Кафедра «Землеустройство и земельный кадастр»

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный аграрный университет

Кафедра «Землеустройство и земельный кадастр»

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (территориальное землеустройство)

Учебно-методическое пособие

Для составления курсового проекта по направлению «Землеустройство и земельный кадастр»

Волгоград

ИПК «Нива» ВГСХА

Г.

УДК

ББК

Подготовлено и рекомендовано к печати кафедрой «Землеустройство и земельный кадастр» (протокол № 3 от 01.11.2011 г.).

Утверждено к изданию ученым советом Эколого-мелиоративного факультета ВолГАУ (протокол № 4 от 29.11.2011 г.).

Рецензенты:

проф., д. т. н. А. С. Ахмедов,

доцент, к. с.х. н. В.И. Кузнецов

Авторы:

Профессор А. В. Воробьев, доцент Т.В. Репенко, ст. преподаватель Е.В.Денисова

    Учебно-методическое пособие по подготовке курсового проекта по дисциплине «Землеустроительное проектирование» (территориальное землеустройство)

Учебно-методическое пособие по подготовке курсового проекта написано на основе ранее изданных рекомендаций по выполнению лабораторно – практических работ по дисциплине «Землеустроительное проектирование» и обобщения многолетнего опыта работы преподавателей кафедры. Оно включает рекомендации и требования, относящиеся к содержанию, методам разработки и оформлению курсового проекта. В основном тексте и приложениях пособия содержится информация, необходимая студентам в процессе разработки курсового проекта от получения задания на курсовое проектирование до защиты.

УДК

ББК

© Воробьев А.В., Репенко Т.В., Денисова Е.В.

© ИПК ФГБОУ ВПО ВолГАУ «Нива», 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………… 5

Задачи и содержание территориального землеустройства

на современном этапе ……………………………………….. 7

Глава 1. Формирование территории муниципального

образования …………………………………………………. 12

1.1. Порядок установления границ муниципальных

образований …………………………………………………. 13

1.2. Определение общей площади сельского поселения … 16

1.3. Составление картографического и геодезического

описания границ сельского поселения ……………………… 16

1.3.1. Картографическое описание границ ……… 16

1.3.2. Геодезическое описание границ …………… 19

1.4. Внесение изменений в поконтурную ведомость ……… 21

Глава 2.Образование землевладений и землепользова-

ний сельскохозяйственных предприятий …………………… 27

2.1. Определение площади землевладения и землеполь-

зования ………………………………………………………… 28

2.2. Размещение и формирование земельного

массива хозяйства ………………………………………….... 33

Глава 3. Образование землепользований

несельскохозяйственного назначения ……………………… 39

3.1. Общие положения ……………………………………… 39

3.2. Основные требования к размещению мельзавода …… 42

3.3. Расчет площади и размещение участка землепользова-

ния мельзавода ………………………………………………. 44

3.4. Составление межевого плана …………………………… 47

3.5. Особенности предоставления земель под

линейные сооружения ……………………………………….. 62

3.6. Охраны природы и окружающей среды ………………. 65

Глава 4. Проведение землеустройства в целях установления

и изменения границ населенных пунктов …………………. 67

Основные методические положения подготовки курсового

проекта ………………………………………………….….… 81

Контрольные вопросы ………………………………….…… 87

Рекомендуемая литература ……………………………….… 90

Приложения ………………………………………………..… 93

ВВЕДЕНИЕ

Для рацио­нального и эффективного использования земли требуется устой­чивое землепользование, то есть объективно обусловленное сохранение размеров и размещения каждого землепользования в неизменных границах в течение длительного времени. Всякое внесение изменений в землепользование должно быть научно обоснованным. Оно может быть вызвано лишь серьезными при­чинами. Необходимость в территориальном землеустройстве вызывается определенными объективны­ми причинами (факторами).

Главный фактор территориального землеустройства — необходимость организа­ции нового предприятия, юридического или физического лица, для деятельности которых требуется земля, то есть образование соответствующего землепользова­ния.

В сельском хозяйстве факторами территориального земле­устройства являются:

· наличие недостатков (неудобств) в размещении землеполь­зований и их границ;

· несоответствие существующего размера и структуры земле­пользования потребностям производства;

· увеличение в составе землепользования площади сельскохо­зяйственных угодий, повышение их продуктивности;

· охрана земли, других природных ресурсов, окружающей среды.

Внесение улучшающих изменений в существующие земле­пользования и образование новых должны быть обоснованными в экономи­ческом, экологическом и других отношениях.

В соответствии с принципом устойчивости землепользования территориальное землеустройство должно проводиться тогда, когда потребность в нем всесторонне обосновано и ни­какие другие меры, кроме внесения изменений в землепользова­ние, не дадут нужного результата.

Территориальное землеустройство, результатом которого является образование землепользований несельско­хозяйственного назначения, часто называют «отводом земель». Это неточно, так как в этом случае отражается только конечный результат, а не содержа­ние территориального землеустройства. Отвод земли — это землеустроительные действия по установлению в натуре (на местности) границ предоставленного в собственность, владение или пользование земельного участка. Но до этого должен быть составлен и обоснован проект территориального землеустройства, уполномоченным по законодательству органом принято решение о предоставлении участка земли.

Основная цель учебно-методического пособия научить студентов проектировать на планово-картографическом материале различные объекты землеустройства, с составлением землеустроительной и кадастровой документации.

Задачи и содержание территориального землеустройства

на современном этапе

Образование объектов землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальных зон, изменение границ объектов землеустройства, землепользований, размещение, распределение и перераспределение земель между собственниками и отдельными землепользователями осу­ществляется посредством территориального землеустройства.

Территориальное землеустройство включает землеустроительные действия, при которых ис­пользование и охрана земли затрагивают или включают терри­торию нескольких пространственно взаимосвязанных объектов и субъектов права на землю. Образование и изменение объектов землеустройства различ­ного назначения зависят от многих факторов, это определяет разные возможности образования новых землепользований различного назначения, влияет на их размеры и размещение, отражается на содержании территориального землеустройства и способах его проведения.

Используя территориальное землеустройство для распреде­ления и перераспределения земли между собственниками и отдельными землепользованиями, современное законодательство одно­временно изменяет права и обязанности землепользователей в отношении тех или иных земельных участков, а также воздейст­вует на конкретные социально-экономические отношения по ис­пользованию земли как объекта и условия хозяйствования.

В результате территориального землеустройства, как пра­вило, изменяются или возникают права на определенные участ­ки земли, что завершается установлением или изменением гра­ниц объектов землеустройства. Эти границы представляют собой точно проложенные с помощью геодезических действий на местности линии, являющиеся территориальным пределом прав собственников земли и землепользователей. На самом деле сущность территориального землеустройства заключается в организации и образовании, объектов землеустройства, обеспечении их экономически эффективных структур и размещении земле­пользований в целом, а не только их границ.

Социально-экономическое значение территориального зем­леустройства состоит в том, что все проектируемые (и реализуе­мые) формы и элементы организации терри­тории (площадь, размеры, структура, конфигурация, размещение их границ и т. п.) должны максималь­но соответствовать требованиям повышения эффективности использования земли различных форм собственности и хозяйствования.

Землеустройство вообще и территориальное землеустройст­во в частности закономерно развиваются как социально-эконо­мический процесс приспособления территории для целей и изме­няющихся условий современного производства. Этот процесс в рыночных условиях должен быть организованным и уп­равляемым.

Современные научные представ­ления о территориальном землеустройстве сложились не сра­зу. Все землеустройство до 1917 года можно условно от­нести к территориальному. Ученые того времени видели в нем главным образом межевание, не признавая его экономическую иклассовую сущность.

Теория территориального землеустройства долго отставала от задач современности. Используя богатый опыт землеустрой­ства и результаты научных исследований, стало возможным дать более точное определение системы землепользований как объектов землеустройства.

Система землепользований — это совокупность земельных массивов находящихся в собственности государства, муниципальных образований, юридических лиц и граждан, имеющих взаимные экономические, социальные, экологические и другие связи, образующая определенное территориальное единство.

При проведении территориального землеустройства руко­водствуются общими принципами землеустройства:

ü строгое соблюдение земельного законодательства, защита прав собственности, укрепление землепользования, его устойчи­вости, определенности границ землепользований;

ü обеспечение наиболее полного, научно обоснованного, рацио­нального и эффективного использования земель;

ü создание территориальных условий для успешного выполне­ния задач по повышению эффектив­ности использования земли всех категорий ;

ü создание условий для последующей правильной внутрихо­зяйственной организации территории земель сельскохозяйственного назначения;

ü создание условий для охраны земель и других природных ресурсов.

Многообразие задач территориального землеустройства можно свести к следующим основным положениям.

Посредством территориального землеустройства, в стране осуществляется регулирование земельных отношений и укрепление земельного строя, устанавливаются основное целевое назначение земель (от­несение их к тем или иным категориям земельного фонда), целесооб­разное размещение объектов землеустройства на территории. С землей, как условием всякой человеческой деятельности, в процессе ее использования неразрывно связаны другие средства производства, поэтому при территориальном землеустройстве одновременно осуществля­ется пространственная организация средств производства, функ­ционирующих вместе с ней.

Особенно это видно в сельском хозяйстве. Занимая значительную часть территории страны, земли сельскохозяйственного назначения нередко претерпевают изменения в связи с размещением на них землепользований несель­скохозяйственных объектов.

Правильное формирование и размещение объектов землеустройства оказывает большое влияние на эффективность использования земли, экономику и условия жизни населения, на охрану земель и окру­жающей природной среды.

Территориальное землеустройство делится на две разновидности: 1) организацию землепользования на землях сельскохозяйственного назначения 2) организацию и формирование объектов несельскохозяйст­венного назначения.

В основу разделения положены отличия в целевом назначении категорий земель единого государственного земельного фонда страны. Эти различия имеют большое значение: в состав сель­скохозяйственных и несельскохозяйственных землепользований должны входить неодинаковые по качеству земли. В первом случае это должны быть земли, обладающие почвенным плодо­родием; во втором — наоборот.

Правильное формирование и размещение объектов землеустройства возможно только на основе проекта землеустройства.

В зависимости от разновидностей поставленных задач, объ­ектов проектирования, зональных и других условий содержание, методика составления и обоснования проектов, порядок проведения землеустройства имеют свои особенности.

С учетом сочетания различных факторов можно выделить характерные типы территориального землеустройст­ва:

1. образование новых и реорганизация существующих земле­пользований на землях сельскохозяйственного назначения;

2. устранение недостатков в размещении существующих земле­пользований сельскохозяйственных предприятий и их границ;

3. предоставление земельных участков для строительства промышленных и других несельскохозяйственных объектов;

4. предоставление земельных участков для строительства ли­нейных сооружений (железных и шоссейных дорог, ли­ний электропередач, связи, трубопроводов, каналов и др.);

5. образование небольших землепользований несельскохозяй­ственного назначения (без реорганизации существующих земле­пользований);

6. установление и изменение черты городов и других населен­ных пунктов.

ГЛАВА 1

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

По состоянию на 01.01.2011 года у органов местного самоуправления, практически, отсутствует землеустроительная документация, отвечающая современным требованиям земельного законодательства, и прежде всего это касается документации по установлению границ территорий муниципальных образований. Поэтому в сложившихся условиях землеустроительное производство должно быть направлено не только на обеспечение рационального использования и охрану земель, на территории муниципальных образований как основы жизни и деятельности человека, но и на обеспечение условий для защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков, на установление границ объектов землеустройства и управления.

Методы управления земельными ресурсами на уровне муниципальных образований - это в первую очередь организация эффективного использования земель, в интересах всего населения проживающего на данной территории. Основные методы управления земельными ресурсами в границах поселений – землеустройство, земельный кадастр, муниципальный земельный контроль, мониторинг земель.

Требования к методам управления, обосновывающим принимаемые землеустроительные решения, сегодня значительно повышаются. В связи, с чем специалисты по землеустройству и земельному кадастру должны хорошо знать новейшие технологии землеустроительного проектирования, уметь работать с картами и планами, решать на них различные задачи по определению площадей, установлению и описанию границ объектов землеустройства, образованию землепользований сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения и т.д. Для закрепления теоретических знаний студентов, реализации на практике актуальных методических положений землеустройства, разрабатывается курсовой проект.

В главе 1 Курсового проекта, приводится понятие муниципального образования, излагается порядок установления границ муниципального образования, определяется общая площадь сельского поселения, составляются картографическое и геодезическое описания границ сельского поселения. Производится заполнение поконтурной ведомости, таблицы категорий земель и земельных угодий. Термин «граница территории муниципального образования» является термином, устанавливающим административно правовые характеристики территории муниципального образования - границы, в пределах которых реализуются полномочиями органов местного самоуправления, образуемых населением соответствующей территории. Границы муниципальных образований определяются по единым правилам, допускается картографическое и геодезическое описание границ. Управление земельнымиресурсами муниципальных образований, в том числе, формирование собственных доходов складывающихся из местных налогов, доходов от муниципального имущества, прибыли муниципальных предприятий, а также отчислений от региональных и федеральных налогов невозможно осуществлять эффективно, при отсутствии границ муниципальных образований.

1.1. Порядок установления границ муниципальных образований

Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установил, что муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Границы муниципальных образований устанавливаются в порядке определенном статьей 11 указанного Закона.

Согласно установленному порядку:

- территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

- территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

- в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

- в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

- в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);

- сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

- в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

- на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;

- административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

- границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

- территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

- территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

- территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

- границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения на землях расположенных за чертой населенных пунктов, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Таблица 1 – Исходные данные для вычисления общей площади поселения

Номер точки Координаты точек, м
X Y
8500.00 2000.00
9000.00 3000.00
9500.00 3500.00
9500.00 4500.00
9000.00 5500.00
9500.00 6000.00
9000.00 7000.00
9500.00 8000.00
9500.00 8500.00
9000.00 8500.00
9000.00 9000.00
8500.00 9500.00
7500.00 9000.00
7000.00 9500.00
6000.00 9500.00
5500.00 9000.00
4500.00 9500.00
4000.00 9500.00
3000.00 9000.00
2000.00 9500.00
1000.00 8500.00
1500.00 7000.00
1000.00 6000.00
1000.00 5000.00
1500.00 5000.00
1500.00 4000.00
1000.00 3500.00
2000.00 2500.00
3000.00 2500.00
3500.00 2000.00
4500.00 2500.00
5500.00 2000.00
6000.00 2500.00
6500.00 2000.00
7000.00 2000.00
7500.00 2500.00
8500.00 2000.00
Sпос.=5562.5    

Кафедра «Землеустройство и земельный кадастр» - student2.ru

рис. 1 – Карта контуров земельных угодий

В точке 5 делает разворот на северо-восток и на протяжении 707.11 до точки 8 разрезает лесной массив государственного лесного фонда, затем изменяет направление, на юго-восточное и так далее, самостоятельно производится описание границы, завершающееся в исходной точке 1.

Таблица 2 – Геодезические данные

Продолжение таблицы 2

   
  116° 33' 54'' 1118,03    
   
  63° 26' 06'' 1118,03    
   
  90° 00' 00''    
   
  180° 00' 00''    
   
  90° 00' 00''    
   
  135° 00' 00'' 707,11    
   
  206° 33' 54'' 1118,03    
   
  135° 00' 00'' 707,11    
   
  180° 00' 00''    
   
  225° 00' 00'' 707,11    
   
  153° 26' 06'' 1118,03    
   
  180° 00' 00''    
   
  206° 33' 54'' 1118,03    
   
  153° 26' 06'' 1118,03    
   
  225° 00' 00'' 1414,21    
   
  288° 26' 06'' 1581,14    
   
  243° 26' 06'' 1118,03    
   
  270° 00' 00''    
   
  0° 00' 00''    
   
  270° 00' 00''    
   
  225° 00' 00'' 707,11    
   
  315° 00' 00'' 1414,21    
   
  0° 00' 00''    

Продолжение таблицы 2

   
  315° 00' 00'' 707,11    
   
  26° 33' 54'' 1118,03    
   
  333° 26' 06'' 1118,03    
   
  45° 00' 00'' 707,11    
   
  315° 00' 00'' 707,11    
   
  0° 00' 00''    
   
  45° 00' 00'' 707,11    
   
  333° 26' 06'' 1118,03    
   
Площадь: 55625000кв.м. Периметр: 32897.02м.  
           

Таблица 3 – Поконтурная ведомость землепользователей в границах поселения

№ п/п Номер и площадь контура на карте Катего-рия земель Из общей площади контура (в гектарах)
пашня сад сенокос пастбище залежь Итого с/х ЛПХ лес л/полосы постройки ул.и площ п/дороги м/дороги ж/дорога под водой Пески, пр.
СПК «АЛЕКСАНДРОВСКОЕ»
1-105,2     102,8           2,4              
  2-81,3     79,5           1,8              
  3-116,2     114,4           1,2     0,6        
  7-28,3     27,1           1,2              
  8-93,8 90,6               3,0     0,2        
  9-206,2 201,3               4,3     0,6        
  10-293,8 288,1               4,7     1,0        
  11-23,5         23,0             0,5        
  15-166,3 163,3               2,3     0,7        
  25-284,0 279,0               3,7     1,3        
  26-337,5 330,8               5,0     1,7        
  27-181,3 177,4               3,3     0,6        
  28-74,3     73,2           0,4     0,7        
  30-337,5 330,8               5,0     1,7        
  32-325,0 318,6               5,0     1,4        
  42-339,5 333,5               4,6     1,4        
  45-200,5 196,3               3,1     1,1        
  47-50,1         49,1       0,4     0,6        
  Итого- 3244,3   2709,7   397,0   72,1       51,4     14,1        

Продолжение таблицы 3

Наши рекомендации

КХ «САДОВОЕ»
13-228,1   225,1             2,5     0,5        
  Итого- 228,1     225,1             2,5     0,5        
КХ «ДОН»
37-187,1 183,8               2,4     0,9        
  38-94,4 92,7               1,4     0,3        
  40-115,4 113,7               1,2     0,5        
  43-35,5         35,1             0,4        
  51-6,5         5,9       0,5     0,1        
  Итого- 438,9   390,2       41,0       5,5     2,2        
КХ «СТЕПНОЕ»
39-74,5 72,8               1,1     0,6        
  41-129,8 127,3               1,7     0,8        
  44-156,3 154,5               0,8     1,0        
  46-51,2         50,7             0,5        
  Итого- 411,8   354,6       50,7       3,6     2,9        
Администрация Иловлинского района
34-255,1 250,3               4,0     0,8        
  29-19,5                             19,5  
  Итого- 274,6   250,3               4,0     0,8