Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов»
Всемирная история
Класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведения суммативного оценивания по предмету «Всемирная история» для обучающихся в 5 классах.
Методические рекомендации подготовлены на основе Учебной программы для 5-9 классов уровня основного среднего образования в рамках обновления содержания среднего образования. Суммативное оценивание в 5 классе проводится во всех четвертях. Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, учащихся, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытомдоступе на официальных интернет-сайтах.
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ. 4
Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов» 5
Суммативное оценивание за раздел «Цивилизации речных долин». 9
Суммативное оценивание за раздел «История Древнего Египта». 12
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ. 16
Суммативное оценивание за раздел «Колесницы и империи». 17
Суммативное оценивание за раздел«Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма». 21
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ. 24
Суммативное оценивание за раздел «Древний Китай». 25
Суммативное оценивание за раздел «Древняя Греция». 28
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ. 34
Суммативное оценивание за раздел «Расцвет Римской империи». 35
Суммативное оценивание за раздел «Рим на рубеже эпох». 39
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов»
Тема | Как появился первый человек? Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством |
Цели обучения | 5.1.1.2 Объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо,род, община, племя и их сходства и различия; 5.2.1.2 Знать древние религиозные верования: тотемизм, анимизм,фетишизм, магия; 5.4.1.1 Описывать виды хозяйственной деятельности (собирательство,охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля). |
Критерий оценивания | Обучающийся · Определяет сходства и различия первичных форм объединения людей; · Определяетдревние религиозные верования; · Характеризуетвиды занятий и хозяйственной деятельности |
Уровень мыслительных навыков | Знание и gонимание Применение Навыки высокого порядка |
Время выполнения | 20 минут |
Задания
1.
Племя Различие |
Община Различие |
сходство |
Род Различие |
Стадо Различие |
сходство |
2. По предложенным рисункам, определите древние религиозные верования:
1 2
3 4
Виды хозяйственной деятельности | Характеристика |
Собирательство и охота | |
Рыболовство | |
Земледелие | |
Скотоводство | |
Освоение металлов |
Задания
1.Рассмотрите карту, прочтите легенду карты и ответьте на вопрос. Почему древние цивилизации развивались в долинах рек?
2.По мнению историков, первым народом, который достиг уровня цивилизации, можно считать шумеров. Докажите или опровергните это утверждение,используйте предложенные рисунки.Сделайте вывод.
Письма из Киша
Критерии оценивания | № задание | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | |||
Определяет систему хозяйства древних цивилизаций | описывает занятие охотой; | ||
описывает занятие рыбной ловлей; | |||
описывает систему хозяйства древних цивилизаций –земледелие; | |||
описывает занятие – садоводство; | |||
описывает занятие – виноградарство; | |||
Анализирует искусство древнего мира | доказывает развитиеклинописьи; | ||
сравнивает древние шумерские письмена; | |||
описывает памятники живописи; | |||
описывает памятники архитектуры и скульптуры; | |||
делает вывод, доказывая или опровергая данное утверждение. | |||
Всего баллов |
Задания
1. Используя рисунки и свои знания по теме, составьте рассказ о хозяйстве Древнего Египта.
Докажите, влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук. Заполните таблицу:
Название науки | Что повлияло? |
Математика | |
Геометрия | |
Астрономия | |
Медицина | |
Письменность |
2.Используя рисунок, составьте2вопроса остроительстве храмов и пирамид Древнего Египта.
1___________________________________________________________
2.___________________________________________________________
3. Заполните таблицу. Положение тружеников в Древнем Египте:
№ | Вопросы | Раб | Земледелец | Ремесленник | Каменщик,каменотес |
Чем владел? | |||||
Какие работы выполнял? | |||||
Какие права имел? |
Критерии оценивания | № задание | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | |||
Определяет влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук | приводит доказательства развития математики; | ||
приводит доказательства развития геометрии; | |||
приводит доказательства появления и развития письменности, иероглифов; | |||
приводит доказательства развития астрономии; | |||
приводит доказательства развития медицины. | |||
Объясняет, как были построены пирамиды ДревнегоЕгипта | составляет 1вопрос о материалах для строительства храмов и пирамид; | ||
составляет 1вопрос о технологии строительства храмов и пирамид; | |||
Примечание: учащийся может привести другие факты и характеристики по строительству пирамид | |||
Выделяет положение тружеников в Древнем Египте | определяет положение раба; | ||
определяет положение земледельца; | |||
определяет положение ремесленника; | |||
определяет положение каменщика. | |||
Итого | 15 |
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Колесницы и империи» | |
Тема | Как появление колесницы изменило мир Как царь Хаммурапи превратил Вавилон в могущественную империю Почему древние империи на Ближнем и Среднем Востоке были могущественными Были ли империи Средней Азии такими же могущественными, как империи Ближнего и Среднего Востока |
Цели обучения | 5.3.2.2 Объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств 5.4.1.3 Описывать систему хозяйства древних цивилизаций |
Критерий оценивания | Обучающийся · Определяетпоследствия захватнических войн · Характеризует систему хозяйства древних империи на Ближнем и Среднем Востоке · Доказывает превосходства империй на Ближнем и Среднем Востоке |
Уровень мыслительных навыков | Знание и Понимание Применение Навыки высокого порядка |
Время выполнения | 20минут |
Задания
1.Используя схему раскройте последствия захватнических войн.
2.Заполнив таблицу, докажите или опровергните,что законы царя Хаммурапи необходимы для жителей Вавилона, так как они поддерживали порядок и защищали от долгового рабства. Какое значение имели законы для усиления царской власти и укрепления могущества страны Законы царя Хаммурапи.
Справедливые | Несправедливые |
1. | 1. |
2. | 2. |
Вывод: |
3.По диаграмме Венна, объясните сходства и различия в системе хозяйства древней империи на Ближнем и Среднем Востоке.
Вопрос | Ассирия | Персидская империя | Вавилон |
Земледелие | |||
Скотоводство | |||
Торговля |
4. Используя рисунки и свои знания, подтвердите примерами превосходство древних империй на Ближнем и Среднем Востоке?
Критерии оценивания | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | ||
Определяет последствия захватнических войн | называет завоевательные войны Вавилонского царя Хаммурапи; | 1 |
называет подчинение Ассирией Египта, Вавилона,войны персидских царей Кира и Дария I; | 1 | |
доказывает грабительский, захватнический характер войнупадок хозяйства, культуры; | 1 | |
делает вывод, что следствие войн - образование древних империи – Вавилон, Ассирия, Персия; | 1 | |
Приводит 2 примера справедливости законов Хаммурапи указывая что в соответствии с законами Хаммурапи сооружались каналы и дамбы; что законы требовали ответственности к труду, охраняли дисциплину и спокойствие; | ||
Приводит 2 примера несправедливости законов Хаммурапи указывая что законы что законы защищали интересы имущих и были жестокими; | ||
делает вывод,что Хаммурапи превратил Вавилон в могущественную империю; | ||
Характеризует систему хозяйства древних империи на Ближнем и Среднем Востоке | Характеризует систему хозяйства Ассирии объясняя, что более интенсивно развивалось скотоводство, чем земледелие, указывает торговые отношения; | |
Характеризует систему хозяйства Персидской империи объясняя что земледелие важная отрасль хозяйства, указывает торговые отношения; | ||
Характеризует систему хозяйства Вавилона объясняя что земледелие важная отрасль хозяйства, указывает торговые отношения; | ||
Доказывает превосходства империй на Ближнем и Среднем Востоке. | Опираясь на рисунок колесницы, описывает достижения военного искусства в Восточных государствах, перечисляет завоеванные территории; | |
Опираясь на рисунок монеты, описывает развитие международной торговли; | ||
Опираясь на рисунок, приводит примеры достижения в архитектуре и искусстве; | ||
Всего баллов | 15 |
Задания
1. По легенде бог Брахма создал из частей своего тела варны – социальные группы людей:
а.Напишите название социальной системы в Индии: б.Перечислите права и обязанностигрупп входящих в нее:
Группа | Брахманы | Кшатрии | Вайшьи | Шудры |
Обязанности | ||||
Права |
2. Каким образом религия влияла на развитие древнего общества. Заполните таблицу:
Законы Ману | Кастовое деление | Нирвана |
3. Используя свои знания и рисунки определите,направления развития наук в Древней Индии.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | ||
Объясняет понятие «кастовая система» | определяет «кастовую систему» в древней Индии; | 1 |
перечисляет их права и обязанности брахман; | 1 | |
перечисляет их права и обязанности Кшатрии; | ||
перечисляет их права и обязанности Вайшьи; | ||
перечисляет их права и обязанностиШудры; | ||
Определяет влияние религии на развитие древнего общества | знает краткое содержание эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна; | |
знает законы Ману; | ||
знает понятие Нирвана; | ||
Определяет векторы развития наук в древней Индии | приводит доказательства развития математики; | |
приводит доказательства развития медицины; | ||
приводит доказательства развития астрономии. | ||
Всего баллов | 15 |
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Древний Китай» | |
Тема | Чему учили мыслители Древнего Китая Что может рассказать нам о Древнем Китае терракотовая армия Как древние китайцы применяли научные знания |
Цели обучения | 5.3.1.1 характеризовать особенности политического устройства древних государств 5.2.4.2 описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук |
Критерий оценивания | Обучающийся · Называет особенности политического устройства Древнего Китая · Доказывает влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка |
Время выполнения | 20минут |
Задания
1. Используя рисунки,ответьте на вопросы:
3. |
1. |
2. |
1.Что связывает эти рисунки?
2.Кто изображен на рисунке ?
3.В чем заслуга этой личности, приведите не менее 2-х примеров.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.Как повлияли данные открытия на развитие Китая?
Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания | № задание | Дескриптор | Баллы |
Обучающийся | |||
Называет особенности политического устройства Древнего Китая | Перечисляет особенности политического развития Древнего Китая; | ||
Называет, кто изображен на рисунке; | |||
Приводит не менее 2х примеров заслуги ЦиньШихуан-ди для Китая; | |||
Доказывает влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук | Выделяет изменения, связанные с появлением пороха; | ||
Выделяет изменения, связанные с появлением бумаги в Древнем Китае; | |||
Указывает изменения, связанные с изобретением компаса; | |||
Описывает изменения, связанные с появлением первого сейсмографа; | |||
Делает вывод по теме. | |||
Итого: | 15 |
Задания.
1. Заполните таблицу, сравнивая особенности политического устройства древних государств:
Афины | Спарта | |
1.Территория расселения | ||
2.Жители | ||
3.Занятия | ||
4.Система управления | ||
5.Вывод |
2. Напишите ответ на вопрос: почему в Афинах появилась демократия? Используйте свои знания и предложенные рисунки.
Реформы Клисфена |
Реформы Солона |
Выступление Перикла на Народном собрании |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Перечислите не менее 3х причин возникновения войны между городами-государствамиПочему часто возникали войны между городами-государствами?
1.____________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________
Критерии оценивания | № задание | Дескриптор | Балл |
Определяет особенности политического устройства | называет территорию расселения Афин; | ||
называет территорию расселения Спарты; | |||
перечисляет состав населения Афин; | |||
перечисляет населения Спарты; | |||
описывает основные занятия граждан Афины; | |||
описывает основные занятия населения Спарты; | |||
называет систему управления в Афинах; | |||
называет систему управления в Спарте; | |||
делает выводы по теме; | |||
Доказывает возникновение демократии в Афинском государстве | объясняет значение реформ Солона для Афинской демократии; | ||
объясняет деятельность Народных собраний; | |||
обосновывает демократические преобразования Клисфена; | |||
Доказывает, каким образом завоевательные войны и возникновение империй меняли границы государств | называет причину: стремление к расширению сферы экономического влияния, а также указывает борьбу за морские торговые пути; | ||
выделяетпричину: борьба между олигархией и демократией; | |||
выделяетпричину: стремление Афин и Спарты к господству в Греции. | |||
Итого: |
За раздел «Древняя Греция»
ФИО обучающегося________________________________________________
Критерий оценивания | Уровень учебных достижений | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Определяет особенности политического устройства | H2 6UeHkcexkfWIZy53vUyUWkqHHfGFFgf70trqaz85A2WXHPBnV7wpt9rq+D4Xx+nj1Zjbm/l5DSLa Of7D8KfP6pCzU+knqoPoDWj1mDDKgdYaBBP6Qa1AlLxZ6gRknsnLH/JfAAAA//8DAFBLAQItABQA BgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1s UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxz UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhANe7zxgjAgAAPgQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2Mu eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAGl0ZLDfAAAACwEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAfQQAAGRycy9kb3du cmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAACJBQAAAAA= "/>Затрудняется в определений особенностей политического устройстваАфин и Спарты | Допускает ошибки вопределенийособенностей политического устройства Афин и Спарты | Верно определяет особенности политического устройства Афин и Спарты |
Доказывает возникновение демократии в Афинском государстве . | Затрудняется в доказательстве возникновений демократии в Афинском государстве | Допускает ошибки в доказательстве возникновения демократии в Афинском государстве | Вернодоказывает возникновение демократии в Афинском государстве |
Доказывает, каким образом завоевательные войны и возникновение империй меняли границы государств | T jw4jn2Mj6xHPHO56mSj1KB12xB9aHOxLa6uv/eQMlF1ywJ9d8abcaqvj+1wcp49XY25v5uc1iGjn eIHhrz5Xh5w7lX6iOojegFbLhFE2lOYNTOgHtQJRsqL1EmSeyf8b8l8AAAD//wMAUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQ SwECLQAUAAYACAAAACEAsNv6LSICAAA+BAAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAE/CRVt8AAAALAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAAB8BAAAZHJzL2Rvd25y ZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAIgFAAAAAA== "/>Затрудняется в раскрытии причин возникновения войн между городами-государствами | Допускает ошибки в в раскрытии причин возникновения войн между городами-государствами | Верно раскрывает причины возникновения войн между городами-государствами |
Суммативное оценивание за раздел «Культура Древней Греции» | |
Тема | Как философы Древней Греции представляли идеальное общество Как в искусстве Древней Греции отражены мифы Чему учили в гимназиях, лицеях и в академиях Древней Греции |
Цели обучения | 5.2.3.1 давать простое объяснение взглядов философов древности 5.2.2.3 описывать искусство Древнего мира 5.2.4.1 описывать роль письменности в развитии древнего общества |
Критерий оценивания | Обучающийся · Объясняетвзгляды философов древности
|
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка |
Время выполнения | 20минут |
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Расцвет Римской империи» | |||
Тема | Как Рим стал самой могущественной империей древност Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме | ||
Цели обучения | 5.3.1.1 характеризовать особенности политического устройства древних государств 5.3.2.2 объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств 5.1.2.1 описывать социальную организацию древнего общества 5.1.2.2 определять особенности рабства в Древнем мире | ||
Критерий оценивания | Обучающийся · Доказывает особенности республиканского строя в Древнем Риме · Указывает причины побед римской армии · Сравнивает сходства и различия социальных слоев в древнем обществе · Интерпретирует особенности рабства в древнем мире | ||
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание Применение Оценка | ||
Время выполнения | 20минут | ||
Задания
1.Используя рисунки и схему, докажите, что государственное устройство Рима можно считать республикой.
1 2
1___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всемирная история
Класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведения суммативного оценивания по предмету «Всемирная история» для обучающихся в 5 классах.
Методические рекомендации подготовлены на основе Учебной программы для 5-9 классов уровня основного среднего образования в рамках обновления содержания среднего образования. Суммативное оценивание в 5 классе проводится во всех четвертях. Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, учащихся, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытомдоступе на официальных интернет-сайтах.
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ. 4
Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов» 5
Суммативное оценивание за раздел «Цивилизации речных долин». 9
Суммативное оценивание за раздел «История Древнего Египта». 12
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ. 16
Суммативное оценивание за раздел «Колесницы и империи». 17
Суммативное оценивание за раздел«Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма». 21
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ. 24
Суммативное оценивание за раздел «Древний Китай». 25
Суммативное оценивание за раздел «Древняя Греция». 28
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ. 34
Суммативное оценивание за раздел «Расцвет Римской империи». 35
Суммативное оценивание за раздел «Рим на рубеже эпох». 39
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов»
Тема | Как появился первый человек? Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством |
Цели обучения | 5.1.1.2 Объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо,род, община, племя и их сходства и различия; 5.2.1.2 Знать древние религиозные верования: тотемизм, анимизм,фетишизм, магия; 5.4.1.1 Описывать виды хозяйственной деятельности (собирательство,охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля). |
Критерий оценивания | Обучающийся · Определяет сходства и различия первичных форм объединения людей; · Определяетдревние религиозные верования; · Характеризуетвиды занятий и хозяйственной деятельности |
Уровень мыслительных навыков | Знание и gонимание Применение Навыки высокого порядка |
Время выполнения | 20 минут |
Задания
1.
Племя Различие |
Община Различие |
сходство |
Род Различие |
Стадо Различие |
сходство |
2. По предложенным рисункам, определите древние религиозные верования:
1 2
3 4
Виды хозяйственной деятельности | Характеристика |
Собирательство и охота | |
Рыболовство | |
Земледелие | |
Скотоводство | |
Освоение металлов |