С русским и белорусским языками обучения
ЧЕЛОВЕК И МИР
КЛАСС
Пояснительная записка
В содержании программы «Человек и мир» для VI класса 1-го отделения вспомогательной школы выделены два раздела:
«Человек. Общество. Здоровье».
«Природа. Человек. Здоровье»;
Содержание раздела «Человек. Общество. Здоровье» направлено на решение общеразвивающих, социокультурных и практических задач, воспитание социально значимых качеств личности школьников.
Основными идеями реализации на уроках содержания, представленного в этом разделе программы, являются:
расширение представлений о социальных и моральных нормах поведения, обогащение социального опыта детей;
воспитание культуры взаимодействий детей с окружающими людьми (ровесниками и взрослыми);
обогащение представлений учащихся о разнообразной деятельности людей, значимости их труда, мире профессий;
воспитание положительного отношения к человеку-труженику, уважения к людям труда, результатам их труда;
обеспечение благоприятных условий для обогащения связей школьников с социумом, процесса социальной адаптации.
Коррекционно-педагогическая помощь должна быть направлена на расширение и обогащение доступных социальных взаимодействий, развитие умений ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих людей, умений действовать по правилам, социально-коммуникативных навыков, формирование элементов рефлексии и адекватной самооценки, преодоление стереотипов неконструктивного поведения на возникающие затруднения и т. д.
Изучая раздел «Природа. Человек. Здоровье», учащиеся закрепляют, систематизируют, углубляют и расширяют представления о живой и неживой природе, явлениях природы, об элементарных свойствах и значении в природе и для человека основных компонентов неживой природы (воды, воздуха, полезных ископаемых, почвы), полученные на уроках «Человек и мир» в младших классах.
Содержание уроков по данному разделу готовит учащихся к изучению биологии в последующих классах. Неживая природа является основой существования растительного и животного мира. Знания о неживой природе являются составной частью системы знаний о природном мире в целом.
При формировании представлений о природных объектах у детей с интеллектуальной недостаточностью развиваются сенсорные процессы, общеинтеллектуальные и общедеятельностные умения, устная монологическая речь. Все это имеет важное значение в процессах коррекции познавательной деятельности и коррекции развития личности обучаемых.
Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи:
- расширение кругозора детей путем формирования знаний об основных объектах природы, с которыми школьники встречаются в повседневной жизни;
- повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их компетентности в окружающем мире;
- обогащение жизненного опыта путем организации наблюдений, предметно-практической деятельности;
- активизация мыслительной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и классификации изучаемых объектов и др.);
- развитие речи в единстве с непосредственными наблюдениями изучаемых объектов и явлений;
- подготовка учащихся к практическому использованию получаемых знаний, развитие практического интеллекта школьников;
- формирование экологической культуры учащихся и т. д.
Отбор учебного материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания школьниками объектов и явлений близких их жизненному опыту. Учебный материал поможет подвести школьников к пониманию того, что забота о природе – долг и обязанность каждого человека.
Учитывая особенности мышления школьников с интеллектуальной недостаточностью, программа ориентирует на использование методов активного учения. Чередование словесных и практических методов на уроках способствует нормализации внимания школьников, активизирует речь, способствует становлению учащихся как субъектов разнообразных видов деятельности. При обучении школьники с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в широкой опоре на чувственный опыт, наглядно-практическую деятельность, помощь в переносе знаний в жизненные ситуации.
Учитель должен заботиться об оснащении уроков наглядными пособиями. Демонстрации натуральных и изобразительных пособий проводятся на каждом уроке. Школьники с интеллектуальной недостаточностью не готовы к целенаправленному самостоятельному наблюдению изучаемых природных объектов. Чтобы учащиеся выявили в изучаемых объектах существенные признаки, наблюдением надо управлять. Программа ориентирует педагогов на использование в учебном процессе организованных наблюдений со школьниками, простейших демонстраций опытов, экспериментирования, проведение экскурсий. Всё это позволяет целенаправленно расширять сферу познавательных интересов, познавательной деятельности учащихся, более эффективно осуществлять коррекционную работу.
По каждому разделу программы предусматривается повторение и обобщение знаний. Обобщенные знания выполняют организующую и упорядочивающую роль.
Большая роль при изучении природоведения отводится внеурочной работе (наблюдениям, практическим работам) как форме организации учащихся для выполнения после уроков обязательных работ по заданиям учителя.
В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуального учебного материала для успешного последующего обучения учащихся. Знания, представленные в программе, имеют важное значение в повседневной практической деятельности человека и рассматриваются нами в рамках подготовки школьников с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни.
Программа