Психрометрическая номограмма
6.1. Для получения необходимых параметров наружного и трюмного воздуха по результатам прямых измерений, а также параметров груза используется психрометрическая номограмма.
6.2. Психрометрическая номограмма (схема 2) имеет следующие шкалы:
- температура сухого термометра, на которой откладывают с температуру наружного, трюмного, вытяжного воздуха и груза t , °C;
- температура смоченного термометра, на которой откладывается м температура смоченного термометра (при измерении психрометром) t , °C;
- температура точки росы воздуха тау, °C;
- содержание водяного пара в воздухе d, г/кг.
В поле номограммы располагаются кривые относительной влажности воздуха фи, %.
6.3. Психрометрическая номограмма позволяет по результатам выполненных измерений (два известных параметра) определить необходимые параметры наружного, трюмного или вытяжного воздуха и провести анализ вентиляционного процесса в грузовом помещении.
6.3.1. Точку "Г" в поле номограммы, характеризующую параметры груза, находят по двум значениям: температуры груза (t ) и равновесной относительной влажности груза (фи ). Она позволяет определить температуру точки росы воздуха, соответствующую равновесному состоянию груза, тау .
6.3.2. Точку "Н" в поле номограммы, характеризующую параметры наружного воздуха, наносят по любым двум измеренным параметрам: с температуре сухого термометра t и температуре смоченного н м термометра t ; температуре t и относительной влажности воздуха н н фи ; температуре t и температуре точки росы воздуха тау . н н н
6.3.3. Точку "ТР" в поле номограммы, характеризующую параметры трюмного воздуха, находят по любым двум измеренным параметрам трюмного воздуха.
6.3.4. Точку "ВЫТ" в поле номограммы, характеризующую параметры вытяжного воздуха, находят по любым двум измеренным параметрам трюмного воздуха.
6.3.5. Линия в поле номограммы, соединяющая точки "Н" и ТР" или "ВЫТ", характеризует процесс изменения параметров вентиляционного воздуха в грузовом помещении.
7. Порядок определения возможности, целесообразности
И необходимости вентилирования
7.1. Определяют температуру груза в порту погрузки.
7.2. Устанавливают влагосодержание (W ) гигроскопического груза.
7.3. Определяют равновесную относительную влажность воздуха фи и расчетный температурный запас груза ТЭТА (диаграмма, схема 1).
Примечание. Если данные о величине влагосодержания груза (W ) гр отсутствуют, то через 5 - 10 часов после закрытия (герметизации) грузового помещения следует выполнить измерения параметров трюмного воздуха. Наиболее достоверные результаты могут быть получены при измерении в утренние часы через 1,5 - 2 часа после восхода солнца. Определенную по результатам измерений относительную влажность воздуха (фи ) можно принять тр приблизительно совпадающей с равновесной относительной влажностью воздуха фи и по диаграмме (схема 1) определить расчетный гр температурный запас груза.
7.4. Строят точку "Г" в поле психрометрической номограммы на основании температуры груза (t ) и равновесной влажности воздуха гр (фи ). Гр
7.4. Определяют температуру забортной воды (t ). зв
7.5. Измеряют два параметра наружного воздуха (если с м используется психрометр, то t и t ). н н
7.6. Строят точку "Н" в поле психрометрической номограммы и определяют температуру точки росы наружного воздуха (тау ). н
7.7. Проверяют соблюдение критериальных условий.
7.7.1. t г >= тау . н
7.7.2. тау тв >= t н; тау тр >= t зв.
7.7.3. ТЕТА >= 3 °C. в
Если условия соблюдаются, то вентилирование грузового помещения признается возможным и целесообразным.
7.8. Включают систему трюмной вентиляции и измеряют два параметра трюмного или вытяжного воздуха.
7.9. Строят точку "ТР" или "ВЫТ в поле психрометрической номограммы.
7.10. Определяют температуру точки росы трюмного (тау ) и тр вытяжного воздуха (тау ). Выт
7.11. Проверяют соблюдение критериального условия 4:
тау н < тау тр ; тау н < тау выт.
Если условие соблюдается, что вентилирование грузового помещения признается необходимым. Если условие не соблюдается, то система переключается на режим "рециркуляция" либо, в случае невозможности создания такого режима, выключается.
Наблюдения за параметрами наружного
И трюмного воздуха
8.1. До подхода судна к зоне начала вентилирования достаточно эпизодического наблюдения за параметрами наружного воздуха (не менее 2-х раз в сутки, преимущественно в 4 и 15 часов).
8.2. После включения системы трюмной вентиляции замеры параметров наружного и трюмного воздуха производить не реже чем через каждые 4 часа (в начале или конце каждой вахты), а также во всех случаях резкого изменения метеообстановки (туман, низкая облачность, изменение силы и направления ветра и др.).
8.3. Система вентиляции должна быть остановлена, если не соблюдаются критериальные условия возможности, целесообразности и необходимости вентилирования.
Приложение 6
ТЕМПЕРАТУРНО - ВЛАЖНОСТНЫЙ ЖУРНАЛ
Т/Х Порт отправления Порт назначения
Начало погрузки (дата, часы) Время прихода в порт назначения (дата, часы)
Окончание погрузки (дата, часы) Время постановки под выгрузку (дата, часы)
Время окончания выгрузки (дата, часы)
+----+------+-------------------------+-----+-------------------------+---------------------------+
¦Дата¦Коор- ¦ Наружный воздух ¦Тем- ¦ Трюмный воздух ¦ Вентиляционный режим ¦
¦и ¦динаты+------+------+-----+-----+пера-+------+------+-----+-----+-----+---------------+-----+
¦часы¦судна,¦темпе-¦темпе-¦тем- ¦отно-¦тура ¦темпе-¦темпе-¦тем- ¦отно-¦вен- ¦ количество ¦при- ¦
¦наб-¦харак-¦ратура¦ратура¦пера-¦си- ¦за- ¦ратура¦ратура¦пера-¦си- ¦тиля-¦ работающих ¦чины ¦
¦лю- ¦терис-¦по су-¦по ¦тура ¦тель-¦борт-¦по су-¦по ¦тура ¦тель-¦торы ¦ вентиляторов ¦оста-¦
¦де- ¦тика ¦хому ¦мокро-¦точки¦ная ¦ной ¦хому ¦мокро-¦точки¦ная ¦вклю-+----+----+-----+новки¦
¦ний ¦метео-¦термо-¦му ¦росы ¦влаж-¦воды ¦термо-¦му ¦росы ¦влаж-¦чены,¦при-¦вы- ¦вен- ¦вен- ¦
¦ ¦усло- ¦метру ¦термо-¦ ¦ность¦ ¦метру ¦термо-¦ ¦ность¦ч, ¦точ-¦тяж-¦тиля-¦тиля-¦
¦ ¦вий ¦ ¦метру ¦ ¦ ¦ ¦ ¦метру ¦ ¦ ¦мин. ¦ные ¦ные ¦торы ¦торов¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вык- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦люче-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ны, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ч, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мин. ¦ ¦
+----+------+------+------+-----+-----+-----+------+------+-----+-----+-----+----+----+-----+-----+
¦ДАТА¦ ¦
¦00 ¦ ¦
¦... ¦ ¦
¦20 ¦ Второй (грузовой) помощник капитана подпись (и.о., фамилия) ¦
¦ ¦ дата ¦
+----+--------------------------------------------------------------------------------------------+
Правила морской перевозки продовольственных грузов. Общие требования РД 31.11.25.00-96