Из истории Тамбовского краеведения

1. Родоначальник Тамбовского краеведения.Изучение истории Тамбовского края началось с середины XIX в. Первым тамбовским краеведом стал местный священник С.А. Березнеговский (1797 – 1868). (Фото ) Он родился в семье дьякона церкви с. Мосоловка, Усманского уезда, учился в Тамбовской духовной семинарии, а затем всю жизнь проработал священником в Тамбовской епархии (портрет). В 50-е годы XIX в. он увлекся краеведением, стал изучать старинные рукописи по истории края и публиковать статьи в тамбовских газетах. Он первым описал события, связанные с основанием города Тамбова, историей кафедрального собора, тамбовской епархии.

Работы первого тамбовского краеведа не носили строго научного характера. Он некритически относился к источникам, часто использовал труды известных российских историков, выбирая оттуда сведения по Тамбовскому краю. Однако статьи С.А. Березнеговского пробуждали у местного населения интерес к своему прошлому, заставляли задумываться, увлекали пытливых юношей историей родного края.

2. И.И. Дубасов, А.Н. Норцов и деятельность Тамбовской губернской ученой архивной комиссии.Продолжил изучение истории Тамбовского края известный историк и педагог И.И. Дубасов (1843 – 1913) (фото). Он, тоже родился в семье священнослужителя, окончил Тамбовскую духовную семинарию, а затем Киевскую духовную академию. С 1867 г. начал свою преподавать историю в Тамбовской духовной семинарии, а затем работал в Александринском институте благородных девиц. С 1884 г. его назначили директором Тамбовского Екатерининского учительского института. Блестящий оратор и педагог, И.И. Дубасов во всех учебных заведениях, где он работал, пользовался неизменной любовью и уважением учащихся и коллег. В 1884 г.он становится председателем Тамбовской губернской ученой архивной комиссии (ТГУАК). Она была создана в числе первых ученых архивных комиссий России с целью сбора, сохранения и изучения архивных документов в русской провинции.

Благодаря заботам И.И. Дубасова Тамбовская ученая архивная комиссия объединила вокруг себя всех любителей тамбовской старины, прежде всего преподавателей местных учебных заведений. Усилиями комиссии была проделана огромная работа по поиску и научной обработке старинных архивов, заложены основы архивного дела в крае. Члены Тамбовской ученой архивной комиссии опубликовали до 1918 г. 58 номеров Известий, где были напечатаны многие прежде неизвестные источники по истории Тамбовской губернии и научные статьи. По объему работы Тамбовская ученая архивная комиссия была одной из самых плодотворных в России.

До 1900 г. неизменным председателем ТГУАК оставался И.И. Дубасов. Им было опубликовано около 150 научных работ. Главным трудом тамбовского краеведа стали шесть томов книги «Очерки из истории Тамбовского края». Историк поставил своей целью изобразить не биографии известных деятелей, а саму народную жизнь. Он считал необходимым условием изучения истории своего края получение «нравственных уроков для современных наших поколений». Очерки написаны живым языком с массой интересных фактов и событий тамбовской старины. Они сразу вызвали оживленное обсуждение как в среде просвещенной местной публики, так и среди российских историков.

После отъезда И.И. Дубасов в 1900 г. из Тамбова в Курск на новое место службы руководителем Тамбовской ученой архивной комиссии стал представитель старинного дворянского рода, отставной военный А.Н. Норцов (1859 – 1922). (Фото ) А.Н. Норцов увлекался историей религий, много путешествовал по свету, писал стихи, прозу, интересовался археологией. Им были обследованы многие памятники старины в Тамбовской губернии, в том числе остатки земляных укреплений XVII в., создана подробная карта археологических памятников. Он начал исследование генеалогии дворянских родов Тамбовской губернии. Не имея систематического университетского образования, А.Н. Норцов обладал живым умом, неплохо владел русским литературным языком. Он много занимался самообразованием, имел одну из самых больших домашних библиотек в Тамбове.

После Октябрьской революции А.Н. Норцов попытался сотрудничать с новой Советской властью в создании государственной архивной службы. Но представления по этому вопросу разошлись с большевисткими и он вынужден был уйти в отставку и вскоре скончался.

3. Развитие тамбовского краеведения в советское время. П.Н. Черменский. После революции, в 1920 г., в Тамбове возникло новое краеведческое общество. Оно первоначально называлось «Общество истории, археологии и этнографии Тамбовского края», а с 1924 г. – «Общество изучения природы и культуры местного края». В состав нового краеведческого общества входили не только любители истории, но и специалисты по экономике, медицине, географии, биологии. Таким образом, была предпринята попытка объединения всех направлений краеведения в одной организации. Руководителями нового общества стали архивист И.М. Катаев, экономист В.Я. Ноаров и историк П.Н. Черменский. Общество проводило съезды краеведов губернии, участвовало в деятельности центральных краеведческих организаций, издавало краеведческую литературу, проводило разнообразные исследования.

Одним из самых ярких представителей нового поколения тамбовских краеведов был П.Н. Черменский (1884 – 1973) (фото). Он родился в семье сельского священнослужителя, начал учиться в Тамбовской духовной семинарии, но, отказавшись от духовной карьеры, поступил в Борисоглебскую гимназию, а затем в Санкт-Петербургский историко-филологический институт. В столице П.Н. Черменский занимался научной работой и одновременно стал сотрудничать с Тамбовской ученой архивной комиссией, опубликовав ряд работ по колонизации Тамбовского края, истории г. Лебедянь. В 1920 г. он переехал в Тамбов, где стал работать как педагог и ученый. Здесь в 1920-е годы вышел ряд научных трудов П.Н. Черменского по истории первой русской революции и сводные работы по истории Тамбовского края. После ареста по ложному обвинению в антисоветской деятельности он десять лет провел в сталинских лагерях.

Позднее П.Н. Черменский преподавал историю в ряде городов, а с 1950 г. вернулся в г. Лебедянь тогда уже Липецкой области. Здесь он провел последние годы жизни, продолжая активную научную деятельность. Вершиной ее стала книга «Прошлое Тамбовского края». В ней он систематизировал все свои многолетние разработки по истории нашего края. Эта книга на долгие годы определила дальнейшее развитие исторического краеведения в Тамбовской области.

В начале 1930-х годов начались сталинские репрессии историков, под которые попали руководители и рядовые члены краеведческих обществ. В 1931 г. в Центральном Черноземье было сфабриковано «дело краеведов», которых обвинили в антисоветской деятельности. Среди Пострадали и тамбовские краеведы. Некоторые из них были арестованы и отправлены в лагеря и ссылки. На долгие годы краеведческие исследования были свернуты и только с начала 1960-х годов изучение истории Тамбовского края начало возрождаться.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Кто считается родоначальником изучения истории Тамбовского края? Что вы узнали об этом человеке?

2. Расскажите о деятельности Тамбовской губернской ученой архивной комиссии.

3. В чем заключался вклад И.И. Дубасова в развитие тамбовского краеведения?

4. Постарайтесь выяснить с помощью взрослых (родных, близких, сотрудников библиотеки) имена современных исследователей-краеведов, занимающихся изучением истории Тамбовского края.

5. Академик Д.С. Лихачев говорил, что краеведение – самый массовый вид науки, которым может заниматься любой желающий. Как вы считаете, могут ли школьники внести свой собственный вклад в исследование страниц прошлого родного края? В чем реально может заключаться этот вклад?

6. Заполните в тетради таблицу «Тамбовские краеведы XIX – первой половины ХХ века»:

Фамилия, имя, отчество исследователя Годы жизни Вклад в изучение истории Тамбовского края
     

§ 2. Как жили наши предки в далеком прошлом

1. Стоянки первобытных людей.Около 70 тысяч лет тому назад климат Центральной Европы резко изменился. Последний мощный ледник стал от­ступать на север. Это позволило человеку начать постепен­ное освоение сначала южных районов нашей страны — Кры­ма, Приазовья, а затем степей и лесов центральной части Восточной равнины. Около 40 ты­сяч лет тому назад поселения людей появились вблизи на­шего края. Как вы уже знаете, этот период археологи называют поздним палеолитом (или древним каменным веком). В это время на территории Европы сложился современный тип человека – кроманьонец.

Одно из поселений древних людей, изученных археологами, находилось на территории нынешней Воронежской области около с. Костенки. Другая стоянка человека эпохи палеолита обнаружена у с. Гагарино в Липецкой области. На таких стоянках люди жили на протяжении нескольких тысячелетий. Главным их занятием была охота на мамонтов —могучих, покрытых буро-рыжей шерстью великанов из семейства слонов ростом до 4,5 м. (Рис. Мамонт)

Для ловли мамонтов человек использовал специальные загоны и ямы-ловушки. Мощной силе зверя и свирепости его нрава люди противопоставляли ловкость, смекалку и кол­лективные действия. Все трудности и опасности такой охо­ты с лихвой восполнялись ее результатами. Громадная туша мамонта давала человеку все необходимое для жизни. Мя­со заготовлялось впрок, шкуру применяли в строительстве жилья, а кости и бивни – для жилища, орудий труда, оружия и различных бытовых поделок.

Кроме охоты, человек занимался собирательством, используя в пищу коренья, различные растения, ягоды, дикие фрукты. Многочисленные находки костяных крючков и гарпунов, а также костей рыб на стоянках говорят и о развитии рыболовства. (иллюстрация)

2. Жилище древнего человека. Археологические раскопки позволяют восстановить облик жилища древнего человека. Оно имело круглую форму около 6 м в диаметре, с очагом для костра и хозяйственными яма­ми. Позднее жилище становится более внушительным: в длину около 30 и ширину 8 м. Крупные кости мамонта ис­пользовали как опорные столбы, а черепа раскладывали по окружности в основании стен. Стены покрывались шкурами убитых животных. (рис. 2189)

Первобытный человек научился беречь природ­ный огонь и добывать его сам. Огонь позволял защитить жилище от дикого зверя, сберечь тепло, приготовить пищу. Он стал другом и незаменимым помощником людей.

Древний человек использовал для изготовленияорудий труда камень, кость и дерево. (Рис. Орудия труда эпохи палеолита). Каменные пластины, ножи, скребки, топоры, наконечники копий, рубила – вот далеко не полный перечень его орудий труда. В ловких и умелых руках они становились инструментом и оружием. Исполь­зуя огонь и орудия труда, люди, объединившиеся в коллектив, выживали в борьбе с силами природы.

С завершением ледникового периода мамонты вымерли и люди переключились на охоту на зверей поменьше: антилоп, лосей, косуль, кабанов. Началось быстрое заселение бескрайних просторов будущей русской равнины.

Хотя археологические памятники древнего каменного века на территории Тамбовской области пока не обнаружены, можно с полной уверенностью утверждать, что около семи тысяч лет тому назад люди уже расселились по бе­регам рек Цна, Воронеж, Ворона, Матыра и их многочислен­ным притокам. Это был период мезолита – среднекаменного века (VIII – VI тыс. до н.э.).

3. Неолит на территории Тамбовского края. С конца VI тысячелетия до н.э. на территории Европейской части нашей страны наступил период неолита (нового каменного века), продолжавшийся до середины II тысячелетия до н.э.. Такое название эпоха получила по новым способам обработки камня. Появились такие приемы как сверление и полировка. С использованием этих приемов изготавливались более разнообразные и удобные, чем прежде, орудия труда. В период неолита был изобретен лук со стрелами, что значительно расширило возможности человека в охоте на небольших зверей и водоплавающую птицу. (Рис. 1).

Мягкий, влажный климат способствовал расширению зоны обитания человека. В первую очередь люди стремились осваивать берега рек вблизи лесов. Это позволяло заниматься охотой, рыболовством, земледелием. Именно в эпоху неолита человек начал переходить от собирательства к земледелию. Земледелие явилось важнейшим достижением людей в эпоху неолита, ступенью перехода от добывающего к производящему хозяйству.

Хотя охота оставалась важным занятием, всё большее значение приобретало скотоводство. Люди одомашнили крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Совершенствовалась и рыбная ловля. Об этом говорят многочисленные находки грузил для сетей. (иллюстрации)

Наиболее известные и изученные памятники неолита находятся в Тамбовском, Моршанском, Мичуринском, Петровском и Кирсановском районах нашей области (карта 1). Одно из самых известных поселений эпохи неолита в нашем крае было открыто известным российским археологом из Москвы М.Е. Фосс в 1950-е годы около с. Тарбеево Мичуринского района. Другое поселение неолита и многих последующих эпох было обнаружено на холме «Голдым» недалеко от с. Малиновка Тамбовского района и изучено в конце 1960-х годов экспедицией под руководством тамбовского археолога Л.И. Чуистовой.

Среди многочисленных находок эпохи неолита часто встречаются разнообразные орудия труда из кремня: тонкие ножевидные пластины, скребки, серпы, наконечники копий и стрел, каменные топоры. Кремневые орудия труда достаточно прочные и надежные; они долгое время служили людям. В эту эпоху была освоена техника сверления и шлифовки камня. С её помощью делались топоры, тесла, долота. Человек мог обрабатывать дерево, изготавливая жилища в виде полуземлянок, лодки, разнообразные деревянные изделия домашнего быта. Лодки выдалбливали из целого ствола крупных деревьев при помощи каменных орудий труда. (иллюстрации)

На поселениях эпохи неолита находят многочисленные кости диких животных и рыб, которые употреблялись в пищу. Это говорит о значительном месте, которое продолжала сохранять охота и рыбная ловля в занятиях населения. Встречаются кости лося, кабана, косули, медведя, волка, лис, куницы, зайца, бобра, утки, а также щук, карася, окуня, линя, плотвы и других рыб.

В эпоху неолита стало распространяться ткачество и прядение. На многих селищах этого времени встречаются находки пряслиц: небольших глиняных или каменных кружочков с отверстием посередине. Пряслица одевались на веретено при изготовлении пряжи, придавая ему устойчивое и равномерное вращение.

На поселениях в большом количестве находят фрагменты различных глиняных сосудов. Сосуды лепили вручную, в глину для прочности добавляли песок и тертые речные раковины. Затем их обжигали в специальных печах. Посуду покрывали орнаментом в виде ямочек, насечек, «гребенки», прочерченных линий. (Рис. 1.5). Орнамент покрывал посуду от венчика до дна, что улучшало обжиг. Эта посуда использовалась для приготовления и хранения пищи.

Неолитом завершился каменный век и эпоха добывающего хозяйства. Человек постепенно переходил к производящему хозяйству.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. К какому времени, судя по археологическим данным, относится появление древнейшего человека на территории Восточно-Европейской равнины? Где обнаружены ближайшие к Тамбовской области стоянки первобытных людей этого периода?

2. Постарайтесь перечислить, что позволило людям выжить в борьбе с природой в суровых условиях палеолита?

3. Найдите на карте места древнейших поселений эпохи неолита, обнаруженных археологами в Тамбовской области. Что могут рассказать о жизни первобытных людей обнаруженные здесь находки?

4. В чем заключались главные изменения в жизни человеческого общества, произошедшее в эпоху неолита?

5. Начните заполнение таблицы «Прошлое Тамбовского края по данным археологических раскопок».

Археологический период Хронологические рамки Археологические культуры на территории Тамбовской области Основные археологические памятники: тип (поселение, погребение и т.п.), место расположения Предметы, находимые археологами Занятия людей
           

Бронзовый век

1. Поселения эпохи бронзового века на территории Тамбовщины.В конце III тысячелетия до нашей эры на Европейской части нашей страны началась новая эпоха – бронзовый век. Она была связана с началом изготовления орудий труда и хозяйственных предметов из бронзы – сплава олова и меди. Появление металлических орудий труда расширило возможности человека, позволило проводить сложные и трудоемкие работы. Однако в это время многие орудия труда и вещи на территории будущей Тамбовской области продолжали изготавливаться из камня как более распространенного материала (Рис. 1.4)

Мы не знаем, как называли себя народы, населявшие районы лесостепи в эту эпоху. Учёные называют их по археологическим культурам.[1]

В раннем бронзовом веке на территории лесостепной полосы существовали: катакомбная культура (начало II тыс. до н.э.), затем абашевская(середина II тыс. до н.э.) и в эпоху позднего бронзового века – срубная культура (вторая половина II тыс. до н.э.). Из археологических памятников этой эпохи наиболее типичными являются поселения, где постоянно жили люди, и могильные насыпи – курганы, в которых совершались родовые захоронения умерших. Кто были эти люди, чем они занимались, как исчезли? Не на все эти вопросы мы можем сейчас дать четкий ответ. И все же археологические раскопки позволяют решить не­мало загадок прошлого. (фото Голдымского холма)

Стоянка «Голдым».Недалеко от села Малиновки Тамбовского района, на кру­том берегу Цны, находится стоянка древнего человека, получившая у археологов название «Голдым». Она занимала самую оконечность длинного речного мыса. Со всех сто­рон её защищали высокие берега или деревянные укрепления. Это место служило стоянкой для человека на протяжении длительного времени. Люди жили здесь свыше 3 тысяч лет. Археологи раскопали и изучили основную часть стоянки – землянку для большой семьи эпохи бронзового века.

Перикса и Бокино. ( Фото Раскопки с. Бокино). Около сел Перикса и Бокино под Тамбовом также были обнаружены поселения человека эпохи бронзового века. На поселениях была вскрыта землянка площадью в 135 кв. метров. Находки состояли из керамики, костяных и бронзовых орудий труда, пряслиц, точильных камней, кремневых наконечников стрел, литейных форм, оружия. Все они относились к абашевской и срубной культурам.

Люди продолжали жить около берегов больших и малых рек, недалеко от леса. Реки служили источниками воды и рыбной ловли, а лес давал строительные материалы и позволял заниматься охотой и собирательством. Жилищем для человека служили землянки и полуземлян­ки. Они имели круглую или овальную форму с плотно утрам­бованным глиняным полом, были достаточно большими по размерам. В таких жилищах сразу проживало несколько семей. Внутри землянки располагался очаг для костра, хозяйственные ямы. Стены сооружались из плетня или бревен, крыши делались двухскатными, а их опорами служили столбы. Около жилья размещались хозяйственные постройки. (иллюстрации)

2. Занятия населения.Главными видами деятельности людей, населявших территорию Тамбовской области в эпоху бронзы, оставались охота, рыбная ловля, собирательство, скотоводство и земледелие. (Рис. 1.1 Кремневые наконечники стрел; Рис. 006. 2. Наконечник кропья). Охотились на диких зверей: лосей, кабанов, медведей, зайцев, бобров, а также водоплавающих птиц. Рыбу ловили костяными крючками, бреднями, сетями.

Постепенное развитие животноводства, одомашивание зверей значительно изменили жизнь человека. Люди получили запас ценных продук­тов питания. Стада коров, овец, лошадей, свиней становились собственностью, что способствовало выделению родовой верхушки. Широкое развитие получило земледелие. Об этом говорят многочисленные находки орудий труда: каменные зернотёрки, кремневые и бронзовые серпы, массивные ножи-косари для рубки леса. (Рис. (Рис. 006. 3 Серп) Выращивали местные жители ячмень, просо, полбу[2], рожь.

Мужчина потеснил женщину в общественной жизни семьи. Развилась патриархальная семья с родством по мужской линии и мужчиной во главе семьи.

Человек овладел лепкой посуды. Ее изготовляли из сырой глины и затем обжигали на кострах. В домашний быт вошли горшки, блюда, плошки. Некоторые сосуды имели отверстия для подвешивания на веревке. В них хранили сухую пищу. Керамика покрывалась специальным орнаментом. (Рис. 003. 1-2)

Каждое племя и народ имели свои устойчивые традиции в нанесении орнамента. Так, для племен катакомбной культуры был характер орнамент в виде прямых и изогнутых веточек, уложенных треугольником и гребенчатый штамп в виде елочки. У племен абашевской культуры преобладал орнамент в виде ромбов, перемежающихся с крестовидными линиями, а также ряды прочерченных прямых и волнистых линий или треугольников. У племен срубной культуры орнамент становится более простым: в виде насечек, вдавлин, лунок и бороздок.

Люди продолжали обрабатывать древесину, кость, кожу. Развивалась обработка металла. Для этого применяли набор литейного производства, при помощи которого изготовляли разнообразные мужские и женские украшения, оружие, не­которые предметы домашнего обихода. (Рис. 003. 3 – 4)

Получило развитие ткачество из шерсти и волокна дикой конопли. Люди стали носить одежду из тканей ярких цветов, украшали её бахромой, тесьмой, бусами. Изготавливалась удобная кожаная обувь.

3. Курганы.Десятки отдельных или групповых курганов разбросаны по всей Тамбовской области (Рис. ). Местное населе­ние до сих пор хранит массу историй и легенд, связанных якобы с кладами разбойни­ков. Они действительно являются кладами, но хранят богат­ства научные.

Курган — это надмогильный холм, место обитания умерших. Как считали древние, высота кургана по­могала душам быстрее перебраться на небо к богам. Поэто­му размеры кургана зависели от знатности умершего, его по­ложения в обществе. В могилу клали вещи необходимые покойному в загробной жизни: бытовые предметы, оружие, украшения и специальные ритуальные изделия. В курганах встречаются образцы глиняной посуды. Их клали в могилу к умершему вместе с пищей, чтобы его душа не голодала во время пути в загробный мир. Большинство курганов на территории Тамбовской области относятся к эпохе среднего и позднего бронзового века (первая половина II тыс. до н. э.).

Курганы Тамбовской области изучены еще недостаточно имногие из них ждут своих исследований. Их первые научные описания сделали ещё сотрудники Тамбовской ученой архивной комиссии, а затем изучение было продолжено во второй половине XX в. воронежскими и тамбовскими археологами. На сегодняшний день известно более 400 курганных захоронений, из которых полностью исследованы только несколько десятков.

Староюрьевские курганы. Первые профессиональные раскопки курганов в Тамбовской области были произведены в 1970 г. око­ло с. Староюрьево экспедицией воронежских археологов под руководством А.Д. Пряхина и А.Т. Синюка. Она провела рас­копки трех курганов. В одном из них обнаружено погребение воина-колесничего, захо­роненного свыше 3 тысяч лет тому назад. В могилу воину соплеменники положили: кремневый и два костяных наконечника стрел, бронзовый нож, большой глиняный горшок. (Рис. 005. 2. Бронзовый нож). Важной для науки находкой стали два костяных псалия – части конской упряжи. Украшенные красивым орнаментом с отверстием посередине для крепления удил, они использовались в боевой колеснице. Остатки колесницы, вероятно, также лежали в кургане. Большое количество оружия в курганах говорит о враждебном отношении местных племен к своим соседям, о постоянных военных стычках.

(Рис. Конск. Упряж – Боевая колесница кочевников. Эпоха бронзового века. Рис. 006. 4 псалия)

На протяжении более чем 10 лет, с 1988 по 1998 годы, археологическая экспедиция Тамбовского государственного университета и Тамбовского областного краеведческого музея под руководством Н.Б. Моисеева проводила раскопки курганов в Первомайском, Тамбовской, Пичаевском и Жердевском районах. Здесь были изучены 16 памятников эпохи поздней бронзы. (иллюстрации)

На окраине с. Пичаево (Жердевский р-он) был вскрыт курган с 10-ю погребениями и жертвенником. В первой могиле находился скелет мужчины ростом до 190 см; погребальный инвентарь с костяными псалиями, костяной лопаткой. Дисковидные псалии имели орнамент, напоминающий подобные находки под Староюрьевым. Жертвенник представлял собой округлую яму диаметром около 1 м. с остатками костей и черепов лошадей и, возможно, коровы. В других могилах встречались костные остатки мужских и женских скелетов, фрагменты лепных сосудов с орнаментами. Погребальный обряд с жертвой – животных характерная черта абашевской культуры. Сначала производилось первое основное погребение, а все последующие были «впускными», то есть делались позже.

В Жердевском районе были раскопаны парные курганы около с. Туголуково. Некоторые из них относились к эпохе бронзового века, другие – к железному веку. В курганах абашевской и средне-донской срубной культур встречались захоронения с керамикой, бронзовые ножи, подвески и другие предметы быта и хозяйственной деятельности. Из погребального инвентаря встречались фрагменты керамики, глиняная курильница, железный нож. Группа курганов из 25 насыпей была обнаружена и частично раскопана на окраине г. Жердевка. Здесь встречались захоронения сарматских воинов с серебряным перстнем и пряжкой от пояса, железные наконечники стрел, ножи и глиняная посуда.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Что такое «археологическая культура»? Назовите основные археологические культуры, существовавшие на территории Тамбовской области в эпоху бронзового века.

2. Ведя речь о древнейшем периоде истории Тамбовщины, ученые предпочитают не говорить о конкретных народностях. Чем это объясняется?

3. Что представляют собой курганы, существующие на территории Тамбовской области? Какой интерес для ученых-историков заключается в их изучении?

4. Сравните занятия, образ жизни людей, населявших Тамбовщину в эпоху бронзы и в предшествующий период неолита. В чем можно обнаружить сходство, а в чем – отличие?

5. Определите по карте, где были обнаружены ближайшие к вашему населенному пункту археологические памятники эпохи бронзы?

6. Есть мнение, что племена, обитавшие на территории Тамбовской области в эпоху бронзы, вели достаточно воинственный образ жизни. Попробуйте подтвердить или опровергнуть этот вывод на основании данных археологических раскопок.

7. Продолжите заполнение таблицы «Прошлое Тамбовского края по данным археологических раскопок» (см. § 2).

Ранний железный век

1. Расселение племен городецкой культуры.В период раннего железного века (VI век до н.э. – V век н. э.) на территории Тамбовской области проживали племена Городецкой культуры. Впервые городища этих племен открыл в конце XIX в. в Рязанской области известный русский археолог В.А. Городцов. Они относились к угро-финской языковой группе народов и занимали большую территорию леса и лесостепи. Общность племен городецкой культуры сложилась на основе предшествующих местных племен.

В этот период местные племена час то враждовали со своими кочевыми соседями скифами и сарматами. Поэтому большинство поселений племен городецкой культуры представляли собой небольшие укрепленные городки, окруженные системой рвов, валов и деревянных укреплений. Поселения Городецкой культуры обнаружены в Тамбовской области около сел Горелое, Трегуляй (Тамбовский р-он), Кулеватово (Сосновский р-он), Давыдово (Моршанский р-он). В большом количестве здесь встречаются орудия труда и оружие из железа. Его научились добывать из болотной и озерной руды, в изобилии имевшейся в окрестностях.

Поселения занимали высокие берега рек и имели хорошую естественную защиту. Обычно рядом с поселениями имелся источник свежей питьевой воды. Такие небольшие крепости служили серьезной преградой для противника.

Типичными городищами эпохи раннего железного века считаются поселения у с. Горелое и «Пчеляй» около с. Отъяссы (Сосновский р-он). Они схожи по внешнему виду. Рядом с городищем протекала р. Цна и поднимался высокий обрывистый берег до 15 – 20 м. высотой. Атака противника с этого места была невозможной, и поэтому городище имело здесь лишь невысокую деревянную ограду. Основную часть городища окружала двойная линия вала. Первый вал высотой до 1,5 м. дугой огибал поселения с лесной стороны, откуда можно было ожидать противника. На валу находилась деревянная стена в виде тына из заостренных бревен. Рядом с валом располагался неглубокий ров до 1м. глубины и шириной до 3 м. Несколько дальше проходила вторая внешняя линия вала. На валах устанавливались деревянные въездные ворота с подъемными мостами. Такие крепости могли длительное время выдерживать осаду возможного противника.

Люди племен Городецкой культуры жили в землянках и полуземлянках в форме круга, квадрата или прямоугольника. Полы, как и в предшествующие эпохи, утрамбовывали и обмазывали глиной. В центре землянок размещался каменный очаг, вдоль стен находились земляные или деревянные нары.

2. Хозяйственная деятельность. На территории городищ археологи находят орудия труда и оружие из железа. Железо дало жизнь кузнечному ремеслу. Выплавка железа проходила сыродутным способом, а готовые изделия обтачивали каменными плитками-точилами. На городищах наидены куски шлака, глиняные тигли, льячки для расплавленного металла, формочки. Из металлических изделий находили железные ножи, наконечники стрел, шила, пешни и др. (рисунки)

Изменилась техника орнамента глиняной посуды. Сами сосуды изготавливались путем ручной лепки и последующего обжига в печах. В обиходе были кухонные горшки, миски, плошки. Орнамент наносился в виде сеточек, рогожки или ячеек. Наиболее поздним являлся рогожный орнамент, который сохранился до первых веков н.э. Весь сосуд от венчика до донышка покрывали сплошным набором орнамента.

Племена городецкой культуры обрабатывали кожи, которая шла на одежду и обувь, а также кости и рог, из которого делались бусы, пластины и проколки.

Охота и рыболовство продолжали оставаться важнейшими занятиями местного населения. Поэтому наконечники стрел, гарпуны, рыболовные грузила, крючки сохранились в слоях городецких поселений.

Быстро развивалось животноводство, которое давало более надежные источники мяса и молока. Среди разводимых животных встречались овцы, свиньи, лошади, коровы. Большое значение скотоводство имело при обмене в межплеменных связях. О развитии бортничества – добычи мёда диких пчёл, говорят находки специальных инструментов: долот, ножей, пешен, которые использовались для выемки мёда из дупел бортных деревьев.

У племен городецкой культуры земледелие получило меньшее, по сравнению с животноводством, развитие. Однако находки каменных и металлических мотыжек, пестов, зернотерок, жерновов, серпов говорят о наличии земледельческих занятий.

Гораздо интенсивней развивалось ткачество из шерсти. Развитие животноводства, особенно овцеводства, способствовало его дальнейшему распространению. Об этом говорят многочисленные находки пряслиц – глиняных грузиков. Потребности в одежде в большой мере обеспечивали тканями из растительного волокна (лен и конопля).

Орнамент на пряслицах играл несколько функций. Одной из них была ритуальная. Часто на пряслица наносился лучевидный орнамент или так называемый солярный знак. Символ солнца надолго попал на различные предметы, в том числе и на более позднюю керамику.

Многие предметы племен Городецкой культуры раскрывают черты быта местного населения от характера труда до детских игр.

3. Скифы и сарматы. В пределах Тамбовской области встречаются предметы, принадлежавшие соседними с «городцами» народам. Такими были скифские племена, занимавшие огромные пространства южной степи. Скифские племена появились в Придонье в IV в. до н.э. и создали громадную по тому времени державу. Скифы были кочевниками, постоянно перемещались по степи. Свирепые скифские воины наводили страх и ужас на своих соседей, а их оружие весьма ценилось у современников, и его часто можно было встретить у разных соседних народов. (Изображения скифов)

Скифские предметы, как и другие знаки скифской культуры, встречаются в различных местах Тамбовского края. На многих городецких поселениях попадается керамика с характерным скифским орнаментом в виде защипов, налепов, врезок и вдавлинок. Многие образцы оружия местных племен использовали скифские традиции. Сюда относятся трёхгранные наконечники стрел из поселения Голдым, находки скифских мечей-акинаков длиной до 26,5 см. (Рис. 005. 5-6. Меч-акинак).

В VII – IV веках до н.э. между Доном и Уралом проживали сарматские племена. Они были близкими к скифам народом и по свидетельству греческого историка Геродота говорили с ними на одном языке «но издревле искаженном». Сарматы первоначально выступали вместе со скифами против общих врагов, но со временем перешли на правый берег Дона и опустошили значительную часть Скифии. Господство сарматов в южнорусских степях продолжалось до III в. н.э. В основе хозяйственной деятельности сарматов лежало кочевое скотоводство. Они разводили лошадей и овец. (Рис. Баба скиф. Курган в степи)

О связях племен Городецкой культуры с сарматами говорят находки темных лощеных сосудов на поселениях Голдым, Горелое и ряде местных курганов. Найдены и типичные сарматские листовидные стрелы с овальным отверстием. Такие стрелы в полете издавали характерный свист, приводя в трепет противника. На территории Тамбовской области неоднократно встречались сарматские изделия. Так, в Жердевском районе были обнаружены сарматский меч и кинжал. (Рис. 006. 1. Сарматский меч).

(Рис. 3. 1,2, 6, 7,8; Рис. 4)

Разнообразные связи поддерживали Городецкие племена со своими северными соседями – племенами Дьяковской культуры, которые занимали огромные просторы Волжско-Окского междуречья.

Таким образом, городецкие племена имели тесные контакты со своими соседями, перенимая у них более совершенную технологию производства, прежде всего, оружия, посуды и бытовых предметов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Составьте план рассказа о племенах городецкой культуры.

2. Чем объяснялся выбор места и устройство поселений племен городецкой культуры?

3. Назовите основные хозяйственные занятия племен городецкой культуры. На основании чего ученые делают выводы о распространении этих занятий?

4. Что вам известно о скифах и сарматах? Какое отношение они имеют к истории Тамбовского края?

5. Продолжите заполнение таблицы «Прошлое Тамбовского края по данным археологических раскопок» (см. § 2).

Цнинская мордва

1. Происхождение и расселение мордовского народа. В VI—VII веках нашей эры на территории нашего края сформировалась новая народность – мордва. Ее предками были местные племена городецкой культуры. Название «мордва», возможно, имеет ирано-язычную основу и происходит от слова «мурдь» – мужчина. (Якобы так называли себя мордовские воины и торговцы, попадавшие в восточные страны).

Мордва относилась к крупной финно-угорской языковой группе племен, куда входили также мурома, меря, мещёра, финны и многие

Наши рекомендации