Особенности института ответственности в хозяйственных обществах

Отводя институту ответственности значительную роль в развитии корпоративных правоотношений, необходимо выделить следующие его особенности.

1. К ответственности в хозяйственных обществах привлекаются участники корпоративных правоотношений. Ответственность тесным образом связана с корпоративными правоотношениями, распространяя свое действие на их участников. Данная особенность напрямую вытекает из основного предназначения ответственности, из того, "чему служит ответственность, - обеспечение исполнения обязанности". Следовательно, ответственность в хозяйственных обществах как раз и обеспечивает исполнение обязанностей участников корпоративных правоотношений.

2. Ответственность в хозяйственных обществах устанавливается нормами различных отраслей права. Корпоративная форма представляет собой крайне сложную конструкцию, затрагивающую интересы большого числа лиц. Представляется возможным выделить довольно широкий круг участников корпоративных правоотношений, оказывающих определенное воздействие на развитие конкретного хозяйственного общества.

Сложность и многослойность корпоративных правоотношений привела не только к теоретическим спорам об их природе, но и к регулированию деятельности их участников нормами различных отраслей права. Например, отношения акционерного общества, с одной стороны, и лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа, с другой, попадают в сферу действия не только Закона об АО, но и ТК РФ. Это обстоятельство привело к законодательному закреплению положения о том, что на указанные отношения действие законодательства РФ о труде распространяется в части, не противоречащей положениям акционерного законодательства (п. 3 ст. 69 Закона об АО).

В связи с отмеченным выше обстоятельством нельзя сказать, что ответственность в хозяйственных обществах устанавливается исключительно нормами какой-либо одной отрасли права. В частности, представляется возможным выделить нормы следующих отраслей:

- гражданского права (например, положения, касающиеся ответственности членов органов управления перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), - ст. 15 ГК РФ, ст. 71 Закона об АО и ст. 44 Закона об ООО);

- уголовного права (например, положения об ответственности за злостное уклонение от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами, лица, обязанного обеспечить указанной информацией инвестора или контролирующий орган, либо предоставление заведомо неполной или ложной информации, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, - ст. 185.1 УК РФ);

- административного права (например, положения, предусматривающие ответственность за воспрепятствование эмитентом или регистратором осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом, - ст. 15.20 КоАП РФ);

- трудового права (например, нормы о наложении на руководителя организации дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, - ст. 192 ТК РФ).

3. За одно и то же деяние, влекущее за собой ответственность, лицо может быть привлечено к ответственности, предусмотренной несколькими отраслями права (за отдельными исключениями, вытекающими из специфики правового статуса участников корпоративных правоотношений).

В ряде случаев участники корпоративных правоотношений могут совершать деяния, которые влекут за собой ответственность, предусмотренную несколькими отраслями права. При этом привлечение лица к одному виду юридической ответственности не будет исключать возможности применения к нему мер, предусмотренных иными отраслями права. Это вызвано в том числе и тем обстоятельством, что "ответственность в соответствии с нормами публичного права не исключает применение за одно и то же деяние гражданско-правовой (имущественной) ответственности, поскольку последняя выполняет правовосстановительную функцию, а первая имеет характер наказания.

Трудовое законодательство также допускает возможность применения дисциплинарных взысканий к руководителю организации в рамках ст. 192 ТК РФ. Правда, в данном случае в уставе общества должно содержаться положение о том, какой орган управления будет выступать по отношению к генеральному директору в качестве работодателя (в смысле ч. 7 ст. 20 ТК РФ) для наложения на него дисциплинарного взыскания.

Таким образом, ответственность в хозяйственных обществах может быть предусмотрена нормами нескольких отраслей права.

4. В связи со специфическими особенностями правового статуса некоторых участников корпоративных правоотношений к ним не могут быть применены санкции отдельных отраслей права, осуществляющих правовое регулирование ответственности в хозяйственных обществах.

Прежде всего, данная особенность вызвана различным правовым статусом участников корпоративных правоотношений, а также характерными особенностями отдельных отраслей права. В качестве наиболее яркого примера выступает уголовное право. В отличие от законодательств некоторых других стран в России уголовной ответственности подлежат исключительно физические лица (ст. 19 УК РФ). Данное обстоятельство может оказать серьезное влияние на дальнейшую судьбу конкретного участника корпоративных отношений.

Как известно, на основании п. 1 ст. 69 Закона об АО по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа акционерного общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Аналогичная норма содержится и в Законе об ООО (пп. 4 п. 2 ст. 33, ст. 42).

Итак, если вернуться к изложенной выше диспозиции ст. 185.1 УК РФ, то, исходя из ее содержания, за совершение соответствующих деяний к уголовной ответственности может быть привлечен управляющий - индивидуальный предприниматель. Однако в случае совершения аналогичных деяний коммерческой организацией она может быть привлечена только к гражданско- правовой ответственности, ведь управляющая организация является юридическим лицом и не подлежит уголовной ответственности (однако это не исключает возможности привлечения к уголовной ответственности сотрудников управляющей организации и прежде всего ее руководителя).

Следует подчеркнуть, что привлечение лица к уголовной ответственности не исключает возможности применения по отношению к нему мер гражданско-правовой ответственности, в частности, в случае, если преступлением лицу причинен имущественный вред, оно вправе предъявить требование о возмещении имущественного вреда и (или) для имущественной компенсации имущественного вреда (см., в частности, п. 1 ст. 44 УПК РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изм. на 30 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4921; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 46.

Наши рекомендации