Тема 7. принципы землеустройства
Землеустроительные мероприятия, проводимые с целью обеспечения рационального использования земли, сами должны быть рациональны и эффективны. Они должны подчиняться единым требованиям и иметь в своей основе незыблемые положения, правила, обеспечивающие целенаправленность проведения землеустройства. То есть землеустройство должно базироваться на определенной принципиальной основе.
Принципы землеустройства, так же как и его содержание, имеют исторические корни и формируются исходя из социально-экономических и природных условий. Их необходимо не только знать. Они являются частью профессиональной подготовки специалиста, поскольку ими должны быть пронизаны любые землеустроительные решения.
В чем же состоит принципиальная основа землеустройства? Во-первых, любое землеустроительное мероприятие должно быть законным, так как землеустройство является государственным механизмом укрепления земельного строя. Следовательно, установленные при землеустройстве границы землевладения, землепользования и земельных участков должны соответствовать решениям государственных органов по распоряжению землей.
Землеустроительные действия должны гарантировать субъектам земельных отношений их права на владение и пользование землей в тех объемах, которые установлены законодательством. Проложенные на местности границы земельных участков должны быть четкими и точными и обеспечивать необходимый порядок в использовании земли.
При землеустройстве следует создавать условия для рационального использования и охраны всех полезных свойств земли. В задачу землеустройства входит обоснование целевого назначения, режимов использования земельных участков, размещение сельскохозяйственных, промышленных, транспортных и других землепользовании. Этот процесс, связанный с перераспределением земель, нельзя прекратить, поскольку он обусловлен необходимостью социально-экономического развития общества. Поэтому важно, чтобы любое землеустроительное мероприятие осуществлялось без ущерба для состояния земли в процессе ее использования, чтобы земля могла функционировать неограниченное время.
Таким образом, второй принцип землеустройства заключается в том, чтобы в процессе организации рационального использования земли, перераспределения ее по категориям, отраслям, видам и формам собственности обеспечить приоритет экологических требований.
Систему мер по соблюдению приоритета экологических требований можно рассматривать в двух аспектах: локальном, связанном с производственной деятельностью конкретного предприятия, и общетерриториальном, зависящем от условий организации территории в целом.
Рассматривая вопрос в локальном отношении, следует признать, что всякое использование земли (за редким исключением) способно привести к нарушению экологических норм. Эти нарушения могут выражаться в изменении природного ландшафта, потере почвенного плодородия, растительного покрова, эрозии почв, изменении водного режима и т. п. Поскольку эти нарушения связаны с деятельностью предприятия, землеустройство не может оказать здесь радикального воздействия. Задачи землеустройства могут быть сведены к установлению соответствующих режимов землепользования, уменьшающих негативное воздействие на окружающую среду. (Исключения составляют сельскохозяйственные предприятия, где проводится внутрихозяйственное землеустройство, обеспечивающее комплекс почвозащитных и природоохранных мероприятий.)
В общетерриториальном аспекте система землеустройства способна оказать принципиальное влияние на соблюдение приоритета экологических требований, регулируя размещение по территории отраслей и предприятий. Такое регулирование тесно связано с соблюдением третьего принципа землеустройства: сочетание интересов общества в целом с интересами отдельных землевладельцев и землепользователей при соблюдении приоритета сельского хозяйства.
Этот принцип вытекает из положений российского законодательства, что земля является основой жизни и деятельности народов, живущих на ней. Следовательно, все потребности народного хозяйства должны быть обеспечены на основе сочетания интересов общества в целом с интересами отдельных граждан, коллективов, землевладельцев и землепользователей. Поэтому землеустройство мы рассматриваем как государственное (межведомственное) мероприятие, проводимое в интересах различных отраслей и предприятий.
Вместе с тем соблюдение приоритета сельского хозяйства необходимо в силу того значения, которое земля имеет в этой отрасли. Земля здесь главное средство производства, она незаменима в обозримый период, развитие 35 сельского хозяйства связано с большим пространствами обрабатываемых земель, обладающих почвенным плодородием. Ведение сельского хозяйства тесно связано с агроклиматическими условиями местности: теплообеспеченностью, рельефом, влагообеспеченностью, климатом и др. Наконец, ведение сельского хозяйства зависит от трудовых навыков населения. Все эти условия формируют высокую народнохозяйственную ценность сельскохозяйственных земель и их практическую невосполнимость при утрате.
Тем не менее в практике организации использования земель постоянно возникают противоречия между отраслями и предприятиями. Чаще всего это связано с размещением промышленных, транспортных или других несельскохозяйственных предприятий на сельскохозяйственных угодьях. По закону это допускается лишь в исключительных случаях, но на практике приходится делать достаточно часто. В каждом отдельном случае решается вопрос, какой вариант отвода земельного участка в наибольшей степени отражает интересы общества в целом.
Принцип приоритета сельского хозяйства в области владения и пользования землей последовательно регулируется земельным законодательством. Это выражается в преимущественном праве сельскохозяйственного освоения всех пригодных земель, недопустимости использования продуктивных угодий для несельскохозяйственных целей, обязательной компенсации стоимости изъятых из отрасли сельскохозяйственных угодий, обязательных требований снятия плодородного слоя с изымаемых для несельскохозяйственных целей угодий и нанесении его на малопродуктивные земельные участки. Кроме того, при временных отводах продуктивных угодий под строительство, добычу полезных ископаемых и другие цели предприятия обязаны проводить рекультивацию земель, то есть восстанавливать впоследствии продуктивность угодий и их хозяйственную ценность.
Поэтому принцип соблюдения приоритета сельского хозяйства совместим с необходимостью соблюдения следующих экологических требований: 1. Изыскание ресурсов нового сельскохозяйственного освоения земель и увеличение площади продуктивных угодий; 2. Выделение минимальной площади отвода земли для несельскохозяйственных целей (при условии нормального развития предприятия); 3. Полный и взвешенный учет как положительных, так и отрицательных последствий отвода земельного участка, его влияние на экологическое состояние территории и охраны земель.
Принцип сочетания межотраслевых интересов трудно реализовать, не имея общей перспективы экономического и социального развития. Необходимость разработки долгосрочных прогнозов и программ размещения производительных сил и использования земельных ресурсов является важнейшим направлением государственной политики развитых государств. Большое внимание этим вопросам уделяет законодательство России. Поэтому землеустроительные мероприятия должны быть согласованы с перспективами экономического и социального развития регионов, отраслей и отдельных хозяйств.
В этом выражается принципиальная позиция землеустройства. Она заключается в том, что конкретные землеустроительные мероприятия должны быть не просто согласованы с общими программами и схемами организации территории, но и обеспечить территориальные условия для перспективного развития каждого предприятия по разработанной для него программе. Поэтому показатели развития на перспективу закладываются в основу любого землеустроительного мероприятия.
Одна из важнейших задач землеустройства — создание условий для организации и развития производства, повышение его эффективности, достижения значимых социально-экономических результатов. Это возможно только в тех случаях, если посредством землеустройства выполняются три требования. Во-первых, формируется многоукладная система хозяйствования, позволяющая использовать преимущества высокоэффективных технологий и способов организации производства; во-вторых, формируются землепользования рациональных размеров; в-третьих, обеспечивается полное рациональное и эффективное использование каждого землепользования. Поэтому создание условий для организации и развития производства — это не только задача, но и принцип землеустройства.
Вышесказанное относится, прежде всего, к сельскохозяйственным предприятиям, но применимо и другим отраслям. В связи с проведением земельной реформы решается задача реорганизации хозяйственной структуры АПК, внедрения новых форм сельскохозяйственных предприятий: акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, коллективных и крестьянских хозяйств. Необходимо обеспечить оптимальное соотношение общественных, мелкотоварных крестьянских и подсобных хозяйств в каждом регионе. Территориальные предпосылки для этого создаются посредством землеустройства.
При землеустройстве реорганизуются землепользования действующих и формируются землепользования новых хозяйств. Исходя из экономической целесообразности определяются их местоположение, площади, состав угодий, конфигурация и положение границ. Эти и другие параметры землепользовании проектируются с учетом специализации, объемов производства, материальной обеспеченности и трудовых ресурсов каждого хозяйства. Тем самым создаются территориальные условия для эффективного развития предприятия на основе прогрессивных технологий и методов ведения хозяйства.
Различные формы собственности на землю требуют особых методов регулирования устойчивости землепользования, под которой понимается длительность владения и пользования земельным участком в неизменных границах. Как правило, землепользование сельскохозяйственного предприятия не однородно. Основу его могут составлять участки земли, находящиеся в частной собственности или во владении, а определенную часть — бессрочное, срочное пользование или аренда «чужих» земель. Неоднородность землепользования вовсе не должна означать его нестабильность. Поэтому принципиальная задача землеустройства состоит не только в формировании рационального землепользования для каждого предприятия, но и в сохранении его устойчивости.
Вместе с тем с течением времени в землепользованиях могут возникать недостатки и неудобства, снижающие его эффективность. Эти недостатки должны устраняться посредством нового землеустройства. Процесс устранения недостатков определяется как совершенствование землепользования.
Рассматривая принципиальную основу землеустройства, мы неоднократно отмечали, что приемы и методы организации территории органически увязываются с местными условиями. Это не случайно, ибо каждое землеустроительное мероприятие проводится на территории с уникальным и неповторимым сочетанием природных и экономических условий.
Для получения информации по природным и экономическим условиям проводятся обследовательские и изыскательные работы: топографо- геодезические, почвенные, геоботанические, мелиоративные, водохозяйственные и другие съемки и изыскания. Особое место среди них занимают землеустроительные обследования территории.
Подводя итог, можно сформулировать следующие принципы землеустройства: • соблюдение требований земельного законодательства, реализация законных прав субъектов земельных отношений; • рациональное использование земли при соблюдении приоритета экологических требований; • сочетание общегосударственных интересов с интересами отраслей, предприятий и отдельных землепользователей при соблюдении приоритета сельского хозяйства; • согласование землеустроительных мероприятий с перспективами экологического и социального развития регионов, отраслей и отдельных хозяйств; • создание организационно-территориальных предпосылок для развития и повышения эффективности производства; • учет природных и экономических условий. Принципы землеустройства реализуются во всех его видах и формах.
Вопросы для самоконтроля
1. Содержание понятия – принципы землеустройства.
2. Содержание принципа строгого соблюдение требований земельного законодательства, укрепления устойчивости и постоянного совершенствования землевладения и землепользования.
3. Содержание принципа рационального использования земли для производственных и социальных целей при соблюдении приоритета экологических требований.
4. Содержание принципа сочетания интересов общества в целом, отдельных отраслей, землевладельцев и землепользователей при соблюдении приоритета сельского хозяйства.
5. Содержание принципа согласования всех организационно — территориальных решений с перспективами развития хозяйства, использования и охраны земли.
6. Содержание принципа создания организационно – территориальных предпосылок для повышения эффективности производства.
7. Содержание принципа учёта природных и экономических условий.