Субъектному составу участников спора.
Согласно ст. 37 ГПК общему суду подведомственны дела по спорам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. Субъектами спора, разрешение которого отнесено к подведомственности хозяйственных судов, являются: юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, государственные и иные органы, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, организации, не являющиеся юридическими лицами, должностные лица и граждане (ч. 2 ст. 39 ХПК). Обычно участниками спора, подведомственного хозяйственному суду, являются коммерческие организации, т.е. организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 46 ГК).
Споры с участием некоммерческих организаций (например, общественных и религиозных организаций, политических партий) подведомственны хозяйственному суду при условии, что спор носит имущественный характер или связан с осуществлением ими предприниматель-ской или иной хозяйственной (экономической) деятельности, допускаемой законодательством (п. 7.8 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 4/3 (в ред. от 25 марта 2004 г.) «О разграничении подведомственности между общими и хозяйственными судами».
Юридическое лицо и гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, приобретают правосубъектность в делах, подведомственных хозяйственному суду, с момента их государственной регистрации в Едином государственном регистре (ст. 47 ГК).
Из общих правил подведомственности актами законодательства устанавливаются исключения (специальная подведомственность). Так, независимо от субъектного состава (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин) хозяйственному суду подведомственны дела, указанные в ст. 47 ХПК:
® об экономической несостоятельности (банкротстве);
® по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами; прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;
® по спорам об отказе в государственной регистрации, об уклонении от государственной регистрации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, и индивидуальных предпринимателей;
® по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ и товариществ, возникающим при осуществлении деятельности этими обществами;
® о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
® иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Хозяйственному суду подведомственны дела по спорам с участием организации (коллективных образований), которые не являются юридическими лицами, в частности споры между трудовыми коллективами и государственными органами, когда спор связан с устранением препятствий со стороны государственных и иных органов по созданию юридического лица – субъекта хозяйствования (ст. 49 Закона Республики Беларусь «О собственности в Республике Беларусь»).
По субъектному составу разграничивается подведомственность общему или хозяйственному суду дел, возникающих из административных правоотношений, и дел особого производства (п. 3, 4 ст. 37 ГПК, ст. 42–43 ХПК) и приказного производства (ст. 394 ГПК и ст. 220 ХПК).
По характеру спора общему суду подведомственны дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, а также отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды (ч. 1 ст. 37 ГПК), а хозяйственному суду – хозяйственные (экономические) споры и дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Содержание термина «хозяйственный (экономический) спор» в законодательстве не раскрывается с исчерпывающей полнотой. С учетом целей и задач хозяйственного судопроизводства, закрепленных в ст.1, 2, 4 ХПК, хозяйственный (экономический) спор можно определить как спор, возникающий из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений в сфере предпринимательской или иной хозяйственной (экономической) деятельности. Предпринимательская или иная хозяйственная (экономическая) деятельность является основным признаком понятия «экономический спор». Оба критерия, по которым проводится разграничение компетенции между общими и хозяйственными судами и определяется подведомственность конкретного дела последним (субъектный состав и характер спора), должны учитываться в совокупности. При отсутствии любого из них спор подлежит разрешению в общем суде. Поэтому когда, например, гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности (по требованиям, возникающим из причинения вреда имуществу, которое не предназначалось для использования в предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, из авторского и изо-бретательского права, семейных, жилищных отношений и др.), оно подлежит рассмотрению в общем суде (равно как дела по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, осуществляемой гражданином, не имеющим свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя).
Спор, который по своей сути является экономическим (в сфере предпринимательской или хозяйственной (экономической) деятельности), возникший к тому же между юридическими лицами, одно из которых может быть государственным органом, несмотря на субъектный состав и характер правоотношения, подведомственен общему суду, если об этом указывается в акте законодательства.
Не носят экономического характера, а потому в соответствии с актом законодательства отнесены к ведению общих судов дела:
® по искам общественных объединений потребителей о признании действий продавца, изготовителя, исполнителя, а также органов управления противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении таких действий (ст. 46 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»1);
®по жалобам учредителей, групп граждан на решения регистрирующих органов об отказе в регистрации уставов (положений) общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и о приостановлении, прекращении (запрещении) их деятельности, а также по жалобам на письменное предупреждение регистрирующего органа (ст. 27, 29 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях», ст. 22, 33 Закона «О политических партиях», ст. 5 Закона «О профессиональных союзах», ст. 17, 18 Закона «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»);
® по жалобам на решения и действия комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, референдума, голосования об отзыве депутата, в случаях предусмотренных Избирательным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь;
® об обжаловании решений по коллективным трудовым спорам, предусмотренным п. 2 и 3ч. 2 ст. 383 ТК, а также заявления о признании забастовки недействительной или решения о ее проведении незаконным (ч. 6 ст. 386, ст. 395 ТК);
® граждан к ликвидируемым юридическим лицам, когда их имущественные требования не признаны ликвидационной комиссией, управляющим или ликвидатором, назначенными хозяйственным судом (решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 12 июля 2001 г. «О несоответствии подпункта 7.4 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 4/3 «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами» законам Республики Беларусь» 1;
® по искам работника предприятия, находившегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, других денежных сумм, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
В законодательстве закреплен приоритет общесудебной подведомственности. Согласно ч. 2 ст. 38 ГПК при предъявлении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие хозяйственному, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено актами законодательства.
По общему правилу подведомственность дела определяет соответствующий юрисдикционный орган (общий, хозяйственный суд или несудебный орган). Споры о подведомственности не допускаются. В соответствии со ст. 41 ГПК вступившее в законную силу судебное постановление о подведомственности обязательно для иных судов, государственных органов, а также организаций, указанных в судебном постановлении, которые вправе поставить вопрос о его отмене перед вышестоящим судом.
В случае несогласия судьи общего или хозяйственного суда с определением о подведомственности спора он вправе поставить вопрос о его отмене перед соответствующим вышестоящим судом.
Понятие и виды подсудности.
Подсудность - это относимость дела, подведомственного хозяйственному суду, к ведению хозяйственного суда первой инстанции (или пространственная компетенция однородных судов).
В зависимости от положенного в основу дифференциации дел признака выделяют подсудность родовую и территориальную.
Территориальная подсудность позволяет разграничить предметную компетенцию хозяйственных судов одного уровня в зависимости от места рассмотрения спора.
Общее правило подсудности состоит в следующем: иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Альтернативная подсудность. Подсудность по выбору истца (или альтернативная подсудность) означает, что истцу предоставлена возможность выбора суда, в который им будет предъявлен иск (подано заявление). То есть истец (заявитель) может выбирать между хозяйственным судом по месту нахождения ответчика (общее правило) и другим хозяйственным судом. В частности, по правилам альтернативной подсудности предъявляются иски:
1) к ответчикам, находящимся на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и г. Минска, предъявляются по выбору истца в хозяйственный суд по месту нахождения либо месту жительства одного из ответчиков;
2) к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестны, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Республике Беларусь;
3) к ответчику о возмещении вреда, причиненного имуществу юридического лица или индивидуальному предпринимателю, может быть предъявлен также в хозяйственный суд по месту причинения вреда;
4) к ответчику, который является индивидуальным предпринимателем Республики Беларусь и находится на территории другого государства, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства истца в Республике Беларусь либо по месту нахождения имущества ответчика в Республике Беларусь;
5) к ответчику, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен также по месту исполнения договора;
6) к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица.
Правила исключительной подсудности. Исключительная подсудность - это особая установленная в порядке исключения из общего правила подсудность, допускающая рассмотрение определенных категорий дел в судах, точно указанных в законе. Правила исключительной подсудности могут быть сведены к следующему: во-первых, право предъявления иска может быть реализовано только в строго определенном по территории суде, указанном в законе. Исключительная подсудность, имеющая обязательный характер, исключает возможность соглашения о месте рассмотрения дела. Во-вторых, эта подсудность исключает возможность выбора суда и рассмотрения определенного дела в ином суде, точно и безоговорочно устанавливая, в каком суде должно быть разрешено дело.
Правила исключительной подсудности действуют лишь в отношении определенных категорий дел и сформулированы в ст. 51 ХПК.
- Иски о признании права собственности на недвижимое имущество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением права владения, и иные иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества.
- Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания предъявляются в хозяйственный суд по месту их государственной регистрации.
- Иски к перевозчику, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения перевозчика.
- Иски (заявления) к государственным органам, органам местного управления и самоуправления, вытекающие из административных правоотношений, предъявляются в хозяйственный суд по месту нахождения истца (заявителя).
- Заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов), подаются в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения права на недвижимое имущество, которые подаются в хозяйственный суд по месту нахождения недвижимого имущества.
- Заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) подаются в хозяйственный суд по месту нахождения должника.
- Заявления о признании недействительным постановления о признании незаконными действий (бездействия, отказа в совершении действия) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного хозяйственным судом, подаются в хозяйственный суд, при котором состоит этот судебный исполнитель.
- Ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, заявляются (подаются) в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
- Заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения подаются стороной, в пользу которой состоялось решение, в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства должника, а если место нахождения или место жительства должника неизвестны - в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества.
- Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении подаются в хозяйственный суд по месту нахождения нотариальной конторы, частного нотариуса или должностного лица, которому законодательством предоставлено право совершать нотариальные действия.
- Заявления по спорам между юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в хозяйственный суд по месту государственной регистрации на территории Республики Беларусь юридического лица, являющегося ответчиком.
Подсудность по связи дел. В качестве особого вида территориальной подсудности ХПК выделяет подсудность по связи дел. Подсудностью нескольких связанных между собой дел называется подсудность, по правилам которой иск подлежит рассмотрению в суде, где рассматривается связанное с ним дело. Основанием для применения правил данного вида подсудности является наличие такой связи дел, которая позволяет объединить их для совместного рассмотрения.
Встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск.
Договорная подсудность. Подсудность, установленная соглашением сторон по конкретному делу, именуется договорной (добровольной). Договорная подсудность - вид территориальной подсудности. Такое изменение подсудности возможно в допустимых законом пределах. Эти пределы следует учитывать в двух отношениях. Во-первых, в силу соглашения сторон допустима подсудность для любых категорий дел, в отношении которых суды обладают компетенцией по их разрешению, за исключением тех случаев, когда для той или иной категории дел установлена исключительная подсудность. Во-вторых, в порядке соглашения нельзя изменить или отменить родовую подсудность. Соглашения сторон об изменении родовой подсудности являются недействительными. Соглашение о подсудности называется пророгацией или пророгационным договором.
По общему правилу подсудность, установленная правилами подсудности или подсудности по выбору истца, может быть изменена по соглашению сторон, что нашло закрепление в ст. 52 ХПК. Выбор сторонами, находящимися на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и г. Минска, хозяйственного суда, в котором предполагается рассмотрение спора между ними, ограничивается выбором между хозяйственным судом по месту нахождения ответчика (его филиала) и хозяйственным судом по месту нахождения истца (его филиала).
Хозяйственное процессуальное законодательство регулирует также вопросы, связанные с передачей дел из одного суда в другой.
Так, в соответствии со ст. 53 ХПК дело, принятое хозяйственным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть им рассмотрено по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому хозяйственному суду.
Хозяйственный суд передает дело на рассмотрение другого хозяйственного суда в следующих случаях:
- при рассмотрении дела в данном хозяйственном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
- после отвода одного или нескольких судей их замена в данном хозяйственном суде становится невозможной;
- ответчик, место нахождения или жительства которого было неизвестно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в хозяйственный суд по месту его нахождения или месту жительства;
- обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела хозяйственным судом по месту нахождения большинства доказательств;
- одной из сторон в споре является тот же хозяйственный суд;
- невозможно рассмотреть дело в данном хозяйственном суде по другим объективным причинам.
О передаче дела на рассмотрение другого хозяйственного суда выносится определение, которое направляется лицам, участвующим в деле, в срок, не превышающий пяти дней со дня его вынесения. Разногласия по подсудности споров между хозяйственными судами разрешаются Верховном Суде Республики Беларусь.
Лица, участвующие в деле
Статья 54. Состав лиц, участвующих в деле
Лицами, участвующими в деле, являются:
1. стороны;
2. заявители и заинтересованные лица – по спорам и делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений; в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов); об экономической несостоятельности (банкротстве); по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в судах, рассматривающих экономические дела;
3. третьи лица;
4. прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы, обратившиеся в суд, рассматривающий экономические дела, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в судах, рассматривающих экономические дела.