Основные признаки корпорации

Обобщая многочисленные исследования по данной теме, можно выделить следующие основные признаки корпорации:

1) корпорация признается юридическим лицом;

2) корпорация представляет собой союз или объединение физических и/или юридических лиц, являющихся субъектами права, которые приобретают статус участника (члена) корпорации;

3) корпорация - "волевая организация"; воля корпорации определяется групповыми интересами входящих в ее состав участников, воля корпорации отлична от индивидуальной воли входящих в ее состав членов;

4) корпорация как юридическое лицо сохраняется независимо от изменения состава ее участников;

5) корпорация - это объединение не только участников, но и их имущества (вкладов в уставный капитал, паев, взносов);

6) имущество, внесенное участниками в корпорацию, принадлежит корпорации на праве собственности;

7) участники корпорации, как субъекты корпоративных отношений, являются носителями прав и обязанностей <1> по отношению как к самой корпорации, так и друг к другу;

8) корпорация представляет собой организационное единство, выражающееся в том числе в наличии органов управления, высшим из которых является общее собрание акционеров (участников).

Участие (членство)

Приведенные признаки характеризуют корпорацию как организацию, основанную на началах участия (членства). Участие (членство) проявляется в единых для всех участников (членов) целях, заключающихся в реализации ими своих потребностей посредством деятельности юридического лица.

Виды корпораций

К корпорациям можно отнести как коммерческие организации - хозяйственные общества, кооперативы, так и некоммерческие - ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы.

В российской правовой доктрине корпорации часто рассматривают в узком значении этого понятия, а именно как коммерческие организации, для достижения целей которых необходимо соединение усилий нескольких участников, уставный капитал которых поделен на определенные доли (паи). Корпорации в узком смысле - это хозяйственные общества (акционерное, с ограниченной и дополнительной ответственностью) и производственные кооперативы. Заметим, что Концепция развития корпоративного законодательства на период до2008 г., утвержденная Правительством РФ 18 мая 2006 г. <1>, а также Кодекс корпоративного поведения <2> в качестве корпорации рассматривают хозяйственные общества.

Как уже было отмечено выше, среди российских ученых и специалистов нет единого мнения в части классификации юридических лиц как корпораций.

В.С. Белых полагает, что российскому законодателю необходимо определиться в отношении понятия "корпорация" и предлагает в целях преодоления терминологических расхождений приравнять статус предпринимательской корпорации к статусу акционерного общества с определенными, четко прописанными в законе структурными и функциональными параметрами. Ученый также считает, что при определенных определенных условиях общества с ограниченной ответственностью можно рассматривать как промежуточную форму между акционерным обществом и персональным объединением. Что касается общества с дополнительной ответственностью, то такая организационно-правовая форма коммерческих организаций, по его мнению, должна быть устранена. Она (форма) практически не применяется на практике и не вписывается в новую типологию юридических лиц. К предпринимательским корпорациям в Российской Федерации, с точки зрения В.С. Белых, следует отнести и производственные кооперативы.

По мнению Н.Г. Фроловского, в российском праве можно выделить собственно корпорации и организации корпоративного типа, к числу последних он предлагает относить все организации, основанные на участии.

В.С. Белых соглашается с этой точкой зрения как плодотворной, позволяющей расширить сферу применения корпоративного права, не ограничивая ее только акционерными обществами.

К числу организаций корпоративного типа В.С. Белых относит также холдинги, финансово-промышленные группы, иные предпринимательские объединения без статуса юридического лица

С нашей точки зрения, представляется возможным не проводить разграничения между собственно корпорациями и корпоративными организациями, поскольку такое терминологическое различие не имеет содержательного значения, ведь корпорация - это тоже юридическое лицо, организация. К тому же вряд ли можно относить к числу собственно корпоративных организаций предпринимательские объединения, не имеющие статуса юридического лица (холдинги, ФПГ). С нашей точки зрения, это предпринимательские объединения, построенные по корпоративному типу, которые для удобства обозначения в этом учебнике мы именуем корпоративными.

Заметим при этом, что определение корпорации носит доктринальный характер, и здесь возможны различные подходы.

Наши рекомендации