Отряд жуки, или жесткокрылые, — Coleoptera
Жесткокрылые, или жуки, имеют особенно жесткие покровы обычно компактного и крепкого тела, длина которого варьирует от 0,3 (представители семейства Trichopterygidae) до 160 мм (Dynastes hercules L.). 70
Несмотря на колоссальное обилие видов (их описано более 250 000), разнообразие размеров, жизненных форм и освоенных сред обитания, почти все жесткокрылые сохраняют однотипный внешний облик (рис.44), план строения и однотипное развитие. Большинство жуков имеют грызущий ротовой аппарат, преобразованные в плотные элитры (надкрылья) передние крылья, покрывающие в покое перепончатые задние, и отличаются типичным полным превращением с гистолитическим метаморфозом, изредка усложненным до гиперметаморфоза.
По характеру пищевой специализации среди жуков преобладают фитофаги и хищники, нередки сапрофаги, копрофаги и некро- фаги, иногда взрослые особи вообще не питаются. Паразиты представлены лишь немногими видами отдельных семейств и семейством Rhipihoridae — веероусых жуков. Например, жужелицы рода Lebia паразитируют на личинках жуков-листоедов, стафили- ны рода Aleochara — на куколках мух, а некоторые нарывники, проникая в пчелиные семьи или в кубышки саранчовых, уничтожают их личинок и яйца.
Подавляющее большинство жуков размножаются обоеполым путем. Партеногенез отмечен только у некоторых долгоносиков, листоедов, примитивных Micromalthidae и немногих других.
Неохотно пользуясь крыльями даже в минуту опасности, многие жуки отыскивают полового партнера, ориентируясь на избираемые им кормовые растения и субстраты, на феромоны (короеды, щелкуны и др.) или на издаваемые партнером звуки (точильщики, усачи и др.) и видоспецифичные световые сигналы (светляки и др.). После спаривания, длящегося у некоторых видов несколько суток, самки откладывают яйца и нередко (например, жуки-щитоноски) охраняют их. Некоторые виды листоедов и немногих других семейств живородящи, и лишь Micromalthidae сочетают живорождение с педогенезом и с партеногенезом.
Формирующиеся личинки жуков весьма разнообразны (см. рис. 3d). У жужелиц— это хищные карабоидные формы, у долгоносиков, короедов и нарывников (начиная со II возраста) они иногда вообще лишены ног. Между этими крайними вариантами существует множество переходных. Однако личинок, полностью безголовых или лишенных внешней сегментации и обособленной головы, не отмечено.
В настоящее время наиболее часто придерживаются системы, включающей четыре подотряда жесткокрылых: Archostemata, Myxophaga, Adephaga и Polyphaga.
Почти все культурные растения повреждаются обитающими в почве личинками хрущей, щелкунов (проволочники), рис.44. Жук
чернотелок (ложнопроволочники), златок и пыльцеедов. Листву используют в пищу листоеды, долгоносики, трубковерты, некоторые хрущи, а стволы и ветви — короеды, точильщики, златки и усачи. Среди долгоносиков, пыльцеедов, зерновок и шипоносок есть специализированные вредители генеративных органов растений, нередко сочетающие повреждение с опылением. Многие кожееды, точильщики, плоскотелки и притворяшки, размножаясь в жилых помещениях и зернохранилищах, причиняют существенный вред запасам, сырью и различным продуктам. Некоторые листоеды, нарывники и мягкотелки ядовиты и могут стать причиной серьезных отравлений сельскохозяйственных животных, попадая в их кишечник с кормом.
Однако многие жужелицы, стафилины, божьи коровки, карапузики, нарывники и представители других семейств уничтожают вредителей сельскохозяйственных культур, а некоторые из них уже с давних пор используются в практике биометода.
Жуки-мертвоеды, навозники и многие другие выполняют роль санитаров живой природы, причем весьма эффективно. Например, интродукция в Австралию южноафриканских жуков-навозников, способных перерабатывать помет овец, освободила пастбища этого континента от слоя навоза, препятствующего возобновлению и использованию травостоя.
На территории бывшего СССР жесткокрылые распространены повсеместно, их насчитывается не менее 20 ООО видов.