Мир природы и его изучение (6 ч)
Разнообразие объектов окружающего мира. Мир природы и мир рукотворных предметов (изделий). Растительный мир. Мир животных. Человек – часть природы.
Тела, вещества, частицы. Смеси веществ. Материалы, получаемые из смесей веществ. Ядовитые вещества и смеси в доме: правила хранения.
Объекты живой и неживой природы. Существенные признаки живых организмов.
Изменения, происходящие с объектами в окружающем мире. Изменения в неживой природе. Изменения, происходящие с объектами живой природы. Явления природы. Красота окружающей природы.
Твердые тела, жидкости и газы (в сравнении).
Изучение природы человеком. Значение знаний о природе в жизни людей. Способы познания природы.
Повторение и обобщение по теме.
Практические работы. Обнаружение крахмала в клубне картофеля. Растворение соли, сахара в воде. Изучение свойств твердых тел (на примере деревянного кубика, бруска). Изучение свойств жидкости (на примере молока). Изучение свойств газообразного тела (на примере воздуха).
Организованные наблюдения. Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире. Природные явления: дождь, гроза, ветер, снегопад, листопад и др. Наблюдения за солнцем, как «локомотивом», влекущем за собой сезонные изменения в природе. Природа в разные сезоны.
Экскурсия. Разнообразие окружающего мира. Тела природы и рукотворный мир. Красота природы. Примеры нарушенной человеком природы. Примеры восстановления нарушенной природы.
Вода–природное богатство (14 ч)
Разнообразие водных ресурсов: родники, реки, озера, грунтовые воды. Природные водоёмы. Использование человеком водоёмов. Охрана водоёмов от загрязнения. Правила безопасного поведения около водоемов.
Свойства воды как жидкости (растекается, выливается; не имеет постоянной формы; чистая вода – прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, пресная).
Природные явления, связанные с нагреванием и охлаждением воды. Три состояния воды. Примеры состояний воды в природе. Вода в твердом состоянии: лед, снег. Свойства льда и снега (в сравнении). Снегозадержание. Правила безопасности зимой на дорогах.
Испарение воды. Пар – газообразная вода. Свойства пара. Условия, при которых испарение идет быстрее. Пар на службе у человека. Превращение пара в воду. Роса, иней – видоизменения пара. Туман, облака, тучи. Вредность сырого воздуха. Чистый воздух – залог здоровья людей.
Круговорот воды в природе.
Измерение температуры воды. Термометр. Устройство термометра. Виды термометров. Правила безопасного обращения с термометром. Единица измерения температуры – градус. Обозначение температуры. Правила безопасного пользования горячей водой. Изменения, происходящие с водой при нагревании, охлаждении, замерзании. Учет этих свойств воды в быту.
Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Изменение свойств воды при растворении в ней веществ. Растворы в природе. Минеральная и морская вода. Значение растворов в природе и для человека. Правила безопасного пользования растворами. Способы очистки воды. Правила безопасного использования воды из открытых водоемов и природных источников.
Экономное отношение к использованию воды. Чистая вода – забота людей, залог их здоровья.
Повторение и обобщение по теме.
Практические работы. Изучение свойств воды как жидкости. Изучение свойств льда и снега. Измерение температуры воды. Растворение веществ в воде. Очистка мутных смесей способами фильтрования, отстаивания.
Организованные наблюдения.Испарение воды в природе и в быту. Выпадение осадков: дождя, снега (града). Превращения воды – кипение, таяние льда, снега. Меры по сбережению воды дома, в школе.
Демонстрации опытов. Расширение воды при нагревании. Сжатие воды при охлаждении. Выпаривание растворов минеральной и питьевой воды.
Экскурсия к водоему.
Природоохранная деятельность. Участие в операциях по сбережению воды. Участие в труде людей по охране водоемов, родников (по возможности).
Воздух–природное богатство (11 ч)
Воздух вокруг нас. Воздух – газообразное вещество.
Свойства воздуха: способность занимать место; сжимаемость и упругость; плохая теплопроводность. Изменение объёма воздуха при нагревании и охлаждении. Использование этих свойств воздуха человеком.
Теплый и холодный воздух. Источники нагревания воздуха в природе и быту. Движение теплого и холодного воздуха в помещении. Проветривание помещения.
Движение теплого и холодного воздуха в природе. Ветер. Полезная работа ветра в природе. Стихийные бедствия. Значение прогнозов погоды.
Воздух – смесь газов. Кислород. Кислород и жизнь. Углекислый газ. Использование углекислого газа человеком. Правила безопасного обращения с огнем. Углекислый газ и зеленые растения.
Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха. Чистый воздух – забота людей.
Повторение и обобщение по теме.
Практические работы.Обнаружение воздуха в пустом сосуде, твердом теле, воде. Определение упругости сжатых тел: пружинки, ластика. Определение силы ветра (наблюдая за движением веток деревьев). Измерение температуры воздуха.
Организованные наблюдения.Движение перышка над нагревательным прибором. Горение свечи. Работа ветра в природе. Меры по охране воздуха от загрязнения.
Демонстрации опытов.Воздух занимает место. Сжатый воздух обладает упругостью (воздушный пистолет). Воздух плохо проводит тепло. Теплый воздух легче холодного.
Природоохранная деятельность. Участие в озеленении школьного двора, улицы, разведении и выращивании комнатных растений.