Часть i. тамбовский край до конца xviii в.
Оглавление
НАША МАЛАЯ РОДИНА
Часть I. Тамбовский край до конца XVIII в.
§ 1. Из истории Тамбовского краеведения
§ 2. Как жили наши предки в далеком прошлом
§ 3. Бронзовый век
§ 4. Ранний железный век
§ 5. Цнинская мордва
§ 6. Тамбовский край в XI-XIII вв.
§ 7. Рязанское пограничье в XIV – начале XVI веков
§ 8. Заселение Тамбовского края русскими во второй половине XVI – начале XVII веков
§ 9. Тамбовский край на страже южных рубежей Русского государства
§ 10. Освоение Тамбовского края в XVII в. Быт и занятия местного населения
§ 11. Христианство на территории Тамбовского края до конца XVII в.
§ 12. «Бунташный век» на Тамбовщине
§ 13. Тамбовский край в первой половине XVIII в.
§14. Тамбовский край во второй половине XVIII в.
§ 15. Наместник Тамбовского края Г. Р. Державин
§ 16. Тамбовская епархия в XVIII в.
§ 17. Народный быт XVII-XVIII веков.
Часть II. Тамбовская губерния в 1796 – 1917 годах
§ 18. Окончательное заселение Тамбовского края в конце XVIII – первой половине XIX веков.
§ 19. Хозяйственная жизнь края
§ 20. Расцвет крепостного права
§ 21. Города и горожане
§ 22. На службе губернии и России
§ 23. Тамбовский вклад в русскую культуру
§ 24. Отмена крепостного права
§ 25. Правители губернии и общественные деятели
§ 26. Труд, быт и культура свободных крестьян
§ 27. «Оскудение» тамбовского дворянства
§ 28. Развитие промышленности, торговли и транспорта
§ 29. Фабриканты, рабочие, ремесленники
§ 30. Облик городов
§ 31. Тамбовские революционеры
§ 32. Революция 1905-1907 годов в Тамбовской губернии
§ 33. Тамбовская епархия в XIX – нач. XX веков
§ 34. Культурная жизнь
Часть III. Тамбовщина в период с 1917 года до современности
§ 35. Первая мировая война и Февральская революция 1917 года
§ 36. Нарастание революционного кризиса
§ 37. Большевики приходят к власти
§ 38. Сползание к гражданской войне
§ 39. Тамбовский край в годы Гражданской войны
§ 40. Крестьянское восстание под предводительством А.С.Антонова
§ 41-42. Наш край в 1920-е – 1930-е годы
§ 43. Боевой вклад Тамбовщины в борьбу с немецко-фашистскими оккупантами (1941 – 1 945 годы)
§ 44-45. Экономика и общество Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны
§ 46. Трудные послевоенные годы (1945-1953 годы)
§ 47. Социально-экономическое развитие Тамбовской области в середине 1950-х – середина 1960-х годов
§ 48. Экономика Тамбовской области во второй половине 60-х – первой половине 80-х годов
§ 49. Общество и власть в 1950-е – 80-е годы
§ 50. Культурное развитие Тамбовского края в 50-80-е годы.
§ 51. Социально-демографическое развитие Тамбовского края от революции 1917 года до наших дней.
§ 52. Общественно-политическое развитие и культурная жизнь Тамбовщины на современном этапе
§ 53. Социально-экономическое развитие Тамбовщины на рубеже XIX-XX веков
Учебник предназначен для изучения курса исторического краеведения в 7-9-м классах. Ондолжен помочь ученикам не только познакомиться с историей как наукой, некоторыми важными историческими событиями и процессами, но и проследить их в прошлом своей малой Родины, узнать о главных явлениях истории Тамбовского края. Наше прошлое сложилось из героических, трагических и просто будничных страниц, связанных с именами известных политических, общественных, военных, религиозных деятелей, ученых, писателей, музыкантов, художников, а самое главное с повседневнымтрудом, бытом, культурой простых людей. Все эти люди оставили заметный след в становлении особого характера нашего края, его лица. Знатьисторию родного края необходимо. Знание прошлого – залог чувства гордости за дела наших предков, восприятия их мыслей и поступков, кляч к пониманию дня нынешнего.
НАША МАЛАЯ РОДИНА
Тамбовский край — часть русской земли в самом ее центре, неповторимый островок России. Радуют сердце и взгляд человека тихая, ласковая Цна, верткая и быстрая Ворона, покрытый голубоватой дымкой мощный Цнинский лес и бескрайние полевые просторы с высокими колосьями хлебов. Главным природным богатством Тамбовщины прежде слыли тучные, жирные черноземы. В древние времена их толщина достигала полутора метров. Они давно манили человека, становились местом его напряженного труда. Умеренный климат, немалое число рек, богатых рыбой и водоплавающей птицей, степей и лугов, покрытых сочными травами, лесов с изобилием зверя - все это создавало удобные условия для жизни людей. Многие племена и народы видела тамбовская земля. Одни из них прошли, не оставив заметного следа, другие же по хозяйски располагались здесь, осваивая дикие степи и леса.
История нашего края полна различными событиями. Это и героический быт первых поселенцев, воинов и земледельцев одновременно, и тяжелый крестьянский труд, и печать крепостного права, угнетавшего тело и душу русского человека. Это и подъем свободного труда и новых противоречий во второй половине XIX - начале XX вв. и непростое славное и трагичное Советское время. Не раз Тамбовский край становился местом кровавых столкновений крестьян и помещиков, простого народа и властей. Рождались и действовали на Тамбовской земле и разные поколения российских революционеров: декабристы, народники, эсеры, большевики. Но им не удавалось повести за собой многих. Если наши люди и поднимались на борьбу за облегчение жизни, то делали это сами.
История края вобрала в себя время спокойного развития, размеренного труда,тихой захолустной жизни и времена бурных потрясений. В итоге сложился особый характер тамбовчанина, который сочетал в себе спокойность и рассудительность с готовностью к решительным и самоотверженным действиям, когда этого требовала обстановка в стране или родном крае. Он частенько брался за топор или винтовку, защищая свое право на свободу, землю и собственность, борясь, как ему казалось, за справедливую жизнь. Прозванный «тамбовским волком» за смелость, хитрость и хищную повадку, за решительность и предприимчивость, тамбовский житель никогда не прощал обидчика и всегда мог постоять за себя. Независимый нрав тамбовчанина часто толкал его на столкновения с властями, которые обычно кончались для наших земляков трагично. Когда на Россию нападали враги, тамбовские парни и мужики, а бывало девушки и женщины, смело и честно шли на войну и героически защищали Родину.
Наш край известен не только бунтарями и героями. Благодаря упорному и честному труду тамбовчан наша область славилась и славится в России окороками, мичуринскими яблоками и рассказовским сукном, моршанскими табаками и котовскими неваляшками, жердевским и никифоровским сахаром, и многими плодами работы местных мастеров. Но всё же исторической природной основой богатства нашего края был плодороднейший чернозем. На нем основывалась деятельность местного населения, так или иначе связанная с выращиванием хлеба. Тамбовский хлеб с начала XVIII в. регулярно поставлялся в центр России, а затем вывозился за границы нашей страны.
Разные стороны истории Тамбовского края отразились в названиях населенных пунктов и других географических мест. Сменились десятки поколений людей, менялась природа и облик местности, стиралась человеческая память, но эти слова, однажды обозначавшие реку, урочище, не менялись, оставаясь точными знаками очень далекого прошлого. Много названий связано с мордовскими племенами, издревле жившими в наших краях. К ним, например, относятся названия с частицей ША на конце. Это реки Керша, Мокша, Ракша, Вопша. Так, река Керша, один из притоков Цны, имеет мордовский корень — «кёр», что значит «разделяющий». Река действительно в своих верховьях разделяет лес и степь.
Название главной реки Тамбовской области Цны, по мнению одних ученых, переводится с мордовского языка как «илистая, тинистая, пахучая». Другие считают, что «Цна» – изменение старого славянского слова «десна», «дсна» – «равая», так как Цна – правый приток Оки.
Интересно происхождение названия города Тамбова. Его сначала собирались заложить на слиянии реки Липовицы с Цной «напротив крайней мордовской деревни Тонбов». Эта деревушка стояла па реке Тонбов (ныне Лесной Тамбов). «Тонба» по-мордовски означает «омут, топкий».
Немало названий относится к тюркскому языку кочевников, многие столетия время от времени приходивших в тамбовские степи. В народе эти слова обычно называют татарскими. Например, наименование села Балыклей Инжавинского района имеет происхождение от татарского слова «балык» — «рыба». Река Битюг на юге нашей области получила свое название от слова «биту», которое у кочевников имело значение «верблюд». С языком кочевников связаны еще две речки, протекающие в южной части Тамбовщины: приток Вороны Малая Алабушка — от слова «алабуга» — «окунь», приток Битюга Чамлык — от слова «чамла» или «тамла» — сосна.
Много названий связано со славянскими и русскими переселенцами. Некоторые из них появились в период первого проникновения славян в западную часть области еще до нашествия монголо-татар, другие возникли с XVII в. и более позднего времени. Часть из них связана с прозвищем первых поселенцев или владельцев сел, деревень, городов. Например, город Кирсанов получил название по первому поселенцу Хрисанфу (Кирсану) Зубакину. Село, ныне город Рассказово — по крестьянину Степану Рассказову, пришельцу из села Мокша на севере тамбовской земли. По именам хозяев названы села Арапово, Воронцовка, Гагарино, Мордово, Шереметьево и другие. Известное село Бокино возникло в 1648 г. при переселении бывших мордовских крестьян сел Тонбов и Вижавино на правый берег Цны и перевода их в сословие казаков. В числе переселенцев было немало лиц с прозвищем Бойкины, которые и дали название селу. Наименования сел Пушкари, Стрельцы, Донское, Полковое, Солдатское рассказывают о воинском прошлом их первых жителей.
Бронзовый век
1. Поселения эпохи бронзового века на территории Тамбовщины.В конце III тысячелетия до нашей эры на Европейской части нашей страны началась новая эпоха – бронзовый век. Она была связана с началом изготовления орудий труда и хозяйственных предметов из бронзы – сплава олова и меди. Появление металлических орудий труда расширило возможности человека, позволило проводить сложные и трудоемкие работы. Однако в это время многие орудия труда и вещи на территории будущей Тамбовской области продолжали изготавливаться из камня как более распространенного материала (Рис. 1.4)
Мы не знаем, как называли себя народы, населявшие районы лесостепи в эту эпоху. Учёные называют их по археологическим культурам.[1]
В раннем бронзовом веке на территории лесостепной полосы существовали: катакомбная культура (начало II тыс. до н.э.), затем абашевская(середина II тыс. до н.э.) и в эпоху позднего бронзового века – срубная культура (вторая половина II тыс. до н.э.). Из археологических памятников этой эпохи наиболее типичными являются поселения, где постоянно жили люди, и могильные насыпи – курганы, в которых совершались родовые захоронения умерших. Кто были эти люди, чем они занимались, как исчезли? Не на все эти вопросы мы можем сейчас дать четкий ответ. И все же археологические раскопки позволяют решить немало загадок прошлого. (фото Голдымского холма)
Стоянка «Голдым».Недалеко от села Малиновки Тамбовского района, на крутом берегу Цны, находится стоянка древнего человека, получившая у археологов название «Голдым». Она занимала самую оконечность длинного речного мыса. Со всех сторон её защищали высокие берега или деревянные укрепления. Это место служило стоянкой для человека на протяжении длительного времени. Люди жили здесь свыше 3 тысяч лет. Археологи раскопали и изучили основную часть стоянки – землянку для большой семьи эпохи бронзового века.
Перикса и Бокино. ( Фото Раскопки с. Бокино). Около сел Перикса и Бокино под Тамбовом также были обнаружены поселения человека эпохи бронзового века. На поселениях была вскрыта землянка площадью в 135 кв. метров. Находки состояли из керамики, костяных и бронзовых орудий труда, пряслиц, точильных камней, кремневых наконечников стрел, литейных форм, оружия. Все они относились к абашевской и срубной культурам.
Люди продолжали жить около берегов больших и малых рек, недалеко от леса. Реки служили источниками воды и рыбной ловли, а лес давал строительные материалы и позволял заниматься охотой и собирательством. Жилищем для человека служили землянки и полуземлянки. Они имели круглую или овальную форму с плотно утрамбованным глиняным полом, были достаточно большими по размерам. В таких жилищах сразу проживало несколько семей. Внутри землянки располагался очаг для костра, хозяйственные ямы. Стены сооружались из плетня или бревен, крыши делались двухскатными, а их опорами служили столбы. Около жилья размещались хозяйственные постройки. (иллюстрации)
2. Занятия населения.Главными видами деятельности людей, населявших территорию Тамбовской области в эпоху бронзы, оставались охота, рыбная ловля, собирательство, скотоводство и земледелие. (Рис. 1.1 Кремневые наконечники стрел; Рис. 006. 2. Наконечник кропья). Охотились на диких зверей: лосей, кабанов, медведей, зайцев, бобров, а также водоплавающих птиц. Рыбу ловили костяными крючками, бреднями, сетями.
Постепенное развитие животноводства, одомашивание зверей значительно изменили жизнь человека. Люди получили запас ценных продуктов питания. Стада коров, овец, лошадей, свиней становились собственностью, что способствовало выделению родовой верхушки. Широкое развитие получило земледелие. Об этом говорят многочисленные находки орудий труда: каменные зернотёрки, кремневые и бронзовые серпы, массивные ножи-косари для рубки леса. (Рис. (Рис. 006. 3 Серп) Выращивали местные жители ячмень, просо, полбу[2], рожь.
Мужчина потеснил женщину в общественной жизни семьи. Развилась патриархальная семья с родством по мужской линии и мужчиной во главе семьи.
Человек овладел лепкой посуды. Ее изготовляли из сырой глины и затем обжигали на кострах. В домашний быт вошли горшки, блюда, плошки. Некоторые сосуды имели отверстия для подвешивания на веревке. В них хранили сухую пищу. Керамика покрывалась специальным орнаментом. (Рис. 003. 1-2)
Каждое племя и народ имели свои устойчивые традиции в нанесении орнамента. Так, для племен катакомбной культуры был характер орнамент в виде прямых и изогнутых веточек, уложенных треугольником и гребенчатый штамп в виде елочки. У племен абашевской культуры преобладал орнамент в виде ромбов, перемежающихся с крестовидными линиями, а также ряды прочерченных прямых и волнистых линий или треугольников. У племен срубной культуры орнамент становится более простым: в виде насечек, вдавлин, лунок и бороздок.
Люди продолжали обрабатывать древесину, кость, кожу. Развивалась обработка металла. Для этого применяли набор литейного производства, при помощи которого изготовляли разнообразные мужские и женские украшения, оружие, некоторые предметы домашнего обихода. (Рис. 003. 3 – 4)
Получило развитие ткачество из шерсти и волокна дикой конопли. Люди стали носить одежду из тканей ярких цветов, украшали её бахромой, тесьмой, бусами. Изготавливалась удобная кожаная обувь.
3. Курганы.Десятки отдельных или групповых курганов разбросаны по всей Тамбовской области (Рис. ). Местное население до сих пор хранит массу историй и легенд, связанных якобы с кладами разбойников. Они действительно являются кладами, но хранят богатства научные.
Курган — это надмогильный холм, место обитания умерших. Как считали древние, высота кургана помогала душам быстрее перебраться на небо к богам. Поэтому размеры кургана зависели от знатности умершего, его положения в обществе. В могилу клали вещи необходимые покойному в загробной жизни: бытовые предметы, оружие, украшения и специальные ритуальные изделия. В курганах встречаются образцы глиняной посуды. Их клали в могилу к умершему вместе с пищей, чтобы его душа не голодала во время пути в загробный мир. Большинство курганов на территории Тамбовской области относятся к эпохе среднего и позднего бронзового века (первая половина II тыс. до н. э.).
Курганы Тамбовской области изучены еще недостаточно имногие из них ждут своих исследований. Их первые научные описания сделали ещё сотрудники Тамбовской ученой архивной комиссии, а затем изучение было продолжено во второй половине XX в. воронежскими и тамбовскими археологами. На сегодняшний день известно более 400 курганных захоронений, из которых полностью исследованы только несколько десятков.
Староюрьевские курганы. Первые профессиональные раскопки курганов в Тамбовской области были произведены в 1970 г. около с. Староюрьево экспедицией воронежских археологов под руководством А.Д. Пряхина и А.Т. Синюка. Она провела раскопки трех курганов. В одном из них обнаружено погребение воина-колесничего, захороненного свыше 3 тысяч лет тому назад. В могилу воину соплеменники положили: кремневый и два костяных наконечника стрел, бронзовый нож, большой глиняный горшок. (Рис. 005. 2. Бронзовый нож). Важной для науки находкой стали два костяных псалия – части конской упряжи. Украшенные красивым орнаментом с отверстием посередине для крепления удил, они использовались в боевой колеснице. Остатки колесницы, вероятно, также лежали в кургане. Большое количество оружия в курганах говорит о враждебном отношении местных племен к своим соседям, о постоянных военных стычках.
(Рис. Конск. Упряж – Боевая колесница кочевников. Эпоха бронзового века. Рис. 006. 4 псалия)
На протяжении более чем 10 лет, с 1988 по 1998 годы, археологическая экспедиция Тамбовского государственного университета и Тамбовского областного краеведческого музея под руководством Н.Б. Моисеева проводила раскопки курганов в Первомайском, Тамбовской, Пичаевском и Жердевском районах. Здесь были изучены 16 памятников эпохи поздней бронзы. (иллюстрации)
На окраине с. Пичаево (Жердевский р-он) был вскрыт курган с 10-ю погребениями и жертвенником. В первой могиле находился скелет мужчины ростом до 190 см; погребальный инвентарь с костяными псалиями, костяной лопаткой. Дисковидные псалии имели орнамент, напоминающий подобные находки под Староюрьевым. Жертвенник представлял собой округлую яму диаметром около 1 м. с остатками костей и черепов лошадей и, возможно, коровы. В других могилах встречались костные остатки мужских и женских скелетов, фрагменты лепных сосудов с орнаментами. Погребальный обряд с жертвой – животных характерная черта абашевской культуры. Сначала производилось первое основное погребение, а все последующие были «впускными», то есть делались позже.
В Жердевском районе были раскопаны парные курганы около с. Туголуково. Некоторые из них относились к эпохе бронзового века, другие – к железному веку. В курганах абашевской и средне-донской срубной культур встречались захоронения с керамикой, бронзовые ножи, подвески и другие предметы быта и хозяйственной деятельности. Из погребального инвентаря встречались фрагменты керамики, глиняная курильница, железный нож. Группа курганов из 25 насыпей была обнаружена и частично раскопана на окраине г. Жердевка. Здесь встречались захоронения сарматских воинов с серебряным перстнем и пряжкой от пояса, железные наконечники стрел, ножи и глиняная посуда.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Что такое «археологическая культура»? Назовите основные археологические культуры, существовавшие на территории Тамбовской области в эпоху бронзового века.
2. Ведя речь о древнейшем периоде истории Тамбовщины, ученые предпочитают не говорить о конкретных народностях. Чем это объясняется?
3. Что представляют собой курганы, существующие на территории Тамбовской области? Какой интерес для ученых-историков заключается в их изучении?
4. Сравните занятия, образ жизни людей, населявших Тамбовщину в эпоху бронзы и в предшествующий период неолита. В чем можно обнаружить сходство, а в чем – отличие?
5. Определите по карте, где были обнаружены ближайшие к вашему населенному пункту археологические памятники эпохи бронзы?
6. Есть мнение, что племена, обитавшие на территории Тамбовской области в эпоху бронзы, вели достаточно воинственный образ жизни. Попробуйте подтвердить или опровергнуть этот вывод на основании данных археологических раскопок.
7. Продолжите заполнение таблицы «Прошлое Тамбовского края по данным археологических раскопок» (см. § 2).
Ранний железный век
1. Расселение племен городецкой культуры.В период раннего железного века (VI век до н.э. – V век н. э.) на территории Тамбовской области проживали племена Городецкой культуры. Впервые городища этих племен открыл в конце XIX в. в Рязанской области известный русский археолог В.А. Городцов. Они относились к угро-финской языковой группе народов и занимали большую территорию леса и лесостепи. Общность племен городецкой культуры сложилась на основе предшествующих местных племен.
В этот период местные племена час то враждовали со своими кочевыми соседями скифами и сарматами. Поэтому большинство поселений племен городецкой культуры представляли собой небольшие укрепленные городки, окруженные системой рвов, валов и деревянных укреплений. Поселения Городецкой культуры обнаружены в Тамбовской области около сел Горелое, Трегуляй (Тамбовский р-он), Кулеватово (Сосновский р-он), Давыдово (Моршанский р-он). В большом количестве здесь встречаются орудия труда и оружие из железа. Его научились добывать из болотной и озерной руды, в изобилии имевшейся в окрестностях.
Поселения занимали высокие берега рек и имели хорошую естественную защиту. Обычно рядом с поселениями имелся источник свежей питьевой воды. Такие небольшие крепости служили серьезной преградой для противника.
Типичными городищами эпохи раннего железного века считаются поселения у с. Горелое и «Пчеляй» около с. Отъяссы (Сосновский р-он). Они схожи по внешнему виду. Рядом с городищем протекала р. Цна и поднимался высокий обрывистый берег до 15 – 20 м. высотой. Атака противника с этого места была невозможной, и поэтому городище имело здесь лишь невысокую деревянную ограду. Основную часть городища окружала двойная линия вала. Первый вал высотой до 1,5 м. дугой огибал поселения с лесной стороны, откуда можно было ожидать противника. На валу находилась деревянная стена в виде тына из заостренных бревен. Рядом с валом располагался неглубокий ров до 1м. глубины и шириной до 3 м. Несколько дальше проходила вторая внешняя линия вала. На валах устанавливались деревянные въездные ворота с подъемными мостами. Такие крепости могли длительное время выдерживать осаду возможного противника.
Люди племен Городецкой культуры жили в землянках и полуземлянках в форме круга, квадрата или прямоугольника. Полы, как и в предшествующие эпохи, утрамбовывали и обмазывали глиной. В центре землянок размещался каменный очаг, вдоль стен находились земляные или деревянные нары.
2. Хозяйственная деятельность. На территории городищ археологи находят орудия труда и оружие из железа. Железо дало жизнь кузнечному ремеслу. Выплавка железа проходила сыродутным способом, а готовые изделия обтачивали каменными плитками-точилами. На городищах наидены куски шлака, глиняные тигли, льячки для расплавленного металла, формочки. Из металлических изделий находили железные ножи, наконечники стрел, шила, пешни и др. (рисунки)
Изменилась техника орнамента глиняной посуды. Сами сосуды изготавливались путем ручной лепки и последующего обжига в печах. В обиходе были кухонные горшки, миски, плошки. Орнамент наносился в виде сеточек, рогожки или ячеек. Наиболее поздним являлся рогожный орнамент, который сохранился до первых веков н.э. Весь сосуд от венчика до донышка покрывали сплошным набором орнамента.
Племена городецкой культуры обрабатывали кожи, которая шла на одежду и обувь, а также кости и рог, из которого делались бусы, пластины и проколки.
Охота и рыболовство продолжали оставаться важнейшими занятиями местного населения. Поэтому наконечники стрел, гарпуны, рыболовные грузила, крючки сохранились в слоях городецких поселений.
Быстро развивалось животноводство, которое давало более надежные источники мяса и молока. Среди разводимых животных встречались овцы, свиньи, лошади, коровы. Большое значение скотоводство имело при обмене в межплеменных связях. О развитии бортничества – добычи мёда диких пчёл, говорят находки специальных инструментов: долот, ножей, пешен, которые использовались для выемки мёда из дупел бортных деревьев.
У племен городецкой культуры земледелие получило меньшее, по сравнению с животноводством, развитие. Однако находки каменных и металлических мотыжек, пестов, зернотерок, жерновов, серпов говорят о наличии земледельческих занятий.
Гораздо интенсивней развивалось ткачество из шерсти. Развитие животноводства, особенно овцеводства, способствовало его дальнейшему распространению. Об этом говорят многочисленные находки пряслиц – глиняных грузиков. Потребности в одежде в большой мере обеспечивали тканями из растительного волокна (лен и конопля).
Орнамент на пряслицах играл несколько функций. Одной из них была ритуальная. Часто на пряслица наносился лучевидный орнамент или так называемый солярный знак. Символ солнца надолго попал на различные предметы, в том числе и на более позднюю керамику.
Многие предметы племен Городецкой культуры раскрывают черты быта местного населения от характера труда до детских игр.
3. Скифы и сарматы. В пределах Тамбовской области встречаются предметы, принадлежавшие соседними с «городцами» народам. Такими были скифские племена, занимавшие огромные пространства южной степи. Скифские племена появились в Придонье в IV в. до н.э. и создали громадную по тому времени державу. Скифы были кочевниками, постоянно перемещались по степи. Свирепые скифские воины наводили страх и ужас на своих соседей, а их оружие весьма ценилось у современников, и его часто можно было встретить у разных соседних народов. (Изображения скифов)
Скифские предметы, как и другие знаки скифской культуры, встречаются в различных местах Тамбовского края. На многих городецких поселениях попадается керамика с характерным скифским орнаментом в виде защипов, налепов, врезок и вдавлинок. Многие образцы оружия местных племен использовали скифские традиции. Сюда относятся трёхгранные наконечники стрел из поселения Голдым, находки скифских мечей-акинаков длиной до 26,5 см. (Рис. 005. 5-6. Меч-акинак).
В VII – IV веках до н.э. между Доном и Уралом проживали сарматские племена. Они были близкими к скифам народом и по свидетельству греческого историка Геродота говорили с ними на одном языке «но издревле искаженном». Сарматы первоначально выступали вместе со скифами против общих врагов, но со временем перешли на правый берег Дона и опустошили значительную часть Скифии. Господство сарматов в южнорусских степях продолжалось до III в. н.э. В основе хозяйственной деятельности сарматов лежало кочевое скотоводство. Они разводили лошадей и овец. (Рис. Баба скиф. Курган в степи)
О связях племен Городецкой культуры с сарматами говорят находки темных лощеных сосудов на поселениях Голдым, Горелое и ряде местных курганов. Найдены и типичные сарматские листовидные стрелы с овальным отверстием. Такие стрелы в полете издавали характерный свист, приводя в трепет противника. На территории Тамбовской области неоднократно встречались сарматские изделия. Так, в Жердевском районе были обнаружены сарматский меч и кинжал. (Рис. 006. 1. Сарматский меч).
(Рис. 3. 1,2, 6, 7,8; Рис. 4)
Разнообразные связи поддерживали Городецкие племена со своими северными соседями – племенами Дьяковской культуры, которые занимали огромные просторы Волжско-Окского междуречья.
Таким образом, городецкие племена имели тесные контакты со своими соседями, перенимая у них более совершенную технологию производства, прежде всего, оружия, посуды и бытовых предметов.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Составьте план рассказа о племенах городецкой культуры.
2. Чем объяснялся выбор места и устройство поселений племен городецкой культуры?
3. Назовите основные хозяйственные занятия племен городецкой культуры. На основании чего ученые делают выводы о распространении этих занятий?
4. Что вам известно о скифах и сарматах? Какое отношение они имеют к истории Тамбовского края?
5. Продолжите заполнение таблицы «Прошлое Тамбовского края по данным археологических раскопок» (см. § 2).
Цнинская мордва
1. Происхождение и расселение мордовского народа. В VI—VII веках нашей эры на территории нашего края сформировалась новая народность – мордва. Ее предками были местные племена городецкой культуры. Название «мордва», возможно, имеет ирано-язычную основу и происходит от слова «мурдь» – мужчина. (Якобы так называли себя мордовские воины и торговцы, попадавшие в восточные страны).
Мордва относилась к крупной финно-угорской языковой группе племен, куда входили также мурома, меря, мещёра, финны и многие другие народы, заселявшие огромную территорию восточной части среднерусской равнины. Мордва уже в древности делилась на две основные народности - эрзяи мокша. Они заселяли правобережье Волги, Оки, земли в бассейне Мокши, Цны. На территории нынешней Тамбовской области проживали мокшанские племена, а цнинская мордва была её особой составной частью.
Древнейшее упоминание о мордве (mordens) содержится в труде известного историка VI в. Иордана. В 60-е годы X в. в письме хазарского кагана (царя) Иосифа в числе перечисленных данников Хазарии упоминается «ариса», скорее всего, эрзя. В русской летописи говорится о даннических отношениях с Русью: «А по Оце реце, где втечеть в Волгу… мордва свой язык… А се суть инии языци, иже дань дають Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемись, мордва…». В более поздних летописных сводах мордовские племена постоянно встречаются в записях.
Древняя история тамбовской мордвы исследуется учеными уже более 100 лет. О ее жизни рассказывают мордовские кладбища-могильники, остатки небольших поселений. Впервые их начали исследовать в конце XIX в. С тех пор археологи провели раскопки Крюково-Кужновского, Елизавет-Михайловского, Ново-Томниковского (Моршанский район) и Лядинского(Тамбовский район) могильников. Гораздо хуже исследованы мордовские поселения и «тверди» в лесах, куда местные племена укрывались во время набегов противников. Такие исследования могли бы позволить проследить места заселения края, уточнить численность и виды занятий мордовы.
2. Занятия мордвы. Вся жизнь мордовского народа была тесно связана с лесом и рекою. Мордвин любил лес, берег его, лелеял. Лес давал обильную пищу: диких зверей, ягоду, строительный материал для жилья и отопления, служил надежным укрытием при появлении противника.
Мордовское земледелие также было связано с лесом. Оно носило подсечный характер. Вырубались небольшие участки леса, деревья сжигались, а зола использовалась как удобрение. Такую почву можно было возделывать 5 – 7 лет, затем всё повторялось на новом месте. Как правило, через 20 – 30 лет население возвращалось на прежнее место, уже заросшее молодым лесом. Подобный тип земледелия не требовал постоянного ухода за почвой и позволял получать относительно стабильный урожай ячменя, ржи, полбы, гороха, конопли. О распространении подсечного земледелия говорят многочисленные орудия труда в могилах умерших: железные наконечники сох, серпы, топоры. Особое место занимали топоры-кельты, употребляемых для обработки почвы и рубки деревьев. (Рис. 006. 5-6 топоры)
Вероятно, мордва немало позаимствовала из опыта земледелия своих северных соседей – славянских племен. Уже в IX в. земледелие стало играть важную роль в хозяйственной деятельности угро-финнов, а к XII в. оно становится одним из ведущих видов занятий.
Поселения мордвы имели вид полуземлянок из легких конструкций и обычно располагались вдоль берегов рек на краю леса. В случае появления противника жители быстро уходили со своими семьями в глубь леса, где у них имелись временные укрепленные поселения – «тверди». Занятия подсечным земледелием ограничивало пребывание поселений на одном месте. После того как почва истощалась, жилища переносились на новое место. Сами поселения мордвы в Тамбовском крае исследованы мало, больше изучались мордовские родовые кладбища. На них умерших свозили из ряда соседних сел, здесь устраивали по ним «тризны» (поминки), задабривая духов жертвоприношениями скота и диких животных.
Местное население продолжало заниматься и скотоводством. Длительное время оно являлось основой хозяйственной жизни мордовских племен. Разводили коров, овец, свиней, лошадей. Их пасли на заливных лугах в долинах рек.
Старинным занятием мордвы считалось бортничествоили сбор меда диких пчел. В высоких деревьях в глубине леса выдалбливались дупла, куда заманивали рой диких пчел. В разгар лета начинался сбор меда. Мед шел в пищу и служил лекарственным средством.
В числе занятий мордвы были изготовление гончарной посуды, обработка кости, кожи, шерсти и дерева. Из кожи изготовляли сумочки, пояса, конскую упряжь, обувь. Из шерсти женщины ткали ивязали одежду, коврики, подстилки.
Важным видом занятий оставалась обработка металла. Кузнечным производством, изготовлением оружия и орудий труда занимались мужчины. А вот ювелирное производство у мордовских племен находилось в женских руках. Из меди и бронзы выделывались украшения, некоторые виды оружия. (Рис. 003. 5-6 льячка, формочка; 004)
В праздничный костюм женщины-мордовки входил головной убор, с височными бронзовыми подвесками и серьгами. (Рис. Мордовка) Девушки на шее носились бусы из глины, смальты или шейные бронзовые витые гривны, украшенные витыми подвесками. На груди женщины находились большие бронзовые бляхи или красивые литые украшения с разнообразными подвесками – «шумящие подвески», как их называют археологи. В женских и мужских могилах в большом количестве встречаются бронзовые, оловянные и серебряные перстни и кольца, многие из которых были привозными. Руки женщины украшали кованые браслеты с расплющенными концами или витыми в виде спирали. Широко в украшении костюма мужчин и женщин применяли сюльгаму – бронзовую застёжку, которая заменяла пуговицы. (Рис. Дополн.)
Мужской костюм украшался гораздо скромнее: сюльгамы, браслеты, гривны, перстни и обязательный пояс. Пояс служил признаком мужчины. Он представлял собой широкий кожаный ремень, украшенный бронзовыми или серебряными бляхами с различным ритуальным узором. Количество блях подчеркивало имущественное и социальное положение мужчины-воина в обществе. (Рис. 3.5 поясной набор)
Мордва занималась не только мирным трудом, но могла и постоять за себя в военных конфликтах. Почти в каждом мордовском мужском погребении находят оружие, что говорит о поголовном участие мужчин в военном деле. Встречаются и могилы профессиональных воинов, составлявших окружение главы рода. В них исследователи находят мечи, сабли, узкие ножи-стилеты, а иногда целые наборы таких боевых ножей, топоры, копья различных видов, стрелы, футляры для стрел, защитные доспехи. Вероятно, какая-то часть мужчин выступала конными воинами. В некоторых могилах встречается конская упряжь. (иллюстрации)
Находки в погребальном инвентаре говорят о тесных связях мордвы с соседями. У кочевых алан с Подонья они приобретали оружие, поясные наборы, украшения, ткани. От волжских булгар получали конскую упряжь, сабли, ювелирные изделия. Ближайшими соседями мордвы