Тема 2.1. Понятие о природе леса
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен знать:
- составные растительные элементы леса, их лесоводственное и хозяйственное значение.
Лес – явление географическое. Характерные черты леса. Особенности лесных деревьев. Борьба за существование в лесу. Дифференциация деревьев. Естественный отбор и приспособление к условиям обитания в лесу. Искусственный отбор. Факторы лесообразования. Компоненты лесного фитоценоза. Древесный подрост, подгон, подлесок. Напочвенный покров. Лесная фитомасса и её распределение.
Литература
Основная:
(2), с. 118-129; (3), с. 16-29
Дополнительная:
(4) с. 23-41; (5); (6); (7), с.12-31; (8), с.10-55; (11), с.15-35; (15) том 1, с.283, 320, 503; том 2, с.102, 235, 237, 239; (12); (18); (20).
Методические указания
Изучая данную тему, необходимо усвоить лесоводственные термины и определения, ознакомиться со сложной экосистемой - лесом - важным хозяйственным объектом деятельности человека и уяснить, что лесоведение является научной основой лесоводства.
Студент должен понять, в чем состоят отличительные признаки и характерные свойства леса. Необходимо знать, что лес состоит из следующих растительных компонентов: древостоя, подроста, подлеска, живого напочвенного покрова, внеярусной растительности. Нужно знать, что понятия "лесной фитоценоз" и "насаждение" – тождественны. Насаждение - это самостоятельный (однородный по растительным компонентам) участок леса.
Древостой одних насаждений отличают от древостоев других насаждений по следующим признакам: происхождению, составу, форме, бонитету, возрасту, полноте, сомкнутости и густоте, которые более подробно изучает дисциплина «Лесная таксация и лесоустройство».
Однако, в практике лесного хозяйства часто слово «древостой» заменяют словом «насаждение». Например: «Состав насаждения - 6С4Д», т.е. в составе древостоя: 60 % запаса приходится на долю сосны и 40 % дуба. Обратите внимание на то, что в практике лесного хозяйства всходы и самосев - это возрастные этапы подроста, а не отдельные компоненты леса. Необходимо хорошо усвоить понятие «подгон» и какие элементы леса могут им быть.
Познакомьтесь с работой Г.Ф. Морозова «Учение о лесе». Следует запомнить определения леса по Г.Ф. Морозову, В.Н. Сукачеву и понятие леса на разных экологических уровнях (фитоценоз, биоценоз, биогеоценоз).
«Лесу свойственны тенденции к морфологической и биологической устойчивости, саморегуляции. Длительное время лес может существовать, сохраняя свои типичные черты, но это не означает его неизменности. Лес можно рассматривать как природную динамичную (подвижную) саморегулирующуюся систему. В лесу идет непрерывный обмен веществ и энергии, идут процессы обновления, изменения в росте, развитии древостоев и всех других его компонентов. Лес меняется и в пространстве и во времени. Движение - это жизнь».
Внешние факторы, особенно антропогенные, могут приводить к изменениям, в том числе резким, нарушающим сбалансированную биологическую систему леса, как единого живого организма. Это исключительно важно знать, т.к. человек должен выступать не в роли разрушителя природного равновесия, создаваемого лесом, а как его разумный пользователь и хранитель.
Путем разумного воздействия на биологическую систему леса человек может искусно пользоваться дарами леса, возобновляя и приумножая при этом его богатства, о чем писал в своих трудах Г.Ф. Морозов.
Практические работы№1
Установление отличительных признаков леса. Определение компонентов и признаков леса.
Тема 2.2. Лес и среда
В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить представление:
- роли леса в биосфере;
- значение факторов среды в жизни леса, взаимодействие леса и среды.
Понятие о биосфере. Роль леса в улучшении биосферы.
Лес и климат. Лес и тепло. Значение тепла в жизни леса.
Лес и свет. Значение света в жизни леса.
Лес и влага. Значение влаги в жизни леса.
Лес и воздух. Состав воздуха. Значение составных частей воздуха в жизни древесных растений.
Лес и ветер. Значение ветра в жизни леса. Ветровал, бурелом, лесоводственные меры борьбы с ними.
Лес и почва. Значение почвы в жизни леса, её влияние на породный состав лесов, их возобновление, продуктивность, долговечность, технические качества древесины и характер корневой системы.
Лес и живой напочвенный покров. Лесоводственное значение живого напочвенного покрова.
Лес и фауна. Положительное и отрицательное влияние фауны на лес. Регулирование лесной фауны.
Лес и радиация. Источники радиоактивного заражения леса. Закономерности распределения и миграции радионуклидов в компонентах лесной экосистемы.
Литература
Основная:
(2),с.129-189; (3), с.29-98
Методические указания
Изучение вопросов данной темы очень важно для лесоводов, так как позволяет правильно решать различные лесохозяйственные вопросы, особенно подбор древесных и кустарниковых пород для определенных климатических и почвенно-грунтовых условий, что обеспечит лучший рост и долговечность отдельных древесных пород и насаждений в целом, а также улучшит технические качества древесины.
Тема «Лес и среда» очень обширная, многогранная, раскрывающая различные взаимосвязи и влияния леса на окружающую среду и окружающей среды на лес. Среда - совокупность окружающих экологических факторов живой и неживой природы. Нужно хорошо знать их классификацию.
Большую экологическую угрозу в последнее время представляет радиоактивное загрязнение атмосферы и почвы. Лес является своеобразным аккумулятором радионуклидов. Для правильного ведения лесного хозяйства в районах радиоактивного загрязнения необходимо знать все вопросы, представленные в теме. Изучать материал необходимо по дополнительной литературе.
Учебный материал темы основан на знаниях вопросов почвоведения, ботаники, дендрологии.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему крупнейший наш лесовод Г. Ф. Морозов считал лес явлением географическим?
2. Что понимается под экологическими факторами произрастания леса?
3. Какие природные зоны, выделены на территории России и в каких из них растут леса?
4. Назовите древесно-кустарниковые породы наиболее чувствительные к заморозкам.
5. Перечислите светолюбивые древесные породы, произрастающие в вашем лесничестве.
7. Перечислите древесные породы, относящиеся к группе гигрофитов.
8. На каком расстоянии от стены леса еще заметно существенное снижение скорости ветра?
9. Каковы критические значения скорости ветра, опасные для леса?
10. Все ли древесные породы и в любом ли возрасте оказывают благоприятное влияние на почву?
11. В каких условиях местопроизрастания ельники могут сильнее пострадать от засухи, а в каких от ветра?
12. Какими мерами можно ускорить заселение птицами новых лесов?