Во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х годов
1. Промышленность Тамбовщины в середине 60-х – середине 70-х годов.Начавшаяся во второй половине 60-х годов экономическая реформа, которую обычно связывают с именем Председателя Совета Министров А.Н. Косыгина, ускорила развитие экономики области. Переход предприятий на хозрасчет, введение новой системы планирования и материального стимулирования принесли весомые плоды. Очередной, 8-й, пятилетний план по объему производства был выполнен досрочно, в 1970 г. Выпуск промышленной продукции в области увеличился в 1,5 раза, а по предприятиям химической промышленности – почти в 2 раза. Обновились и расширились основные производственные фонды, внедрялись в производство автоматизированные и механизированные линии.
В 70-е годы в качестве одной из главных задач рассматривалось использование достижений НТР и научной организации труда в производстве. На многих предприятиях это позволяло значительно повысить производительность труда. Росли вложения денежных средств в капитальное строительство. Среди новых предприятий, построенных в 70-е годы, были Тамбовская обувная и мебельная, Моршанская камвольная фабрики, завод низковольтной аппаратуры в Рассказове, ряд крупных цехов на уже существующих предприятиях. Возросла энерговооруженность труда рабочих.
К середине 70-х годов удельный вес Тамбовщины в общем объеме производства химического оборудования в РСФСР составил 10%, сахара – 8%, шерстяных тканей – 4%. В то же время промышленность области развивалась медленнее, чем намечалось планом 9-й пятилетки; не полностью удовлетворялся спрос населения на товары широкого потребления.
2. Развитие транспортной сети.В 60-70-е годы большие работы велись на транспорте. Только в первой половине 70-х годов в области удвоилась протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием. Реконструировались железнодорожные пути, станции, внедрялась автоматика.
Заметным явлением стало бурное развитие воздушного транспорта. В 1960-е годы за с. Донское было построено здание аэровокзала. Начались полеты по маршрутам Тамбов–Москва, Тамбов–Воронеж. С постройкой в конце 60-х гг. бетонной взлетно-посадочной полосы и установкой современного радиотехнического оборудования появилась возможность использовать самолеты АН-24. Это позволило существенно расширить географию полетов, так что к 1989 г. Тамбов был связан авиалиниями с 35 городами страны. (фото)
Через Тамбовскую область пролегли трубы крупнейших газо- и нефтепроводов страны. В 1964 г. вошел в строй самый длинный в мире нефтепровод «Дружба», по которому из Татарии идут поставки нефти в Германию, Венгрию, Польшу, Словакию, Чехию, на нефтеперерабатывающие заводы ближнего зарубежья. Три годя спустя был построен сверхмощный газопровод Средняя Азия – Центр, начинающийся в Газли (Туркмения) и заканчивающийся в Москве. В 1983 г. завершилось строительство Тамбовского участка газопровода Уренгой–Помары–Ужгород.
Сооружение газопроводов позволило газифицировать наш край. Первыми получили газ Тамбов (в 1963 г. были газифицированы 5500 квартир), Моршанск, Кирсанов и Котовск. Газифицируются сельские районы. Хотя этот процесс идет неравномерно и сдерживается финансовыми трудностями, газификация является сегодня одной из главных забот областной администрации. (фото)
3. Противоречия индустриального развития области в 1970-е - 1980-е годы.К 1980 г. отраслевая структура областной промышленности существенно изменилась по сравнению с первым послевоенным десятилетием. Значительную долю в ней стали занимать отрасли тяжелой промышленности: машиностроение и металлообработка (28%), химическая и нефтехимическая (16%). Появились совершенно новые подотрасли – приборостроение, электротехническая, средств связи. Все больше предприятий были заняты обслуживанием нужд ВПК.
Вместе с тем местные предприятия в основном специализировались на выпуске полуфабрикатов, комплектующих изделий, не производя ни одного готового автомобиля, трактора, комбайна и т. д. Еще более усилился структурный перекос в сторону отраслей промышленности, производящих средства производства (так называемая промышленность группы «А»). На выпуск предметов потребления к началу 80-х годов приходилось всего 28% производимой в области продукции. Стала обостряться проблема обеспечения населения потребительскими товарами.
Несмотря на ряд достижений, темпы роста промышленного производства за 10-ю пятилетку (1976-1980) были намного ниже плановых. Модернизация и техническое перевооружение промышленности шли далеко не так энергично, как требовалось. Не были выполнены задания по росту производительности труда. Из года в год рос объем незавершенного строительства.
В планах на первую половину 80-х годов главное внимание было обращено на внедрение достижений научно-технического прогресса, совершенствование методов хозяйствования. Этим целям служили комплексные программы интенсификации производства и сотрудничества предприятий с научно-исследовательскими учреждениями, вузами.
В целом за 11-ю пятилетку (1981-1985) было выполнено 3 тыс. заданий, предусмотренных планами развития науки и техники. На работы по техническому перевооружению производства было затрачено в 1,3 раза больше средств, чем в предыдущей 10-й пятилетке. Промышленность освоила выпуск около тысячи наименований новых видов продукции, из них – 120 впервые в стране. Стало уделяться больше внимания производству товаров для населения. В 1980-е годы на предприятиях области было освоено производство радиоприемников, стиральных машин «Цна», электрокофемолок; Тамбовский мебельный комбинат от выпуска шкафов, столов, кресел, перешел к производству наборов мебели. (фото)
Производство основных видов промышленной продукции предприятиями Тамбовской области в натуральном выражении (цветом выделены периоды максимального производства)
Вид продукции | 2 2001 | ||||||
Добыча торфа, тыс. т. | 131,2 | ||||||
Серная кислота, тыс. т. | 20,5 | 36,5 | 369,2 | 525,9 | 421,5 | ||
Минеральные удобрения, тыс. т. | 95,7 | 208,4 | 16,8 | ||||
Синтетические красители, тыс. т. | 1,1 | 3,1 | 6,2 | 9,3 | 14,7 | 8,1 | |
Синтетические смолы и пластмассы, тыс. т. | 23,7 | 24,9 | 10,4 | ||||
Лакокрасочные материалы, тыс. т. | 7,8 | 52,3 | 75,2 | 70,3 | 47,4 | ||
Изделия сборные железобетонные, тыс. куб. м. | 68,2 | 221,7 | 434,4 | ||||
Кирпич строительный, млн. шт. | 29,2 | 33,4 | 194,4 | 123,5 | 238,9 | 56,4 | |
Хромовые кожтовары, млн кв. дм | 0,6 | 1,5 | 11,8 | 37,2 | 54,4 | 72,6 | |
Искусственные мягкие кожи, млн кв. м. | 6,3 | 6,5 | 8,6 | 0,077 | |||
Комбикорма, тыс. т. | 200,4 | 313,1 | 441,5 | 9,3 |