было чрезвычайно экологически вредное производство, поэтому завод разместили вдали от населенных пунктов – между поселками Титовка и Губашево на земле, принадлежавшей самарским крестьянам. Строительство завода и рабочего поселка началось в 1909 г., возглавил его генерал-майор Иващенко. Завершены строительные работы были в 1911 г. – поселок Иващенково – г. Чапаевск. Одновременно, в 1911 г. было завершено и строительство Трубочного завода (завод им. Масленникова) – самое крупное промышленное предприятие Самара, где работало 5 тыс. человек, а к началу Первой мировой войны число рабочих этого завода увеличилось до 9 тыс. человек. Завод был построен на берегу Волги, в центре обширного дачного массива. Это место было занято ипподромом «Самарского общества конного бега», открытого в 1903 г. Здесь же располагались дачи Аржанова, Сербулова (затем Позерн), Вальдовского, Шумовой. Вдоль дач шла загородная линия конки, с восточной стороны ипподрома пролегала грунтовая дорога. Позднее здесь появился трамвай (современная ул. Ново-Садовая). Завод предполагалось строить по образцу аналогичного завода, расположенного в Петербурге. Затем, однако, от этого отказались, так как было решено строить завод, отвечавший более высокому техническому уровню.
В 1909 г. была образована комиссия по возведению Трубочного завода. Ее возглавил генерал-майор Гермониус. К работе были привлечены известные иностранные и российские фирмы, а так же ведущие русские специалисты по возведению военных промышленных и оборонительных сооружений. При строительстве были использованы новейшие технологии (железобетон и сетчатые конструкции).
Завод был заложен 25 мая 1910 г., а 25 сентября 1911 г. состоялось его официальное открытие. Трубочный завод в Самаре с самого начала проходил под грифом «секретно». Предприятие имело полные автономные водо- и энергоснабжение и полную технологическую цепочку изготовления изделий: от литья деталей из черных и цветных металлов до их сборки, упаковки и складирования. Планировка заводских мастерских была такова, что рабочие каждой мастерской изолировались на все рабочее время. Завод непрерывно функционировал с момента постройки до 1921 г., когда он был остановлен в связи с тем, что за время гражданской войны он был полностью разорен: оборудование демонтировано, инструменты и запасы металлов вывезены. В 1923 г. завод возобновил производство и получил имя А.А. Масленникова.
С 1895 г. по 1914 г. промышленное производство Самарской губернии выросло в 3,5 раза (в основном за счет роста производства, связанного с сельскохозяйственной сферой). На одного жителя губернии производилось продукции на сумму порядка 20 руб., это обеспечивало губернии 29 место по производству промышленной продукции. Продолжалось строительство мелких предприятий. Была построена механическая хлебопекарня, открывшаяся в 1912 г. – хлебозавод. Самара стала вторым после Петербурга городом, где появился механический хлебозавод. В связи со строительством в Самаре предприятий ВПК начато строительство в 1911-1912 гг. ГРЭС.
К началу Первой мировой войны размеры рабочего класса Самарской губернии увеличились до 14 тыс. человек. Городское население составляло 151.943 тыс. (5.1%) человек, из них в Самаре проживало 90 тыс. человек без одного человека. Дворян в губернии – 5.139 человек, 1.5 тыс. человек – духовное сословие, купцов первой гильдии – 1.259 человек. Самарцы были не очень богаты: только 6,5% жителей имели прислугу, из них 70% - одного слугу, 0,5% - более 10 слуг. Самарское население было достаточно грамотным – 45% населения губернии грамотно (общероссийский показатель – 23%). Военный гарнизон Самары – 1.350 человек.
Самара по-прежнему представляла собой крупнейший торговый центр Поволжья. В начале XX века здесь открыли свои отделения несколько крупных банков: Волжско-Камский коммерческий банк (художественный музей) и Азово-Донской банк (дворец труда), Русское общество вывозной торговли, Донской земельный банк, товарищество бр. Нобель, синдикат «Мазут», отделение французского торгового дома «Мю и Мюрилиз» - фабрика «Красная звезда». Самым крупным торговым помещением были Новотроицкие торговые корпуса, построенные Вернером в 1911 г. (бывшая «Юность») – так как рядом Троицкий рынок – в честь церкви Св. Троицы (угол Галактионовской и Ленинской – дом Специалистов).
Политическая жизнь.Политическая жизнь Самарской губернии была довольно скудной. Развитие получили либеральные кружки. Самым известным были кружки адвоката Хардина и помещика Протопопова. Поскольку Самарская губерния была преимущественно аграрной, то ей боьшое внимание всегда уделяли эсеры. Активная эсеровская пропаганда велась в губернии в 1900-1901 гг. Эсеровские организации существовали практически во всех крупных селах губернии: Обшаровка, Новый Буян, Царевщина. Во главе самарских эсеров стояли братья Акрамовские, братья Девятовы и др. Самарская полиция слабо интересовалась эсерами, гораздо более серьезным врагом она считала либералов. В 1900 г. в Самару проездом из ссылки возвращается Ленин. В течении трех дней он пытается организовать марксистский кружок, однако его постигла неудача. Когда в 1901 г. Ленин начинает издавать «Искру», Самара выбирается как один из центров распространения газеты. Здесь организуется первое Русское бюро «Искры». Самара должна была обеспечивать «Искрой» и другой нелегальной литературой весь восток страны. Для руководства этой работой в Самару прибыл коренной самарский житель Кржижановский, отбывавший срок ссылки вместе с Лениным. В сое время Кржижановский окончил железнодорожный институт (путей сообщения). В Самаре в то время специалистов такого уровня просто не было и Кржижановсвкий практически сразу становится начальником станции Самара. Это давало революционерам-марксистам весьма ощутимые преимущества, так как квартира начальника станции находилась непосредственно на территории депо, а так как депо охранялось, то полиции было чрезвычайно трудно организовать скрытое наблюдение. Кржижановскому активно помогала его жена Зинаида Невзорова, а так же сестра Ленина Мария Ульянова, которая работала в земской управе. На первом съезде РСДРП в докладе Крупской прозвучал отчет о деле распространения «Искры» и восточный центр – Самара получил весьма высокую оценку. Потом вся троица главных организаторов покидает Самару и ведущее место занимают меньшевики – братья Рамишвили. Затем в Самару прибыл крупный большевистский деятель – Арцыбушев, которого все называли «Самарский Маркс» из-за поразительного внешнего сходства. Однако больше всего Арцыбушев был известен в определенных кругах как человек, который сумел создать тайный кабинет по производству фальшивых документов, которыми снабжал всю партию. Однако в целом исследователи этого периода утверждают, что к началу первой русской революции самарские социал-демократы и большевики никакой реальной силы собой не представляли. Хотя ведущую роль среди партий данного направления в губернии играли эсеры.