Реформы 60-х годов ХIХ в. в Самарском крае.
Великие реформы 1860-1870-х гг. оказали поистине огромное значение на всё социально-экономическое и политическое состояние российского общества. В Самарской губернии накануне отмены крепостного права проживали все три основные группы российского крестьянства: помещичьи, государственные и удельные.
По переписи 1858 г., в Самарской губернии проживало 234 тыс. 453 крепостных, из них мужчины составляли 113905 человек, а женщины - 120548 человек. Среди них более 20 тыс. составляли дворовые. Удельный вес крепостных крестьян в составе населения губернии был невелик - 15,3% (по России этот показатель составлял 37,5%). 80% крепостных находились на барщине и только 20% - на оброке. Крепостные крестьяне принадлежали 825 помещикам.
Помещики Самарской губернии, как и большинство помещиков страны, относились к реформе резко отрицательно. Особое беспокойство у них вызывала та ситуация, что в губернии было большое количество свободных казённых земель, которые продавались и сдавались в аренду по низким ценам. Поэтому помещики боялись остаться без рабочих рук. Самарский губернский комитет по улучшению быта помещичьих крестьян стремился затормозить разработку местных документов предстоящей реформы, а после освобождения крестьяне должны были за полученную землю в течение нескольких лет обрабатывать землю помещика.
Против консервативного большинства самарского дворянства выступал известный деятель крестьянской реформы и самарский помещик Юрий Фёдорович Самарин, ставший представителем правительства в Самарском губернском комитете по улучшению быта помещичьих крестьян. Он уличал помещиков в том, что в поданных в комитет документах были значительно занижены размеры крестьянских наделов Противостояние достигла такого накала, что консерваторы планировали физическое устранение Ю.Ф. Самарина, и он вынужден был нанять телохранителя. Необходимо отметить и то, что Ю.Ф. Самарину в его деятельности помогали самарские губернаторы К.К. Грот, занимавший эту должность с мая 1853 г. по апрель 1860 г. и А.А. Арцимович, бывший губернатором с апреля 1860 по май 1861 г.
10 марта 1861 г. текст «Манифеста» об отмене крепостного права и основные документы реформы были доставлены в Самару будущим героем русско-турецкой войны 1877-1878 гг. флигель-адъютантом императора И В. Гурко. 11 марта Манифест был прочитан в кафедральном Вознесенскром соборе (восстановлен в 1990-е гг., находится на улице Ст. Разина). 12 марта он был напечатан в газете «Губернские ведомости», и оглашён во всех уездных городах, а также развезён по помещикам. Как сообщал губернатор А.А. Арцимович в отчёте императору, никакого ликования после прочтения Манифеста не наблюдалось.
Особенностью освобождения помещичьих крестьян в самарской губернии было значительное уменьшение их наделов, при установлении за них высокой выкупной суммы. Так, в Самарском уезде землю отрезали у двух третей помещичьих крестьян, отрезки составили 46,9% земли, принадлежащей им до реформы.
Подобное наделение землёй привело к уменьшению среднедушевого крестьянского надела. Если до реформы среднедушевой надел помещичьих крестьян Ставропольского уезда составлял 4,2 десятин, то после реформы - 2,9 десятин. Отрезки в уезде составили 31,5%.
В целом по Самарской губернии средний крестьянский надел сократился с 5,2 десятин до реформы до 3,6 десятин. Для организации экономически самостоятельного хозяйства крестьянину необходимо было владеть от 6 до 8 десятин земли на душу. Всего в Самарской губернии у помещичьих крестьян отрезали 227450 десятин земли или 42,2% от общего количества земли, которой они владели до реформы.
Временнообязанные крестьяне должны были работать на барщине - 70 дней в году, 40 дней летом (работа продолжалась 12 часов) и 30 дней зимой (работали по 9 часов) или платить оброк. Средний оброк по губернии с души мужского пола составил 9 рублей, а размер выкупных платежей за душевой надел равнялся 150 рублям.
Выкупные платежи, установленные за душевой надел, значительно превышали его рыночную стоимость. Накануне реформы цена за десятину земли в Самарской губернии колебалась от 5 рублей 87 кореек до 8 рублей 96 копеек, в то время как средняя цена за десятину земли при выкупной операции была установлена в 30 рублей.
Крестьяне не могли поверить, что подобный Манифест исходит от царя, что вызвало глухое недовольство среди крестьян. Крестьяне деревень Грачи и Озинки имения графа Воронцова-Дашкова Николаевского уезда, после ознакомления с Манифестом на крестьянском сходе заявили, что слушаться помещиков и выходить на работу не будут. В сёлах Бесовке и Алек- сандровке Ставропольского уезда документы реформы толковал бывший волостной писарь Модест Сурков, который заявил, что вся земля принадлежит крестьянам. Крестьяне отказались выходить на работу, а волнения распространились на соседние сёла. Волнения продолжались с 14 по 25 апреля. М. Сурков был арестован и предан военно-полевому суду. В целом по губернии за 1861-1862 гг. волнения бывших помещичьих крестьян имели место в 97 сёлах (81 имение), что составило около 11% от общего числа помещичьих крестьян.
Активно проходило пассивное сопротивление крестьян, выразившееся в отказе от подписания уставных грамот. 66,4% помещичьих крестьян отказались подписать уставные грамоты. Напомним, что в целом по России этот показатель составил 50,2%.
18,1% крестьян Самарской губернии являлись удельными. Наделение землёй удельных крестьян регулировало «Положение 26 июня 1863 года» на его основании удельные крестьяне получали столько земли, сколько числилось по «табелю». Однако большинство удельных крестьян имело большее количество земли, которая и была у них отрезана. Это вызвало большое недовольство крестьян. В среднем по губернии удельные крестьяне потеряли 12,6% земли. Однако, в Николаевском уезде крестьяне потеряли 64%, которой они владели до реформы, а в Бузулукском этот показатель составил 23,9%. В результате произошло сокращение среднедушевого размера надела с 7,7 десятин до 6,8 десятин. Не удивительно, что удельные крестьяне отказались подписать 142 уставные грамоты из 195. Преобладающее большинство в Самарской губернии составляли государственные крестьяне, которых насчитывалось 875 тысяч 951 человек, что составляло 64,5% крестьянского населения губернии. Накануне реформы государственные крестьяне имели в среднем 10 десятин на душу. По условиям их освобождения государственным крестьянам передавалась вся земля, которой они владели до реформы. Однако это было недостаточно для успешного ведения хозяйства, т.к. переложная система хозяйства, распространённая в степной местности, требовала земли в два раза больше
Основную часть государственных крестьян составляли нерусские народы: татары, чуваши, мордва. Очевидно, поэтому оброчная подать с государственных крестьян была наиболее низкой в губернии - 36 копеек. Крестьянская реформа открыла целую серию реформ, важнейшей из которой была реформа местного самоуправления (1864 г.). «Положение о губернских и уездных учреждениях» в Самаре было опубликовано 16 февраля 1864 г. Для подготовки первых в истории страны земских выборов был создан Временный губернский комитет под председательством губернатора Н.П. Мансурова. Были созданы и временные уездные комиссии, которые летом 1864 г. закончили составление списка избирателей. Предстоящая реформа вызывала большой интерес населения губернии, и все списки избирателей были опубликованы в газете «Самарские губернские ведомости».
В списке первой курии избирателей значилось 2459 избирателей. По своему социальному составу они принадлежали к дворянам-помещикам и священнослужителям - 1687 избирателей, купцам - 173 человека, крестьянам - 599 человек. Из 71532 городских жителей губернии избирательные права получили 1258 человек - купцы, промышленники, владельцы крупной недвижимости на территории города. Для крестьян выборы были трёхступенчатыми. 1 миллион 357 тысяч крестьян Самарской губернии на выборах были представлены 6255 выборщиками. Всего в уездные земские собрания в Самарской губернии было избрано 400 гласных, из них крестьян - 173 человека (43%), землевладельцев - 159 (33,8%), священников - 32 (8,25%), купцов - 36 человек (9%)
Первое в Российской империи Самарское губернское земское собрание открыло свою работу 28 февраля 1865 г. На первом заседании присутствовало 64 гласных из 68 избранных. Их социальный состав был следующий: дворян - 38, крестьян- 17, купцов - 7, священников - 4, колонистов - 1, чиновников -1. Открывая собрание, губернатор Н.П. Мансуров отметил: «По приведению в действие Положения о земских учреждениях Самарская губерния, как и во многих, впрочем, делах опередила прочие губернии Вам выпал славный жребий начать великое дело, все взоры обращены на Самару... Я горжусь вместе с вами, что сего числа открываю первое губернское земское собрание в Империи». (Храмков Л.В Введение в самарское краеведение. С. 166).
В начале февраля 1871 г. приступила к работе Самарская городская Дума. В неё было избрано 72 гласных. Среди них было 57 купцов, 9 дворян и чиновников, 4 мещанина, 1 священник, 1 казак. Городская дума способствовала благоустройству города и улучшению быта его жителей. Благодаря инициативе думских жителей в Самаре, в одном из первых провинциальных городов страны, был построен водопровод (жители Самарского района нашего города до сих пор пользуются водой из этого водопровода), прекрасное здание драматического театра, проведено мощение улиц и их освещение. Эпоха великих реформ внесла в жизнь жителей Самарского края значительные изменения, проявившиеся в хозяйственно-экономическом росте региона.