В. г. поляков и в. м. чистяков
В. Г. ПОЛЯКОВ и В. М. ЧИСТЯКОВ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ГРАММАТИКА. ПРАВОПИСАНИЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
МОСКВА 1952
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предложение.
Составление предложений по картинкам.
Составление предложений о предметах.
Слово.
Слог.
Перенос слов.
Повторение.
Звуки и буквы.
Русская азбука, или алфавит.
Большая буква в начале предложения.
Большая буква в именам и фамилиях.
Предметы.
Названия предметов.
Предметы на вопрос кто? и на вопрос что?
Большая буква в кличках животных.
Беседа о предметах.
Действия предметов.
Рассказ по картинке.
Признаки предметов.
Повторение.
Гласные и согласные звуки.
Гласные буквы.
Звук и буква й.
Буква ъ (твёрдый знак)
Слова с буквой э
Слова с буквой я
Слова с буквой ю
Слова с буквой ё
Слова с буквами е и ё
Согласные буквы
Мягкий знак в конце слова.
Мягкий знак в середине слова
Твёрдое и мягкое произношение согласных
Написание жи, ши
Написание ча, ща, чу, щу
Повторительные упражнения на всё пройденное
Предложение.
Мать шьёт.
Мальчик читает книгу.
Девочка пишет.
Сколько здесь предложений?
О ком говорится в первом предложении? во втором предложении? в третьем предложении?
Травка зеленеет. Солнышко блестит.
Ласточка летит.
Сколько предложений вы прочитали?
О чём говорится в первом предложении? во втором предложении?
О ком говорится в третьем предложении?
Упражнение 1. Прочитайте вслух стихотворение.
Птичка.
Птичка летает. Птичка летала.
Птичка играет. Птичка играла.
Птичка поёт. Птички уж нет.
Сколько тут предложений?
О ком говорится в первом предложении? А во вто-
ром? А в пятом?
Упражнение 2. Спишите данные предложения.
Мы смотрим картинку.
Мы читали.
Мы писали предложения.
Составление предложений по картинкам.
Беседа.
Кто нарисован на первой картинке? Что он делает?
Кто нарисован на второй картинке? Что девочка делает?
Кто нарисован на третьей картинке? Что делает кузнец?
Кто нарисован на четвёртой картинке? Что он делает?
Кто нарисован на этих картинках?
Что делает петух? собака? кошка? мышка?
Упражнение 3. Составьте по одному предложению
к каждой картинке.
Упражнение 4. Напишите два предложения по кар-
тинкам (по выбору).
Образец:
Составление предложений о предметах.
Что стоит в классе на полу? Что висит на стенах?
Что лежит на столе? Что лежит на партах? Что стоит в углу?
Что лежит в шкафу? Что висит на доске?
А кто сейчас находится в классе? Кто стоит? Кто сидит?
Кто спрашивает? Кто отвечает?
Упражнение 5. Составьте по одному предложению
о каждом предмете в классе.
Образец: Стол стоит. Карта висит. Ученик отвечает.
Упражнение 6. Составьте и запишите по одному
предложению о трех предметах, которые есть в классе
(по выбору).
Образец: Картина висит.
Прочитайте вслух записанные предложения. После
каждого предложения делайте остановку.
Слово.
Прочитайте вслух предложения.
1. Зима холодная настала.
2. Морозом речку заковало.
3. Печальносмотриттёмныйлес.
4. Пушистыйснеглетитснебес.
Почему третье и четвёртое предложения трудно читать?
Предложения состоят из слов. Каждое слово в предложении пишется отдельно. |
Упражнение 7. Сосчитайте, сколько слов в первом
предложении. Сколько во втором?
Сколько слов в третьем предложении? Прочтите их.
Сколько слов в четвёртом предложении? Прочтите их.
Упражнение 8. Спишите.
Упражнение 9. Прочитайте.
Зимой.
Пришла зима. Настали сильные морозы.
Зимой на улице холодно. Мороз щиплет нос.
Сколько предложений в рассказе «Зимой»?
Сколько слов в первом предложении?
Сколько слов во втором предложении?
Сколько слов в третьем предложении?
Упражнение 10. Составьте предложения из двух
слов (про мальчика, про девочку, про зиму, про мороз).
Упражнение 11. Придумайте и скажите предложе-
ния из трёх слов (про кого или про что хотите).
Упражнение 12. Прочитайте предложения вслух.
Мама — моё любимое слово.
Я люблю свою маму.
Наша речь состоит из слов. Слова мы говорим, поём. Слова мы слышим, когда их говорят другие. Слова мы читаем, пишем. Из слов мы составляем предложения. |
Упражнение 13. Придумайте два предложения по
два или но три слова в каждом; запишите их.
Слог.
Мы ве-сё-лы-е ре-бя-та.
На-ше и-мя ок-тя-бря-та.
Мы не лю-бим лиш-них слов.
Будь го-тов! Всег-да го-тов!
Прочитайте (или спойте) эту песню все вместе,
хором.
Произносите слова по частям, как указано.
Прочитайте песню ещё раз, хлопая в ладоши; каждую
часть слова отмечайте одним хлопком.
Слова при чтении можно произносить раздельно, по частям, по слогам. |
Прочитайте хором по слогам:
— Гу-си, гу-си!
— Га-га-га!
— Есть хо-ти-те?
—Да, да, да!
Упражнение 14. Прочитайте хором и спишите.
Дож-дик, дож-дик, ве-се-лей!
Ка-пай, ка-пай, не жа-лей!
Толь-ко нас не за-мо-чи.
К нам в о-кош-ко не сту-чи.
Читайте вслух.
Слова в один слог: мы, да, я, ты, лес,
снег.
Слова в два слога: имя, гуси, любим,
зима, зимой.
Слова в три слога: ребята, хотите,
картинка.
Слова в четыре слога: октябрята, весёлые.
Есть слова в пять слогов и больше.
Упражнение 15. Прочитайте и скажите, сколько
слогов в словах.
Дом, лес, луг, степь.
Школа, дети, книги, урок.
Озеро, деревня, берёзы.
Самолёты, пароходы.
Упражнение 16. Выпишите сначала слова в один
слог (односложные), потом — в два слога (двусложные),
а затем — в три и четыре слога (трёхсложные и четы-
рёхсложные).
На лыжах бегать стану я,
коньки налажу быстрые.
Пришла зима румяная,
морозная, пушистая.
Упражнение 17. Придумайте и скажите 5 слов
в один слог (односложные).
Придумайте и скажите 5 слов в два слога (двусложные).
Придумайте и скажите 5 слов в три слога (трёхсложные).
Упражнение 18. Даётся первый слог для дву-
сложных слов; придумайте сами второй слог, чтобы
получились слова.
ко- ра-
ро- ка-
Образец: ко-са, ко-за.
Упражнение 19. Даётся второй слог для двуслож-
ных слов; первый слог придумайте сами, чтобы полу-
чились слова.
-ра -ша
-ма -тя
Образец: Ве-ра, И-ра.
Упражнение 20. Составьте из слогов слова и за-
пишите. Имена пишите с большой буквы.
Упражнение 21. Срисуйте клеточки, как здесь, и
впишите в них слоги, чтобы получились слова.
Упражнение 22. Смотрите на рамку со слогами;
выбирайте слоги и составляйте из них слова. Состав-
ленные слова записывайте.
Образец: Маша.
Перенос слов.
Если слово не помещается на строке, тогда часть этого слова переносят на другую строку. При переносе слов употребляется чёрточка (-). Переносить слова можно только по слогам: бе-рёза, берё-за; маль-чик, ко-рабль. Первый слог из одной буквы не оставляется на прежней строке. Последний слог из одной буквы на новую строку: оси-на, пе-ние. |
Упражнение 23. Спишите и чёрточками покажите,
как можно перенести данные слова с одной строки на
другую.
Карандаш, ученик, девочка, эхо, осень,
часовой, ручеёк, радио, сокол, завод,
отличник, облако, озеро, уроки.
Упражнение 24. Перепишите слова; делите их чёр-
точками так, как нужно для переноса с одной строки
на другую.
Осока, армия, линия, лётчик, парус,
совет, союз, товарищ, поезд, огонёк,
машинист, огородник, станция, берёзка,
самолёт.
Букву й при переносе нельзя отделять от стоя- щей перед ней буквы: зай-чик, чай-ник, май-ка, чай-ка. |
Упражнение 25. Перепишите слова; делите их
черточками, как для переноса.
Лужайка, хозяйка, лейка, фуфайка, тройка,
читайте, пойте, рисуйте.
Букву ь при переносе нельзя отделять от стоя- щей перед ней буквы: коль-цо, крыль-цо, день-ги. |
Упражнение 26. Перепишите слова; делите их
чёрточками, как для переноса.
Маленький мальчик. Серенький зайчик.
Рисуйте кольцо. Больно пальчик.
Упражнение 27. Читайте вслух слова по слогам,
как для переноса, а потом напишите их.
Горка, горько, большой, больной, кошка,
чайник, письмо, коньки, стройка.
Упражнение 28. Перепишите; делите слова чёрточками по слогам.
Наша песенка, над родиной лети.
Для тебя кругом открыты все пути.
Облети поля, и горы, и леса —
всюду встретишь пионеров голоса.
Упражнение 29. Перепишите предложения; делите
слова чёрточками по слогам, как для переноса.
Сидит зайка беленький.
Хвост у зайки серенький.
___
Мальчику купили коньки.
У кольца нет конца.
Повторение.
Весной.
Солнышко светит. Лес оживился.
Бегут облака. Поёт соловей.
Луг зеленеет. Крик раздаётся
Сверкает река. весёлых детей.
Упражнение 30. Прочитайте стихотворение «Вес-
ной» все вместе, хором.
Упражнение 31. Сосчитайте и ответьте,
сколько в этом стихотворении предложений.
Сколько слов в первом предложении? Сколько слов
в пятом предложении? А в седьмом предложении?
Назовите все предложения из двух слов.
Упражнение 32. Назовите в стихотворении слова
в один и два слога (односложные и двусложные).
Упражнение 33. Выпишите из стихотворения сна-
чала все односложные слова, а потом — двусложные.
Упражнение 34. Спишите, разделяя слова на слоги;
чёрточками обозначьте, как следует перенести данные
слова с одной строки на другую.
Крыльцо, мотыльки, сильный, лужайка,
колокольчик, лейка, колхоз, соловей, чайка,
больница, школа, лилия, осина.
Упражнение 35. Спишите.
Звуки и буквы.
Маша позвала подруг пить чай.
Сколько слов в этом предложении? Какое первое
слово? Сколько слогов в этом слове? Какой первый слог?
Какой второй? Сколько звуков в слоге ма? Какой
первый звук? Какой второй звук?
Слова состоят из звуков. На письме звуки изображаются буквами. Звуки мы слышим, произносим. А буквы мы видим, читаем, пишем. |
Упражнение 36. Отвечайте на вопросы:
Сколько звуков в слове Маша? А сколько букв?
Сколько звуков в слове чай? А сколько букв?
Сколько звуков и букв в слове позвала?
Сколько букв в слове пить? А сколько в нём
звуков? Какие? Зачем же в этом слове мягкий знак (ь)?
Жатва.
Созрели рожь и пшеница. Началась
жатва. Колхозники вышли в поле. Гудят
тракторы. Жужжат жнейки. Колхозницы
вяжут снопы. Ребята собирают колосья.
Сколько предложений в этой статье?
Каким знаком отделено одно предложение от дру-
гого?
С какой буквы написано первое слово каждого
предложения?
Упражнение 38. Прочитайте рассказ.
Зима.
Пришла зима выпал снег дети были на
дворе они делали куклу из снега.
Почему этот рассказ трудно читать?
Сосчитайте, сколько в нём предложений.
Разделите рассказ на предложения и спишите.
Упражнение 39. Прочитайте статью «Осень». Раз-
делите её на предложения. Спишите её.
Осень.
Опустели поля пожелтела трава обле-
тели листья поредели леса птички улетели
загудел ветер полил дождь
Упражнение 40. Прочитайте статью «Летом». Ука-
жите, где должны быть точки. Какие слова надо писать
с большой буквы?
Летом.
Солнце светит дует ветерок бегут об-
лачка луг пестреет порхают бабочки стре-
кочут кузнечики в траве лес шумит
речка под горой сверкает
Упражнение 41. Поставьте точки и спишите ста-
тью «После грозы». С какой буквы вы будете писать
первое слово в каждом предложении?
После грозы.
Дождь перестал гроза утихла гром
вдали гремит в лугах закипела работа
Игра в прятки.
Дети играли в прятки. Костя залез
в копну сена. Таня и Катя забрались в са-
рай. Маленькая Настя встала за крылечко.
Юра спрятался в малинник. Миша водит.
Имена людей пишутся с большой буквы. |
Упражнение 42. Допишите предложения. Имена
пишите с большой буквы.
Упражнение 43. Выпишите сначала мужские имена,
а потом — женские имена.
Владимир, Надежда, Иван, Пётр, Ольга,
Михаил, Клавдия, Алексей, Павел, Василий,
Екатерина, Степан, Наталья, Фёдор, Борис,
Анна, Софья, Николай, Татьяна.
Упражнение 44. Прочитайте рассказ.
Кто мамин помощник?
Возвратился Ваня с поля.
— Где ты пропадал?
— Землянику по оврагу, мама, собирал.
Следом Лиза прибежала.— Ну, где ты была?
— Мама, мама, я цветочков в поле
нарвала.
— Ну, а ты где был, Павлуша?
— Грядки поливал и цыплят стерёг, чтоб
коршун их не заклевал.
Расскажите: Где был Ваня? Где была Лиза?
Где был и что делал Павлуша?
Выпишите имена детей из этого рассказа.
Упражнение 45. Выпишите сначала имена девочек,
а потом — имена мальчиков.
Таня, Варя, Костя, Наташа, Володя,
Дуня, Катя, Серёжа, Митя, Вера, Лена.
Имена девочек:...
Имена мальчиков:...
Фамилии людей пишутся всегда с большой буквы. Иван Белов, Сергей Громов, Владимир Смир- нов, Анна Фомина, Ольга Карасёва. |
Упражнение 46. Напишите имена и фамилии своих товарищей или подруг.
Образец: Николай Иванов.
Вера Соколова.
Предметы.
Что растёт на ёлке? Чем украшают ёлку? | Ёлка. Что растёт на ёлке? Шишки да иголки. Разноцветные шары не растут на ёлке. Не растут на ёлке пряники и флаги. Не растут орехи в золотой бумаге. Эти флаги и шары Новый год развесил для советской детворы, чтобы год был весел. |
Упражнение 47. Назовите предметы, которые на-
рисованы на картинках.
Упражнение 48. Прочитайте стихотворение.
Первое дежурство.
Я дежурю первый раз,
прибираю первый класс.
Замечательный класс
получается у нас!
Вот доска заблестела,
вот и стол засиял.
Даже наш кусочек мела
в десять раз белее стал.
Назовите предметы, какие находятся в вашем классе;
запишите их. Пишите так:
Предметы в классе: стол, стул, доска, шкаф,
парты, ... (Допишите, какие есть ещё.)
Названия предметов.
Назовите предметы, которые нарисованы на кар-
тинках.
Отвечайте на вопросы:
Какие предметы находятся в комнате?
В комнате находятся следующие предметы: стол,
кровать, стулья, шкаф, ... (ещё что?).
Какие предметы находятся на дворе?
Что вы видели в лесу?
Кого вы там видели?
Какие предметы у тебя в сумке?
Что на тебе надето?
Стол, кровать, сарай, двор, корова, лошадь, лес, берёза, сумка, рубашка — всё это предметы. Каждый предмет имеет своё название. |
Упражнение 49. Припомните и назовите предметы,
которые вы видели на прогулке.
Припомните и назовите предметы, которые вы ви-
дели на реке.
Что выросло летом на огороде?
Что уродилось в поле?
Что уродилось в саду?
Кто работал на огороде? в поле? в саду?
О предметах можно спросить: кто это? или что это? |
Кто это? — Ученик.
Что это?— Стол.
Упражнение 50. Запишите названия предметов по
порядку картинок.
Удочка. Яблоко. Репа. Щука. Заяц.
Мышка. Лопата. Грабли.
Упражнение 51. Нарисуйте сами пять предметов
(какие хотите) и подпишите их названия.
Упражнение 52. Спишите.
Любит Наташа лето. Летом в лесу она
собирает грибы, ягоды. Наташа видела
белку, ежа, малиновку.
Ответьте устно на вопросы:
Что любит Наташа? Что собирает Наташа в лесу?
Кого видела Наташа в лесу?
Гнёздышко. Дети нашли в кустах гнёздышко. — Гляди, Петя, три птички!.. На другое утро при- шли дети, а гнёздышко было пусто. |
Ответьте на вопросы: Кто был в лесу? Что нашли
дети в кустах? Кто был в гнёздышке?
Загадка.
Без рук, без топорёнка
построена избёнка.
Упражнение 53. Прочитайте, а затем напишите
ответы по данному образцу.
У птички гнёздышко. У мышки ....
У белки .... У лисы ... . У медведя ....
(норка, берлога, нора, дупло)
Упражнение 54. Прочитайте и ответьте на вопрос заглавия.
Знаете ли вы, кто я? Мой домик в дупле дерева. Я питаюсь орехами, грибами. Шубка у меня тёплая, хвост пушистый. |
14. Предметы на вопрос кто?
и на вопрос что?
Ходит человек на своих двух ногах, да не очень быстро. |
Лошадь на своих четырёх бе- жит скорее его. Сани на полозьях так и катятся. Поезд быстрей лошади мчится. Автомобиль тоже от по- езда не отстанет. |
Птица перегонит и поезд, и автомобиль.
А самолёт и птице не догнать.
Назовите предметы, о которых вы прочитали. Какие
слова здесь выделены. Прочитайте. Какие из этих слов
отвечают на вопрос кто? и какие на вопрос что?
Ставьте эти вопросы и отвечайте:
Кто?— Человек, .... .
Что?— Сани, ....
Упражнение 55. К названиям данных предметов
поставьте вопросы кто? или что?
Двор, конура, Жучка.
Школа, класс, ученики.
Речка, мельница, лодка, рыбак.
Дети, кузовок, грибы, цветы.
Коровы, пастух, собака.
Упражнение 56. Рассмотрите картинку. Назовите
все предметы, которые вы на ней видите. Скажите, на
какой вопрос эти предметы отвечают.
Упражнение 57. К названиям данных предметов
поставьте вопросы кто? или что?
Лошадь, телега, метла, кошка, лопата,
коза, овца, ведро.
Упражнение 58. Напишите, кто живёт в лесу и что растёт в лесу.
Белка, сосна, ель, ящерица, берёза, ёж,
волк, малина, ольха, сова, змея, кукушка,
лиса, осина, дятел, земляника, медведь,
синичка, брусника.
Образец: В лесу живут белка, ёж, ....
В лесу растут сосна, ель, ....
— Ктораспевает в кустах?
— В кустах распевает птичка.
— Чтонесут дети из лесу?
— Дети несут из лесу грибы.
Упражнение 59. Как спросить про предметы, о
которых говорится в данных примерах?
Взошло (что?) солнышко. Блестит (?)
роса. Дует (?) ветер. Чирикают (?) воробьи.
Кружатся (?) ласточки. Воркуют (?) го-
луби. Растёт (?) трава. Кукует (?) кукушка.
Беседа о предметах.
Какие инструменты имеются у плотника? (топор, ...)
Какие инструменты у сапожника?
Какие инструменты у портного?
Какую вы знаете обувь? (сапоги, ботинки, ...)
Какую вы знаете одежду? (пальто, ...)
Какие бывают головные уборы? (шапка, ...)
Каких вы знаете зверей?
Каких вы знаете птиц?
Какие овощи растут на огороде?
Какие фрукты растут в саду?
Упражнение 63. Прочитайте вслух и выпишите
названия грибов.
Грибы и ягоды.
Брусника, рыжик, земляника, черника,
подосиновик, берёзовик, крыжовник, клуб-
ника, волнушка, груздь, опёнок, смородина,
мухомор.
Упражнение 64. Выпишите названия фруктов.
Овощи и фрукты.
Капуста, свёкла, петрушка, картофель,
яблоко, репа, морковь, груша, редька, салат,
слива, огурец, горох, персик, лук, апельсин,
лимон.
Загадка.
Сарафан, не сарафан,
платьице, не платьице,
а как станешь раздевать,
досыта наплачешься.
(Л-к.)
Упражнение 65. Из данного списка слов выпишите
названия дней недели.
Весна, утро, солнце, понедельник, лето,
среда, пятница, осень, вторник, вечер, чет-
верг, ночь, суббота, зима, воскресенье.
Упражнение 66. Каким одним (общим) именем
можно назвать следующие предметы:
Ландыш, ромашка, фиалка —... .
Сосна, ель, берёза, рябина —... .
Репа, свёкла, морковь—... .
Малина, черника, земляника — ... .
Голубь, грач, скворец—... .
Пчела, шмель, бабочка—... .
Окунь, карась, щука—... .
Медведь, белка, волк, лиса—... .
Слова для справок: деревья, цветы, овощи,ягоды,
птицы, звери, насекомые, рыбы.
Упражнение 67. Ответьте, как называются детё-
ныши у животных.
У коровы — телёнок. У кошки—.... У ко-
зы—... . У овцы—... . У утки—... . У во-
роны—... . У лисы—.... . У льва—... .
Слова для справок: львёнок, утёнок, котёнок,
козлёнок, воронёнок, ягнёнок, лисёнок.
Упражнение 68. Выпишите названия предметов, которые отвечают на вопрос что?
Слова для справок: стул, скамейка, лошадь,
лев, чайник, стакан, ручка, книга.
Упражнение 69. Выпишите названия посуды.
Слова для справок: калоши, горшок, мышь,
ведро, тарелка, груша, белка, чашка.
Упражнение 70. Выпишите названия обуви.
Одежда и обувь.
Пальто, рубашка, ботинки, платье, шуба,
сапоги, калоши, брюки, туфли, юбка, кофта,
валенки.
Действия предметов.
Гусь.
Плавает гусь по воде, гребёт перепончатыми лап- ками. Таскает он из воды червячков, глотает тину, щиплет траву. И привольно ему, и весело! |
Перечислите, что делает гусь.
Упражнение 71. Кто нарисован на каждой картинке?
Что делает собака? Что делает заяц?
Что делает охотник?
Слова: плавает, гребёт, таскает, лает, стре- ляет, бежит — обозначают действияпредметов. К этим словам можно поставить вопрос: что делает? |
Упражнение 72. Смотрите на картинку и расска-
зывайте по данным вопросам, что нарисовано на ней.
Что делает мальчик? (Дайте ему имя.)
Что делает девочка? (Дайте ей имя.)
Что делает кролик?
Что делают молодые кролики?
Упражнение 73. Отвечайте, кто что делает.
Что делает учитель?—Учитель учит.
Что делает ученик? Что делает кузнец?
Что делает доктор? Что делает птичка?
Упражнение 74. Напишите, кто как голос подаёт.
Корова мычит. Лошадь.... Собака ....
Волк .... Ворона ... . Петух .... Мед-
ведь .... Кошка .... Мышь .... Овца ....
Слова для справок: пищит, мяукает, блеет,
ревёт, каркает, поёт, воет, ржёт, лает.
Упражнение 75. Отвечайте, кто как передвигается.
Птица летает. Рыба .... Червяк ....
Лягушка .... Собака ....
Слова для справок: ползает, плавает, бегает,
прыгает.
Упражнение 76. Спишите; дописывайте нужные cлова.
Воробей прыгает. Улитка .... Волк ....
Щука.... Заяц.... Лягушка.... Грач....
Слова для справок: скачет, ползает, плавает, бегает,
летает, прыгает.
Упражнение 77. Спишите; дописывайте нужные слова.
Солнышко светит. Молния ... . Гром ... .
Снег ... . Огонёк ... . Травка ... .
Рo-са ... . Ветерок ... . Ручеёк ... . Звёз-
дочка ... .
Слова для справок: тает, зеленеет, сверкает,
пылает, гремит, блестит, шумит, журчит,
мерцает.
Упражнение 78. Спишите; дописывайте нужные слова.
Ласточка щебечет. Жаворонок ... . Со-
ловей ... . Кукушка ... . Голубь ... . Во-
робей... . Ворона .... Курица ... . Утка ... .
Слова для справок: поёт, крякает, каркает,
воркует, кукует, чирикает, кудахчет.
Рассказ по картинке.
Упражнение 79. Рассмотрите картинку. Кто на
ней нарисован? Сколько детей? Назовите их но именам.
Напишите ответы на вопросы.
Что делает Нина? Что делает Валя? Что делает Миша? Что делает Соня? Что делает Лиза? | полет поливает несёт воду убирает траву рыхлит землю |
Признаки предметов.
Играют дети — Таня с Катей.
— Таня, подай мне платок!
— Какой?
— Белый, большой, вязаный.
Таня находит платок и подаёт Кате.
— Катя, принеси мне ленту.
— Какую?
— А помнишь: голубую, узенькую.
— Помню, сейчас принесу, — сказала Катя.
Почему Таня догадалась, какой платок нужно по-
дать?
Почему Катя узнала, какую ленту нужно принести?
Предмет можно легко узнать, если сказать, какойон. |
Дом какой? — Новый, деревянный.
Яблоко какое? — Круглое, румяное, сладкое, вкусное.
Репа какая?— Круглая, жёлтая, вкусная.
_____
Какие бывают предметы?
Листья зелёные, жёлтые, красные,
большие, маленькие.
Цветы красные, белые, синие, голубые,
жёлтые, лиловые.
Фрукты сладкие, вкусные, сочные, кис-
лые.
Отвечайте на вопросы:
Что знаете сладкое? Что знаете кислое? Что знаете
горькое?
_____
Назовите, что это.
Кудрявая, зелёная, белоствольная ... .
Холодная, прозрачная, чистая ... .
Большой, высокий, каменный ... .
Сильный, резкий, холодный ... .
Белый, пушистый ... .
Слова для справок: дом, вода, берёза, снег,
ветер.
Упражнение 80. Ответьте, что можно сказать
о следующих предметах.
Стол (какой?) ... . Стена (какая?) ... .
Солнце (какое?)... . Молоко (какое?) ... .
Собака ... . Комната ... .
Образец: Стол деревянный, новый, крашеный ... .
Упражнение 81. Подберите к данным словам под-
ходящие по смыслу предметы.
Ясное, голубое ... .
Сочное, румяное ... .
Быстрый, светлый ... .
Сильный, холодный ... .
Дремучий, хвойный ... .
Белый, сладкий ... .
Слова для справок: сахар, небо, лес, ручеёк,
яблоко, ветер.
Упражнение 82. Ответьте, что обозначают выделенные слова.
Цветёт синий колокольчик.
Отцветает жёлтый одуванчик.
Распускается голубая незабудка.
Тянется к солнцу красный мак.
Упражнение 83. Ответьте, какими бывают данные предметы.
Солнце ... . Лес ... . Туча ... . Снег ... . Вода ... . | большая, грозовая белый, холодный яркое, жаркое чистая, прозрачная тёмный, дремучий |
Упражнение 84. Подберите к словам из левого
столбика подходящие слова из правого столбика.
Родная ... . Быстрый ... . Стальное... . Серый ... . Ночной ... . Белый ... . Верный ... . Душистое ... . | ручей, страна снег, друг сено, сторож перо, волк |
Образец:
Повторение.
Упражнение 85. Прочитайте стихотворение и
ответьте на вопрос заглавия.
Откуда стол пришёл?
Берёте книгу и тетрадь, садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, откуда стол пришёл? Недаром пахнет он сосной — пришёл он из глуши лесной. Вот этот стол, сосновый стол, к нам из лесу пришёл. |
Назовите, какая у вас в классе есть мебель.
Какие ещё предметы относятся к мебели?
Какие в классе учебные принадлежности?
Что в классе деревянное? Что железное? Что
стеклянное?
Что стоит в классе? Что лежит? Что висит?
Кто сидит в классе?
Кто стоит? Кто говорит?
Упражнение 86. Ответьте, что можно сказать
о следующих животных.
Козлик упрямый. Заяц ... . Лиса ... .
Волк ... . Белка ... . Медведь ... .
(хитрая, шустрая, жадный, трусливый, неуклюжий)
Защитник.
Упражнение 87. Назовите животных, которые на-
рисованы на картинке.
Что они делают?
Объясните название картинки.
Гласные и согласные звуки.
Мама. Дом. Ум. Ухо. Эхо. Лист.
Читайте вслух слова и отвечайте:
1. Сколько слогов в слове мама? Какой первый
слог? Какой второй?
Сколько звуков в слоге ма? Какой первый звук?
Какой второй звук?
2. Сколько слогов в слове ухо? Какой первый слог?
Какой второй?
Сколько звуков в слоге хо? Какой первый? Какой
второй?
3. Сколько всего звуков в слове ухо? А в слове
мама? Назовите их по порядку.
Звуки бывают гласные и согласные.При произношении гласных звуков воздух сво- бодно проходит через рот: а, о, у, э, ы, и. |
При произношении согласных звуков воздух встречает на своём пути препятствия: зубы (з, с), сжатые губы (б, п), язык (д, т).Согласные звуки: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш. |
Гласный звук и один может составлять слог, а согласный — только вместе с гласным: у-хо, э-хо, и-ду, о-са. |
Упражнение 88. Читайте слова и называйте в них
все звуки: сначала гласные, потом согласные.
Часы, усы, кот, дом, эхо, шар.
Гласные буквы.
Нина-учительница. Нина учила куклу: — Учи буквы! Это буква а. Это буква о. Это буква у. Это буква и. Это буква ы. Это буква э. Это буква е. Это буква ё. Это буква ю. Это буква я. |
Гласных букв десять: а, о, у, и, ы, е, ё, э, ю, я. |
Упражнение 89. Спишите и подчеркните в словах
гласные буквы.
Люся была больна. У неё болели зубы.
Мама дала ей лекарство. Это помогло.
Упражнение 90. Припомните и назовите слова,
которые начинаются с гласных букв. На какую глас-
ную букву нет слов?
Упражнение 91. Спишите и подчеркните в словах
гласные буквы.
По стране и днём и ночью,
от утра и до утра,
раздаётся гул рабочий,
звон пилы и топора.
Упражнение 92. Прочитайте и определите,
сколько в каждом слове гласных букв. Спишите и подчеркните
в словах гласные буквы.
Высокие горы, большие поля, степные просторы — родная земля. |
Сколько в слове гласных букв, столько в нём и слогов: го-ры, зем-ля, боль-ши-е, род-на-я. |
Упражнение 93. Спишите, разделяя слова на слоги.
Упражнение 94. Придумайте несколько слов со
звуком а в начале, в середине и на конце. Запишите
эти слова.
Образец: арбуз, сад, вода.
Упражнение 95. Придумайте и напишите пять
слов со звуком о на конце.
Образец: лицо, стекло ... .
Упражнение 96. Придумайте по три слова со зву-
ком у и со звуком и в начале и в середине. Запишите
эти слова.
Образец: ученик, минута ... ;
ива, квартира ... .
23. Звук и буква й.
мой мо-и | твой тво-и | рой ро-и | са-рай са-ра-и |
Звук й слога не составляет. Буква й пишется только после гласных. Отличайте й от и. |
Упражнение 98. Спишите, разделяя слова на слоги.
Москва — мой родной и любимый город.
Упражнение 99. Измените слова по данному об-
разцу и напишите их.
Свои — свой, урожаи, сараи, попугаи,
часовые, герои, трамваи.
Упражнение 100. Измените слова по данному
образцу и напишите их.
Рисую чайник — рисуй чайник. Пускаю
змей. Собираю грибы. Читаю книгу. Ко-
паю грядку. Играю на скрипке. Слушаю
песню. Решаю задачу. Гуляю и играю на
лужайке.
Упражнение 101. Допишите слова, вставляя вместо
точек букву й.
Летит стая граче... . Сено убрали в са-
ра... . Под горо... бежит руче... . Поёт
солове... . Зна... героев свое... страны.
Охраня... колхозны... урожа... . За правду
сто... горо... .
Упражнение 102. Спишите и подчеркните слова
с буквой й на конце.
Весёлый ветер лагерей встречает нас весной, цветы лугов, простор полей, зелёный шум лесной. |
Упражнение 103. Выберите и напишите только те слова, в которых буква й в середине.
Урожай, война, клей, муравей, ручейки,
лужайка, май, скамейка, жнейка, соловей,
красный, чайка, чайник, трамвай, сарай,
ошейник, копейка.
Упражнение 104. Выберите и напишите только те слова, в которых буква й на конце.
Пью чай. Летит стайка грачей. Запрягай
лошадей. Охраняй урожай. Холодно зайцу
зимой. Делай змей. Дай мне лейку. Мой
дедушка старый, но бодрый.
Упражнение 105. Спи-шите. Зайка. За ёлкой зайка. Хо-лодно зимой зайке.Скачет он по опушкевесной. Снег белый |