Социально-экономическое положение и общественно-политическая ситуация в Самарской губернии в начале XX века.
В начале XX века продолжалось интенсивное экономическое развитие Самарского края. Увеличивалось число предприятий, количество рабочих и предпринимателей. В деревне развивалось торговое земледелие и скотоводство. Строились паровые мельницы, пивоваренные, винокуренные, кожевенные, кирпичные заводы, красильни, шерстобитные и другие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. В помещичьих и крупных крестьянских хозяйствах все чаще применялись сельскохозяйственные машины.
Развитию капиталистического производства способствовало железнодорожное строительство. К началу 70-х годов Моршано-Сызранская дорога доходила только до Сызрани. В 1876 году сдали в эксплуатацию железную дорогу Батраки-Оренбург, а в 1880 году открыли близ Сызрани мост через Волгу. В 1888 году завершилось строительство Самаро-Уфимской дороги (Кинель-Уфа) и железнодорожной ветки от станции Самара до пристаней на берегах рек Самары и Волги. Развернулось строительство великой сибирской магистрали. В 1901 г. началось сооружение железной дороги от Оренбурга до Ташкента. Железные дороги связали Самарский край с Центральной Россией, Средней Азией и Сибирью, способствовали втягиванию в торговый оборот отдаленных районов. С постройкой железных дорог возросло значение Самары как важного торгового центра на юго-востоке страны и в Поволжье.
Усилилось и пароходное движение. Пароходство связали губернию со всем Поволжьем. Прикамьем, а по реке Белой – с Уфой. С пристаней Самары, Хрящевки, Белого Яра, Духовницкого, Сызрани в средней по урожайности год вывозили до 40 миллионов пудов хлеба, 720 тысяч пудов льняного семени, около 225 тысяч пудов сала, 18 тысяч пудов овчины, 9,5 тысячи пудов кож, 15 тысяч пудов шерсти и множество другой продукции сельского хозяйства.
Развивалась промышленность. К 1900 году в губернии насчитывалось уже 1110 промышленных заведений с 9980 постоянными рабочими и выработкой продукции более чем на 20 миллионов рублей. В Самаре открылись отделение Государственного, Волжско-Камского, Дворянского, Донского земельного банков, отделения 15 страховых обществ. В железнодорожных мастерских и депо станции Самары работали свыше тысячи человек. Крупными предприятиями стали чугунолитейный завод Молчанова, механический завод Лебедева, завод Шерстнева, паровые мельницы.
Однако в обществе росло социальное напряжение. Рабочий день длился 10-12 часов. Не соблюдались требования охраны труда и техники безопасности.
Заработная плата была низкой – 9-13 рублей в месяц. Женщины за одну и ту же работу получали меньше, чем мужчины. Но даже низкая заработная плата полностью не выплачивалась. Из нее удерживали многочисленные штрафы, которым подвергались рабочие за малейшие нарушения установленного порядка.
В начале XX в. размеры крестьянских земельных наделов в губернии уменьшились в связи с естественным приростом населения. Очень малые наделы земли имели крестьяне Бузулукского, Бугульминского, Бугурусланского уездов. Здесь было много помещиков, "освободивших" крепостных почти без земли. Крестьяне были вынуждены арендовать у помещиков землю на кабальных условиях.
Так, например, помещик Мальцев сдавал землю на следующих условиях: арендатор обязан был, вне зависимости от урожая, платить за десятину пашни 22 пуда пшеницы либо 24 пуда овса или проса. В случае недорода весь урожай шел помещику, и арендатор, следовательно, работал на помещика даром. Если же собранного урожая не хватало для оплаты, недоимку помещик взыскивал с крестьянина через суд. Подобные условия были обычными. Многие крестьяне работали на полях помещиков и кулаков за хлеб, взятый взаймы в весеннее время. Общинное землевладение не задерживало процесса обезземеливания, бедности и роста кулацкого землевладения. Сохранялись старые помещичьи латифундии.
Население края было отсталым в культурном отношении. Свыше 70 процентов жителей не знали грамоты. Среди женщин только 12 из 100 умели читать и писать. Еще меньше было грамотных среди нерусских национальностей – мордвы, чуваш, башкир, казахов и других.
Начавшаяся в 1904 г. война с Японией принесла новые бедствия трудящимся. Капиталисты удлинили рабочий день для выполнения срочных военных заказов. Снижались расценки. Возросли штрафы. Поднялись цены на предметы первой необходимости. Росли налоги. Обострялись социальные противоречия.
Росли оппозиционные настроения. В Самаре немало было ссыльных поднадзорных (либерал А.К.Клафтон, социал-демократ А.Г. Шлихтер социалист-революционер М.И.Сутягин и другие). В Самаре действовало Бюро Русской организации "Искра" во главе с Г.М. Кржижановским.
К 1904 году возросла активность эсеров (социалисты-революционеры) и эсдеков(социал-демократы). И те и другие исповедывали социализм, т.е. веру в идеальное, общество на основе обобществленных орудий и средств производства, плановой и планомерной экономики, централизованного распределения. Социал-демократы ориентировались на индустриально-городской, западноевропейский, а эсеры на земледельческо-индустриальный, самобытно-русский путь развития. И те, и другие не сомневались в целесообразности насильственного ниспровержения существующего строя.