Становление Советской власти в Самарской губернии в конце 1917-начале 1918 гг.
Временное правительство теряло контроль над ситуацией в стране. Все его попытки укрепить органы власти в центре и на местах не имели успеха. Февральская революция, свергнув царизм, не стала решать основные общедемократические и общенациональные задачи (о мире, о земле, о борьбе с хозяйственной разрухой и голодом и другие вопросы). Это и стало внутренней пружиной развития революционного процесса в социалистическом направлении.
Осенью 1917 г. общенациональный кризис проявлялся во всех сферах – как экономической, так и общественно-политической. К 29 сентября в Самарском совете рабочих депутатов преобладали большевики. Успехов они достигли и при выборах в городскую Думу. Обсуждался вопрос о выдвижении на пост городского головы В.В. Куйбышева. Вопрос о переходе власти к советам стал предметом острых дискуссий уже в начале октября.
Известие о начале вооруженного восстания в Петрограде было получено 25 октября (7 ноября). Уже в 2 часа того же дня вспыхнула острая дискуссия по вопросу о текущем моменте на заседании исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов в Белом доме. Председательствующий В.В.Куйбышев огласил телеграммы о событиях в Петрограде и предложил направить на телеграфы комиссаров. Это предложение встретило противодействие лидера местных меньшевиков А.И. Кабцана. Поскольку на заседании не были приглашены члены исполкома губернского Совета крестьянских депутатов, его представитель И.Д.Панюжев в знак протеста покинул собрание. Было принято предложение В.П.Преображенского отложить обсуждение до 8 вечера с тем, чтобы к этому времени представить мнение всех партийных фракций входящих в Советы.
Помещение кинотеатра "Триумф", в котором открылось заседание Советов, не могло вместить всех желающих присутствовать на нем. Еще бы: решался вопрос о власти. Поэтому по предложению большевиков участники перешли в самое большое тогда, в городе помещение театра "Олимп" (здание филармонии).
На экстренном заседании присутствовали члены исполкомов Советов, Комитет народной власти, президиум городской Думы, президиумы почтово-телеграфных и железнодорожных союзов, полковых и ротных комитетов, штаб охраны города, представители социалистических партий.
Очевидец этого исторического заседания писал: "Товарищ Куйбышев открыл собрание коротеньким докладом о ходе событий и сообщением о победе питерских пролетариев в течение дня. Несмотря на скудность сведений, каждое сообщение о ходе борьбы в Петрограде, о победе питерских рабочих вызывало бурю восторгов. Театр стонал от взрывов аплодисментов. Со всех сторон неслись клятвы в верности Советской власти, о готовности бороться за нее до последней капли крови".
Были предложены две резолюции: общая – эсеров и меньшевиков в поддержку Временного правительства, и большевистская, признающая Советы единственной властью. Началось голосование. Резолюция большевиков получила 441 голос, а эсеро-меньшевистская – 140. Зал сотрясали бурные аплодисменты огромного большинства присутствующих. Главный пункт резолюции гласил: "Единственной властью в стране демократия Самары признает власть Советов".
Тогда же был создан ревком, в который вошли большевики М.П. Герасимов, В.В.Куйбышев, П.П.Митрофанов, С.Я.Тиунов, меньшевик-интернационалист С.Н.Васильев и эсер-максималист В.А.Кузьмин. 27 октября в 5 часов утра состоялось первое заседание ревкома, на котором был избран президиум в составе председателя В.В.Куйбышева, товарища председателя М.П.Герасимова и секретаря П.П.Митрофанова.
Позднее В.В.Куйбышев так объяснял тактику большевиков в октябре 1917 г.: Когда в Октябрьские дни получили первые сведения о восстании рабочих и солдат в Петрограде, для нас было очевидным, что рабочие и солдаты должны установить на местах власть Советов. Мы созвали собрание самарских Советов, и на нем при воздержавшихся крестьянах было решено создать революционный комитет для борьбы с буржуазным правительством Керенского, контрреволюцией и проводить в жизнь ту программу, которая 8 месяцев лежала под сукном... Мы с первых дней хотели идти рука об руку с крестьянами, но они не дали своих делегатов, и вместо них места были предоставлены гарнизонному Совету крестьянских депутатов".
В Самаре установилась советская власть. Традиционные жизненные устои менялись коренным образом.
Постепенно советская власть устанавливалась и в уездных центрах губернии: в Бугурусланском уезде 10 ноября 1917 г.;
Николаевском – 18 декабря 1917 г., Бузулукском – 21 декабря 1917 г., Новоузенском – 10 января 1918 г.. Ставропольском – 28 января 1918 г.. Самарском – 30 января 1918 г., Бугульминском – 25 февраля 1918 г.. Начался процесс организации власти в волостях и селах. Одновременно шел процесс слома аппарата земского самоуправления.
Самарский Военно-революционный комитет развернул активную деятельность по упрочению советской власти, по налаживанию работы промышленных предприятий, торговых и учебных заведений, созданию аппарата управления и органов защиты революции.
19 октября был создан штаб охраны, в состав которого от солдатской секции Совета вошел В.К.Блюхер. Помощь ревкому в предварительной разработке вопросов осуществлял Совет народных комиссаров под председательством А.П.Галактионова. 16 ноября Совет рабочих и солдатских депутатов учредил революционный суд. В декабре был организован комиссариат юстиции и при нем революционный трибунал.
Ревком организовал рабочий контроль над производством. Созданные на предприятиях контрольные комиссии пресекали саботаж владельцев, добивались бесперебойного снабжения их сырьем. 23 декабря были национализированы частные банки. Все ценности были переданы Государственному банку.
Для новой организации народного хозяйства и управления им в январе 1918 года был образован губернский Совет народного хозяйства. В его ведение перешли все государственные предприятия, а после национализации – и все остальные.
Осуществлялись аграрные преобразования на основе Декрета о земле. Земля распределялась по уравнительному принципу. Размер душевых наделов определялся местным Советом. Всего по Самарской губернии в распоряжении крестьян было передано более 4 миллионов десятин национализированной земли.
По решению губисполкома на базе некоторых конфискованных имений создавались опытно-показательные хозяйства. Батраки и беднота выступали инициаторами организации первых сельскохозяйственных коммун и товариществ.
В ночь с 14 на 15 декабря 1917 г. был устроен взрыв в Белом доме, где размещались Ревком, Совет рабочих депутатов, штаб охраны и штаб Красной гвардии. Погибли 8 красногвардейцев. Около 30 человек получили ранения. 5 декабря контрреволюционеры, притаившись в Струковском саду, обстреляли группу красногвардейцев. Через неделю, 13 декабря, на вокзале был убит красногвардеец Н.П.Баранов. Ночью 31 декабря снова подверглись обстрелу часовые у помещения губисполкома.
И все же, несмотря на атаки контрреволюции. Советская власть крепла, набиралась сил и опыта.
Много сил отдали самарцы борьбе с контрреволюционными выступлениями оренбургского и уральского казачества, отряды которых зимой и весной 1918 г. неоднократно вторгались на территорию губернии.
17 мая 1918 года в самой Самаре вспыхнул контрреволюционный анархо-максималистский мятеж. Бойцы воздушной бригады, а также прибывшими из других городов подкреплениями – уже на следующий день разоружили более половины мятежников: 19 мая капитулировал последний отряд противников Советской власти, засевший в гостинице Филимонова (на площади Революции).
Был создан губернский революционный комитет. В его состав вошли В.В.Куйбншев, А.А.Масленников, А.И.Галактионов, С.Я.Тиунов, П.Н.Теплов, И.К.Нижегородов и А.Ф.Попов.