Классификация корпоративных объединений
Классификация корпоративных объединений может быть проведена по ряду критериев. Так, с точки зрения организационных форм следует выделить холдинги, финансово-промышленные группы, объединения предпринимателей, основанные на договоре простого товарищества.
По критерию экономического содержания, основанного на цели создания объединения, принципах централизации тех или иных производственно-хозяйственных, коммерческих функций, распределении полномочий между участниками объединения, выделяют концерны, конгломераты, консорциумы, картели, синдикаты, пулы и пр.
Цели объединений могут быть реализованы в результате образования определенной правовой формы. Так, например, синдикаты, имеющие в своей структуре специализированную торгово-сбытовую контору, в современных рыночных условиях могут образовывать финансово- промышленные группы (ФПГ) или холдинги; картели, консорциумы, пулы приобретают форму простого товарищества.
По способу организации объединения (добровольный или принудительный) можно выделить объединения вертикального и горизонтального типов. К объединениям вертикального типа, или неравноправным объединениям, основанным на экономической субординации и контроле, относятся холдинги; к объединениям горизонтального типа, или равноправным объединениям, основанным на добровольных отношениях кооперации, относятся договорные формы объединений: ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, простые товарищества. Финансово-промышленные группы, - определяемые в законодательстве как совокупность юридических лиц: (1) действующих как основное и дочерние общества либо (2) полностью или частично объединивших свои активы на основе договора о создании ФПГ, - в зависимости от формы создания могут быть отнесены в соответствии с критерием добровольности создания к первой или второй группе. ФПГ, действующие как совокупность основного и дочерних обществ, являются объединениями вертикального типа, основанными на экономической субординации и контроле. ФПГ, образованные в соответствии с договором о создании группы путем объединения ресурсов и учреждения центральной компании, относятся к объединениям горизонтального типа.
Холдинги
Преимущества холдингов
Самой распространенной формой корпоративных объединений в современной России являются холдинги. Холдинги как способ интеграции характерны не только для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса. Средний и даже малый бизнес в настоящее время также представлен, как правило, не автономными хозяйствующими субъектами, а созданными на основе системы участия и экономического контроля группами хозяйственных обществ.
Холдинги являются эффективной формой организации предпринимательской деятельности, поскольку они позволяют сочетать гибкость и мобильность небольших формально самостоятельных организаций и масштаб деятельности крупных корпораций. Целостность холдинга при этом обеспечивается управлением входящими в него участниками, исходя из известной в мировой практике формулы "децентрализация операций при централизации контроля", что обеспечивает жизнеспособность и синергетический эффект объединения в целом.
Понятие "холдинг"
Обзор зарубежного законодательства и литературы показывает, что в мировой практике под холдингом или холдинговой компанией традиционно понимают особый тип компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Этимология слова "холдинг" (от англ. to hold - "держать") объясняет исторические корни этого понятия. Классическое определение холдинговых компаний дали американские ученые-экономисты Г. Гутман и Г. Дугалл: "В наиболее общепринятом определении этого термина холдинговая компания есть корпорация, которая владеет пакетом акций другой корпорации, дающим право голоса, достаточным для того, чтобы иметь над нею деловой контроль".
В российском законодательстве термин "холдинговая компания" впервые был употреблен в Законе РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" 1991 г.. Согласно этому Закону Государственный комитет по управлению государственным имуществом и комитеты по управлению имуществом субъектов РФ, в частности, были призваны содействовать созданию холдинговых компаний (п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 5 Закона о приватизации 1991 г.).
Определение холдинговой компании было дано в Указе Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий", утвердившем Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. Согласно этому Положению холдинговая компания рассматривается как предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий (п. 1). В настоящее время очевидно, что приведенное определение безнадежно устарело и представляет интерес скорее для исследования в сравнительно- историческом аспекте, чем для понимания сущности современных российских холдингов.
В действующем законодательстве на уровне федеральных законов холдинги упоминаются в Законе о банкротстве , в соответствии с которым органы управления должника не вправе принимать решения об участии в объединениях коммерческих организаций и, в частности, в холдинговых компаниях (п. 3 ст. 64); в Законе о рынке ценных бумаг, согласно которому к информации об эмитенте относятся в том числе сведения о его участии в холдингах (п. 5 ст. 22).
Наиболее урегулированным в российском законодательстве оказался банковский холдинг. В ст. 4 Закона о банках и банковской деятельности банковский холдинг определяется как не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).
Исходя из анализа российского законодательства и научной доктрины, можно предложить следующее определение холдинга.
Холдинг -форма предпринимательского объединения, представляющая собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономического контроля, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы - холдинговой компании (головной организации), которая, будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающей долей участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками объединения.