Самарский край под властью золотой орды.
После завоевания Ирана, Средней Азии и Закавказья татаро-монголы в 1223 г. вторглись в степи Восточной Европы и нанесли поражение на р. Калке объединенному русско-половецкому войску. Осенью 1223 г. татары двинулись по Волге в Болгарию, однако получили от булгар отпор и, понеся в ряде столкновений значительные потери, отступили.
Нападение возобновилось в 1229 г. и завершилось поражением булгар на р. Яик. В 1232 г. татаро-монголы вновь пришли на территорию Волжской Булгарии и зазимовали, немного не достигнув г. Биляра. В 1235 г. Удэгей собрал курултай, где утвердил план завоевания Европы, а в следующем 1236 г. татаро-монголы вновь напали на Волжскую Болгарию. Штурмом был взят г. Биляр.
Нашествие фактически уничтожило это государство. Однако в 1238-1239 гг. болгары подняли восстание, жестоко подавленное татаро-монголами в 1240 г. В начале 40-х гг. XIII в. в результате татаро-монгольских походов было образовано государство Золотая Орда. На северо-востоке в нее входила Волжская Болгария, на северо-западе – русские княжества, на юге – Крым, Северный Хорезм, на востоке – Западная Сибирь. По мнению исследователей Волжская Булгария оказалась в гораздо более тяжелом положении, чем Русь. Население вывозилось на рабовладельческие рынки, были разрушены все основные крупные города (приблизительно 40 городов и замков). В результате деятельности захватчиков население Самарской Луки сильно сократилось.
Начиная со второй половины XIII в. болгары селились за пределами Самарской Луки по рекам Сок, Кондурча, Кинель, Самара. Поселения волжских болгар XIII-XIV вв. представляли собой неукрепленные ремесленные центры.
Со второй половины XIII в. на территорию будущего Самарского Поволжья начинается проникновение русского и мордовского населения. О пребывании русских свидетельствуют материалы исследований русско-болгарских поселков на территории Самарской области. Найдено множество свидетельств о пребывании русских на территории многих городов Среднего Поволжья того периода, возможно, русские пленники пригонялись для строительства этих городов. Во второй половине XIII-XIV вв. на территорию будущего Самарского края переселяется мордва, спасавшаяся от татарских набегов. Поселения так же были не изолированными, а преимущественно болгаро-мордовскими.
К югу от Самарской Луки жили кочевники-половцы, с которыми постепенно ассимилировались татаро-монголы. Во второй половине XIII-первой половине XIV вв. Золотая Орда становится крупнейшим государственным образованием средневековой Евразии. В Нижнем Поволжье были построены административные центры Сарай-Бату, Сарай-Берке и др.
Уже к концу XIII в. опустошенная татаро-монголами Волжская Болгария частично восстанавливается, а в XIV в. г. Болгар переживает период подъема. Город увеличивается в размерах, строятся монументальные здания: соборная мечеть, минареты, Черная, Белая, Красная и Греческая палаты. Бурно развиваются ремесла, оживляется торговля с Кавказом, Средней Азией, Русью. Экономический и культурный подъем сопровождается стремлением болгарского правительства восстановить свою независимость и самостоятельность. Эти стремления жестоко подавляются золотоордынскими ханами. Карательный поход в Волжскую Болгарию предпринимается в 1361 г. – разрушен Болгар. С XIV-начала XV вв. воспользовавшись феодальными распрями в Золотой Орде на Волжскую Булгарию усиливают натиск русские князья.
Золотая Орда, как известно, не была централизованным государством, делясь на улусы и юрты потомков Чингисхана. В состав Золотой Орды входили территории с различными хозяйственными укладами, экономически друг с другом не связанные: кочевая степь и земледельческие государства. Через территорию Золотой Орды проходили важные торговые пути, главным из которых был волжский. Золотая Орда участвовала только в транзитной торговле, что также не способствовало ее объединению. Единство Орды поддерживалось исключительно аристократией, нуждавшейся в ханской власти и стремившейся к грабежам и насилию. Однако к концу XIV в. улусы превратились в наследственные владения. Развернулась междоусобная война за улусы и юрты соседей. Закономерным явлением стали междоусобицы и дворцовые перевороты в 60-70-х гг. XIV в. (в русских летописях – «великая замятня»).
Внутриполитический кризис в недрах Золотой Орды сопровождался внешнеполитическими неудачами. Первым серьезным ударом стало поражение татар в 1380 г. на Куликовском поле. Это заставило ордынцев на какое-то время консолидироваться для восстановления своей власти над Русью. Распадавшуюся Золотую Орду удалось частично собрать Тохтамышу, опиравшемуся на поддержку Тимура (Тамерлана) во время «великой замятни». В 1382 г. Тохтамышу даже удалось заставить русские княжества возобновить выплату дани. Однако усилия Тохтамыша по объединению и усилению Золотой Орды привели к конфликту с Тимуром, к которому присоединился его противник Едигей.
В 1391 г. Тимур выступил из Ташкента. В результате маневров он вышел к р. Самаре и мог прижать Тохтамыша к Волге. Во-вторых, Тимур мог двинуться на захват территории Волжской Булгарии, в-третьих, отрезать Тохтамыша от находящихся в междуречье Самары, Кинеля и Сока летних пастбищ. 18 июня 1391 г. состоялась битва на р. Кондурче, правом притоке р. Сок. Разбив войска Тохтамыша, Тимур разграбил его ставку и несколько земледельческих поселений на Средней Волге. Однако закрепить власть над Золотой Ордой Тимуру не удалось и к 1393 г. Тохтамыш опять восстановил силы.
Именно битва на Кондурче положила начало гибели Золотой Орды как государства. Этим воспользовался московский князь Василий I, получивший ярлык на нижегородское княжество. Владения Москвы достигли, таким образом, Среднего Поволжья.
В 1395-1396 гг. Тимур разгромил Тохтамыша на Кавказе и Нижней Волге. Ослабление Золотой Орды привело к дальнейшему развитию усобиц. Уже после гибели Тохтамыша, в 1419 г. умер Едигей, а в 1421 г. в Золотой Орде восседали одновременно шесть ханов. В это же время на Средней Волге происходит весьма заметное движение населения. От набегов кочевников пустеют территории Волжской Булгарии и северные районы будущего Самарского края. На левобережье Волги господство захватила Ногайская Орда – один из крупнейших осколков улуса Джучи. Северо-западные районы современной Самарской области вошли в состав еще одного значительного осколка Золотой Орды – Казанского ханства.
В 40-60-х гг. XV в. распад Золотой Орды завершился. В качестве самостоятельных государств, помимо вышеупомянутых, выделились Астраханское, Крымское и Сибирское ханства.
Казанское ханство.
В результате ряда внутриполитических кризисов, разразившихся в Золотой Орде в конце XIV в. и осложненных серьезными внешнеполитическими потрясениями, некогда мощное государство раскололось на несколько самостоятельных ханств. В первой половине XV в. одно за другим появляются Ногайская Орда, Астраханское, Сибирское, Казанское, Крымское ханства.
Время образование самостоятельного Казанского ханства историки относят к 30-40-м гг. XV в. Возглавил этот улус бывшей Золотой Орды хан Улу-Мухаммед. Известно, что до середины 20-х гг. XV в. он правил в одной из столиц Золотой Орды Сарай Ал-Нахрус, откуда и был изгнан соперником. Улу-Мухаммед некоторое время скрывался в Крыму, затем кочевал в южнорусских степях. Позднее он перебрался в Казань. Год обоснования в Казани Улу-Мухаммеда – 1438 г. во всех тюркских, крымско-татарских и турецких источниках принято считать годом основания Казанского ханства. Однако, все же наиболее вероятна точка зрения, согласно которой Улу-Мухаммед сверг местную казанскую знать и сделал город столицей нового ханства. Территория нового Казанского ханства примерно совпадала с территорией современного Татарстана. Западная граница ханства проходила по реке Сура, восточная – по территории современной Башкирии. На южной границе казанские владения простирались до реки Большой Черемшан по правому берегу Волги и до реки Сызрань – по левому берегу, то есть включали себя северо-западные районы современной Самарской области.
Население Казанского ханства было многонациональным. На его территории проживали марийцы, удмурты, чуваши, кипчаки, булгары, мордва. Причем некоторые этносы, внутри ханства, сохраняли некоторое подобие автономии.
Несмотря на то, что Казанское ханство представляло собой бывший улус государства кочевников, занятия и хозяйственная жизнь населения строились на принципах оседлости, приобретенными еще у Волжской Болгарии: пашенное земледелие, бортничество, охота и рыболовство, ремесло и торговля. Поддерживались тесные торговые контакты с Русским государством: (документ):«На тот же день съеждяхуся в Казань изо всей Русской земли богати купцы и многия иноземцы дальния и торговаху с Русью веикими драгими товары».
В столице Казанского ханства активно развивалось градостроительство. Архитектура Казани того времени была весьма впечатляющей, о чем свидетельствовали ансамбль Казанской крепости, башня Сююмбеки, многочисленные мечети и минареты. Однако основная часть архитектурных памятников была уничтожена в результате покорения Казани Русским государством.
Политическое и административное устройство Казанского государства было унаследовано от Золотой Орды: многочисленные налоги, повинности и подати в пользу хана, гигантский чиновничий аппарат. Кроме того, казанцы продолжили и традиционный способ обогащения кочевников – набеги на соседние территории и, в первую очередь, - на Русское государство. Так в 1445 г. сыновья Улу-Мухаммеда захватили под Суздалем великого князя московского Василия II Темного и взяли за его освобождение огромный выкуп. За более чем столетний период существования ханства, его правители совершили 30 военных походов на Русь. Соответствующая оценка вновь возникшего государства кочевников содержится в русских грамотах (документ): «И нача укреплятися вместо Золотыя Орды Казань – новая Орда, кровию русской кипя. И проиде царская слава с старыя матери ордам всем – на преокаянную дщерь младую Казань… От злаго древа ветвь презыде – Казань и горький плод изнесе». Однако и русские князья часто совершали походы против Казанского ханства.
В противовес процессам децентрализации и дробления Золотой Орды на самостоятельные улусы во второй половине XIV-XVI вв. русские земли начали объединяться вокруг Московского княжества. Обретая силу, московские князья стали уделять больше внимания своим соседям, ближайшим из которых была Казань. Первоначально Москва строила свою политику по отношению к остаткам Золотой Орды на принципах мирного сосуществования. Московские князья вербовали сторонников среди казанской знати, часть которой считала, что доходы от эксплуатации зависимого населения и от торговли с Россией являются гораздо более надежным источником богатства, чем бесконечная череда военных авантюр, проходивших с переменным успехом. Так же Москва охотно давала прибежище и земли казанским аристократам, покинувшим ханство, планируя в дальнейшем использовать их поддержку. Иван III, начиная с 1467 г. неоднократно пытался посадить своего ставленника на казанский престол.
Ситуация изменилась в конце 70-х гг. XV в., когда умер казанский хан Ибрагим. Его вдова Нурсултан стала женой крымского хана Менгли-Гирея. Дети Нурсултан, сыновья Мухаммед-Амин и Абдул-Латиф, будущие правители Казани, воспитывались при крымском дворе. После смерти обоих наследников Улу-Мухаммеда, его линия прервалась и на Казанский престол должны были взойти внуки Менгли-Гирея. Московское государство этого допустить не могло. В 1487 г. русские войска захватили Казанскую крепость и объявили Казань под протекторатом Москвы. Однако антирусская группировка казанской знати, поддерживаемая Крымом, организовала ряд дворцовых переворотов при опоре на ногайские и сибирские войска, пытаясь настроить хана против Москвы. Однако все попытки потерпели неудачу. В 1513 г. Москва добилась крупной политической удачи, возведя на казанский престол татарского царевича Шах-Али (Шигалея), долгое время находившегося на русской службе.
Однако, через три года, в результате очередного переворота, Шигалея свергли, а на престол сел, имевший на это гораздо больше прав брат крымского хана. Свержение и бегство Шигалея сопровождалось русскими погромами в самой Казани, грабежами и убийствами русских купцов. Множество русских рыбаков, занимавшихся рыбной ловлей на Волге, были вынуждены бежать. В результате было покинуто и запустело одно из лучших рыболовецких мест, находившихся в Самарском Поволжье.
Все последующие попытки Москвы вернуть на казанский престол своего ставленника успеха не имели. Казанское ханство признало вассальную зависимость от Османской империи. Волжский торговый путь практически прекратил свое существование из-за непрерывных военных действий враждовавших сторон. Были возобновлены ежегодные набеги на русские земли, часто согласованные с набегами из Крыма. Документ: «Воевали Казанцы в те годы по украйнам государя нашего…и много христианства погубиша и грады пусты сътвориша: Новгород Нижней, Муром, Мещеру, Гороховец, Балахну, половину Володимеря, Шую, Юрьев Вольский, Къстрому, Заволжие, Галич со всем, Вологду, Тотьму, Устюг, Перьм, Вятку, многими приходы и в многие лета». Геополитические стремления Московского государства не могли быть осуществлены без полного подчинения Казани, вставшей под знамена Османской империи.
Ответные удары русских войск по казанским владениям, увеличивавшиеся поборы в пользу хана, действия промосковской группировки казанской знати несколько раз приводили к восстаниям горожан (1531, 1545-46, 1549, 1551 гг.). Московское правительство пыталось использовать эти восстания для возвращения своего ставленника на казанский престол, но неудачно. Дело даже доходило до попыток провозгласить казанским царем Ивана IV. Закономерным итогом агрессивной внешней политики казанских ханов стал знаменитый казанский поход и взятие 2 октября 1552 г. Казани.
Позже признала свою зависимость от Русского государства Ногайская Орда. А в августе 1556 г. при помощи ногаев к России была присоединена Астрахань. Таким образом, во второй половине XVI в. практически все Поволжье оказалось под контролем Российского государства. Возникли условия для достаточно спокойного хозяйственного освоения и колонизации новых территорий русским населением. Практически прекратились набеги кочевников, тревожащие окраины Руси. Началось мирное взаимодействие различных культур в Поволжском регионе.
Ногайская Орда.
После распада Золотой Орды и выделения из ее состава нескольких новых ханств, на территории Самарского Поволжья, особенно в южных районах Заволжья, продолжали господствовать кочевники, так как здесь располагались обширные летние пастбища, а из-за малоснежных зим табунам коней легче было добывать корм из-под снега. Во второй половине XVI-первой половине XVII вв. на территории Заволжья, севернее рек Самары и Кинеля находились дальние летние пастбища и охотничьи угодья башкир и ногаев. Ногайское государство возникло в конце XIV-начале XV вв. Окончательное формирование этого государственного образования произошло в 40-е гг. XVI в. Территория кочевых владений ногаев простиралась от Аральского моря до Волги с востока на запад и от Каспийского моря до современной Башкирии с юга на север. Во всех работах, посвященных изучению истории поволжской степи и ее народов, приводится выдержка из «Книги Большому Чертежу» конца XVI в. (документ): «…от верху реки Бузувлука на полях и до синего моря (Каспийского) кочевья все Больших ногаев». Население Ногайской Орды, как и Золотой Орды, было кочевым и разноплеменным, но основная группа была представлена кипчаками или половцами, или куманами. Эта народность появилась в восточно-европейских степях в середине XI в., была ассимилирована монголами и образовала основной этнос Золотой Орды.
В конце XIII в. часть половцев племени мангытов обособилась под руководством князя Ногая. Однако антропоним «ногай» не является самоназванием. Исследователи сходятся во мнении, что это название было дано им другими народами и означало «собака», что дает основание предположить, что это животное было их тотемом. Ногаями мангытов очевидно называли половцы из других кланов. Самоназвание этого народа – мангыты, а их территория обитания – Мангытский улус. Не смотря на единое название и государственное образование, повторилась история Золотой Орды – слияния всех кочевых этнических групп в единую народность не произошло. Образовался непрочный союз из восемнадцати тюркских и монгольских племен, основными из которых были мангыты, найманы, кипчаки и кияты.
В 1577 г. Ногайскую Орду посетил английский путешественник Дженкинсон, отразивший это посещение в своих заметках (документ): «Они распределены на отдельные группы, называющиеся ордами. Каждая орда имеет своего правителя, называющего себя мурзой, которому они повинуются, как королю. Каждый мурза, или король, имел около себя орду, как своих подданных, с их женами, детьми, скотом».
В зимнее время ногаи кочевали в прикаспийских степях, где легче перенести суровые морозы и бескормицу. Эти места считались основной территорией Ногайской Орды. С наступлением весны кочевники поднимались к северу по рекам Волга и Яик до рек Самара и Кинель. Башкиры, обитавшие севернее, платили ногаям дань. Нередко ставленники ногайских владык находились во главе Казанского ханства. Польский историк Матвей Меховской называл этот народ наиболее многочисленным и самым крупным остатком Золотой Орды. Это был весьма грозный противник, даже для Российской державы.
Из всех кочевых народов, входивших в состав Золотой Орды, ногаи более других оставались верны завету Чингисхана «везде кочевать и никогда не делаться оседлыми». На вопрос путешественников, почему они не строят городов, кочевники отвечали, что «башню строит тот, кто труслив». Однако громадное по территории и народонаселению государство, способное выставить до 200 тысяч воинов, с общим числом мужского населения в 350 тысяч человек, было образованием аморфным, раздробленным и отсталым. Следует отметить, что, не смотря на огромный военный потенциал, неизвестно ни одного случая использования всей массы ногайских вооруженных сил.
Путешественник Дженкинсон оставил характеристику образа жизни этого народа (документ): «у ногаев нет ни городов, ни домов, живут они открыто в степях. Когда скот съест всю траву, они перекочуют в другое место. Это народ пастушеский, владеющий множеством скота, составляющим все его богатство. Они едят много мяса, главным образом конину, пьют кумыс». Скот являлся основным богатством народа, пастушество – основным занятием. Ремесла были связаны с переработкой продуктов скотоводства. Ногаи не сеяли и не жали хлеба, многие из них не знали даже его вкуса, а жившие на окраинах и не слышали о нем. Основным мерилом богатства у ногаев был скот: лошади, овцы, верблюды. У мурз число скота доходило до 40 тыс. голов. Скотоводство давало кожу, шерсть, шкуры, войлок, составляло предмет торговли. Ежегодно на Русь из ногайской степи направлялись десятки тысяч голов лошадей и овец. Частично табуны распродавались в Астрахани и Казани, но в основном отправлялись в Москву. Торг с Москвой был настолько выгоден для ногаев, что московское правительство, желая наказать мурз за набеги, запрещало торговать с ними в пограничных городах – Самаре, Царицыне, Саратове. Ногайские посольства везли в Москву жалобы на оскудения из-за запрета на торговлю скотом. Из России в орду везли сукно, панцири, олово, ртуть, шафран, платье, холсты, оружейный припас. Кочевники предпочитали натуральный обмен, деньги не имели широкого хождения, а золото и серебро использовались для украшения. Из Москвы так же шел поток подарков с посольствами не только князю, но и каждому мурзе персонально. Подарки шли за послушание и за государеву службу.
В отличие от Золотой Орды, у ногаев практически не было постоянной резиденции. Единственным ногайским городом был Сарайчик, представлявший собой пустынное незастроенное место в низовьях Яика, где находилась тюрьма и кладбище.
Крайне примитивным был и государственный аппарат. Вся ногайская степь была поделена между мурзами и их ордами на основе вотчинного права. Главой государства был бий (князь), которому помогали избиравшиеся на съезде мурз высшие правительственные чиновники – нурадин (родной брат князя), кековат, тайбуга. В случае смерти князя его приемником становился нурадин. Нурадин практически не подчинялся князю, кековат и тайбуга считали себя в значительной степени независимыми государями.
Все государственные вопросы решались на съезде мурз. Мурзы признавали князя «старшим братом» и клялись подчиняться его приказам, но в тоже время писали в Москву, чтобы на всех мурз смотрели ровно. Часто князья и нурадины жаловались в Москву на своеволие мурз, которые в своих ордах проявляли неограниченную власть. Одним из показательных примеров является жалоба хана Измаила (1555 г.) Ивану IV на своих мурз, уходивших за Волгу в подданство крымского хана. Измаил из года в год просил Ивана IV поставить городки-крепости на волжских переправах, дабы воспрепятствовать этому.
Ногайское общество и государство на протяжении всей своей истории находились на примитивном уровне развития. Удобнее всего определять их государственное и общественное устройство как ранний феодализм с пережитками родоплеменного строя. Основная часть ногаев принадлежала к «черным» людям (кара халик), которые являли собой аналогию полусвободного феодального крестьянина. На «черных людей» были возложены две основные повинности: натуральная и служебная, которые заключались в снабжении мурз и князей всем необходимым. Отсутствие четко выраженной общественной дифференциации способствовало наличию определенной монолитности в низах общества. Помимо «черных людей» существовала еще более низкая категория населения – «кул», нечто вроде крепостных или полупатриархальных рабов. Однако эта категория была невелика и не оказала серьезного влияния на хозяйственную и общественную жизнь. В середине XIV в. Золотая Орда, в том числе и ногаи, приняла в качестве государственной религии ислам. По всей видимости, ногаи исповедовали суннитскую ветвь ислама. Несмотря на бурную предысторию племен и народов, входивших в состав Ногайской Орды, история этого государства оказалась ничем не примечательной и лишенной ярких событий.
В середине XVI в. Русь продолжила свою экспансию на юг и юго-восток, захватила волжский путь и вышла к Каспийскому морю. Ногайская Орда в это время переживала кризис: многочисленные орды не связывала ни экономика, ни этническое единство. Благоприятная ситуация для развала Ногайской Орды сложилась после присоединения к России Среднего и Нижнего Поволжья. Верхам Ногайского государства нужно было определить свое отношение и свое место в отношениях с Россией.
Ногаи сохраняли теснейшие связи с ханами Казани и Астрахани. Эти государства издавна тяготели к Крыму и, следовательно, к Османской империи. Очевидно, что ногаи не могли приветствовать захвата и покорения Казани и Астрахани Россией. В то же время большая часть ногайских мурз понимала, что бороться с таким соседом как Россия бесперспективно. Тем не менее, раскола избежать не удалось. Мурзы, кочевавшие в Заволжских степях во главе с нурадином Измаилом, решили покориться Москве. Оппозицию возглавил князь Юсуф, кочевавший за Яиком. Оппозиция решила перейти к открытой конфронтации. Однако в 1555 г. Юсуф умер и во главе Орды встал Измаил. Уже через три года ногаи, обращаясь к Ивану IV, называли его «государем». Отношения с Россией постепенно пробрели характер вассалитета. В 1557 г. Измаил даже дал московским послам шертную грамоту, что означало признание вассальной зависимости. В самой орде административных изменений не произошло, русские порядки и чиновники в улусах не появились. В Ногайскую Орду по-прежнему шел поток подарков, налаживался товарообмен. Ногайская конница служила русскому князю, а мурзы обещали не оказывать поддержки крымскому хану.
В 50-х гг. XVI в. на территории орды разразился страшный голод, на степь обрушилась засуха, начался падеж скота. Кочевья пришли в запустение и мурзы стали покидать свои территории. Князь Курбский в 1557 г. писал (документ): «Улусы ногайские, прежде многолюдные и богатые, опустели в жестокую зиму 1557 г., скот и люди гибли от несносного голода». Результатом стал распад орды на три части: Большую Ногайскую Орду, кочевавшую между Волгой и Яиком на левобережье Волги; Алтыульский улус – восточнее Яика; Малую Ногайскую Орду – Прикубанье.
После смерти Измаила, княжил его сын Тин-Ахмет (1563-1578 гг.). Он пытался восстановить целостность Ногайской Орды и старался избегать конфликтов с Русью, удерживая от набегов мурз. Тин-Ахмет добился определенных успехов в объединении Орды, чем и воспользовался следующий князь – Урус. Урус прослышал о неудачах России в Ливонской войне и решил открыто выступить против Москвы. С его ведома возобновились ногайские и крымско-ногайские набеги. Урус опирался на Турцию и Крым. В 1578 г. на приеме московского посольства он открыто назвал себя государем ногаев.
Турция с Крымом в конце 60-х начале 70-х гг. XVI в. решили при помощи ногаев восстановить Казанское и Астраханское ханства, ликвидировав самостоятельность России. Москве в это время было не до ногаев, так как она занята в Ливонии. С этого времени кочевая знать открыто переходит на сторону противников Москвы. В 1579-1580 гг. Урус готовит поход на Русь, в связи с поражением русских войск от Стефана Батория.
Однако часть мурз считала, что если начнется война, то в убытке окажутся обе стороны. Единого похода так и не получилось, хотя отдельные орды устраивали набеги: в 1581 г. из улуса мурзы Тинбая ходило в набег до восьми тысяч человек, а всего в набегах участвовало до двадцати пяти тысяч ногаев. Москва же за всю вторую половину XVI в. ни разу не ходила к ногаям войной, ограничиваясь посылкой гарнизонов по Волге до Астрахани и заставами в опасных местах.
Все же набеги на русские окраины были скорее исключением, так как основная часть знати понимала необходимость мирных отношений с Русью. До середины 80-х гг. XVI в. Москва для сдерживания ногайских выступлений использовала казачью вольницу, выступая посредником между казаками и ногаями, якобы для ограждения ногаев от казаков. Под этим предлогом и были построены крепости Самара и Уфа.
Окончательно ногаи подчинились Москве после поражения в 1586 г. под Кош-Яицким городком. В 1600 г. бия уже не избирали мурзы, а посадил на престол астраханский воевода. Однако набеги ногаев на русские окраины продолжались вплоть до 1616 г. Завершило свое существование кочевое государство ногаев с приходом калмыков в первой трети XVII в. С этого времени ногаи исчезают из упоминай в русских источниках.
Волжское казачество.
Образовавшиеся обширные территории между Московским государством и остатками Золотой Орды свободные как от влияния московской администрации, феодального гнета и розыска, так и контроля кочевников были очень привлекательны для «беспокойных людей», не желавших подчинятся государственной регламентации.
Вольное казачество являлось второй по значению этнической общностью степных и лесостепных территорий, граничащих с Российским государством от Северской земли до Средней Волги. Как отмечают все исследователи, казачество не было порождением чисто русского или украинского быта. Только начиная с середины XVII в. казачество становится в своей массе русским или украинским, приобретая собственные специфические черты. А в XVI в. казаки представляли собой весьма разнообразную по этническому составу общность. Московское посольство, в ответ на жалобы ногайских ханов так определяло казачество (документ): «на поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и наших украин казаки, с ними смешавшись ходят». Таким образом, значительную часть первоначального казачества составляли тюркские выходцы из различных орд и ханств. Это подтверждается и большим количеством казацких терминов, имеющих тюркское происхождение: «казак», «атаман», «есаул» и т.д.
С усилением феодального гнета и деятельностью Ивана IV во внутренней и внешней политике, с середины XVI в. из северных районов Руси шел огромный поток беглых. Вскоре выходцы из Руси и Украины начинают преобладать в казацкой среде. Приток русского населения и необходимость скрываться от властей, привели к тому, что казачьи станицы стали с одной стороны прятаться в недоступных местах, а с другой – тесно прижиматься к русским границам. Соответственно строилась и хозяйственная жизнь казачества. Вести привычный образ жизни оседлых землепашцев казаки не могли, так как засеянное поле или пашня выдавали поселение и создавали угрозу набега кочевников. Поэтому приходилось заниматься охотой, рыболовством и грабежом соседей-кочевников, торговых караванов и земледельцев в приграничных областях. Подобная жизнь порождала людей с высокими воинскими качествами, неприхотливых и одновременно лишенных всякого стремления к государственности. Порядки и традиции казачьей общности были настолько крепки, что позволили казакам сохранить их до XX в. Благодаря характеру образования казачества, самые первые казачьи общины были чисто мужскими, однако постепенно, примерно с XVII в. холостая жизнь перестала быть обязательной для казака и в казачьих общинах стали появляться семьи.
В дореволюционной, да и в современной литературе сложилось твердое мнение относительно казака XVI-XVII вв. Казак представлялся фигурой анархической, склонной к насилию. А такие периоды русской истории, как Смута, восстание Разина и крестьянская война Пугачева всегда приводились, как самые характерные примеры. Современные же исследователи придерживаются иной точки зрения: казачество яростно защищало свою независимость, внутреннее устройство и самоуправление. Однако при всем своем стремлении к независимости, казачество всегда находилось в тесном контакте с центральной властью и государством. Едва ли не с самого своего появления вольное казачество находилось на государственной службе, хоть и в весьма своеобразной форме. По мнению современного историка Никитина до второй половины XVII в. внешняя сторона взаимоотношений русского правительства и казаков, напоминала отношения двух независимых государств.
В конце XVI в. казачество разделилось на две группы. Первая – вольное казачество, окраинное. Вторая – служилые казаки – одна из групп феодального служилого сословия «по прибору». Число служилых казаков по всей стране составляло 5-6 тыс. человек, а вольных «настоящих» казаков – 8-10 тыс. человек и, исполняя царскую службу, они становились грозной боевой силой. Отличаются так же современные представления о казаке XVI-XVII вв. как о воине. На самом деле казачество того времени не было конным. Поскольку основным противником казаков были кочевники, то состязаться с ними в конном бою не имело смысла. Все известные казачьи поселения располагались по берегам рек, следовательно, основным средством передвижения казаков были струги, а все основные пути сообщения пролегали по рекам: Дон, Днепр, Волга, Яик, Терек. Примерами действий водного казачьего войска могут считаться набеги запорожских казаков и поход Степана Разина «за зипунами».
Волга, Дон и Яик благодаря системе переволок, представляли собой огромную речную акваторию, в которой и сформировалось единая казачья общность в пределах степи и лесостепи. Считается, что казачество этой речной системы до конца XVI в. было единым. В московских грамотах XVI в. казачество чаще всего именуется «донским» и «волжским». Сами казаки так же считали своей территорией все пространство от Яика до Дона. По сути дела, сами казаки, в силу своей беспокойной жизни спровоцировали уничтожение этого единства. Московское правительство стремилось обезопасить волжский путь, так как казаки грабили государственные караваны. С этой целью на берегу Волги были поставлены крепости – Симбирск, Саратов, Царицын. Единая казачья область оказалась разорванной и с XVII в. яицкие и донские казаки продолжали свое существование обособленно. На Волге же казачья общность вообще прекратила свое существование. Однако еще долгое время казачьи станицы поддерживали друг с другом связь, а Волга оставалась местом грабежа для различных казачьих отрядов.
Территория Самарского Поволжья во второй половине XVI в. являлась одним из центров складывания русского казачества. Этому способствовали помимо экономических и политических причин определенные природные условия. Самарская Лука привлекала казаков своими глухими местами и близким расположением волжского пути. Здесь же легко было перебраться с Волги на Яик и обратно при помощи системы переволок на реках Самара и Большой Иргиз. Исследователь Мякутин писал в начале XX в., что на территории Самарского Поволжья как бы замыкаются два громадных водных кольца, позволявших казакам скрываться от преследователей и осуществлять новые набеги. Одно из колец проходит вокруг Самарской Луки: в районе села Переволоки можно было перебраться с Волги на Усу, у северного окончания кольца из Усы в Волгу, и наоборот. Второе кольцо объединяло в единую водную систему среднее – через Большой Иргиз и Самару и нижнее – через Каспийское море течения Яика и Волги. Притоки же Большого Иргиза и Самары соединялись с акваториями Волги и Яика в еще одну водную систему.
Одно из самых ранних упоминаний о появлении казачьих отрядов на территории будущего Самарского края относится к 1551 г., когда глава русского посольства сообщил в Астрахань, что на его стругах пришли князь Мещерский и казак Личюга Хромой, путивлец. Первые же сведения о действительных волжских казаках, постоянно живших на берегах Волги в укромных местах, относятся к концу 60-х гг. XVI в.: два казачьих городка существовали на Волге в районе Переволок. О постоянном присутствии казаков на Нижней и Средней Волге свидетельствуют многочисленные жалобы ногаев, которые постоянно страдали от набегов казаков.
До середины 80-х гг. XVI в. московское правительство вело сложную игру с волжской казачьей вольницей. Собственных сил государства на востоке не хватало, армия была занята в Ливонской войне, поэтому единственной реальной силой, которую можно было противопоставить ногаям и остальным кочевникам были волжские казаки. Русское государство всегда ориентировалось на мирные отношения с Ногайской Ордой, предоставлявшей конницу для участия в Ливонской войне. Только в том случае, если учащались набеги или делались попытки объединения с Крымским ханом, появлялась необходимость пригрозить ногаям (документ): «…за такие неправды и грубость перед нами позволим вас самих воевать и ваши улусы казакам астраханским, и волжским, и донским, и казанским, и мещерским и над вами самими не таковую досаду учинят». Для этого и использовались волжские казаки. В правительственных грамотах, которые отправляли казаков в набеги, всегда четко оговаривались границы, в которых казакам надлежало действовать. Однако казаки всегда самым естественным образом эти границы нарушали. Поэтому русские посольства всегда должны были объяснять ногайским феодалам, что казаки действовали самостоятельно, без указки Москвы. Когда же Москва добивалась необходимых результатов с помощью казаков, то казачью вольницу показательно усмиряли, иногда даже прибегая к казням атаманов в присутствии ногайских послов.
Во второй половине XVI в. предпринимались неоднократные попытки обуздать волжское казачество при помощи «служилых» казаков или стрелецких отрядов, которые стояли гарнизонами на переволоках и бродах. Ежегодно по Волге сплавлялись на стругах войска и организовывались карательные экспедиции. Но без стационарных крепостей порядок на волжском пути невозможно было поддерживать сколько-нибудь долгое время.
Выделяют две особенности пребывания казаков на Волге. Во-первых, казаки пр<