Основные факторы демографических изменений
Первый заметный след разрушения традиционной социально-демографической пирамиды оставила мировая война 1914 – 1918 годов. Она унесла около 30 тысяч жизней тамбовских солдат. Потери были не так уж велики по сравнению с почти 4-миллионной численностью населения губернии, но война к 1916 - 1917 годам в 2-3 раза снизила рождаемость.
Затем по социально-демографической структуре Тамбовщины был нанесен ряд новых ударов. Они следовали один за другим, что не позволяло зарасти нанесенным ранам. Гражданская война и жестокая «антоновщина» как ее часть, голодовки 1920-22, 1932–1933, 1937 годов, высокий (20% – 30%) уровень младенческой и детской смертности, эпидемии смертных болезней, репрессии 1920-х–30-х годов и, наконец, страшный удар 1941–45 годов и последующий голод 1946–47 годов безвременно унесли не менее полумиллиона молодых тамбовских жизней.
Еще до войны, в пору индустриализации и коллективизации, сотни тысяч молодых тамбовчан, прежде всего из сельской местности, добровольно либо принудительно покинули родину. Оказавшись на стройках и иной работе, на учебе, воинской службе, в местах заключения и ссылки за пределами Тамбовской области, в большинстве своем они так и не вернулись на малую родину. Вместе с тем, сократилась и рождаемость: уже в последние довоенные годы в семьях колхозников и городских жителей рождалось не по 6-9 детей как в начале ХХ века, а только 3-5.
Войны и прочие социальные катастрофы первых советских десятилетий подорвали демографическую структуру населения Тамбовщины. А набравшие небывалую силу миграции послевоенного времени и переход к современному демографическому поведению, для которого характерно сознательное сокращение рождаемости, окончательно разрушили прежнюю крестьянскую модель воспроизводства населения области. Все это обусловило неуклонное и быстрое сокращение населения Тамбовщины во второй половине ХХ и начале XXI веков. Начиная с конца 1950-х годов, население области сокращалось с ускорением – сначала на 3 тыс. чел., затем по 10-14 тыс. за год.
Советская власть развитием здравоохранения и повышением уровня жизни людей обеспечила к середине 1970-х годов самую большую в мире продолжительность жизни и самую низкую младенческую и детскую смертность. До поры до времени это как-то поддерживало положительный прирост населения, но не могло удержать миграцию. Первой жертвой миграций и старения населения пало тамбовское село. Либерализация общественно-политической жизни после смерти И. В. Сталина и ХХ съезда КПСС, ускоренная модернизация народного хозяйства, урбанизация страны благоприятствовали «бегству» молодого населения из сел и деревень, которое приобрело небывалые размеры. Часть этого потока оседала в городах и поселках городского типа родного края, но еще больше молодежи устремлялось за пределы Тамбовщины. Выпускники школ уезжали безвозвратно на учебу и работу «по лимиту» в столицу и другие крупнейшие города СССР. Тысячи молодых выпускников тамбовских военных училищ с молодыми женами уезжали к месту службы. Многие ехали на целину и за «длинным рублем» на Север, на комсомольские стройки и т.п.
В то же время снижалась рождаемость, что характерно для всех стран, переживающих процесс перехода от традиционного общества к современному. В послевоенные десятилетия среднее число детей в обычной тамбовской семье сползло сначала до 2-х и, наконец, до 1,2 ребенка.
В 1979–89 годах наш край «первенствовал» в РСФСР по темпам сокращения населения. На Тамбовщине оно сокращалось в среднем на 5% в год, по Центральному Черноземью – на 0,7%, , а в целом по РСФСР – увеличивалось на 0,7% ежегодно. В начале 1990-х годов общая численность населения области выросла на 4,3 тыс. чел. (0,3%) из-за миграции в Тамбовскую область выходцев из республик бывшего СССР. Однако это не устранило демографическую деградацию региона.
В 2003-2007 годах рождаемость немного повысилась. Но до среднего показателя в 3 ребенка на семью (именно столько необходимо, чтобы численность населения перестала падать и начала хоть чуть-чуть расти) еще очень далеко.
Политические, экономические и социальные кризисы «перестройки» и 1990-х годов усугубили и без того критическую демографическую ситуацию. Уровень жизни основной массы населения в это время резко снизился. Как результат, «помолодела» и смертность. Младенческая смертность выросла в 2 раза; все больше совсем еще нестарых и просто молодых людей (особенно юношей и мужчин) стало погибать от пьянства и наркомании, в несчастных случаях, от рук преступников, от болезней, спровоцированных длительным стрессом.