Морской перевозки продовольственных грузов.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
РД 31.11.25.00-96
Взамен РД 31.11.25.00-87.
Настоящие Правила морской перевозки продовольственных грузов (в дальнейшем - Правила) устанавливают требования к технологии сохранной перевозки, перегрузки и хранения в портах продовольственных грузов (в таре и насыпью).
По вопросам безопасности перевозок продовольственных грузов следует руководствоваться Конвенцией СОЛАС-74, а также:
при перевозке генеральных грузов - "Правилами безопасности морской перевозки генеральных грузов. Общие требования и положения" (РД 31.11.21.16-96);
при перевозке опасных грузов - Правилами МОПОГ;
при перевозке навалочных грузов - Правилами безопасности морской перевозки незерновых навалочных грузов (РД 31.11.01-92).
Настоящие Правила не распространяются на перевозку жидких продовольственных грузов наливом.
КЛАССИФИКАЦИЯ И КОДИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ГРУЗОВ
Классификация
1.1.1. В зависимости от способности сохранять исходное качество в естественных условиях продовольственные грузы подразделяются на 2 подкласса:
скоропортящиеся (С) - грузы, которые без принятия специальных мер в течение короткого времени (до нескольких суток) становятся не пригодными для применения по назначению;
нескоропортящиеся (Н) - грузы, которые в течение длительного времени сохраняют свои свойства, пищевые и питательные качества без применения специальных мер (холодильной обработки и др.).
1.1.2. В зависимости от необходимости вентилирования продовольственные грузы подразделяются на 2 вида:
требующие воздухообмена (СВ, НВ) - грузы, для обеспечения сохранности которых при перевозке наличие вентиляции является решающим фактором;
не требующие воздухообмена (СО, НМ) - грузы, для обеспечения сохранности которых вентиляция при определенных условиях не обязательна.
1.1.3. По температурному режиму продовольственные грузы подразделяются на 3 категории:
мороженые (СОМ) - грузы, перевозка которых осуществляется при низких температурах (минус 4 °C и ниже), вызывающих замерзание тканевого сока;
охлажденные (СВХ, СОХ) - грузы, перевозка которых осуществляется при пониженных температурах (от минус 4 до плюс 12,5 °C), вызывающих замедление ферментативных и иных процессов;
неохлажденные (СВТ, НВО, НМО) - грузы, не требующие жесткого температурного режима и/или перевозимые без охлаждения.
Кодирование
1.2.1. Для кодирования продовольственных грузов используется алфавитно - цифровой шестиразрядный код.
Структура кодовых обозначений продовольственных грузов следующая:
X X X XX X
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +------ подгруппа
¦ ¦ ¦ ¦--------- группа
¦ ¦ ¦------------ категория
¦ ¦---------------- вид
¦------------------- подкласс
Первые три разряда - алфавитные: первая буква обозначает подкласс, вторая - вид, третья - категорию груза. Три последних разряда - цифровые: первая и вторая цифры обозначают группу, третья (последняя) - подгруппу, к которой принадлежит данный груз. Алфавитная часть кода (первые три разряда) представлена на схеме.
1.2.2. В соответствии с транспортной классификацией все продовольственные грузы в зависимости от их особенностей и свойств, а также с учетом их происхождения разделены на 22 группы, перечень которых представлен в таблице.
1.2.3. Алфавитный указатель продовольственных грузов конкретных наименований, относящихся к данным группам, представлен в Приложении 1.
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ И ИХ КОДОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ (СХЕМА К П. 1.2.1) (АЛФАВИТНАЯ ЧАСТЬ КОДА)
+-----------------------+
Класс ¦Продовольственные грузы¦
+--+-----------------+--+
+-----------------+---+ +-----+-----------------+
¦Скоропортящиеся грузы¦ ¦Нескоропортящиеся грузы¦
Подкласс +---------------------+ +-----------------------+
¦ Код С ¦ ¦ Код Н ¦
+----+--------------+-+ +-----+------------+----+
¦ ¦ ¦ ¦
+----+----+ +----+----+ +-----+----+ +-----+----+
¦Грузы, ¦ ¦Грузы, не¦ ¦Грузы, ¦ ¦Грузы, не ¦
¦требующие¦ ¦требующие¦ ¦требующие ¦ ¦требующие ¦
Вид ¦воздухо- ¦ ¦воздухо- ¦ ¦воздухо- ¦ ¦воздухо- ¦
¦обмена ¦ ¦обмена ¦ ¦обмена ¦ ¦обмена ¦
+---------+ +---------+ +----------+ +----------+
¦Код СВ ¦ ¦Код СО ¦ ¦Код НВ ¦ ¦Код НМ <*>¦
+----+----+ +---+-----+ +-------+--+ +-----+----+
¦ ¦ ¦ ¦
+----+--++-----+---++---+---++----+--+ +--+----------+--+
¦Грузы ¦¦Грузы не-¦¦Грузы ¦¦Грузы ¦ ¦Грузы, не требу-¦
Кате- ¦охлаж- ¦¦охлажден-¦¦мороже-¦¦охлаж- ¦ ¦ющие (отсутст- ¦
гория ¦денные ¦¦ные ¦¦ные ¦¦денные ¦ ¦вие) жесткого ¦
+-------++---------++-------++-------+ ¦температурного ¦
¦Код СВХ¦¦Код СВТ ¦¦Код СОМ¦¦Код СОХ¦ ¦режима ¦
+-------++---------++-------++-------+ +-------+--------+
¦Код НВО¦Код НМО ¦
+-------+--------+
--------------------------------
<*> Грузы вида НМ могут требовать вентиляции или не требовать вентиляции в зависимости от конкретных условий плавания. Необходимость вентиляции определяется "Инструкцией по вентилированию грузовых помещений судов" (Приложение 5).
Таблица к п. 1.2.2
ПЕРЕЧЕНЬ
ГРУПП ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ГРУЗОВ
И ИХ КОДОВЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
+--------------------------+-----------+-------------------------+
¦ Наименование группы и ¦Код группы,¦Грузы конкретных наимено-¦
¦ подгруппы ¦ подгруппы ¦ваний и подгруппы, отно- ¦
¦ ¦ ¦сящиеся к данной группе ¦
¦ ¦ ¦(подгруппе) ¦
+--------------------------+-----------+-------------------------+
¦1. Зерновые ¦НВО 010 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1. Злаковые ¦НВО 011 ¦Пшеница, рожь, кукуруза и¦
¦ ¦ ¦др. ¦
¦1.2. Бобовые ¦НВО 012 ¦Фасоль, горох, бобы, соя ¦
¦ ¦ ¦и др. ¦
¦1.3. Кофе, какао ¦НВО 013 ¦Кофе в зернах, какао - ¦
¦ ¦ ¦бобы ¦
¦1.4. Семена ¦НВО 014 ¦Семя хлопковое, ¦
¦ ¦ ¦подсолнечное и др. ¦
¦1.5. Крупа, мука, ¦НВО 015 ¦Крупа овсяная, мука ¦
¦ комбикорма ¦ ¦пшеничная, крахмал и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Жиры ¦СОМ 020 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2.1. Жиры животные ¦СОМ 021 ¦Жир говяжий, свиной, ¦
¦ ¦ ¦масло сливочное, топленое¦
¦ ¦ ¦и др. ¦
¦2.2. Жиры растительные ¦СОМ 022 ¦Маргарин, маргагуселин и ¦
¦ ¦ ¦др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Кондитерские и макарон-¦НМО 030, ¦ ¦
¦ ные изделия ¦СОХ 030 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3.1. Макаронные изделия ¦НМО 031 ¦Макароны, вермишель и др.¦
¦3.2. Мучные кондитерские ¦НМО 032 ¦Печенье, галеты и др. ¦
¦ изделия ¦ ¦ ¦
¦3.3. Шоколад ¦СОХ 033 ¦Шоколад плиточный, ¦
¦ ¦ ¦шоколадные конфеты и др. ¦
¦3.4. Дрожжи свежие ¦СОХ 034 ¦ ¦
¦3.5. Прочие ¦НМО 035, ¦Карамель, мед, патока, ¦
¦ ¦СОХ 035 ¦мармелад и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Консервы ¦НМО 040, ¦ ¦
¦ ¦СОХ 040 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4.1. Деликатесные и ¦СОХ 041 ¦Крабы, лосось, икра, ¦
¦ пресервы ¦ ¦анчоусы, креветки, ¦
¦ ¦ ¦лангусты и др. ¦
¦4.2. Масла в герметичной ¦НМО 042 ¦Масло оливковое, ¦
¦ таре ¦ ¦арахисовое, топленое и ¦
¦ ¦ ¦др. ¦
¦4.3. Молочные ¦СОХ 043 ¦Сливки сгущенные с ¦
¦ ¦ ¦сахаром, молоко сгущенное¦
¦ ¦ ¦без сахара и др. ¦
¦ ¦НМО 043 ¦Сухие молочные продукты и¦
¦ ¦ ¦др. ¦
¦4.4. Морепродукты ¦НМО 044 ¦Морская капуста, кальмары¦
¦ ¦ ¦и др. ¦
¦4.5. Мясные и мясо - ¦НМО 045 ¦Говядина и свинина ¦
¦ растительные ¦ ¦тушеные, завтрак туриста,¦
¦ ¦ ¦из птицы, фаршевые, ¦
¦ ¦ ¦голубцы, каша с мясом, ¦
¦ ¦ ¦ветчина пастеризованная ¦
¦ ¦ ¦и др. ¦
¦4.6. Овощные ¦НМО 046 ¦Овощи консервированные ¦
¦4.7. Рыбные и рыбо - ¦НМО 047 ¦Рыба в масле, натуральная¦
¦ растительные ¦ ¦рыба с овощами и др. ¦
¦4.8. Фруктовые и ягодные ¦НМО 048 ¦Компот, джем, конфитюр и ¦
¦ ¦ ¦др. ¦
¦4.9. Прочие ¦НМО 049, ¦Грибы, яичный порошок и ¦
¦ ¦СОХ 049 ¦др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Масла в негерметичной ¦НМО 050 ¦Какао - масло, кокосовое ¦
¦ таре ¦ ¦масло и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Морепродукты ¦СОМ 060, ¦Креветки, кальмары, ¦
¦ ¦СОХ 060 ¦трепанги и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦7. Молочные продукты ¦СОМ 070, ¦ ¦
¦ ¦СОХ 070 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦7.1. Сыры ¦СОХ 071 ¦Сыр российский, чеддер и ¦
¦ ¦ ¦др. ¦
¦7.2. Творог ¦СОМ 072, ¦ ¦
¦ ¦СОХ 072 ¦ ¦
¦7.3. Прочие ¦СОХ 073 ¦Кефир, сметана, сырки ¦
¦ ¦ ¦сладкие и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦8. Мясо ¦СОМ 080, ¦ ¦
¦ ¦СОХ 080 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦8.1. Мясо блочное ¦СОМ 081 ¦Баранина, свинина, ¦
¦ ¦ ¦говядина и др. ¦
¦8.2. Туши, полутуши ¦СОМ 082, ¦Баранина, свинина, ¦
¦ и четвертины крупных ¦СОХ 082 ¦говядина и др. ¦
¦ животных ¦ ¦ ¦
¦8.3. Туши мелких животных,¦СОМ 083, ¦Кролики, зайцы, куры, ¦
¦ битая птица и дичь ¦СОХ 083 ¦фазаны и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦9. Мясопродукты ¦СОМ 090, ¦ ¦
¦ ¦СОХ 090 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦9.1. Колбасные изделия ¦СОХ 091 ¦Колбаса, сосиски и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦9.2. Мясокопчености ¦СОХ 092 ¦Окорок, грудинка, ¦
¦ ¦ ¦корейка, копченые языки ¦
¦ ¦ ¦и др. ¦
¦9.3. Солонина ¦СОХ 093 ¦Солонина говяжья, свиная,¦
¦ ¦ ¦соленые языки и др. ¦
¦9.4. Субпродукты ¦СОМ 094 ¦Головы, языки, мозги и ¦
¦ ¦ ¦др. ¦
¦9.5. Сало, шпиг ¦СОХ 095 ¦Бекон, шпиг, сало и др. ¦
¦9.6. Эндокринное сырье ¦СОМ 096 ¦Железы внутренней ¦
¦ ¦ ¦секреции и др. ¦
¦9.7. Мясо вяленое, сушеное¦СОХ 097 ¦Мясо вяленое, сушеное ¦
¦ ¦ ¦и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦10. Напитки ¦НМО 100, ¦ ¦
¦ ¦СОХ 100 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦10.1. Напитки длительного ¦НМО 101 ¦Водка, коньяк, ликер, ¦
¦ хранения ¦ ¦консервированное пиво ¦
¦ ¦ ¦и др. ¦
¦10.2. Напитки, ¦СОХ 102 ¦Пиво, лимонад, вино, ¦
¦ не подлежащие ¦ ¦минеральная вода и др. ¦
¦ длительному хранению¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦11. Орехи ¦НВО 110 ¦Миндаль, кешью, арахис и ¦
¦ ¦ ¦др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦12. Плодоовощи ¦СВХ 120, ¦ ¦
¦ ¦СВТ 120 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦12.1. Бахчевые культуры ¦СВХ 121, ¦Арбузы, дыни, тыква и др.¦
¦ ¦СВТ 121 ¦ ¦
¦12.2. Картофель ¦СВХ 122, ¦ ¦
¦ ¦СВТ 122 ¦ ¦
¦12.3. Овощи ¦СВХ 123, ¦Лук, чеснок, томаты и др.¦
¦ ¦СВТ 123 ¦ ¦
¦12.4. Фрукты тропических ¦СВХ 124, ¦Бананы, манго, ананасы и ¦
¦ широт ¦СВТ 124 ¦др. ¦
¦12.5. Фрукты субтропичес- ¦СВХ 125, ¦Цитрусовые, гранаты и др.¦
¦ ких широт ¦СВТ 125 ¦ ¦
¦12.6. Фрукты умеренных ¦СВХ 126, ¦Яблоки, груши, абрикосы и¦
¦ широт ¦СВТ 126 ¦др. ¦
¦12.7. Ягоды ¦СВХ 127, ¦Виноград, земляника, ¦
¦ ¦СВТ 127 ¦малина и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦13. Пряности ¦НВО 130 ¦Гвоздика, корица, перец, ¦
¦ ¦ ¦ваниль и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦14. Рыба ¦СОМ 140, ¦ ¦
¦ ¦СОХ 140 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦14.1. Мороженая ¦СОМ 141 ¦Треска, скумбрия и др. ¦
¦14.2. Соленая ¦СОХ 142 ¦Сельдь, зубатка и др. ¦
¦14.3. Копченая ¦СОХ 143 ¦Салака, мойва и др. ¦
¦14.4. Вяленая, сушеная ¦СОХ 144 ¦Вобла, тарань и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦15. Рыбопродукты ¦СОМ 150, ¦Икра, балычные изделия ¦
¦ ¦СОХ 150 ¦и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦16. Сахар ¦НМО 160 ¦Сахар - сырец, сахар - ¦
¦ ¦ ¦песок, рафинад и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦17. Соль ¦НМО 170 ¦Соль выварочная, молотая ¦
¦ ¦ ¦и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦18. Овощи и фрукты ¦НВО 180 ¦Чернослив, изюм, курага, ¦
¦ сушеные ¦ ¦сушеные овощи ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦19. Чай ¦НВО 190 ¦Чай плиточный, байховый ¦
¦ ¦ ¦и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦20. Яичные грузы ¦СОМ 200, ¦ ¦
¦ ¦СВХ 200 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦20.1. Яйца свежие ¦СВХ 201 ¦ ¦
¦20.2. Яйцепродукты ¦СОМ 202, ¦Желток, белок, меланж ¦
¦ ¦СВХ 202 ¦и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦21. Табак, табачные ¦НВО 210 ¦ ¦
¦ изделия ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦21.1. Листовой табак ¦НВО 211 ¦ ¦
¦21.2. Табачные изделия ¦НВО 212 ¦Махорка, сигареты, сигары¦
¦ ¦ ¦и др. ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦22. Кормовые грузы ¦НВО 220 ¦Жмыхи, шрот, тапиока ¦
¦ ¦ ¦и др. ¦
+--------------------------+-----------+-------------------------+
Примечание. Двойной код груза свидетельствует, что данный груз может перевозиться при определенных условиях как с охлаждением, так и без охлаждения.
По согласованию с заказчиком в перечень групп продовольственных грузов включены кормовые и табачные грузы как грузы, близкие по своим свойствам к продовольственным.
ТРЕБОВАНИЯ К ГРУЗУ, ТАРЕ И УПАКОВКЕ
Требования к грузу
2.1.1. Продовольственные грузы, предъявляемые к перевозке, должны соответствовать стандартам и техническим условиям. Условия конкретного договора перевозки должны быть согласованы с перевозчиком и портом перевалки.
2.1.2. При подготовке тарно - штучных продовольственных грузов к перевозке морским транспортом следует руководствоваться ГОСТ 26653-90 (Общие положения).
2.1.3. При перевозке тарно - штучных продовольственных грузов (исключая импорт и перевозки МИП) предъявление сертификата качества обязательно в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 1992 г. N 508 "О поэтапном введении в 1992 г. обязательной сертификации грузов (работ, услуг)".
2.1.4. При импортных перевозках и перевозках МИП тарно - штучный продовольственный груз может быть принят без сертификата по соглашению сторон (грузовладельца и перевозчика).
2.1.5. Продовольственный груз насыпью, предъявленный к морской перевозке, подлежит обязательной сертификации при любых перевозках в соответствии с упомянутым в п. 2.1.3 Постановлением Правительства РФ и требованиями Международного кодекса безопасной перевозки зерна насыпью (в дальнейшем - Кодекс ИМО).
2.1.6. Продовольственные грузы животного происхождения (мясо и мясопродукты; рыба и рыбопродукты; консервы, содержащие мясо и рыбу; молоко, молочные продукты и консервы; жиры; детское питание; яйцо и яичный порошок; мед и другие продукты пчеловодства) перевозятся в соответствии с РД 31.11.25.80-96.
2.1.7. Продовольственные грузы растительного происхождения (зерно и продукты его переработки, кофе в зернах и какао - бобы, орехи, чай, пряности, специи, сахар - сырец, табак - сырец, свежие овощи, плоды и ягоды, сушеные плоды и овощи, жмых и шрот) перевозятся в соответствии с РД 31.11.25.81-96.
2.1.8. Основные транспортные особенности групп продовольственных грузов приведены в "Рекомендациях по сохранной перевозке продовольственных грузов".
Требования к транспортной таре и упаковке
2.2.1. Продовольственные грузы следует предъявлять к морской перевозке в таре и упаковке, соответствующих требованиям международных и государственных стандартов и технических условий.
2.2.2. Транспортная тара продовольственных грузов, направляемых в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, должна соответствовать ГОСТ 15846-79 (с изменениями и дополнениями) и Порядку организации поставки и перевозки продуктов (товаров) для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 6 марта 1993 г. N 207.
2.2.3. Продовольственные грузы, на тару и упаковку которых отсутствуют стандарты и технические условия (импорт, перевозки МИП), должны предъявляться к перевозке по согласованию с перевозчиком и портом перевалки в исправной таре, обеспечивающей полную сохранность груза при грузовых работах и перевозке.
2.2.4. При необходимости, по требованию перевозчика и порта перевалки, грузоотправитель обязан предъявить необходимые документы для проверки соответствия им тары.
Маркировка грузов
2.3.1. Маркировка продовольственных грузов должна соответствовать требованиям ГОСТ 14192-77.
ПОДГОТОВКА СУДНА К ПРИЕМУ ГРУЗА
Выбор транспортных средств
3.1.1. Суда и другие транспортные средства (баржи, лихтеры) должны выбираться в зависимости от транспортных характеристик грузов, обеспечения сохранности и достижения наибольшей эффективности перевозки.
3.1.2. Скоропортящиеся грузы, не требующие воздухообмена (код СО), должны перевозиться в грузовых помещениях, оборудованных системой батарейного охлаждения. При перевозках этих грузов в помещениях, оборудованных системой воздушного охлаждения, ряд грузов в легкой упаковке (марля, бязь, решетчатые ящики) может иметь повышенную естественную убыль массы.
При перевозке скоропортящихся грузов в герметичной упаковке (консервы, напитки и т.п.) система охлаждения грузовых помещений значения не имеет.
3.1.3. Скоропортящиеся грузы, требующие воздухообмена (код СВ), должны перевозиться в грузовых помещениях, оборудованных системой воздушного охлаждения. Перевозка этих грузов на нерефрижераторных транспортных средствах допускается при определенных условиях (сезонность, ротация портов, климатические условия рейса и др.), оговоренных специальными нормативными документами на их перевозку.
3.1.4. Нескоропортящиеся грузы, требующие воздухообмена (код НВ), должны перевозиться на вентилируемых судах, в вентилируемых контейнерах и лихтерах, оборудованных системой принудительной вентиляции. Перевозка этих грузов на транспортных средствах, оборудованных системами естественной вентиляции, допускается только в отдельных случаях, оговоренных специальными правилами, и/или с письменного согласия грузовладельца.
3.1.5. Для перевозки нескоропортящихся грузов, не требующих воздухообмена (код НМ), могут быть использованы транспортные средства, не оборудованные системой принудительной вентиляции.
Подготовка грузовых помещений
3.2.1. Степень подготовки грузовых помещений к приемке продовольственного груза зависит от состояния судна, его грузовых помещений, характера ранее перевозимого груза, других факторов и определяется комиссией, назначаемой для этой цели капитаном судна.
3.2.2. Полная подготовка грузовых помещений включает: зачистку, мойку, специальную обработку и сушку помещений, подготовку трюмного оборудования.
3.2.3. Зачистка грузовых помещений
3.2.3.1. Из грузовых помещений необходимо удалить остатки ранее перевозимого груза, сепарации, пятна масла и нефтепродуктов.
3.2.3.2. Все внутренние поверхности помещений борта, переборки, судовой набор, рыбинсы, решетчатые настилы и др. должны быть тщательно обметены.
3.2.3.3. Следует оценить состояние металлических поверхностей, убедиться в отсутствии на них ржавчины, мест с отслоением краски.
3.2.3.4. Во время полной зачистки грузовых помещений все съемные элементы (решетчатый настил, рыбинсы и др.) должны быть демонтированы.
3.2.4. Мойка грузовых помещений
3.2.4.1. Мойка грузовых помещений сухогрузных судов должна производиться водой из шлангов с применением моющих средств.
3.2.5. Мойка рефрижераторных трюмов
3.2.5.1. Мойка рефрижераторных трюмов должна производиться только теплой пресной водой с добавлением мыльного порошка или серого мыла. Применение морской воды, а также щелочи, соды и других подобных моющих средств, реагирующих с алюминием, не допускается.
3.2.5.2. Соду, щелочь и другие подобные средства допускается применять только при мойке решетчатых настилов, рыбинсов и конструкций судового набора так, чтобы эти вещества не попадали на алюминиевую зашивку.
3.2.5.3. После нанесения мыльного раствора мойку производят щетками, подавая воду из шланга слабым напором. Струю воды следует подавать по направлению накладки листов зашивки, а мойку производить сверху вниз.
3.2.5.4. Во время мойки необходимо обеспечить свободный сток воды через шпигаты, не допуская ее скапливания.
3.2.6. Специальная обработка грузовых помещений
3.2.6.1. В случае необходимости в грузовых помещениях должны быть выполнены: фумигация или
дезодорация - удаление посторонних запахов;
дезинсекция - уничтожение вредных членистоногих (мух, комаров, сельскохозяйственных вредителей);
дезинфекция - уничтожение носителей инфекционных болезней;
дератизация - уничтожение грызунов.
3.2.6.2. Рецепты дезинфицирующих и дезодорирующих средств приведены в рекомендуемом Приложении 2.
3.2.6.3. Если выполненная дезодорация не обеспечила удаление запахов, необходимо провести повторную мойку и дезодорацию.
3.2.6.4. На рефрижераторных судах, снабженных озонаторами, дезодорация и дезинфекция могут осуществляться при помощи озона. Во время озонирования трюмы должны быть герметизированы, пребывание людей в грузовых помещениях запрещается. При подаче озона должны быть вывешены таблички: "Внимание озон", "Вход запрещен". Перед открытием трюмов под погрузку озонаторы должны быть выключены не менее чем за 6 часов.
3.2.7. Сушка грузовых помещений
3.2.7.1. После зачистки, мойки и специальной обработки грузовые помещения следует тщательно просушить, а внутренние поверхности и оборудование рефрижераторных трюмов протереть сухим обтирочным материалом. Влажность деревянных покрытий проверяется влагомером. Влажность не должна превышать 12% для гигроскопических грузов и 15% для остальных грузов.
3.2.7.2. Сушку грузовых помещений допускается осуществлять включением вентиляции либо системы воздушного охлаждения (рефрижераторные трюмы).
3.2.8. Подготовка трюмного оборудования
3.2.8.1. Все выступающие части различного оборудования (горловины, воздушные и мерительные трубы, трубопроводы и др.) должны быть защищены кожухами, крышками, решетками или желобами.
3.2.8.2. Нагревающиеся переборки и трубопроводы, проходящие в грузовых помещениях, должны быть теплоизолированы.
3.2.8.3. Льяла должны быть вычищены от мусора и грязи, тщательно промыты, льяльные колодцы осушены.
3.2.8.4. Следует проверить исправность:
льяльных крышек (щитов) и крышек лючков над горловинами двойного дна, плотность их подгонки по месту установки;
мерительных труб льял, их незасоренность;
приемных патрубков и сеток осушительной системы, их чистоту;
вертикальных трапов, страховочных защелок люков и лючков;
леерных ограждений твиндечных палуб;
дроссельных заслонок систем трюмной вентиляции;
изоляцию электропроводки, защитных кожухов и решеток;
рыбинсов.
3.2.8.5. Должна быть проверена герметичность:
горловин топливных, балластных танков, выходящих в грузовые помещения;
воздушных, мерительных, топливных и других трубопроводов;
осушительной, балластной, топливной и гидравлической систем;
комингсов люков, люковых закрытий и лазов (брандспойтами от пожарной магистрали);
крышек вентиляционных отверстий.
3.2.8.6. Необходимо проверить и опробовать в действии:
средства наблюдения и сигнализации уровня воды в льялах, балластных танках;
осушительную систему;
балластную систему;
пожарную сигнализацию;
систему трюмного пожаротушения (орошения);
систему трюмной вентиляции, при этом следует убедиться в правильности вращения рабочих колес вентиляторов, работоспособности системы гидравлики заглушек вентиляторов и воздухозаборников, арматуру гидравлики и гидрошарниры, проходящие под крышками люков;
датчики температуры, температуры точки росы и относительной влажности воздуха в трюмах.
3.2.9. Подготовка трюмного оборудования рефрижераторных судов
3.2.9.1. При подготовке трюмного оборудования следует выполнить требования п. п. 3.2.8.3 - 3.2.8.6, касающиеся рефрижераторных трюмов.
3.2.9.2. Все трюмное оборудование следует осмотреть и привести в исправное состояние.
3.2.9.3. На судах с горизонтальной системой воздухораспределения необходимо обеспечить правильное открытие шиберных заслонок у воздухораспределительных отверстий.
3.2.9.4. Следует проверить работу показаний всех приборов дистанционного контроля температуры, относительной влажности и содержания CO2 в трюмном воздухе.
3.2.10. Предварительное охлаждение рефрижераторных трюмов
3.2.10.1. Предварительное охлаждение грузовых помещений следует начинать не менее чем за 48 ч до предполагаемого времени начала погрузки.
3.2.10.2. Во время предварительного охлаждения каждые сутки на 6 - 8 ч следует включать озоногенераторы с целью получения в воздушной среде концентрации озона 8 - 10 мг/куб. м.
3.2.11. Перед началом погрузки судовая комиссия, назначаемая капитаном судна, должна проверить готовность грузовых помещений к приему груза и по результатам проверки составить акт. Об этом необходимо сделать запись в судовом журнале.
3.2.12. В порту погрузки необходимо вызвать инспектора службы карантина растений (ветеринарной службы), предъявить трюмы для осмотра и получить от него акт о пригодности судовых грузовых помещений для перевозки грузов растительного (животного) происхождения.