Этнические сообщества Микронезии.
Этнические сообщества Микронезии.
В состав входят: Марианские, Каролинские и Маршалловы острова, острова Гилберта, а также изолированные острова Ошен и Науру.
Здесь живет лишь полтора десятка народов. Все народы М. говорят на языках австронезийской семьи, причем на западе – языки западноавстронезийской ветви этой семьи, на востоке – восточноавстронезийской. На западноавтронезийских языках говорят только два народа М. – чаморро (73тыс.) и белау (палау) (15тыс.). Среди остальных народов, относимых ко второй ветви, наиболее многочисленны тунгару, или гилбертцы (64тыс.), трук (35тс.), маршалльцы (25тс.), понапе (20 тс.).
По расовому облику население отличается. В восточной М. Наблюдается смешение полинезийского и меланезийского расовых типов, а в западной М. явственно прослеживается южноазиатский расовый элемент. Ко времени первых контактов с европейцами основные занятия – земледелие и рыболовство. Земледелие более развито в Западной М. Чаморро – единственный народ Океании, возделывавший рис, белау было известно искусственное орошение. Выращивали также ямс, таро, бананы, кокосовые пальмы, хлебное дерево, сахарный тростник. Земля обрабатывалась палкой с заостренным концом или каменной мотыгой. В восточной М. земледелие уступало рыболовству. Из с/х культур распространены плодовые деревья (кокосовая пальма, бананы, хлебное дерево), меньшее значение имело возделывание корнеплодов (таро, ямс, батат). В рыболовстве сети достигали 30-40м в длину и снабжались поплавками из колен бамбука. Охота развита слабо. Ее объект – черепахи, птицы, летучие мыши. Охотились с помощью копья и пращи. Из домашних животных известны лишь куры и собаки.
На западе гончарство, отсутствует на востоке – однако здесь знали горизонтальный ткацкий станок. Дома: на каменных столбах и сваях с крышей и стенами из пальмовых листьев; или четырехугольные строения с двускатной крышей и без стен. Средство передвижения – лодки (с балансиром, двойные). Одежда – минимальна (у мужчин – набедренные повязки, у женщин – юбочки из травы или разрезанных листьев). Кое-где одежда вовсе отсутствовала. В настоящее время – европейская одежда.
В пищу шла рыба, плоды выращиваемых растений, рее – куры и собаки, а также продукты охоты.
Для М. характерен первобытнообщинный строй в стадии разложения. Население делилось на сословия, представители которых на некоторых островах не должны были даже совместно есть и готовить в одной посуде. На некоторых островах были также неравны некоторые деревни и округа. На большинстве архипелагов продолжал сохраняться материнский род. На островах Палау и Яп существовали мужские и женские союзы. Брак преимущественно парный, женщина занимала высокое положение. Основная хозяйственная ячейка – большая семья, а самая крупная социальная ячейка – род. Между отдельными островами наблюдался оживленный обмен (деньги – раковины, бусы). Традиционная религия плохо изучена. Отмечены культ предков и культ мертвых, вера в душу и духов, некоторые элементы шаманизма. Фольклор: сказания о мифических героях, сказки о злых духах и глупых великанах-людоедах, анекдоты и т.д. Население островов Палау создало своеобразную пиктографическую письменность. В настоящее время от прежней культуры почти ничего не осталось.
Народы Северной Африки
Этот регион часто называют Арабской Африкой, т.к. большинство жителей говорит на арабском языке. Это страны Магриба, Египет, Судан, Западная Сахара и Мавритания. Население занято в основном сельским хозяйством. Земледельческое население в основном в Египте и Судане, в прибрежной полосе и горных районах – земледельческое хозяйство в сочетании с молочным животноводством, дальше от побережья – значительнее роль скотоводства. Египетское земледелие имеет древние корни – сначала семена просто бросали в ил (система названа пиманного (болотное земледелие), затем начали практиковать простейшее искусственное орошение и обработку мотыгой, далее появился полозный плуг, создается ирригационная система – сеть каналов. С/х год в Египте делится на 3 сезона – зимний (ноябрь-март, сеют пшеницу, ячмень, лук, бобовые), летний (апрель – август, хлопок, лен, конопля, сах.тростник, рис, кукуруза) и осенний (сентябрь-ноябрь, рис, кукуруза, просо).
Феллахи пользуются плугом, мало отличным от египетского. Созревшие злаки срезают серпом или вырывают с корнем. Для молотьбы применяют цепы или нурег – молотильную доску с металлическими дисками или зубьями, в которую впрягают быков.
Скотоводство в Египте не поучило развития, разводят в основном рабочий скот.
Хозяйство Магриба имеет особенности. Климат благоприятствует земледелию и скотоводству, однако в засушливых районах используют искусственное орошение. Главные культуры – пшеница и ячмень, в Марокко также кукуруза, предпочитают твердые сорта пшеницы, из которой делают манную крупу. Разводят сады – виноград, цитрусовые, инжир, миндаль.
На севере Магриба – земледелие сочетается с молочным животноводством. В засушливых районах кочевое или полукочевое скотоводство (мелкий рогатый скот).
Занимаются мелкими ремеслами – изготовление глиняной посуды вручную на гончарном круге, тканьем циновок, обработкой шерсти, ковроткачеством, изготовлением шерстяных тканей. Существует обмен.
В городах развито кузнечное, ювелирное, кожевенное, гончарное ремесло. Промышленность в основном горнодобывающая.
Материальная культура имеет сходства.
Египетские крестьяне живут в небольших деревнях, дома из сырцового кирпича, одноэтажные с плоской крышей. Обычная еда – каши, овсяные лепешки, кислое молоко, редки мясо и пшеничный хлеб. Напитки – черный кофе без сахара, чай, ячменное пиво. Костюм – хлопчатобумажные штаны и рубаха с длинными рукавами, в холодную пору набрасывают плащ из шерсти верблюда. Женщины носят рубашки и длинные платья традиционно черного цвета, шали и платки, металлические украшения, пользуются косметикой.
Население Магриба живет деревнями, вытянутыми вдоль дороги. Жилище – гурби – примитивная хижина, стены из глины, смешанной с соломой, крыша – тростниковая или соломенная. У берберов дома построены из камня и лепятся вокруг скал. В центре поселения часто располагается башня. Кочевники не имеют прочного жилища, строят фелидж – широко раскинутый шатер из шерсти верблюда или козы.
Основа национально одежды магрибцев – хлопчатобумажные штаны и рубахи, поверх надевается бурнус – накидка. Пища: ячменная или кукурузная похлебка, небольшое количество хлеба, картофель, овощи, фрукты. Кочевники питаются финиками и продуктами животноводства.
Общественный строй: у кочевников Магриба длительное время сохранялись отношения разлагающегося первобытнообщинного строя, в данный момент практически везде развиваются капиталистические отношения. Однако в сельских районах сохраняются старые отношения.
Народы Западной Азии
Западная Азия занимает обширные области евразийского континента (полуостров Малая Азия, Месопотамия, Аравийский полуостров, Иранское нагорье, Ливант). Здесь находится ряд государств: Турецкая республика, Исламская республика, Афганистан, Ирак, Сирия, Саудовская Аравия, Израиль, Ливан, Бахрейн, Арабские Эмираты и мн.др.).природные условия – господство засушливых ландшафтов с широким распространением пустынь. Крупные реки – Тигр и Евфрат.
Первые свидетельства об этническом составе ЗА появляются на рубеже 4-3 тыс.до н.э., когда шумеры создали в Южной Месопотамии Древнейшее государство и изобрели клинопись. В ЗА распространено значительное количество языков, которые относятся к различным ветвям 3-х языковых семей: индоевропейская (иранская ветвь: языки фарси, пушту, таджикские, курдские и др.); семито-хамитская (арабский литературный язык со своими говорами и диалектами) и алтайская (тюркские языки, входящие в разные ветви: турецкая ветвь, азербайджанская, татарская, туркменская и т.д.).
По антропологическим признакам почти все население ЗА принадлежит к различным расовым типам большой европеоидной расы. Современный этнический состав сложен и большая его часть многонациональна. С трудностями связано установление этнического состава Турции, Ирана и Афганистана. Официальный язык и письменность: арабский (распространен в арабских странах), а, например, в Израиле – язык иврит, а письменность основана на древнееврейском алфавите.
Хозяйством занято большая часть ЗА (за исключением промышленности). 2 хоз.культ.типа: плужное земледелие и кочевое скотоводство (номадизм). Поля орошаются двумя способами: самотек (пашни лежат ниже уровня реки), перекачка воды (когда уровень ниже возделываемых полей). “Кяризное орошение” – это системы водосборных галерей, по которым выводятся на дневную поверхность подпочвенные воды (цепь колодцев). В пустынных и засушливых местностях небольшие поля орошаются из искусственных водоемов, в которых скапливается дождевая или талая снеговая вода, а также из колодцев. В некоторых странах, особенно Иране и Афганистане, в горах имеет место “богарное” земледелие, при котором поля не поливают, рассчитывая на естественное увлажнение дождем. Земли обрабатывают деревянным плугом с железным сошником, мотыгами, лопатами, а современные механизированные земледельческие орудия имеют только зажиточные хозяйства. Земледельцы разводят одомашненных животных, как тягловую силу и для получения молока, мяса, шерсти.
В большей части арабских стран главные с/х культуры: пшеница, ячмень, финиковые пальмы, в отдельных местностях технические культуры, рис, цитрусовые и огородные, в Йемене – кофе. В Турции, Иране, Афганистане выращивают много хлопка, винограда, табака, плодовых деревьев. В Иране сеют особо высококачественные сорта риса. Имеются плантации опийного мака.
Животноводство ведется земледельцами в стойловой и отгонной формах. В пустынях и горах ЗА наблюдается кочевнический хоз.культ.тип: кочевое, полукочевое и полуоседлое скотоводство.
Ремесла и домашнее производство получили высокое развитие, существуют мастера по выплавке и обработке металлов (изобретена знаменитая оружейная дамасская сталь). Большого совершенства достигли резчики по камню, кости, дорогим сортам дерева. Здесь ткут лучшие в мире ковры.
Сельские поселения значительно преобладают над городскими и их облик отличается в зависимости от природных условий и местных традиций (например, Турция – поселения, расположенные на морском побережье, в Иране – в предгорьях, в Афганистане – в горных долинах). Поселения земледельцев – крупные, в горной местности – небольшие. В центре крупного поселения находится базарная площадь, мечеть (церковь), кофейня и административные постройки. От центра разветвляются кривые улочки, а водопроводы находятся в основном в центре города. Селения кочевников и полукочевников временные и сезонные. Наиболее долговечные летом. Типы жилищ земледельческого и скотоводческого населения разнообразны. Это земледельческие сооружения (равнин и предгорий) прямоугольные, квадратные, в виде дома из сырцового кирпича с плоской крышей. Бедняки живут в однокамерных жилых постройках, зажиточные в многокамерных. Интерьер: подстилки-ковры на полах, топчаны-кровати, сундуки с имуществом. У других (Турция и Иран) – невысокая мебель, а у зажиточного населения – фабричная мебель. Кочевые жилища (например, у туркмен) представляют собой кибитки из разборного деревянного каркаса, обтянутые войлоком. У всех других палатки из шерстяных тканей или брезента, натянутого на шесты.
Традиционная утварь: у земледельце и скотоводов – глиняная посуда. Пищу готовят в котлах. Пищевой рацион: пшеничные лепешки, блюда из растительной и молочной пищи, мясо употребляют зажиточные люди. Напитки: чай с мятой, кофе. Традиционные транспортные средства состоят из верхового, вьючного, колесного и водного транспорта. Костюм большей части населения схож по типу, а разнообразие наблюдается в головных уборах. Мужской костюм состоит из широкой (до колен) рубашки с рукавами, штаны с широким шагом, халат-плащ. Зимой – шуба из овчины. Традиционный костюм сохранился главным образом у кочевников. Женская одежда – длинная рубаха-платье и узкие длинные штаны, кафтаны, плащи, халаты.
Семья и семейные отношения основаны на нормах религиозного и обычного права (мусульмане – полигамия, брак-покупка, ортокузенные браки, у кочевников – племенная эндогамия и левират). Положение женщин неравноправное. В общественных отношениях наблюдается пестрота и в наши дни, в них остаются и феодальные пережитки (Турция).
Духовная культура. У кочевых народов особенно развито устное творчество, а у оседлых земледельцев развито народная музыкальная культура. Музыкальные инструменты щипковые, ударные, духовые. В народной медицине используются природные средства в соединении с религиозно-магическими поверьями. Жанры фольклора: сказки, легенды, сатирические произведения. Популярен уличный народный театр марионеток и теней и спортивные состязания. В деревнях и бедных городских кварталах наблюдается неграмотность.
По религиозной принадлежности большая часть населения принадлежит к разным толкам ислама (монотеистическая религия, сложившаяся в Аравии на основе древних верований). Священная книга – Коран. Ислам имеет течения: суннизм и шиизм. В ЗА существует синкретические религии – это результат смешения христианства, ислама и древних языческих верований. Религия удерживает в этом регионе очень сильные позиции.
Народы Южной Азии
Этот регион занимает территорию полуострова Индостан, остров Шри-Ланка, Ликкодивские, Аминдивские, Андаманские и Никобарские острова. Государства: Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Бутан, Мальдивская республика.
В ЮА насчитывается около 200 народов. Население говорит на языках индийской, иранской и дардской ветвей индоевропейской семьи, а также на языках дравидийской, автроазиатской и китайско-тибеской семей. В ЮА происходят интенсивные языковые процессы, которые выражаются в переходе малых народов на языки своих более многочисленных соседей. В антропологическом отношении население севера ЮА принадлежит к южным европеоидам.
В 3-2 тыс.до н.э. стали проникать племена, говорившие на дравидских языках и языках мунда. Дравиды по антропологическому типу южные европеоиды были создателями цивилизации в долине Инда. В ходе миграций дравиды и мунда сталкивались с веддоидами и их ассимировали. Группы и население, говорившее на индоевропейских языках попадали в ЮА с севера. На северо-востоке формировались монголоидные по антропологическому типу группы.
Производящее хозяйство стало возникать рано. Большинство народов БА земледельцы, используют плужное земледелие с животноводством и ремесленным производством (хоз.культ.тип). В Индии выращиваются рис и пшеница (мало), просяные и бобовые, хлопок, сахарный тростник, кофе, табак, чай. Скот является священным, поэтому число непродуктивных животных велико, что в свою очередь затрудняет развитие с/х. Земледелие ведется в орошаемой форме. Используют плуг, жнут серпами. Постепенно складываются и другие хоз.культ.типы:
1. Кочевое и полукочевое скотоводство (пуштуны, белуджи). Они подчинялись государствам, на землях которых обитали, развитые классовые отношения стали возникать после оседлости и перехода к земледелию.
2. Мотыжные земледельцы: мотыжное земледелие с применением искусственного орошения и более архаическое хозяйство на выжженных участках леса.
3. Промежуточный хоз.культ.тип: комплексное хозяйство отсталых лесных народов, которое основывалось на примитивных мотыгах и на охоте, собирательстве, рыболовстве.
Значительная часть населения живет в сельской местности. Планировка, типы их жилищ различны: поселения уличного типа, по традиции каст (в различных кварталах), крупные поселения, кочевые поселения и деревни на холмах. В крестьянских домах – низкие топчаны, на которых сидят и спят, низкие табуретки, столики.
Одежда красочная, сшитая и несшитая. У мужчин: дхоти (несшитая набедренная повязка), штаны, рубахи, куртки, шапочки-тюрбаны (запрет кожаной обуви), ходят босиком или тряпичная обувь. Женщины – сари (длинное полотнище ткани несшитое), кофточки, шали, много украшений.
Утварь в основном из металлической, глиняной, деревянной посуду. Пища – растительная и молочная. Транспорт – повозка с упряжкой из волов, зебу, вьюк.
Семья и общественный строй различаются в соответствии с уровнем социально-экономического развития и принадлежности к индуистской, мусульманской или другой религии. У индуисткой и мусульманской семьи были большие патриархальные семьи. О браках договаривались родители (браки только между членами одной касты). Имя и наследство по материнской линии. Женщины имели равные права с мужчинами. В семейно-брачных отношениях малых народов наблюдается парная семья и формы семьи, переходные к моногамии. кЛассовые отношения возникли тысячелетия назад, но у некоторых народов остались пережитки. Существует кастовая система, т.е. профессиональные касты или касты по происхождению. Существует 4 основные касты (варны):
1. Брахманы (жрецы).
2. Кшатрии (воины).
3. Вайшья (земледельцы).
4. Шудра (слуги).
Эпические произведения “Махабхарата”, “Рамаяна” и др. Их читают, поют и декламируют. Популярны представления фокусников (факиров). Музыкальные инструменты – щипковые, смычковые, барабаны. Высокого развития достигли изобразительное искусство и архитектура (архитектурный комплекс Агры, Тадж-Махал), развита резьба по дереву, миниатюра. Народ славится медициной – природные лекарственные средства, воздействие на психику человека, йога. Наблюдаются различные религиозные верования: наибольшее количество верующих имеет индуизм, ислам и буддизм. Индуизм корнями восходит к религиям древних арией – политеистическая религия, божества Вишна и Шива, Лакшми. Также существует культ предков. Буддизм возник в Северной Индии в 6-5 вв. до н.э. Буддизм признает всех равными. Джайнизм возник примерно в 6–5 вв. до н.э. Тоже не признает кастовой систем.
Народы Юго-Восточной Азии
Этот регион занимает полуостров Индокитай с Малаккой и Сингапуром, Индонезийский архипелаг, Западную часть острова Новая Гвинея и Филиппинские острова.
Этнический состав сильно отличается в древности от современного. До конца 3-го тыс.до н.э. население Малайского архипелага, Малакки и Филиппин относилось по антропологическому признаку к австралоидной расе. В первой половине 2-го тыс.до н.э. сюда начинают проникать южные монголоиды по языку австронезийцы. В начале нашей эры произошло переселение на Яву и Суматру, поэтому пошло распространение европеоидных черт. 16в. – эпоха колониальных захватов: господство английского владычества. В странах Индокитайского полуострова древнейшие народы относятся по антропологическому признаку к веддо-австралоидам. В зоне контактов монголоидов и автралоидов шло формирование австро-азиатских островов.
Народы ЮВА говорят на языках сино-тибетской семьи (китайская и тиберманская группа: к ним относятся бирманы, корены, качины; мон-кхмерская группа: кхмеры, горные кхмеры, моны, горные моны, сенои, семанги; тайская группа: сиамцы, лао, горные таи, шань). Автронезийская семья – это индонезийцы (риау, ачи, батаки, ниасы, лубу, сунду) и малайцы Малайзии.
Хозяйство от очень примитивного до высокоразвитых хоз.культ.типов: бродячие охота и собирательство, мотыжное земледелие, рыболовство, животноводство. Существует много промежуточных хозяйственных подтипов. Основные тенденции в современном хозяйстве: расширение орошаемого плужного земледелия, рост промышленности и сферы обслуживания. Ловля змей имеет промысловое значение. Из домашнего производства мотыжных земледельцев развиваются ремесла, обмен и торговля. Основное занятие – плужное земледелие. Выращивают рис (1-е место), бобовые, клубневые растения, кукуруза. Основное земледельческое орудие – легкий плуг без и с отвалом. Тягловая сила – буйные волы. Разводят молочный и рабочий скот. Основная пища – рис, рыба, овощи, фрукты, растительное масло (мясо употребляют редко).
Орудия труда очень различны, т.к. наблюдаются разные уровни социального развития. Железные мотыги выковывает кузнец, но часто мотыга – это палка-копалка. Охотнические и боевые орудия в основном покупные, но встречаются и традиционные: лук и стрелы, духовые трубки, мечи, ножи.
Жилища и поселения очень разнообразны, но имеют много общего: земледельцы селяться вдоль берегов рек, озер и морских побережий, значительная часть народов сооружают поселки на сваях, на которых настилается пол. Стены и крыша из бамбука или стволов пальм. Целая сельская община размещается в одном или нескольких длинных домах. Убранство домов очень простое. Полы устилаются циновками, на которых сидят и спят.
Одежда: мужская – набедренная повязка, широкие штаны, короткая куртка, халат, конусовиные шляпы. У женщин – распашная кофта, длинные штаны, куртка-халат. На ногах – сандали.
Семья и общественный строй различаются в зависимости от социально-экономического развития. У охотников-собирателей парные семьи и архаические семьи. У более современных народов сохранились традиции родовых общин. На семейно- брачных отношениях отложили отпечаток религиозные обычаи. Происхождение и значение рода у народов ЮВА почти отсутствует. Большую роль в общественных делах играют колдуны и лекари.
Уже в средние века во многих странах ЮВА существовали развитые наука, культура, искусство и литература. Тысячелетние традиции имеет народное творчество. Распространены различные жанры эпических произведений, музыкально-драматических представлений, разнообразные народные песни и танцы. Театральные представления: жестов, кукол, маскированных актеров. Знамениты бирманский и кхмерский балет. Исповедуются разные толки буддийской религии со множеством пережитков древних верований: культы.
Народы Сибири
Занимают территорию от Урала до Тихого океана.
Наиболее крупные коренные народы – буряты, якуты, тувинцы. Средней численности – западно-сибирские татары, хакасы, алтайцы. Малые народы – ненцы, эвенки, ханты, чукчи, эвены, нанайцы, манси, коряки. По численности говорящих на родственных языках на первом месте народы алтайской языковой семьи (тюркские, монгольские, тунгузские ветви). В Западной Сибири с давних времен формировались этнические общности уральской языковой семьи. Среди значительной части алтайскоязычного населения Сибири (алтайцы, тувинцы, якуты, буряты) распространен монголоидный центральноазиатский тип. В конце 3-го-нач.2-го тыс.до н.э. в Южной Сибири существовала афанасьева культура. В 5-13вв. до н.э. существовала культура самусськая. В железном веке наблюдается подъем производительных сил и рост населения. Основной социально-производительной единицей была территориально-соседская общность.
Хоз.культ.типы коренного населения Сибири: это прежде всего формы хозяйственного и материального уклада скотоводов (на Алтае) и земледельцев – татар лесостепной полосы Западной Сибири.
К периоду прихода русских скотоводство развивалось лучше земледелия. Оседлые рыболовы – коллективные зимние землянки, наземные чумы, применение санного собаководства, меховая долгополая одежда. Охотники-оленеводы – кочевой образ жизни, транспортное средство – вьючно-верховое. Жилища – конический чум, для передвижения по воде – лодки. Используются лыжи. Оленеводы тундры (ненцы, чукчи, коряки) – кочевали с зимних пастбищ на летние. Специальные пастушечьи собаки. Жилище – яранга. Арктические охотники на морского зверя (эскимосы) – охотились на тюленя и моржа, которых били гарпуном. Жили сначала в землянках, затем в ярангах.
Духовная культура: шаманизм – наиболее распространенная форма верования. Это вера в то, что определенные люди, т.е. шаманы имеют способность вступать в общение с духами. У отсталых народов шаманить мог любой человек, у более развитых существовала уже специальность шамана. Профессиональное шаманство расцветает в период распада патриархального родового строя. Шаман здесь особое лицо, живет доходами своей профессии. Распространен буддизм, христианство, бурхаизм и ислам. Выделяются категории самостоятельных верований: семейно-бытовой культ и промысловый культ (жертвоприношение хозяевам природы).
Народы Кавказа
Занимают географическое положение как связующее звено между Европой и Азией. По антропологическим данным все население Кавказа имеет монголоидные черты (за исключением нагайцев) и принадлежит к европеоидной расе. Самые распространенные языки: кавказские или ибиро-кавказские. дО Октябрьской революции большинство языков Кавказа были безписьменные.
Кавказ освоен человеком с древнейших времен. Начиная со 2-го тыс. до н.э. народы Кавказа упоминаются в летописях. В Грузии рано начинает складываться государственность – это самые крупные народы. В феодальный период складывается абхазская народность, затем адыгейская и армянская.
Земледелие началось на Кавказе в 3 тыс до н.э. Сеяли просо, пшеницу, ячмень, рожь, рис, кукуруза. Виноградарство появляется со 2-го тыс.до н.э. Землю обрабатывали с древнейших времен пахотными орудиями с железными наконечниками, урожай убирали серпами.
Скотоводство появилось в 3-м тыс. до н.э., а во 2-м стало широко распространяться в связи с освоением горных пастбищ, сложился тип отгонного скотоводства, которое существует до настоящего времени: летом -–в горах, зимой – на равнине. Кочевое скотоводство существует только в некоторых регионах. Ремесленное производство – ковроткачество, ювелирные изделия. Изготовление оружия, производство гончарной и металлической посуды.
Кавказ делится на Северный Кавказ+Дагестан и Закавказье. Они имеют разные хоз.культ.типы. В дореволюционный период основное население Кавказа – сельские жители. Крупные города только Тбилиси и Баку. Типы поселений и жилища связаны с природными условиями: в горных местах – тесные застройки, а на плоскости – более свободные. У всех народов Кавказа долго сохранялись обычаи родственного селения, образуя отдельный квартал.
В Северном Кавказе типичные жилища – четырехугольные каменные постройки (иногда в два этажа) с плоской крышей, стены из плетня с двух- или четырехскатными крышами. В Закавказье сооружения из камня с плоской или двухскатной крышей из дерева (1 и 2-хэтажные).
Одежда: мужская – бешмет (кафтан), узкие штаны, заправленные в сапоги, папаха и бурка, узкий пояс с серебряными украшениями, женская – рубаха, длинные штаны, распашное платье в талию, высокие головне уборы и покрывала (по одежде отличались в зависимости от народа).
Общественный и семейный быт: в основном следы патриархального уклада, сильные родственные связи (в 19 веке это малые семьи) – моногамия. Был распространен калым. Женщины в неравном положении.
Религия: христианство и мусульманство. Христианство начало проникать в первые века новой эры и сначала утвердилось среди армян. В Грузии христианство стало господствующей религией в 4 веке. Появление ислама на Кавказе связано с завоевательными походами арабов.
Фольклор: эпические сказания, сказки, легенды, пословицы, поговорки, в которых отражаются все стороны народного быта. На Кавказе богат музыкальный фольклор, песенное творчество у грузин (многоголосие). Были странствующие народные певцы.
Народы Западной Европы
В Западной Европе 58 народов. 96% населения говорят на языке индоевропейской семьи. Наиболее значительные из этой семьи (по числу народов) – германская группа, романская группа, славянская группа и др.
Антропологический состав: европеоидный расовый тип.
Греки: начало этого этноса на землях современной Греции. В 8-5 вв. до н.э. установилось общее этническое название – эллины, родина – Эллада. Основные занятия – выращивают виноград, маслины, миндаль, отгонное овцеводство и разведение коз, гончарство и ковроделие. Дома из необработанного камня (1 и 2 этажа), где живет и скот. Народный мужской костюм: черные или синие шаровары, белая рубаха, жилет, кушак, феска, плащ; женский – длинная белая рубаха туникообразного покроя с широким длинным рукавом, широкая длинная юбка.
Албанцы. Происходят от древнего населения Балкан – иллирийцев (фракийцев). В 4в. до н.э. первые государственные образования. Главные занятия: отгонное скотоводство, земледелие (зерновые – ячмень, рожь; в горах – овес, пшеница; в долинах – просо; выращивают также картофель, кукурузу, хлопок, сахарную свеклу). Сельские поселения трех типов: разбросанного, скученного и регулярного. Обычно 2-этажные дома с верандой. Более 2/3 – мусульмане, около четверти – православные.
Романская группа. 15 народов (итальянцы, италошвейцарцы, корсиканцы, испанцы, португальцы, французы, румыны и т.д.). Римляне подчинили себе и ассимилировали многие народы, романизация шла вплоть до 5 в. н.э. Традиционные занятия итальянцев – садоводство, зерновое земледелие, животноводство. Пища – макаронные изделия, много специй и приправ. Более половины населения живет в городах, сельские поселения 3-х типов: деревни, хутора, крепости. Костюм: мужской – панталоны, камича (туникообразная рубаха), джакка (куртка), шляпа или берет; женский – гонна (длинная юбка), камича, корсетто, джакетта (верхняя одежда), фаццолетто (головной платок), туфли деревянные с железными шипами. Верующие в большинстве католики. Традиционные занятия французов: животноводство, полеводство, виноградарство. Основные культуры – рис, кукуруза, рожь. Пища: сыр, мясо кроликов, птица (на юге голуби), овощи, корнеплоды. Сельские поселения 2 видов: уличного плана (ряд) и кучевого. Это 1-этажный дом под крышей, жилые и хозяйственные помещения. Мужской костюм: штаны, рубашка, жилет, шейный платок, соломенная шляпа. Верующие в основном католики. Валлоны (40% населения Бельгии) – ремесленный народ. Большие деревни уличного и кучевого типа. Народы Пиренейского полуострова: Испания стоит на 1 месте по производству оливкового масла. Развито зерновое хозяйство. Уже в римскую эпоху разводили крупный рогатый скот, рыболовство имеет очень древние истоки. Женский костюм: широкая сборчатая юбка с передничком, светлая блузка, корсаж, на голове платок. Католики.
Германская группа – 17 народов. Говорят на языках германской группы (немцы, австрийцы, германошвейцарцы, люксембургцы, лотарингцы, датчане, шведы, голландцы, норвежцы, англичане, шотландцы и т.д.). Традиционное занятие – животноводство (крупный рогатый скот) – отгонно-стойловый характер, земледелие. Традиционные поселения: большие кучевые деревни с беспорядочно расположенными домами и кривыми улицами. Одежда: мужская – рубаха (состоит из двух полотнищ), длинные штаны, обувью служила кожаная подошва с кожаными ремешками; женская – руба также из двух полотнищ, плащ с капюшоном. Ремесла – вязание, ковроделие, ткачество, вышивка.
Кельтская группа. 4 народа – ирландцы, валлийцы, гэлы, бретонцы. Традиционные занятия – земледелие и скотоводство. Выращивают ячмень, овес, пшеницу. Главную роль играет животноводство (крупный рогатый скот). Пища – крупы, рыба, молочные блюда, супы. Один из старейших городов – Дублин. Сельские поселения хуторского типа. Дома каменные и плетеные. Традиционный костюм: одежда черного цвета у пожилых женщин; у молодых – длинная широкая юбка и корсет, длинный белый передник и белый кружевной чепец; мужской – узкие короткие штаны, куртка с глухим воротом, шляпа. В большинстве католики.
Народы Поволжья и Приуралья
Карелы, вепсы, коми (зыряне), коми-пермяки, ненцы, саамы. Все население за исключением ненцев, относится к европеоидной расе. Ненцы принадлежат к монголоидам.
Языки относятся к уральской языковой семье. Эти народы рано начали заниматься земледелием, наряду с ним развивалось скотоводство (у ненцев – оленеводство), которые дополнялись собирательством, охотой, рыболовством. У лопарей – хозяйство комплексное (оленеводство, рыболовство, охота). В отличие от ненцев они доили оленей. Тип расселения гнездовой, когда вокруг главного поселения располагались небольшие выселки. Жилище – срубные избы на высоком подклете. Под одной крышей с избой ставились хозяйственные постройки. Одежда: женская – рубаха с длинными рукавами, на которую надевали разного покроя сарафаны на лямках. Головные уборы обычно сложные: непосредственно на волосы надевали шапочки, затем головной убор на твердой основе. Широко бытовали различные платки и шали. Мужской костюм был таким же как у соседствующего русского населения.
Жилищем лопарей первоначально служила вежа – низкий, углубленный в грунт сруб, засыпанный сверху землей. В крыше для света и выхода дыма оставлялось небольшое отверстие. Летом они сооружали конические шалаши, покрытые берестой. Под влиянием русских стали переходить к оседлому образу жизни, в связи с чем появились небольшие срубные избушки с окнами, позднее распространились срубные избы.
До революции ни один из народов не имел письменности, если не считать особой зырянской письменности, созданной в 15 веке, но не получившей распространения и вскоре забытой. В духовной жизни этих народов большое место занимало устное народное творчество и прикладное искусство. Широко бытовали эпос, предания, песни, сказки, особенно богат карело-финский эпос “Калевала”. Из прикладного искусства популярны были вышивка, узорное ткачество, резьба по дереву.
Верующие – православные, сохраняются пережитки дохристианских верований (почитали “оленью хозяйку”, и других покровителей промыслов, культ священных камней и пережитки шаманизма).
Этнические сообщества Микронезии.
В состав входят: Марианские, Каролинские и Маршалловы острова, острова Гилберта, а также изолированные острова Ошен и Науру.
Здесь живет лишь полтора десятка народов. Все народы М. говорят на языках австронезийской семьи, причем на западе – языки западноавстронезийской ветви этой семьи, на востоке – восточноавстронезийской. На западноавтронезийских языках говорят только два народа М. – чаморро (73тыс.) и белау (палау) (15тыс.). Среди остальных народов, относимых ко второй ветви, наиболее многочисленны тунгару, или гилбертцы (64тыс.), трук (35тс.), маршалльцы (25тс.), понапе (20 тс.).
По расовому облику население отличается. В восточной М. Наблюдается смешение полинезийского и меланезийского расовых типов, а в западной М. явственно прослеживается южноазиатский расовый элемент. Ко времени первых контактов с европейцами основные занятия – земледелие и рыболовство. Земледелие более развито в Западной М. Чаморро – единственный народ Океании, возделывавший рис, белау было известно искусственное орошение. Выращивали также ямс, таро, бананы, кокосовые пальмы, хлебное дерево, сахарный тростник. Земля обрабатывалась палкой с заостренным концом или каменной мотыгой. В восточной М. земледелие уступало рыболовству. Из с/х культур распространены плодовые деревья (кокосовая пальма, бананы, хлебное дерево), меньшее значение имело возделывание корнеплодов (таро, ямс, батат). В рыболовстве сети достигали 30-40м в длину и снабжались поплавками из колен бамбука. Охота развита слабо. Ее объект – черепахи, птицы, летучие мыши. Охотились с помощью копья и пращи. Из домашних животных известны лишь куры и собаки.
На западе гончарство, отсутствует на востоке – однако здесь знали горизонтальный ткацкий станок. Дома: на каменных столбах и сваях с крышей и стенами из пальмовых листьев; или четырехугольные строения с двускатной крышей и без стен. Средство передвижения – лодки (с балансиром, двойные). Одежда – минимальна (у мужчин – набедренные повязки, у женщин – юбочки из травы или разрезанных листьев). Кое-где одежда вовсе отсутствовала. В настоящее время – европейская одежда.
В пищу шла рыба, плоды выращиваемых растений, рее – куры и собаки, а также продукты охоты.
Для М. характерен первобытнообщинный строй в стадии разложения. Население делилось на сословия, представители которых на некоторых островах не должны были даже со<