Закрепление произнесения звука ч в прямых и обратных слогах

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Образец: В пе-чке чугунный котёл. Котёночек пьёт моло-чко.

Олечку вылечил врач. Леночка играет с мячом. Девочка выучила урок. Мальчики бегут на речку. У мальчика коричневые башмачки. Жучка зарычала в будочке. Телёнок пьёт водичку. Грач нашёл червячка. Мальчик купил в булочной калач и печенье. Дети ловят жучков, бабочек и кузнечиков.

Упражнение. Произносить (читать) текст.

Бычок в клевере

Идёт по клеверу бычок.

Его бочок, как кабачок,

Как барабан, его живот.

Он клевер целый день жуёт. И вдруг

Несётся во весь дух

К бычку рассерженный пастух.

Бочком из клевера бычок,

Бочком бычок — И наутёк!

(Я. Райнис.)

Почка

Зимой на дереве нет ни листочка. А приглядеться — на веточке почки. Ничем не примечательны почки. Чуть видны. Очень внимательно надо глядеть, чтобы их увидеть. Весной почку не узнать. Любая ветка до кончика усеяна крупными почками. Самое чудесное, когда почка раскрывается. Как будто была на замочке. Глядь — уже лопнула и выпустила листочки.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Новый голосок

Три яичка лежали в гнезде чайки. Одно яичко шевелилось, словно хотело выскочить из гнезда. Это яичко стало хрустеть, и на одном кончике появилась дырочка. В дырочку, как в форточку, выглянул птичий нос. Незнакомый мир ворвался в яичко, где был птенчик. И чайчонок оробел. Но солнечные лучи были ласковы, а ветер чуть качал травку. Чайчонок упёрся, и яичко распалось. Очень напугался чайчонок и закричал: «Мама!»

Так в мире одной чайкой стало больше. Зазвучал новый голосок. Был он робок и тих. Но он звучал, и мать-чайка его слышала. Чайчонок встал и шагнул. Крылья матери-чайки накрыли его, как руки.

(По Н. Сладкову.)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч—С И Ч—С

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

ча — са чу — су чо — со чи — сы че — се
ча — ся чу — сю чо — сё чи — си се — че
са — ча су — чу со — чо сы — чи  
ся — ча сю — чу те — чо си — чи  
ач — ась оч — ось уч — усь яч — ясь  
юч — юсь ич — ись еч — есь ясь — яч  
юсь — юч ись — ич есь — еч    

Упражнение. Произносить (читать) слова.

Ча—са, ча—ся

чайка — сайка качал — писал причал — присядь чашка — Сашка стучал — кусал овчарня — псарня кричал — плясал

Чо—со, чё—сё (со)

бачок — басок курчонок — гусёнок печёнка — сосёнка пучок — кусок чёрный — сорный копчёный — поросёнок

Чу—су

вылечу — вынесу хочу — несу чудак — судак точу — косу лачуга — посуда

Чи—си, че—се

перчик — персик обучил — укусил чей — посей

личинка — осинка волчица — лисица качели — сели

точил — косил очень — осень кочерга — серьга

Ач—ас, оч—ось (ос)

плач — квас собачка — колбаска кочки — доски

качка — каска ночка — Моська ночка — носки

Юч — юсь, яч — ясь, ич — ис, еч — ее

колюч — колюсь горяч — борясь печка — леска

линюч — ленюсь косички — сосиски речник — лесник

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ч и с.

Учусь, верчусь, мучаюсь, качусь, лечусь, сычи, час, часто, часть, сачок, свеча, сучок, смельчак, причёска, скач-ки, вскачь, собачка, кусачки, сочный, сорочка, кусочки, спячка, спрячь, спичка, косичка, лисичка, свечка, словечко, саночки, сумочка, семечки, Сонечка, сибирячка, скамеечка.

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

закрепление произнесения звука ч в прямых и обратных слогах - student2.ru

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Ручка в сумочке, У девочки часики. У Сонечки косички. У мальчика сорочка и носочки. Это не бечёвка, а тесёмка. Соня очень любит осень. Пойдём на качели-карусели. Началась качка, закачалась мачта. Есть у Алёнки две косички — торчат, как ушки у лисички. Вот какие чудеса! Вася хнычет два часа. Волк ночью, думая попасть в овчарню, попал на псарню. Ходит мальчик невесёлый, — искусали злые пчёлы. Напал на нас мороз трескучий, кусачий-прекусачий, колючий-преколючий. Зайчишка-трусишка спрятался у пенёчка. Кукушка в новом чине уселась важно на осине.

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадка

В чисто убранной светличке

Дремлют сёстры-невелички.

Эти сестры весь денёк

Добывают огонёк. (Коробок спичек.)

Кулики

Кто там бродит у реки?

Это наши кулички.

А чего они хотят?

Накормить своих ребят.

Где ребята?

На песочке.

Сколько их?

Сынок и дочка.

У сынка на горлышке

Все промокли перышки,

Оттого что, не спросясь,

Сунул клювик прямо в грязь.

Ну, а дочка?

Ну, а дочка

Ходит только по песочку.

Дочка длинноносенькая,

Дочка длиннохвостенькая.

Ходит дочка не спеша.

Очень дочка хороша.

(Н. Дилакторская.)

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Лодочки

Из ореховых скорлупок

Вышло десять лёгких шлюпок...

Спичка с красным лоскутком —

Мачта посерёдочке.

И поплыли ручейком

Лодочки-лебёдочки.

Ручейки звенят-поют.

То и знай встречаются.

Наши лодочки плывут,

На волнах качаются.

(Е. Благинина.)

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Часы спешат

Разбудила мама Соню.

— Вставай, доченька, собирайся в школу.

Пока Соня собиралась, мама вскипятила чайник. Поставила на стол чашки, вазочку с печеньем, нарезала калач. Налила в чашки горячий чай.

Садись, дочка, пей чай. Соня пьёт чай. Мама тоже пьёт. Мама смотрит на часы и говорит:

Соня, кончай пить чай. Пора идти.

Мама, часы спешат.

Нет, часы не спешат. Это ты пьёшь чай медленно.

Наши рекомендации