Тематика и объекты дипломных проектов
Тематика дипломных проектов определяется кафедрой земельного кадастра и утверждается Cоветом факультета землеустройства и кадастра. Тематика должна соответствовать профилю кафедры и учитывать актуальные задачи, поставленные перед наукой и практикой в области регулирования земельных отношений, управления земельными ресурсами, внедрения современных технологий ведения кадастра недвижимости, экономической оценки земель, их эффективного использования и охраны.
Студенту предоставляется право выбора темы дипломного проекта по согласованию с руководителем и заведующим кафедрой. Студент выбирает тему из рекомендованного списка (приложение Б), возможна и иная исследовательская тематика. Тема выбирается до прохождения производственной преддипломной практики, во время производственной практики может быть уточнена и конкретизирована.
Согласно выбранной теме, студенту выдается программа сбора материала для дипломного проекта и программа научного исследования по наиболее важным разделам темы. Окончательно формулируется тема в задании на дипломное проектирование. По представлению кафедры утверждается приказом по академии.
Дипломный проект разрабатывается на конкретном объекте: муниципальном образовании (административном районе, городском округе, городском и сельском поселении), территории населенного пункта, отдельном землепользовании, земельном участке.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Задание для дипломного проектирования выдается студенту руководителем в первые два – три дня. Оно составляется по специальной форме (приложение В) в двух экземплярах, из которых один экземпляр находится в период выполнения дипломного проекта у студента, другой экземпляр — на кафедре. В последующем задание и дипломный проект представляются в Государственную аттестационную комиссию.
В задании указываются исходные данные, дата выдачи задания, срок сдачи проекта на кафедру, формулируется тема, разделы (главы), подлежащие разработке и написанию, перечень обязательного планово-картографического и иллюстрационного материала. Разработанное задание подписывается руководителем и студентом, и с этого момента является документом, подлежащим к исполнению.
После согласования и утверждения темы дипломного проекта составляется календарный план выполнения дипломного проекта, где в соответствии с учебным планом указывается начало и окончание дипломного проектирования, сроки выполнения отдельных разделов текстовой части и графического материала, даты аттестации (приложение Г).
К заданию на дипломный проект может прилагаться задание для выполнения научно-исследовательской работы (приложение Д), утвержденное заведующим кафедрой и выдаваемое студенту перед производственной практикой. После завершения работы задание на научное исследование, так же как и задание для дипломного проектирования, представляется в Государственную аттестационную комиссию.
СОСТАВ И ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ
ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Дипломный проект в Государственную аттестационную комиссию должен быть представлен в жестком переплете. Текстовая часть проекта оформляется в печатном виде. Титульный лист оформляется по стандарту. Образец оформления титульного листа приведен в приложении Е.
В текстовой части дипломного проекта излагается содержание и обоснование разрабатываемых предложений в соответствии с заданием и программой. Объем текстовой части дипломного проекта должен быть не менее 80 и не более 120 страниц машинописного текста (без учета приложений). В текстовой части в обязательном порядке должны содержаться аналитические расчеты, таблицы, иллюстративные рисунки, схемы, графики и т.п.
Примерная структура и состав текстовой части дипломного проекта, объем отдельных его частей (в процентах от всего текста) следующие:
1) титульный лист;
2) задание на разработку дипломного проекта и календарный план;
3) задание на научное исследование (в случае ведения научных исследований);
4) содержание (оглавление);
5) введение (3%);
6) обзор литературы (20 – 25%);
7) характеристика и анализ современного состояния исследуемого объекта (процесса) (15 – 20%);
8) содержание и экономическое обоснование авторской разработки (решения) (40 – 45%);
9) экология и охрана природы (3%);
10) безопасность жизнедеятельности (5 – 7%);
11)заключение (3%);
12) список нормативно-технических документов и литературы
(1 – 2%);
13) приложения.
Содержание должно включать названия всех разделов и параграфов, имеющихся в текстовой части дипломного проекта с указанием страниц.
Название разделов должно соответствовать заданию на разработку дипломного проекта. Каждый раздел подразделяется на параграфы.
Примеры построения содержания дипломных проектов по отдельным темам кафедры, детализированных до названий параграфов, с указанием состава графического и иллюстрационного материала, приведены в приложении Ж.
Во введении в соответствии с темой дипломного проекта должны быть освещены следующие вопросы:
а) актуальность выбранной темы;
б) современное состояние, изученность рассматриваемой проблемы, возможные направления её решения;
в) цели и задачи дипломного проекта;
г) используемые материалы за анализируемый период;
д) содержание основных разделов дипломного проекта.
Как правило, введение оформляется после завершения всей работы.
Первый раздел должен содержать теорию вопроса с аналитическим обзором литературных источников, анализом современного состояния его изученности (теория, методы решения, определения экономической эффективности мероприятий и т.п.). В тексте должны быть ссылки на использованные источники литературы. Порядок составления и обзора литературы приводится в разделе 5 данных методических указаний.
В конце раздела на основе изучения документов, научных источников раскрываются теоретические взгляды на рассматриваемую проблему. Выбирается и обосновывается направление (методика), принимаемая для раскрытия темы дипломного проекта.
Второй раздел должен содержать характеристику природных и экономических условий анализируемого объекта (процесса, явления). Текстовая часть должна соответствовать количественным характеристикам, показанным в табличной форме. В работе должны использоваться иллюстрации (рисунки, схемы, графики, диаграммы).
Третий раздел — расчетно-аналитический, с разработкой выводов и предложений, вытекающих из анализа изучаемого объекта (процесса, явления). В отдельных случаях материалы проектных решений могут быть представлены в двух разделах. Приняв за основу производственный вариант решения вопроса, автор дипломного проекта разрабатывает свой вариант его решения. Проектные решения должны быть посвящены перспективам развития объекта (процесса, явления). Используются современные методы технико-экономического обоснования развития объекта. В расчетно-аналитическом разделе обязательно дается обоснование эффективности (экономической, экологической, социальной) мероприятий, предлагаемых автором дипломного проекта.
Отдельный параграф,с учетом конкретных условий объекта, может быть посвящен вопросам экологии и охраны земельных ресурсов.
Раздел «Безопасность жизнедеятельности» должен раскрывать правовые и организационные вопросы охраны труда (основы законодательства по охране труда и управления), техники безопасности и безопасность труда при выполнении различных работ по кадастру и землеустройству.
Заключение должно содержать основные выводы дипломного проекта и иметь следующее содержание:
а) обоснование авторских решений и их влияние на процесс управления земельными ресурсами, уровень использования и охраны земли и др.;
б) практическое значение и рекомендации для производства;
в) эффективность авторских решений (предложений);
г) сравнительную таблицу технико-экономических показателей, данные которой должны характеризовать современный и разработанный автором дипломного проекта уровень использования земельных ресурсов, фондов, трудовых ресурсов, эффективность предлагаемых мероприятий.
Список нормативно-технических документов и литературыдолжен содержать нормативно-правовые, технические документы, учебные, научные источники (примерно 25-30 наименований). Он составляется в соответствии с указаниями раздела 8 данных методических указаний. Примерный список нормативно-технических документов илитературы приведен в приложении И. Приведенные источники должны содержать современную информацию, т.е. быть изданы не ранее 2000-2005 гг.
Приложения должны содержать таблицы и материалы вспомогательного характера, а также исходные данные.
Правила оформления текстовой части.
В текстовой части дипломного проекта предусматривается включение в соответствующие разделы и подразделы необходимых иллюстраций (схем, графиков, фотографий, рисунков).
Текстовая часть дипломного проекта распечатывается в текстовом редакторе Microsoft Word, размер шрифта Times New Roman 14 с полуторным интервалом между строк, с соблюдением правил орфографии и пунктуации на листах писчей бумаги стандартного формата, на одной стороне.
На листе оставляются поля: слева: — 30 мм, справа — 10 мм, сверху — не менее 15 мм, снизу 20 мм.
В тексте следует пользоваться принятой земельно-кадастровой, землеустроительной и другой терминологией, не допуская одинаковых терминов и обозначений для разных понятий. Допускаются общепринятые сокращения. Произвольные сокращения недопустимы.
Нумерация страниц дается общей для всего текста, начиная с титульного листа, включая задание на дипломное проектирование, все таблицы (на отдельных страницах), иллюстрации и рисунки, список использованной литературы, приложения. Номер страницы проставляется арабскими цифрами (размер 12), в правом верхнем углу (над текстом) без точки в конце. Номер страницы на титульном листе не проставляется.
Разделы дипломного проекта должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки (1,2,3,..)слово « ГЛАВА» не пишется.
Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце подраздела точка не ставится (1.1, 1.2,…).
Подразделы могут состоять из пунктов. Пункты обозначаются номером раздела, подраздела и самого пункта (1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, …).
Внутри пунктов могут быть приведены перечисления.
Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или строчную букву, после которой ставится скобка.
Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты заголовков не имеют.
Заголовки должны отражать содержание разделов и подразделов.
Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, располагая с красной строки (абзаца), выделяя жирным шрифтом.
Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Заголовки разделов и подразделов отделяются от предыдущего текста удвоенным, от последующего одинарным интервалом между строками, принятым для данного текста. Интервал между строками заголовка соответствуют интервалам текста.
Только разделы «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список литературы» начинаются с новой страницы, записываются с прописной буквы в виде заголовка — симметрично тексту.
Правила оформления таблиц.
Все имеющиеся в дипломном проекте таблицы должны быть упомянуты в тексте и связаны с ними через ссылки. В верхнем левом углу пишется «Таблица», далее номер таблицы (нумерация единая по всему тексту), через дефис с прописной буквы пишется название таблицы. Строкой ниже помещается сама таблица. В отдельных случаях, если таблица переносится на следующую страницу, то над ней в верхнем левом углу вместо ее названия пишется «продолжение таблицы», с указанием номера перенесенной таблицы. Если таблица размещается вертикально, то ее название должно находиться там, где лист подшивается (у корешка). Большие таблицы помещаются без разрыва на отдельных страницах, после упоминания их в тексте.
Пример оформления таблиц в тексте показан ниже (табл. 1).
Таблица 1 – Изменение земельного фонда Пермского района по угодьямза период 1990 – 2000 гг., га
Вид угодий | Года | |||||
Пашня | ||||||
Многолетние насаждения | ||||||
Сенокосы | ||||||
Пастбища | ||||||
Итого сельскохозяйственных угодий | ||||||
Лес | ||||||
Прочие угодья | ||||||
Всего по району |
Правила оформления формул.
Все имеющиеся в тексте формулы должны быть пронумерованы. Формула нумеруется цифрой в круглых скобках с правой стороны листа. Ссылки в тексте даются в виде «... в формуле (1)». В формулах в качестве символов применяются обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами (ГОСТ8.417). Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они ранее не пояснены в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа даются с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Пример оформления формулы в тексте показан ниже.
Цена одного балла в стоимостном выражении вычисляется по формуле (1).
(1)
где Цб – цена одного балла в стоимостном выражении, руб.;
С – кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий, руб.;
Бср – средний балл качества угодий по хозяйству.
Значение каждого показателя дают с новой строки. Расстояние между основным текстом и формулой принимается равным принятому интервалу в основном тесте.
Правила оформления иллюстраций.
Все иллюстрации в тексте (схемы, чертежи, фотографии и пр.) называются рисунками. Рисунки должны иметь формат листа А4 или A3 и общую последовательную нумерацию (рисунок 1, рисунок 2 и т.д.). Каждый рисунок печатается на принтере или вычерчивается и оформляется тушью, имеет название, соответствующее его содержанию, и условные обозначения. Рисунки оформляются в черно-белом или цветном вариантах. Расположение рисунков в тексте аналогично расположению таблиц. На рисунке 1 показан пример оформления иллюстраций в тексте.
Рисунок 1 – График изменения площадей земельного фонда Пермского района по угодьям за период 1990-2000 гг.
В тексте дипломного проекта должны быть приведены следующие иллюстрационные материалы:
– графики (динамики земель по категориям земельного фонда, формам собственности, предоставления земель в аренду и др.);
–диаграммы (распределения земельного фонда по категориям земель, угодьям; структуры затрат на ведение земельного кадастра и др.);
- блок-схемы (взаимодействия территориальных органов и подразделений системы государственного управления земельными ресурсами, структура земельно-кадастровой документации и др.);
–карты (почвенная, кадастровая, схемы землепользований, проекты землеустройства и др.).
Правила оформления приложений.
Приложение являетсяпродолжением работы. Каждое «Приложение» должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок, который указывается вверху посередине страницы.
Приложение обозначается заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква обозначающая его последовательность. Если в работе одно приложение, то оно обозначается словом «Приложение».
Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложение располагается в порядке появления ссылок на них в тексте.
Ссылка на приложения дается в тексте в виде «… согласно приложению А».
Все приложения помещаются после списка литературы и отделяются от него отдельной страницей, на которой в центре пишется прописными буквами слово «ПРИЛОЖЕНИЕ».
Законченная текстовая часть дипломного проекта, оформленная в полном соответствии методическим указаниям, требованиям руководителя, переплетается.
Дипломный проект подписывается студентом в конце текста (после заключения) и датируется. На титульном листе ставит свою подпись (при наличии законченного графического материала) руководитель дипломной работы.
Процедура подготовки дипломного проекта к защите излагается в разделе 12.
Дипломный проект предоставляется с графической частью, отзывом руководителя и рецензией заведующему кафедрой для решения вопроса о допуске студента к защите. Об этом делается соответствующая запись на титульном листе дипломного проекта и штампах планово-картографического материала.
Если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломного проекта, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. Протокол заседания кафедры о недопущении студента к защите дипломного проекта передается в деканат и является основанием для отчисления студента приказом ректора ПГСХА.