Выделенная согласная читается
Практикум по орфоэпии
Задание №1.Составьте краткую аннотацию корфоэпическому словарю, пользуясь вводной статьей. Приведите пример одной словарной статьи.
Задание №2. Произнесите слова в соответствии с современной орфоэпической нормой; найдите среди них исконно русские слова с ударением на корне, которое сохраняется в ближайших однокоренных словах; найдите заимствованные слова, объясните в них постановку ударения; проспрягайте глаголы СПЕШИТЬ, ВКЛЮЧИТЬ, ЗВОНИТЬ, ОБОДРИТЬ, ОБЛЕГЧИТЬ:
АлфавИт, баловАть, блЮдо, вЕчеря, возбужденЫ, высокО, газопровОд, гЕнезис, гербОвый, гравировАть, давнИшний, диоптрИя, диспансЕр, добЫча, дОверху, дОгмат, договОр, досУг, дрЕвко, дремОта, жалюзИ, завИдно, задОлго, звонИшь(звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт), закУпорить, индустрИя, инсУльт, Искра, каталОг, кладовАя, квартАл, кАшлянуть, кожУх, кулинАрия, ломОть, мАркетинг, мАстерскИ, медикамЕнты, мизЕрный, мышлЕние, новорождЁнный, намЕрение, нефтепровОд, обеспЕчение, облегчИть, ободрИть, оптОвый, освЕдомить, осужденЫ, отчАсти, пАхота, плЕсневеть, подрОстковый, пОслУшник, посОленный, премировАть, приговОр, проведенЫ, пЕреданы, перенесенЫ, приобретЕние, синонимИя, сирОты, столЯр, склАдчина, соболЕзнование, счАстлив, творОг, толИка, тунИка, увЕдомить, углубИть, хОленый, фенОмен, шассИ, экспЕрт, языковАя (норма), языкОвая (колбаса).
Задание №3. Нормативное произношение требует правильного употребления согласных звуков:
Краткий словарь ударений и литературного
Произношения
А
автозаво′дский
аге′нт
агроно′мия
ада’птер [тэ]
акаде′мия [не (дэ)]
алкого′ль
алфави′т
ана′лог
ана′том
ано′ним
анте′нна [тэ]
апо′криф
апостр′оф
асбе′ст, асбестоцеме′нт
ассиметри′я
атеи′зм [тэ]
атеи′ст [тэ]
афе′ра (не афёра)
Б
бало′ванный
балова′ть
безу′держный
без у′молку
бензопрово′д
блёкнуть (не блекнуть)
блоки′рованный
блоки′ровать
бомбардирова′ть
боя′знь
брошю′ра [шу]
бу′нгало
бытие′ [небытиё]
бури′ть, бури′т
(не бу′рит)
В
валово′й
вая′ние
вая′тель
введё′нный
ве′домость
ве′домостей
вероиспове′дание
верте′ть
верчу′
ве′ртишь
вертя′щий
ветерина′рия
взбодри′ть
во-пе′рвых
вспле′ск (невсплёск)
вто′ргнуться
втри′дорога
Г
газиро′ванный
газопрово′д
ганте′ль [тэ]
гастроно′мия
гегемо′ния
ге′незис [негене′зис]
геоде′зия [дэ]
ге′рб, герба′, мн. гербы′
гербо′вый
гоня′щийся
го′рдиев узел
горчи′чник [шн]
госпита′льный
гофриро′ванный
гравёр
гравиро′ванный
гренаде′р [не гренадёр]
гу′бчатый
гусь, гу′ся
Д
давни′шний
деликате′с [тэ]
детекти′в [дэ, тэ]
де-фа′кто [дэ]
де-ю′ре [дэ, рэ]
дие′та [иэ]
диоптри′я [недио′птрия]
диспансе′р[cэ]
добы′ча
доведё′нный
довезё′нный
до′гмат [недогма′т]
догово′р, мн.догово′ры
договорё′нность
дозвони′ться
дозвоню′сь
дозвони′шься
докуме′нт
доне′льзя
дре′вко
дремо′та
Ж
же′мчуг, мн. жемчуга′
жизнеобеспе′чение
З
завезё′нный
зави′дно
завсегда′тай
загры′зенный
за′говор
задо′лго
заём [незайм]
заку′порить
занято′й(человек)
за′нятый(дом)
запломбиро′ванный
заселё′нный
[незасе′ленный]
звони′ть
звоню′
звони′шь
зубча′тый
И
иденти′чный [дэ]
избало′ванный
избалова′ть
и′збранный
изгры′зенный
[неизгрызанный]
и′здавна
и′зредка
и′конопись
[неико′нопись]
и′ндекс [дэ]
интерье′р [тэ]
и′скра [не искра′]
и′сподволь
исподни′зу
[неиспо′днизу]
испоко′нве′ку
иссу′шенный
исте′кший [не истёкший]
истери′я
исче′рпать
К
ка′мбала [некамбала′]
камфара′
ка′мфора
каньо′н [ньё]
катало′г
каучу′к
кварта′л
кедро′вый
кичи′ться
кла′дбище
кладова′я
класть, прош .клал, кла′ла
коклю′ш
ко′лледж (Англия)
колле′ж (Франция)
коло′сс
компромети′ровать
компью′тер [тэ]
коне′чно [шн]
коры′стный
костюмиро′ванный
краси′вее
креме′нь
кулина′рия
ку′хонный [некухо′нный]
Л
ла′зер [зэ]
легкоатле′т
ломо′та
ломо′ть
ломтя′, ломтю′
лубо′чный
М
мальчико′вый
манё′вры
маня′щий
маркирова′ть
[немарки′ровать]
ма′сличный(от масло)
масли′чный
(от маслина)
мастерски′
ме′льком
мизе′рный
мокро′та(слизь)
мокрота′ (сырость)
моте′ль (тэ)
мыта′рство
Н
наве′рх
на′голо(остричь)
наголо′ (шашки)
на′говор
надо′лго
наме′рение
нао′тмашь
наро′чно [шн]
некроло′г
немота′
несессе′р [нэ,сэ,сэ]
нефтепрово′д
новорождё′нный
нормирова′ть
О
обеспе′чение
[необеспече′ние]
облегчи′ть
ободри′ть
обходно′й (лист, мост, путь)
обхо′дный (манёвр)
одолжи′ть, одолжу′,
одолжи′шь
озло′бленный
опе′ка (неопёка)
опто′вый
ортопе′д, ортопе′дия
осве′домить
осе′длый (неосёдлый)
острога′
П
па′мятуя
парашю′т [шу]
парте′р [тэ]
па′хота
планёр
пле′сневеть
погру′женный
(на платформу)
погружённый
(в воду, в мысли)
подбодри′ть
подвижно′й(состав)
подви′жный(ребёнок)
подро′стковый
подсве′чник [шн]
по′ручни
посо′ленный
[непосолённый]
поу′тру
по′хороны
на похорона′х
пра′чечная [шн]
предвосхи′тить
премирова′ние
премиро′ванный
премирова′ть
пре′сса [ре]
пригово′р
прину′дить
приня′ть, при′нял
приободри′ть
простыня′
проя′сниться (чисто от туч)
проясни′ться
(стать ясным)
пустя′чный [шн]
путепрово′д
Р
развито′й(в умственном отношении)
ра′звитая (промышленность)
разви′тый(раскрученный)
размину′ться
разо′гнутый
ра′курс
ретирова′ться
ро′вен (нонеровён час)
рыси′стый
С
свё′кла
сви′тер [тэ]
сирота′, мн. сиро′ты
скворе′чник [шн]
ску′чно [шн]
сло′женный(из частей)
сложё′нный
(о телосложении)
сме′тка [не смётка]
соболе′знование
соверше′нный(совершенство)
совершё′нный(сделанный)
со′вестливый
со′гнутый
созвони′ться
созы′в
сосредото′чение
сре′дствомн.сре′дства
ст′атус
стату′т
столя′р
счастли′вый, сча′стлив
Т
те′мбр [тэ]
те′мп [тэ]
те′нт [тэ]
те′плиться
теплопрово′д
те′рмос [тэ]
тигро′вый
тирани′я
тошнота′
У
углуби′ть
у′гольный (у′голь)
уго′льный (у′гол)
украи′нский
уме′рший
упро′чение
усугуби′ть
Ф
факси′миле
фее′рия
фено′мен
фети′ш
фольга′
фреза′
Х
хара′ктерный (человек)
характе′рный(поступок)
хода′тайствовать
хода′тайство
хозя′ева
хо′леный
холёʹный
христиани′н
Ц
цеме′нт
це′нтнер
цитаде′ль [дэ]
Ч
че′рпать
че′сть, в чести′
Ш
шевелиʹть
шевелю′
шевели′шь
Щ
щаве′ль
щелочно′й
щепо′тка
Э
экзальтиро′ванный
э′кскурс
экспе′рт
э′кспорт
Я
языково′й
(относящийся
к словесному выражению
мыслей)
языко′вый
(относящийся к
полости рта)
Практикум по грамматике
Задание №1. Составьте краткую аннотацию кграмматическому словарю, пользуясь вводной статьей. Приведите пример одной словарной статьи.
Задание №2. Как определить грамматический род приведённых существительных? Подберите подходящие по смыслу прилагательные, согласуя их с существительными; значения слов уточните по соответствующему словарю:
Авеню, антраша, 6ра, безе, булла, бунгало, гетто, гуашь, дуче, евро, жалюзи, какаду, какао, кенгуру, киви, кольраби, пенальти, салями, табу, цеце, Батуми, Гоби, Сахара, Миссисипи.
Задание № 3. Запишите числительные прописью, поставив их в нужный падеж.
Поезд с267 экскурсантами; высота равна 2156 метрам; должен внести 149 000 000 рублей; 248 000 000-ый долг; подошел к355 километру; 50-рублевая ассигнация; груз весом в41 т.; в1997 году Москва отметила своё 85О-летие; из 143 вычесть 29; шел 1937 год; встретил 40-летнего человека; вытянул 500 номер; оказался без 774 000рублей, пенсия получена 376 пенсионерами, речь шла о 578 студентах, премия выплачена 377 работникам. В каком году были одержаны победы при Гангуте, при Чесме, при Синопе?
Задание №4. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.
Автор, адрес, аптекарь, бухгалтер, бок, век, воз, ворох, год, директор, договор, желоб, инспектор, инженер, катер, кивер, китель, корпус, купол, мастер, номер, отпуск, паспорт, погреб, профессор, торт, слесарь, сторож, тенор, тополь, шофер, шулер, якорь, ястреб.
Задание № 5. Составьте словосочетания или предложения с данными паронимами.
Зубья — зубы, колена — колени,поясы — пояса, образа — образы, хлеба — хлебы, соболи — соболя, океанский — океанический, надеть — одеть, одержанный — одержимый, оплатить — заплатить.
Задание №6. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.
Англичане, апельсины, армяне, баклажаны, буряты, вафли, валенки, гектары, гренадеры, гусары, заморозки, калмыки, килограммы, консервы, кочерги, мандарины, микроны, носки, облака, очки, партизаны, помидоры, полотенца, сапоги, свечи, северяне, томаты, туфли, уланы, ушки, чулки, яблоки, якуты, ясли.
Задание №7. Образуйте, если это возможио, от данных прилагательных простую исложную формы сравнительной степени.
Большой, бойкий, высший, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, плохой, робкий, смелый, cкверный, стеклянный, сверхмодный, ультраправый, фиолетовый, яблочный, яркий.
Задание 8. Устраните ошибки в употреблении деепричастного оборота.
Войдя в зал, место оказалось занятым. Вернувшись домой, никого не оказалось дома. Сдав экзамен, мне стало весело. Глядя с высокой горы вниз, у меня слетела шляпа. Заболев гриппом, у меня была пропущена сессия.
Задание 9. Образуйте причастия от следующих глаголов и просклоняйте их:
Внедрить — внедрять, выпускать — выпустить, учить — выучить.
Материалы для подготовки ответов к практикуму
Составные существительные
Если у существительного изменяется по падежам только одна часть, род определяется по изменяемой части: персональная интернет-страничка. Если же у существительного изменяются обе части слова, то род определяется по более значимой по смыслу части.
II. Образование форм множественного числа имен существительных
Определённые затруднения может вызватьобразование существительных множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана?) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов или пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин?)
Практикум по орфоэпии
Задание №1.Составьте краткую аннотацию корфоэпическому словарю, пользуясь вводной статьей. Приведите пример одной словарной статьи.
Задание №2. Произнесите слова в соответствии с современной орфоэпической нормой; найдите среди них исконно русские слова с ударением на корне, которое сохраняется в ближайших однокоренных словах; найдите заимствованные слова, объясните в них постановку ударения; проспрягайте глаголы СПЕШИТЬ, ВКЛЮЧИТЬ, ЗВОНИТЬ, ОБОДРИТЬ, ОБЛЕГЧИТЬ:
АлфавИт, баловАть, блЮдо, вЕчеря, возбужденЫ, высокО, газопровОд, гЕнезис, гербОвый, гравировАть, давнИшний, диоптрИя, диспансЕр, добЫча, дОверху, дОгмат, договОр, досУг, дрЕвко, дремОта, жалюзИ, завИдно, задОлго, звонИшь(звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт), закУпорить, индустрИя, инсУльт, Искра, каталОг, кладовАя, квартАл, кАшлянуть, кожУх, кулинАрия, ломОть, мАркетинг, мАстерскИ, медикамЕнты, мизЕрный, мышлЕние, новорождЁнный, намЕрение, нефтепровОд, обеспЕчение, облегчИть, ободрИть, оптОвый, освЕдомить, осужденЫ, отчАсти, пАхота, плЕсневеть, подрОстковый, пОслУшник, посОленный, премировАть, приговОр, проведенЫ, пЕреданы, перенесенЫ, приобретЕние, синонимИя, сирОты, столЯр, склАдчина, соболЕзнование, счАстлив, творОг, толИка, тунИка, увЕдомить, углубИть, хОленый, фенОмен, шассИ, экспЕрт, языковАя (норма), языкОвая (колбаса).
Задание №3. Нормативное произношение требует правильного употребления согласных звуков:
Выделенная согласная читается
Мягко | Твердо |
акаДемия, Деканат, депРессия, Дебатировать Дебош, Дебют, Девиз, Демагогия, Жюри, комМерция, компеТентный, конТекст, крейСер, кРем, коФе, лиДер, Менталитет, милициоНер, корРектный, паТент, пашТет, Сессия, Термин, Терапевт, фаНера, шиНель, эфФект | инТервью, Дельта, Детектив, Демпинг, диспанСер, компьюТер, коДекс, котТедж, меНеджер, милитариЗм, националиЗм, Рейтинг, свиТер, Сервис, Темп, ТенДенция, Термос, туННель. |
Задание №4. Всовременном русском языке существуют слова, в которых на месте орфографического (ЧН) произносится (ШН):
КонеЧНо, сквореЧНик, пустяЧНый, скуЧНо, прачеЧНая, горчиЧНик, булоЧНая, двоеЧНик, девиЧНик,порядоЧНый.
Возможно двоякое произношение всловах:
ЛавоЧНик, молоЧНые, копееЧНый, стрелоЧНик, кориЧНевый, греЧНевыи, шапоЧНый, сливоЧНое, собаЧНики др.
Необходимо учитывать разницу смыслов: сердеЧНыеболезни, но друг сердеШНый. Обязательно произношениеШН ввыражениях «с суконным рылом в калаШНыйряд», «шапоШНоезнакомство», «кшапоШНомуразбору».
Слово НЕЧТОпроизносится так, как пишется, в отличие от слова НИЧТО, где происходит замена на (ШТ).
Задание №5. Большинство имен существительных имеет стабильное (неподвижное) ударение, хотя в отдельных грамматических формах ударение может смещаться. Ошибки чаще всего возникают из-за путаницы подвижных и неподвижных ударений.
Вот список «трудных» существительных снеподвижным ударением на корне (выделенная букваобозначает ударный звук, оностаётся ударным вовсех падежных формах слова):
БлЮдо (ед.ч.) —блЮда—блЮду—блЮдом—облЮде; блЮда (мн.ч.) — блЮд — блЮдам — блЮдами — о блЮдах; блАго, досУг, зАсуха, знАмение, квартАл, крАн, созЫв, срЕдство, тОрт, шАрф, шофЁр, штрАф, штЕмпель.
Вот список слов спостоянным ударением на окончании:
ЛомОть (ед.ч.) —ломтЯ— ломтЮ —ломтЕм—оломтЕ; ломтИ (мн.ч.) — ломтЕй — ломтЯм — ломтЯми — о ломтЯх; багаж, крюк, ремень, хрусталь, язык.
Вот список существительных с подвижным ударением. Определите, в каких формах и где стоит ударение:
ДирЕктор (ед.ч) —дирЕктора—дирЕктору — дирЕктором — о дирЕкторе; директорА (мн.ч.) —директорОв— директорАм — директорАми — о директорАх; доктор, орден, ордер, округ;
сУп (ед.ч.)—сУпа—сУпу — сУпом — о сУпе, супЫ (мн.ч.) —супОв—супАм — супАми — о супАх; тон, хор;
чАй (ед.ч.) —чАя—чАю — чАем — о чАе, чаИ (мн.ч.) —чаЁв—чаЯм — чаЯми — о чаЯх.
Задание №6. Выбор места ударения вызывает затруднения прежде всего уприлагательных в краткой форме.
Однако есть довольно последовательная норма,согласно которой ударный слог полной формы ряда прилагательных остается ударным и в краткой форме: красИвый—красИв — красИва—красИво — красИвы — красИвее.
Количество прилагательных сподвижным ударениемврусском языке невелико, но ониупотребительны вречи, а поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях. Ударениенередко падает наоснову вформе мужского, среднего рода имн.числаи на окончание в форме женского рода: пpAвый —прАв—прАво—прАвы—правА (недопустимо: вы правЫ); сЕрый—сЕр—сЕры — серА; стрОйный — стрОен—стрОйно — стройнЫ—стройнА.
Однако так или иначе возникает необходимостьобращения корфоэпическому словарю, так какряд слов «выбивается»изуказанной нормы:длИнныидлиннЫ, свЕжиисвежИ, пОлныиполнЫит.д.
Задание №7. Нормативное произношение недопускает замены ударного гласного [э] на [о]:афера(не афёра), гололедица (не гололёдица), зев (не зёв), опека (не опёка), преемник (не преёмник),хребет (не хребёт), недоуменно (не недоумённо), сие (не сиё), смятенный (не смятённый), избег (не избёг), оседлый (не осёдлый), истекший (не истёкший).
И наоборот, следуетизбегать замены ударного [о] на [э] всловах: безнадёжный, блёклый, издёвка, манёвры, околёсица, решётчатый, шёрстка, щёлка и др.
Задание № 8. Русские отчества в устной речи следует сокращать: [Дмитрич, Виталич] ит.п. Всоответствующих женских отчествах на месте сочетаний -льев, -рьев, -тьевпроизносится только первый согласный: [Дмитна, Витальна, Игнатьна].
Мужские отчества от имен на -ейрекомендуется произносить как [Матвеич,Сергеич] ит.д. В женских отчествах на месте -ее должно произноситься –е: [Алексевна, Сергевна].
Мужские отчества от имен на —а(-я) особых трудностей вустной речи не вызывают. Нужно говорить: [Никитич, Фокич]. Вместе стем следует обратить внимание, что на месте –чн-вженских отчествах Фоминична, Никитична, Кузьминичнаи подобных рекомендуется произносить [шн].
Несколько частых замечаний: отчествоМихайлович звучит как [Михалыч], Михайловна —как [Михална], Александрович — [Алексаныч], Александровна —[Алексанна].
Задание №9. Установите правильное ударение по орфоэпическому словарю или пословарю трудностей русского языка, уточните значение непонятных слов по соответствующим словарям:
БАРМЕН
БЕЗУМОЛКУ
БИТЬСЯ
НА КУЛАЧКАХ
БЛЁКЛЫЙ
БЛЁКНУТЬ
БЛУДНИЦА
БЛЮДА
БОНДАРЬ
БОРЮЩИЙСЯ
БОЯЗНЬ
БРЕДОВОЙ
БУЙВОЛИЦА
ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ
ВАЛОВОЙ
ВАЛОВЫЙ
ВИЗИГА
ВЫ ПРАВЫ
ВКЛЮЧИШЬ
ВЧИСТУЮ
ВО-ПЕРВЫХ
ВСПОЛОХ
ГРАВЁР
ДЕВЕРЬ
ДИСКАНТ
ДОНЕЛЬЗЯ
ДОЧИСТА
ЕРЕТИК
ЖЁЛОБ
ЖЕРЛО
ЖЁРНОВ
ЗАБЫТЬЁ
ЗАДЕШЕВО
ИКОНОПИСЬ
ИСКРА
ЙОГУРТ
КАМБАЛА
КРАСИВЕЕ
КОЖЕВЕННЫЙ
КЕТА
КОКЛЮШ
КОЛОСС
KОРЫСТЬ
KОРЮШКА
КРЕМЕНЬ
ЛОСКУТ
МАНЕВРЫ МАНЯЩИЙ
МЕЛЬКОМ
НА СНОСЯХ
НАЧАТЫЙ
НАЧАВШИЙ
НЕКРОЛОГ
HEМОТА
НЕНЕЦКИЙ
НЕЯСЫТЬ
НОРМАННЫ
ОПАШЕНЬ
ОСЁТР
ОСЕТРОВЫИ
ОСТРИЁ
ПОБЛЁКНУТЬ
ПОТУГИ
ПО ДВОЕ
ПО ТРОЕ
ПЛАТО
ПОДОВЫЙ
НА ПОХОРОНАХ
ПРИГУБИТЬ
ПЕРЕЖИТОЕ
ПАРТЕР
ПИАЛА
РАКУРС
РАМЕНА
РИТОР
РОЗАН
РЫХЛИТЬ
РЯДНО
СВЁКЛА
СЛИВОВЫЙ
СОВЕСТЛИВЫЙ
СТАРТЕР
СУДЯЩИЙ
СЕРВИС
ТАБУ
ТАМОЖНЯ
ТОРТЫ
ТУЛЬЯ
ТУФЛЯ
УГЛУБИТЬ
УКРАИНЦЫ
ФОРЗАЦ
ХЛЕБЫ
ХОДАТАЙСТВО
ШУРИН
ЩЕКОТНО
ЩЁЛКА