Оборонительные сооружения и линии в ХVIII в.
XVIII в. начался для Самары с целого ряда больших пожаров. В 1700 г. сгорела приказная изба и вместе с ней самарский архив. В 1703 г., в результате очередного пожара погибли старые городские укрепления. Согласно донесению воеводы Кушникова(документ): «кремль и палисад згорели без остатку». По всей видимости, большая часть Самарского городка все же уцелела. Наряду с необходимостью восстановления Самары, было принято решение вновь укрепить ее.
Корнелий де Бруин, проплывавший мимо Самары в 1703 г. оставил следующее описание города (документ): «…Этот город довольно обширен, весь деревянный и домишки в нем плохие. Стены снабженные башнями, тоже деревянные и со стороны суши довольно велики. Город занимает почти всю гору, а предместье тянется вдоль речного берега… Когда плывеш мимо города, видишь городские ворота, множество небольших церквей и несколько монастырей…».
Восстановительные работы проводились в 1703-1706 гг. Проект новых укреплений был разработан согласно новейшим достижениям европейского фортификационного строительства. Разработчики руководствовались книгой военного инженера Вобана, который считал, что самые лучшие укрепления – земляные.
Новые укрепления имели линейную структуру и проходили вдоль северо-восточной окраины города от реки Самара и до Волги. Протяженность укреплений составляла 1320 м. Новые крепостные укрепления представляли собой земляной ров и земляной вал. Глубина рва – 2 м, высота вала, соответственно – тоже 2 м. Поверх вала, со стороны Волги, тянулись деревянные укрепления, выполненные в форме древнерусских крепостных стен – тарасов, а с противоположной стороны – обычный частокол. Главной частью новой постройки была земляная крепость – цитадель или «земляной» замок. Замок был построен в двухстах метрах к северо-востоку от сгоревшего кремля, сейчас на этом месте расположена Хлебная площадь.
Новая земляная Самарская крепость имела форму ромба, по углам которого находились круглые земляные укрепления – бастионы, на которых, в свою очередь, возвышались деревянные артиллерийские башни, две из них имели ворота. В центре замка была построена еще одна башня, внизу которой находились арсенал и гауптвахта. Наверху башни располагалась смотровая площадка. Южный бастион располагался напротив выхода улиц Карбюраторной и Кутякова на Хлебную площадь. Восточный бастион находился на улице Крупской, на месте дома №18. Северный бастион – на пересечении улиц Ст. Разина и Комсомольской. Валы между бастионами были около 4-5 метров высотой. Поверху валов стояли рубленые парапеты с бойницами. Перед валами от берега реки Самары до улицы Комсомольской шел глубокий ров, образовавшийся от выборки земли для бастионов. Западный бастион располагался на пересечении улиц Крупской и Ст. Разина. В настоящее время на этом перекрестке наблюдается неестественное возвышение рельефа местности.
Общая площадь земляной крепости составляла 3.8 га. Остальные участки северо-восточной стороны прикрывались деревянными укреплениями – от южного бастиона к реке Самаре – палисад из деревянного частокола, от которого на затопленную часть выдвигались два ряда рогаток. С северной стороны стояла глухая деревянная башня, от которой отходили все те же тарасы, представлявшие из себя две параллельные деревянные крепостные стены, между которыми находились перерубы – секции, заполненные землей.
Восстановленная и заново укрепленная в начале XVIII в. Самарская крепость, представляла собой оборонительную систему, соединившую новейшие достижения европейского фортификационного строительства и опыт русского традиционного крепостного зодчества.
Помимо восстановления фортификационных крепостных сооружений Самары, по правому берегу реки Самары до устья реки Б. Кинель была создана полевая система обороны, включившая в себя Самарскую цитадель, треугольное земляное укрепление пригорода Алексеевск и Падовскую крепость в устье реки Падовки.
Гарнизон Самарской крепости состоял из двух пехотных рот по 115 человек, 8 пушек, 100 казаков, 150 отставных солдат, 36 малолеток – детей служилых людей, 46 иноземцев. Всего в 1728 г. в самарском гарнизоне насчитывалось 912 человек.
В XVIII в. Самарская крепость была превращена в часть оборонительной системы Заволжья, которая начала создаваться по указу Сената от 1731 г. по инициативе тайного советника Наумова. Начиналась Новозакамская оборонительная система на реке Кинель, где был построен Кинельский редут, далее – до впадения реки Кондурчи в реку Сок – Красноярская крепость и дополнительные укрепления напротив Сергиевска. Далее, через села Крепость Кондурча, Шентала и Черемшан линия доходила до реки Кичуй. Общая протяженность новой оборонительной линии составляла 230 км, из них 180 км. проходило через территорию современной Самарской области. Новозакамская линия была построена вместо Черемшанского форпоста. Промежутки открытого пространства между Алексеевском и Сергиевском, Красноярском и Черемшаном прикрывались сплошным валом протяженностью 175 км., остальное расстояние – лесные засеки. Остатки земляного вала сохранились до сих пор.
Служили на Новозакамской линии специально созданные полки ландмилиции. Однако полностью новую линию достроить не успели. В 1736 г. начинается сооружение новой укрепленной оборонительной линии – Самарской. Самарская линия протянулась цепью крепостей через 20-30 км. друг от друга от Самары до Оренбурга. В нее входили Красносамарская, Борская, Ольшанская, Бузулукская, Тоцкая, Сорочинская и Новосергиевская крепости, окруженные рвом, земляным валом, деревянными стенами и башнями. В каждой крепости располагался гарнизон в 100-200 служилых людей и артиллерия. На вновь построенную линию были переведены отряды ландмилиции и казаков с Яика, русские служилые казаки и казаки из татар.
Новые оборонительные линии сохраняли свое значение вплоть до конца XVIII в., так как постоянно сохранялась угроза набегов калмыков. А в 1774 г. через Самарскую линию пытались прорваться казахи.
В новой оборонительной системе Самара занимала самое безопасное место, что сразу сказалось на ее военном значении. С 1731 г. неоднократно поднимался вопрос о ремонте и перестройке обветшавших земляных и деревянных укреплений в Самаре. Однако дальше указа дело не двинулось, так как все внимание было сосредоточено на строительстве новых оборонительных линий.
Большое значение для градостроительства в Самаре имела деятельность В.Н. Татищева, занимавшего в конце 30-х-начале 40-х гг. XVIII в. пост начальника Оренбургской экспедиции. имело довольно большое значение. Именно под его руководством в Самаре было произведено некоторое благоустройство города. Была построена резиденция Татищева – трехэтажное здание (сейчас – улица А. Толстого, 19). Госпиталь – улица А. Толстого, 23. Так же были возведены каменные здания аптеки, гостиного двора, пересыльной и каторжной тюрем. В.Н. Татищев сразу же обратил внимание на то, что все самарские улицы, шли параллельно Волге, и прямого выхода к реке не было. По приказу Татищева было снесено 14 домов и проложена первая улица, спускавшаяся к Волге – улица Пробойная. В настоящее время это участок улицы Комсомольской от улицы Степана Разина до Волги. В 1739 г. В.Н. Татищев доложил в Петербурге, что «ныне с построением разных городов Самара стала в закрытии и опасности нет». Сам Татищев вскоре был отстранен от должности начальника Оренбургской экспедиции. Он вызвал гнев фаворита Анны Иоанновны – Бирона. Татищев был обвинен в злоупотреблениях и посажен в Петропавловскую крепость.
Следующим начальником Оренбургской экспедиции стал И.И. Неплюев. Он перевел штаб экспедиции в Оренбург. В 1744 г. была образована Оренбургская губерния. Неплюев стал губернатором и начал активно переманивать купцов из Самары. В Оренбург были переведены и самарские казаки – ядро будущего оренбургского казачества. Поэтому в 40-е гг. XVIII в. Самара теряет не только военное значение, но и утрачивает торговые связи с Закаспьем.
В 1742 г. комиссия Сената провела ревизию самарских укреплений. Оказалось, что (документ): «…построения г.Самары обветшали, крепость и рогатки, кои от гнилости весьма опали, и в приход неприятельского обращения паче чаяния защищением для самые оные ветхости не годятся… . …в Самаре только годных к стрельбе шесть пушек чугунных и под теми, как станки, так и колеса от многих прошедших лет погнили и поломались…». Однако дело о восстановлении укреплений заглохло, и о былой крепости напоминали только остатки земляных валов. Казаков из Самары перевели в Оренбург, и с 1743 г. в Самарском гарнизоне состояло 97 отставных солдат.
С 1708 г. Самара, согласно административному делению Российской империи, значилась уездным городом Казанской губернии. В 1717 г. Самару перевели в Астраханскую губернию, а в 1718 г. в Симбирскую провинцию. Затем Симбирскую провинцию передали в Казанскую губернию. В 1764 г. Самара из уездного города переводится в заштатные – безуездные. Бывшие самарские села и деревни передавались в Сызранский уезд, городское самоуправление подчинялось Симбирску и Казани. В 1773 г. был принят указ о передаче Самары в Оренбургскую губернию, как Ставропольской слободы. Помешала этому крестьянская война 1773-1775 гг.
В 1765 г. случился крупный пожар, уничтоживший три четверти Самары. Задача восстановления города с учетом противопожарной безопасности (расширение улиц и планомерная застройка) была возложена на казанского губернатора. Представленный план сохранял существовавшую застройку с обязательным расширением улиц и переулков, и вынесением за пределы города мясных рядов, скотобоен и кузниц. Окончательный проект новой застройки Самары был утвержден в 1782 г. Город разместился на территории от рек Волга и Самара до современных улиц Красноармейской и Самарской. План города представлял собой жесткую прямоугольную сетку улиц, деливших город на 50 жилых кварталов и 800 дворовых мест. План города предусматривал застройку Самары на 40 лет вперед. Ширина улиц была определена в 8 саженей, переулков – 4 сажени.
После пугачевского восстания Екатерина II решила провести административную реформу. Губернии должны быть разукрупнены, пересмотрены границы уездов, учреждены новые штаты чиновников. В 1775-1780 гг. в России была проведена общегосударственная административно-территориальная реформа согласно «Учреждению о губерниях». В империи было создано 50 губерний, наместничеств и областей. Эта реформа определила административное устройство России до реформ 1860-х гг.
В 1780 г. Самара вновь вошла в состав Симбирского наместничества и вновь получила статус уездного города, что сопровождалось подтверждением самарского герба. Причем сам герб остался без изменений, но лазоревый цвет сменился голубым. Левобережье Волги образовало Самарский уезд. В наместничество вошла основная часть Самарского края: Самарская Лука, нижнее течение рек Сок, Кондурча, Самара. Территории к северу и западу от Самарской Луки вошли в Сызранский и Сенгилеевский уезды. Левобережье к северу от Самарской Луки вошли в Ставропольский уезд.
Система административных органов окончательно была утверждена Жалованной грамотой дворянству от 1785 г. Исполнительная власть формировалась дворянским собранием, которое избирало исправника и нижний земский суд. В Самаре до 1787 г. исполнительная власть принадлежала военному коменданту. С этого года в Самаре впервые появился гражданский городничий. В Самаре появилась полиция, город был разделен на четыре квартала, а затем на пять. Население Самары в конце XVIII-начале XIX вв. достигло 4 тыс. человек.
Во второй половине XVIII в. окончательно было прекращено строительство фортификационных сооружений Самарской крепости, которая крепостью быть перестает и превращается в город. После пожара 1765 г. застройка Самары подчинялась законам планового городового строительства без учета рельефа местности.