Хозяйственно-экономическое развитие Самарского края.
Начиная с конца 18 в., основной отраслью Самарского края, постепенно становится товарное выращивание пшеницы. Самара постепенно становится одним из основных поставщиков пшеницы на хлебном рынке страны.
Товарность в производстве пшеницы постепенно набирает обороты. Из Самары ежегодно вывозилось 27 миллионов пудов хлеба – 10% всего производимого в стране хлеба. Из продававшегося на самарском рынке хлеба 20% оставалось на территории края, соответственно 80% вывозилось. В среднем на Самару приходилось 5 млн. пудов продаваемого хлеба. Для ввоза вывоза даже была построена специальная хлебная пристань. Помимо Самары крупными хлебными рынками были Бугульма, Кинель-Черкассы, Сергиевск, Большая Глушица, Красный Яр и др.
Основной зерновой культурой в районах южнее реки Иргиз являлась пшеница, среди которой преобладали лучшие сорта русской пшеницы и знаменитая белотурка, из которой производилась мука высших сортов. В северных районах Самарского края предпочтение отдавалось ржи, овсу, крупяным культурам. Твердые сорта пшеницы были завезены из Самарского Поволжья в середине 19 в. в США.
К середине 1850-х гг. Самарское Поволжье оценивалось как один из главных хлебных центров России. Помимо местной пшеницы, в Самару везли хлеб из оренбургских, уральских, саратовских степей.
По данным Генерального штаба, ежегодный излишек над внутренним потреблением в среднем составлял 2 млн. четвертей хлеба, преимущественно – пшеницы. Довольно значительная часть внутреннего хлеба потреблялась винокуренным производством. А основная масса винокурен находилась в Бугульминском уезде.
Основная масса хлеба шла вверх по Волге в нечерноземную полосу России и через СПб вывозилась за границу.
Самый обширный пшеничный район имела Самара. Крупнейшие водяные мельницы располагались на юге края стояли по реке Иргиз. Развитие мельничного производства при всех своих плюсах имело и ряд отрицательных последствий, особенно для развития транспортной инфраструктуры края. Например, в Самарском уезде крупнейшей водно-транспортной магистралью мог бы быть Черемшан, но он был весь перегорожен мельничными плотинами. Поэтому основным водным путем оставалась Волга, а на территории края основной хлебопоток направлялся гужевым транспортом.
Довольно высокое значение в сфере торговли по-прежнему имело скотоводство. Крупные скотопрогонные тракты пролегали по территории Оренбургского края. По Московскому тракту через Самарский уезд прогонялось до 18 тыс. голов скота. А к середине 1850-х гг. прогонялось до 200 тыс. голов скота на сумму в 1 млн. рублей.
Самара так же участвовала и в солевом промысле. Из 4 млн. пудов соли, добываемой в Илецке, 3 млн. пудов ежегодно проходило через Самарскую соляную пристань.
Основными местами торговли в Самарском крае, а затем и в губернии, были ярмарки. Обороты достигали 10 млн. рублей серебром. В общей сложности в течение года действовало более 200 базаров и ярмарок. Причем Самара выступала ключевым звеном в ярмарочной цепи, имевшей вид замкнутого пространственно-временного круга.
Второе место по значению в торгово-экономической сфере Самарского края занимал экспорт сала. Можно отметить, что все крупные состояния Самары были сделаны в первой половине 19 в. на торговле салом. Немалому успеху этой отрасли торговли способствовало то, что самарские салопромышленники знали секрет засолки сала, который позволял сохранять этот продукт в течении нескольких лет – летом сало набивалось в бочки и засаливалось. В середине 19 в. среднегодовой экспорт сала составлял 3-3,5 млн. пудов. Самарский край занимал в России пятое место по вывозу сала. На третьем месте в России Самарский край находился по производству шерсти и овчин – 112 тыс. пудов.
Промышленный сектор экономики Самары был представлен 60 предприятиями, на которых было занято около 6 тыс. рабочих, продукции выпускалось на 2 млн. рублей в год. В Самаре находилось 17 салотопенных заводов, 2 мыловаренных, 4 свечно-сальных, 4 кожевенных, 3 канатопрядильных, 2 клеевых, 2 крахмальных, пивоваренный, маслобойный, колокольнолитейный, 2 чугунно-плавильных, 2 поташных, остальные – кирпичные. Работало 612 ремесленных мастерских, где трудилось 1430 человек.
Большую роль играла крестьянская промышленность. Насчитывалось 139 крестьянских промыслов, крупнейшими из которых были бондарный, кожевенный, валяльный, кирпичный, тележный, санный, картузный. Постоянно промыслами занималось 68 тыс. крестьян и около 40 тыс. – непостоянно. Самарский край был оторван от центральных уездов страны, моста через Волгу еще не было. Самарские жители постоянно ходатайствовали об открытии движения судов по Волге. В 1842 г. Самара была включена в единую сеть пассажирского пароходного сообщения по Волге. Ходило два парохода в неделю: вниз и вверх по течению.