Сортиментация модельных деревьев
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Рег. №
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
__________________ П.Б. Акмаров
«_____»_____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Таксация леса
Направление подготовки «Лесное дело»
Профиль подготовки Лесное хозяйство
Квалификация выпускника– бакалавр
Форма обучения – очная, заочная
Ижевск 2015
При разработке рабочей программы дисциплины «Таксация леса» в основу положены:
1) ФГОС ВО по направлению подготовки 35.03.01 «Лесное дело» (уровень бакалавриата) утвержденный приказом МОН РФ № 1082 от «01» октября 2015 г.
2) Учебный план направления «Лесное дело», одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА протокол № ___ от «___» ___________20__г.
Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры Лесоустройства и экологии протокол № ____ от «___» ___________ 2015 г.
Заведующий кафедрой ____________________________ Петров А.А.
Рабочая программа учебной дисциплины «Таксация леса» одобрена методической
комиссией лесохозяйственного факультета протокол № ___от «____» _________2015 г.
Председатель методической
комиссии факультета _____________________________ Итешина Н.М.
Разработчик:
доцент | _____________________ | Поздеев Д.А. |
Ó Поздеев Д.А., 2015
Ó ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи освоения дисциплины | ||
Место дисциплины в структуре ООП | ||
Компетенции обучающегося формируемые в результате освоения дисциплины | ||
Структура и содержание дисциплины | ||
Образовательные технологии. | ||
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | ||
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | ||
Материально-техническое обеспечение дисциплины | ||
Фонд оценочных средств |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ТАКСАЦИЯ ЛЕСА»
Целью освоения дисциплины «Таксация леса» является способствование формированию профессиональных навыков будущих бакалавров. С помощью таксации решаются задачи по формированию информационной базы на лесную продукцию, она оценивает состояние и динамику лесных ресурсов, даёт разностороннюю оценку лесным и лесопарковым ландшафтам.
Задачи дисциплины:
Изучение дисциплины основывается на использовании математических методов: стереометрии, теории вероятностей и математической статистики. Таксация служит технической и методической базой для решения научных и практических задач других дисциплин: лесоводства, лесных культур, лесозащиты, лесоустройства, лесоуправления.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть основными требованиями, характеризующими профессиональную деятельность бакалавров.
1.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает планирование и осуществление охраны, защиты и воспроизводства лесов, их использования, мониторинга состояния, инвентаризации и кадастрового учета в природных, техногенных и урбанизированных ландшафтах, управление лесами для обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, государственный лесной контроль и надзор.
1.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:
лесные и урбо-экосистемы различного уровня и их компоненты: растительный и животный мир, почвы, поверхностные и подземные воды, воздушные массы тропосферы;
природно-техногенные лесохозяйственные системы, включающие сооружения и мероприятия, повышающие полезность природных объектов и компонентов природы: лесные и декоративные питомники, лесные плантации, искусственные лесные насаждения, лесопарки, гидромелиоративные системы, системы рекультивации земель, природоохранные комплексы и другие;
лесные особо-охраняемые природные территории и другие леса высокой природоохранной ценности, имеющие исключительные или особо важные экологические свойства, экосистемные функции и социальную роль;
участники лесных отношений, обеспечивающие планирование освоения лесов, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов;
системы и методы планирования освоения лесов, технологические системы, средства и методы государственной инвентаризации лесов, мониторинга их состояния, включающие методы, способы и средства сбора, обработки и анализа количественных и качественных характеристик состояния лесов;
системы и методы государственного лесного контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов.
1.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
научно-исследовательская;
производственно-технологическая.
1.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом профессиональной деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
научно-исследовательская деятельность:
участие в исследовании лесных и урбоэкосистем и их компонентов;
участие в анализе состояния и динамики показателей качества объектов деятельности отдельных организаций и учреждений лесного и лесопаркового хозяйства с использованием необходимых методов и средств исследований;
систематизация результатов анализа состояния и показателей качества объектов научно-исследовательской деятельности;
изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
участие в создании теоретических моделей, позволяющих прогнозировать процессы и явления в лесном и лесопарковом хозяйстве;
участие в разработке планов, программ и методик проведения исследований.
производственно-технологическая деятельность:
участие в разработке и реализации мероприятий на объектах профессиональной деятельности лесного и лесопаркового хозяйства для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах в зависимости от целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций;
сохранение биологического разнообразия лесных и урбо-экосистем, повышение их потенциала с учетом глобального экологического значения и иных природных свойств;
осуществление контроля за соблюдением технологической дисциплины и правильной эксплуатацией технологического оборудования, сооружений инфраструктуры, поддерживающей оптимальный режим роста и развития растительности на объектах лесного и лесопаркового хозяйства;
эффективное использование материалов, оборудования, информационных баз, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологических процессов в лесном и лесопарковом хозяйстве.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
«Таксация леса»
Дисциплина «Таксация леса» Б1.Б.19 включена в базовую часть.
Организация изучения дисциплины предусматривает чтение лекций, лабораторный практикум и самостоятельную работу студентов по темам дисциплины.
Содержательно-логические связи дисциплины отражены в таблице 2.1
2.1 Содержательно-логические связи дисциплины Таксация леса
Код дисциплины | Содержательно-логические связи | |
коды и название учебных дисциплин практик | ||
на которые опирается содержание данной учебной дисциплины | для которых содержание данной учебной дисциплины выступает опорой | |
Б1. Б.19 | Б1.Б.10 Высшая математика Б1.Б.16 Дендрология Б1.Б.15 Ботаника Б1.В.ОД.4 Геодезия | Б1.Б.20 Лесоводство Б1.Б.21 Лесные культуры Б1.В.ОД.8 Недревесная продукция леса Б1.В.ОД.13 Лесоустройство Б1.В.ОД.15 ГИС в лесном деле Б1.В.ОД.14 Аэрокосмические методы в лесном деле Б.1.В.ДВ.6.1 Мониторинг лесных экосистем |
Дисциплины, обеспечивающие изучение таксации леса:
-высшая математика (разделы: основные алгебраические структуры, элементы теории функций и функционального анализа, теория вероятностей, корреляционный, регрессионный и многомерный анализы, моделирование процессов и явлений);
-геодезия (разделы: методы измерения на земной поверхности, виды геодезических съемок, приборы и оборудование для измерений земной поверхности, методы составления карт);
- ботаника (разделы: морфология и систематика растений);
-почвоведение (разделы: формы рельефа, понятие о почве и процессах почвообразования, морфология и типы почв);
лесоведение (разделы: лес как природное явление, морфология леса, экология леса, возобновление леса, типология леса).
Дисциплины, изучение которых обеспечивается дисциплиной «Таксация леса» (обеспечиваемые):
-лесоустройство (разделы: спелость леса, оборот и возраст рубки, разделение леса и его инвентаризация, лесоустроительное проектирование);
-аэрокосмические методы в лесном деле (разделы: дешифрирование аэро- и космических снимков, морфология полога древостоев, дешифровочные признаки и методология лесного дешифрирования аэрофотоснимков);
-лесоводства (разделы: организационно-технические параметры рубок ухода и рубок спелых и перестойных насаждений);
До начала изучения дисциплины «Таксация леса» студент должен:
-знатьсодержание указанных ниже разделов обеспечивающих дисциплин;
-уметьпроводить математико-статистическую обработку результатов измерений и наблюдений, геодезическую съемку земной поверхности, оценку видового разнообразия древесно-кустарниковой и травянистой растительности, полевые исследования лесных почв, давать лесотипологическую характеристику лесных насаждений, определять состав, структуру лесных насаждений, использовать компьютерные программные продукты;
-владетьосновными математико-статистическими методами анализа эксперимента, методами и приборами съемки земной поверхности, способами определения видового разнообразия лесных фитоценозов и оценки физико-химических свойств почв, методами и средствами получения, хранения и обработки информации;
-иметь представлениеоб областях и объектах профессиональной деятельности бакалавров лесного дела.
После окончания изучения дисциплины «Таксация леса» студент должен:
-знатьтаксационные показатели деревьев, древостоев, насаждений и способы их определения, основные законы и закономерности роста и строения древостоев, содержание ГОСТ, ОСТ, других нормативов, регламентирующих таксацию леса, средства и методы планирования освоения лесов, государственной инвентаризации лесов, сбора, обработки и анализа количественных и качественных характеристик состояния лесов и городских насаждений;
-уметьнаходить оптимальные решения проблем и конкретных задач в области учета и оценки лесных ресурсов и городских насаждений, применять полученные лесотаксационные знания в практической деятельности;
-владетьметодами таксации отдельных деревьев, древостоев, насаждений, городских посадок, лесного и лесосечного фондов и заготовленной лесной продукции, методами исследований строения, роста и товарной структуры древостоев, лесотаксационными приборами и инструментами;
-иметь представлениео лесоустройстве и инвентаризации лесов.
3 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ТАКСАЦИЯ ЛЕСА»
(перечень планируемых результатов обучения по дисциплине)
В процессе освоения дисциплины студент осваивает и развивает следующие компетенции:
- Способностью владеть методами таксации, мониторинга состояния и инвентаризации в лесах (ОПК-8);
- Выполнять в полевых условиях измерения деревьев и кустарников с использованием лесотаксационных приборов и инструментов, определять и оценивать количественные и качественные характеристики лесов (ОПК-9);
- Способностью принимать участие в проектно-изыскательской деятельности в связи с разработкой мероприятий, обеспечивающих достижение хозяйственно-целесообразных лесоводственных и экономических результатов в лесном и лесопарковом хозяйстве (ПК-1);
- Способностью обосновывать принятие конкретных технических решений при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства (ПК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– теорию и практику таксации лесных объектов;
– методы таксации различных объектов растущего леса и лесоматериалов с учетом
действующих наставлений, инструкций, требований ГОСТ и других нормативных
материалов;
– методы инвентаризации лесного фонда, измерительно–перечислительную,
глазомерно–измерительную таксацию насаждений, дистанционные методы учета лесов;
– методы инвентаризации лесосечного фонда, нормативы и наставление по отводу и
таксации лесосек;
– дендрометрические параметры, характеризующие отдельное дерево, совокупность
отдельных деревьев;
– древостой как элемент леса;
– глазомерные и инструментальные методы;
– таксация срубленных деревьев, лесосек и лесоматериалов;
– закономерности в строении древостоев;
– таксацию растущих деревьев и их совокупностей;
– сортиментную оценку леса на корню;
– ход роста насаждений;
– основы ландшафтной таксации и оценки зеленых насаждений в городской среде;
– роль и значение таксации лесных и садово–парковых насаждений;
Уметь: - находить оптимальные решения проблем и конкретных задач в области учета и оценки лесных ресурсов и городских насаждений, - применять полученные лесотаксационные знания в практической деятельности.
Владеть:
- методами таксации отдельных деревьев, древостоев, насаждений, городских посадок, лесного и лесосечного фондов и заготовленной лесной продукции, - методами исследований строения, роста и товарной структуры древостоев, - лесотаксационными приборами и инструментами.
3.1 Перечень общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций
Номер/индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
ОПК-8 | Способностью владеть методами таксации, мониторинга состояния и инвентаризации в лесах | Современные методы таксации и инвентаризации леса, способы и средства сбора, обработки и анализа количественных и качественных характеристик состояния лесов | Определять лесотаксационные и ландшафтные показатели насаждений | глазомерно-измерительными, перечислительными методами таксации |
ОПК-9 | Выполнять в полевых условиях измерения деревьев и кустарников с использованием лесотаксационных приборов и инструментов, определять и оценивать количественные и качественные характеристики лесов | Современные лесотаксационные инструменты и приборы | Пользоваться лесотаксационными приборами и инструментами. Проводить их поверку на точность | Методами проведения точных измерений с учётом различных видов ошибок |
ПК-1 | Способностью принимать участие в проектно-изыскательской деятельности в связи с разработкой мероприятий, обеспечивающих достижение хозяйственно-целесообразных лесоводственных и экономических результатов в лесном и лесопарковом хозяйстве | Методы математического моделирования используемые для актуализации данных таксации за давностью лесоустройства | Анализировать состояние и динамику показателей качества объектов деятельности (лесных насаждений и т. д.) | Методами таксации необходимыми для достижения оптимальных технологических и экономических результатов при государственной инвентаризации лесов |
ПК-4 | Способностью обосновывать принятие конкретных технических решений при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства | Показатели, характеризующие состояние лесного фонда. Способы расчёта средних таксационных показателей преобладающих пород | Анализировать таксационные показатели лесного фонда объекта, лесничества, лесопарка для выявления положительного или отрицательного тренда развития ситуации | Методами анализа таксационных показателей лесного фонда лесничества, лесопарка |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«ТАКСАЦИЯ ЛЕСА»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 ч.
Очное обучение
Семестр | Всего часов | Аудиторных | Самост. работа | Лекций | Лабораторных | Контроль |
Зачет | ||||||
Экзамен (27) | ||||||
всего |
Заочное обучение
Курс | Всего часов | Аудиторных | Самост. работа | Лекций | Лабораторных | Практических | Контроль |
- | |||||||
Экзамен (9) | |||||||
всего |
4.1 Структура дисциплины
Очное обучение
№ п/п | Семестр | Недели семестра | Раздел дисциплины, темы раздела | Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах) | Форма: -текущего контроля успеваемости, СРС (по неделям семестра); -промежуточной аттестации (по семестрам) КРС | |||||
всего | лекция | практические занятия | лаб. занятия | семинары | СРС | |||||
Раздел 1. таксация отдельных деревьев | - | - | ||||||||
1-3 | Таксация срубленных деревьев и их частей | - | - | |||||||
4-6 | Таксация растущих деревьев и их совокупностей | - | - | Экспресс-опрос на лекции | ||||||
7-9 | Таксация прироста древесного ствола | - | - | |||||||
Раздел 2. таксация насаждений | - | - | ||||||||
10-12 | Насаждение и его компоненты | - | - | |||||||
4-5 | 1-4 | Закономерности строения древостоев | - | - | Экспресс-опрос на лекции | |||||
5-7 | Методы таксации запаса древостоя | - | - | |||||||
8-10 | Сортиментация и товаризация леса | - | - | |||||||
11-12 | Таксация прироста запаса древостоя | - | - | |||||||
Раздел 3. Таксация лесных материалов | - | - | - | Экспресс-опрос на лекции | ||||||
13-14 | Таксация дров Определение объёмов пней, корней, коры | - | - | - | ||||||
15-16 | Таксация сучьев, древесной зелени, хвороста и хмыза | - | - | - | Экспресс-опрос на лекции | |||||
17-18 | Таксация обработанных лесомате-риалов | - | - | - | ||||||
Раздел 4. Инвентаризация лесного фонда | - | - | - | |||||||
Лесной фонд и его разделение по категориям земель | - | - | - | Экспресс-опрос на лекции | ||||||
Способы таксации лесов при их инвентаризации | - | - | - | |||||||
экзамен | - | - | ||||||||
Итого | - | - |
Заочное обучение
№ п/п | Курс | Раздел дисциплины, темы раздела | Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах) | Форма: -текущего контроля успеваемости, СРС (по неделям семестра); -промежуточной аттестации (по семестрам) КРС | |||||
всего | лекция | практические занятия | лаб. занятия | семинары | СРС | ||||
Раздел 1. таксация отдельных деревьев | - | - | |||||||
Таксация срубленных деревьев и их частей | - | - | |||||||
Таксация растущих деревьев и их совокупностей | - | - | - | ||||||
Таксация прироста древесного ствола | - | - | - | ||||||
Раздел 2. таксация насаждений | - | ||||||||
Насаждение и его компоненты | - | ||||||||
Закономерности строения древостоев | - | ||||||||
Методы таксации запаса древостоя | - | ||||||||
Сортиментация и товаризация леса | - | - | |||||||
Таксация прироста запаса древостоя | - | ||||||||
Раздел 3. Таксация лесных материалов | - | ||||||||
Таксация дров Определение объёмов пней, корней, коры | - | ||||||||
Таксация сучьев, древесной зелени, хвороста и хмыза | - | - | |||||||
Таксация обработанных лесомате-риалов | - | ||||||||
Раздел 4. Инвентаризация лесного фонда | - | ||||||||
Лесной фонд и его разделение по категориям земель | - | ||||||||
Способы таксации лесов при их инвентаризации | - | ||||||||
экзамен | - | ||||||||
Итого | - |
4.2 Матрица формируемых дисциплиной компетенций | |||||
Разделы и темы дисциплины | Кол-во часов | Компетенции | |||
общее количество компетенций | |||||
Раздел 1. Таксация отдельных деревьев | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-1 | ||
Таксация срубленных деревьев и их частей | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-1 | ||
Таксация растущих деревьев и их совокупностей | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-1 | ||
Таксация прироста древесного ствола | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-1 | ||
Раздел 2. Таксация насаждений | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-1 | ||
Насаждение и его компоненты | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-1 | ||
Закономерности строения древостоев | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-1 | ||
Методы таксации запаса древостоя | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-1 | ||
Сортиментация и товаризация леса | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-1 | ||
Таксация прироста запаса древостоя | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-1 | ||
Раздел 3. Таксация лесных материалов | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-1 | ||
Таксация дров. Определение объёмов пней, корней, коры) | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-1 | ||
Таксация сучьев, древесной зелени, хвороста и хмыза | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-1 | ||
Таксация обработанных лесоматериалов | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-1 | ||
Раздел 4. Инвентаризация лесного фонда | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-4 | ||
Лесной фонд и его разделение по категориям земель | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-4 | ||
Способы таксации лесов при инвентаризации | ОПК-8 | ОПК-9 | ПК-4 |
4.3 Содержание разделов дисциплины
№ | Название раздела | Содержание раздела в дидактических единицах |
Раздел 1. таксация отдельных деревьев | ||
Таксация срубленных деревьев и их частей | Таксация леса как наука. Способы таксации. Единицы учёта и измерений. Инструменты для измерения толщины и длины срубленных деревьев. Способы определения объёмов стволов срубленных деревьев | |
Таксация растущих деревьев и их совокупностей | Форма древесного ствола, зависимость её от природных факторов. Сбег древесного ствола и его виды. Видовые числа и коэффициенты ствола. Определение объёма ствола растущего дерева | |
Таксация прироста древесного ствола | Понятие о приросте , его значение и виды. Расчётные формулы. Закономерности в изменении среднего периодического и общего среднего прироста с возрастом. Способы определения процента текущего прироста | |
Раздел 2. таксация насаждений | ||
Насаждение и его компоненты | Понятие о насаждении и его компонентах. Характеристика элемента леса, древостоя яруса. Способы определения и значение таксационных показателей | |
Закономерности строения древостоев | Научные основы изучения строения древостоев. Положение среднего дерева. Ранг деревьев и редукционные числа. Законы постоянства строения чистых одновозрастных древостоев и единства строения смешанных и сложных древостоев. | |
Методы таксации запаса древостоя | Классификация методов определения запаса древостоев. перечислительные, глазомерно-измерительные способы таксации запаса. Определение запаса по модельным и учётным деревьям | |
Сортиментация и товаризация леса | Понятие, задачи, объекты и методы сортиментации леса. Товаризация запаса. Способы составления сортиментных и товарных таблиц | |
Таксация прироста запаса древостоя | Классификация прироста и изменения запаса древостоя. Способы определения запаса древостоя элемента леса | |
Раздел 3. Таксация лесных материалов | ||
Таксация дров. Определение объёмов пней, корней, коры | Способы определения объёмов дров. Коэффициенты полнодревесности. Особенности таксации пней, корней, коры. | |
Таксация сучьев, древесной зелени, хвороста и хмыза | Способы определения объёмов сучьев, древесной зелени, хвороста и хмыза | |
Таксация обработанных лесоматериалов | Классификация обработанных лесных материалов. Определение объёмов пиломатериалов | |
Раздел 4. Инвентаризация лесного фонда | ||
Лесной фонд и его разделение по категориям земель | Понятие о лесном фонде и его разделение по категориям земель. Деление лесного массива на кварталы. Опознавательные знаки в лесу | |
Способы таксации лесов при инвентаризации | Методы инвентаризации лесных массивов. Различия в таксационных показателях насаждений для разделения покрытой лесом площади на таксационные выделы |
Лабораторный практикум
Очное обучение
№ п/п | № раздела дисциплины | Тема лабораторной работы | Трудоемкость (час.) |
Раздел 1. таксация отдельных деревьев | |||
Определение объёма ствола срубленного дерева и его частей | |||
Определение сбега и видовых чисел | |||
Определение прироста отдельного дерева по таксационным показателям | |||
Раздел 2. таксация насаждений | |||
Вычисление средних таксационных показателей древостоя элемента леса, яруса и насаждения | |||
Определение запаса древостоя элемента леса | |||
Вычисление выхода сортиментов и стоимостная оценка запаса древостоя элемента леса | |||
Определение прироста запаса древостоя элемента леса | |||
Составление товарных таблиц | |||
Составление таблиц хода роста | |||
Раздел 3. Таксация лесных материалов | - | ||
Определение объёмов партии пиломатериалов | - | ||
Определение объёмов пней, корней, коры | - | ||
Определение запасов фитомассы | - | ||
Раздел 4. Инвентаризация лесного фонда | - | ||
Разделение покрытой лесом площади на таксационные выделы | - | ||
Итого |
Заочное обучение
№ п/п | № раздела дисциплины | Тема лабораторной работы | Трудоемкость (час.) |
Раздел 1. таксация отдельных деревьев | |||
Определение объёма ствола срубленного дерева и его частей | |||
Определение прироста отдельного дерева по таксационным показателям | |||
Раздел 2. таксация насаждений | |||
Вычисление средних таксационных показателей древостоя элемента леса, яруса и насаждения | |||
Определение запаса древостоя элемента леса | |||
Вычисление выхода сортиментов и стоимостная оценка запаса древостоя элемента леса | |||
Определение прироста запаса древостоя элемента леса | |||
Итого |
Практические занятия
№ п/п | № раздела дисциплины | Тема практической работы | Трудоемкость (час.) |
Раздел 4. Инвентаризация лесного фонда | |||
Разделение покрытой лесом площади на таксационные выделы | |||
Итого |
4.5 Содержание самостоятельной работы и формы ее контроля
1. Самостоятельная работа включает проработку теоретических вопросов курса, неосвещенных предыдущими двумя видами занятий, изучение литературных источников для закрепления знаний полученных в ходе лекционных и лабораторных занятий.
2. В числе инструментов, стимулирующих самообучение, следует активизировать, т.е. которые позволяют сочетать чисто прагматические интересы обучающихся по улучшению уровня успехов с личными мотивами. К числу таких мотивов можно отнести стремление утвердиться в коллективе студентов и преподавателей, повысить самооценку, реализовать творческие наклонности.
3. Выполнение контрольных работ студентами заочного факультета.
Очное обучение
№ п/п | Раздел дисциплины, темы раздела | Всего часов | Содержание самостоятельной работы | Форма контроля |
Раздел 1. таксация отдельных деревьев | ||||
Таксация срубленных деревьев и их частей | Работа с учебной литературой, подготовка к лекции | Экспресс-опрос | ||
Таксация растущих деревьев и их совокупностей | Работа с учебной литературой, подготовка к лекции и лабораторным занятиям | Экспресс-опрос | ||
Таксация прироста древесного ствола | Работа с учебной литературой, подготовка к лекции и лабораторным занятиям | Экспресс-опрос | ||
Раздел 2. таксация насаждений | ||||
Насаждение и его компоненты | Работа с учебной литературой, подготовка к лекции и лабораторным занятиям | Экспресс-опрос | ||
Закономерности строения древостоев | Работа с учебной литературой, подготовка к лекции и практическим занятиям | Экспресс-опрос | ||
Методы таксации запаса древостоя | Работа с учебной литературой, подготовка к лекции и лабораторным занятиям | Экспресс-опрос | ||
Сортиментация и товаризация леса | Работа с учебной литературой, подготовка к лекции | Экспресс-опрос | ||
Таксация прироста запаса древостоя | Работа с учебной литературой, подготовка к лекции | Экспресс-опрос | ||
Раздел 3. Таксация лесных материалов | ||||
Таксация дров. Определение объёмов пней, корней, коры | Работа с учебной литературой, подготовка к лекции и лабораторным занятиям | Экспресс-опрос | ||
Таксация сучьев, древесной зелени, хвороста и хмыза | Работа с учебной литературой, подготовка к лекции и лабораторным занятиям | Экспресс-опрос | ||
Таксация обработанных лесоматериалов | Работа с учебной литературой, подготовка к лекции | Экспресс-опрос | ||
Раздел 4. Инвентаризация лесного фонда | ||||
Лесной фонд и его разделение по категориям земель | Работа с учебной литературой, подготовка к лекции | Экспресс-опрос | ||
Способы таксации лесов при инвентаризации | Работа с учебной литературой, подготовка к лекции | Экспресс-опрос | ||
Наши рекомендации
|