Экология и ресурсоведение в сложившейся системе научных
Силлабус
- Цели и задачи изучения дисциплины «Биологические ресурсы»
Курс «Экологические ресурсы» входит в число курсов, читаемых студентам специальности экология. Он необходим для углубленной теоретической и практической подготовке по комплексу профилирующих дисциплин. В методологическом отношении изучение данной дисциплины направлено на формирование у будущих специалистов целостной системы знаний в области природных ресурсов и их составных частях, познакомить с различными классификациями природных ресурсов, основными методами и критериями оценки природных факторов развития ресурсной базы, а также изучить общее современное состояние природных ресурсов РК.
Цель дисциплины - ознакомление студентов с природными ресурсами, освоенностью и перспективами развития природно-ресурсного потенциала .
Задачи дисциплины - изучение основ теоретических знаний в области экологического ресурсоведения, природных ресурсов и их составных частях, познакомить с различными классификациями ресурсов, основными методами и критериями оценки ресурсов и факторов развития ресурсной базы страны и мира, а также изучить общее современное состояние природных ресурсов и прогноз их дальнейшего освоения.
Студент должен усвоить основные понятия дисциплины, их место в сопутствующих дисциплинах.
Студент должен иметь целостное представление о видах природных ресурсов, способах их оценки.
В рамках лабораторных занятий студент должен проявить умения адекватно применять полученные знания на конкретных примерах, навыки пользования географическими картами различного масштабного ряда.
Обучение строится на сочетании лекций, лабораторной и самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
Лекции являются аудиторными занятиями, которые предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины. Практические занятия являются также аудиторными и проводятся в виде семинаров по заранее известным темам. Они предназначены для более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала и обучения решению проблемных вопросов на практике.
Изучение дисциплины осуществляется по единой тематической программе в соответствии с учебным планом.
В таблице приведено распределение аудиторного времени по темам и видам учебных занятий
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Ресурсоведение»
В результате изучения курса студент должен знать:
- основные понятия курса,
- методы выявления природных ресурсов;
- методы оценки природных ресурсов;
- методы использования и охраны природных ресурсов;
- основы природоохранного законодательства;
уметь
оценивать важнейшие виды природных ресурсов;
рассчитывать суммы платежей за сбросы и выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;
рассчитывать величину ущерба и предотвращенного ущерба окружающей среде.
В силлабусе представлены необходимые методические разработки в организации и осуществлении преподавания курса.
Неделя 1
Лекция 1
Тема. Предметы, методы и содержание дисциплины
Экология и ресурсоведение в сложившейся системе научных
дисциплин
Отношение к природе и ресурсам в различные этапы
Формирования человеческого общества
Лекция 2
ТЕМА Учение о ресурсах и среде
Понятие о среде
Понятие природная среда
ЛПЗ 1
Тема Географический детерминизм (фатализм) и Географический детерминизм (фатализм)
Географический детерминизм (фатализм)
Географический детерминизм (фатализм
СРСП 1
Из истории использования полезных ископаемых
Неделя 2
Лекция 3
Тема; Мировые ресурсы минерального топлива и сырья
Мировые ресурсы минерального топлива
Сыревые ресурсы
Лекция 4
Тема. Теоретические основы экологии
Факториальная экология
Учение о популяциях
Учение о сообществах
Учение об экосистемах
Учение о биосфере
ЛПЗ 2
Тема; Минеральные ресурсы Мирового океана
Минеральные ресурсы Мирового океана
Гидрохимические ресурсы Мирового океана
Неделя 3
Лекция 5
Тема; Природные ресурсы Казахстана
Виды природных ресурсов
Лекция 6
Тема. Теоретические основы ресурсоведения. Ресурсы и их
Использование
Природно-ресурсный потенциал и его оценка 71
Ресурсопользования
3. Анализ природно-ресурсного потенциала и его использования:
ЛПЗ 3
Виды природных ресурсов
СРСП 3
Неделя 4
Лекция 7
Почва как ресурс
Лекция 8
И их последствия
Проблемы»
Общества
ЛПЗ 4
Понятие о деградации почв
СРСП 4
Проблемы опустынивания
Неделя 5
Лекция 9-10
Тема Мировые водные ресурсы
Понятие водные ресурсы
Мировое водопотребление
ЛПЗ 5
Понятия о водохранилищах
Крупные водохранилища мира
Неделя 6
Лекция 11-12
ЛПЗ 6
СРСП 6
Неделя 7
Лекция 13-14
Тема Мировые лесные ресурсы
Мировые лесные ресурсы
Проблемы обезлесения
ЛПЗ 7
Неделя 8
Лекция 15
Охрана земельных ресурсов
Лекция 19
1. Ресурсная экологическая функция литосферы
2. Определение, значение и структура ресурсной экологической функции литосферы
ЛПЗ 8
Охрана водных ресурсов
Семинар 8
Охрана водных ресурсов
Неделя 9
Лекция 20
ЛПЗ 9
Биотехнология
Биоиндустрия
Неделя 10
Лекция 22-23
Зерновое хозяйство
Зерновые ресурсы
Неделя 11
Лекция 24-25
Тема; Животноводство мира
Скотоводство
Неделя 12
Лекция 26-27
ЛПЗ 12
Тема Рыбные ресурсы
Мировое рыболовство
СРСП 12 Аквакультура
Неделя 13
Лекция 28-29
Тема; Китобойный промысел
Китобойный промысел
ЛПЗ 13
Деградация окружающей среды
Неделя 14
Лекция 30
Тема Минеральные ресурсы, необходимые для жизни и деятельности человеческого общества
Ресурсы геологического пространства
Семинар 14
Неделя 15
Лекция 15
ЛПЗ15 Контрольная работа
СРСП 15 Тестирование
Основная и дополнительная литература
Давиденко И., Кеспер Я. Ресурсы цивилизации. – М.: ЭКСПО, 2005.
Залогин Б. С., Кузьминская К. С. Мировой океан. Учебное пособие. – М. Academia, 2008.
Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкология: Учебник для 10–11 кл. школ естественнонаучного профиля. – М.: Просвещение, 1997.
Лосев К. С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI в. – М.: Космоинформ, 2001.
Лосев К. С., Ананичева М. Д. Экологические проблемы России и сопредельных территорий. – М.: Ноосфера, 2000.
Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. – М.: Молодая гвардия, 1990.
Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда. – М.: Гранд, 1998.
Петров К. М. Общая экология. Взаимодействие общества и природы: Учебник для вузов. – СПб.: Химия, 1997.
Природопользование: Пробный учебник для 10–11 кл. профильных школ. – М.: Просвещение, 1994.
Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 1992.
Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю. Г. Природные ресурсы мира. – М.: МГУ, 1993.
Родзевич Н. Н. Геоэкология и природопользование: Учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2003.
Россия в окружающем мире. 2005. Аналитический ежегодник. – М.: МНЭПУ, 2007.
Россия и ее регионы: внешние и внутренние экологические угрозы. /Под ред. Н. Н. Клюева. – М. Наука, 2001.
Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии: Учебник для 10–11 кл. – М.: Дрофа, 1999.
Экзарьян В. Н. Геоэкология и охрана окружающей среды. – М.: Экология, 1997.
Экологический энциклопедический словарь. – М.: Ноосфера, 1999.
Алов А. А., Владимиров Н. Г., Овсиенко Ф. Г. Мировые религии. – М.: Приор, 1998.
Атлас языков мира. – М.: Лик пресс, 2001.
Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество – это народы. – М.: Мысль, 1990.
Брук С. И. Население мира. Этнодемографиче-ский справочник. – М.: Наука, 1986.
Валентей Д. И., Кваша А. Я. Основы демографии. – М.: Мысль, 1989.
Все столицы мира: Популярный справочник / Авт. – сост. Л. М. Еремина; научный консультант Ю. А. Сенкевич. – М.: Дрофа, 2001.
Все столицы мира. Энциклопедический справочник. – М. Вече, 2006.
Города мира. Энциклопедический справочник «Весь мирз. – Минск; М.: Харвест: АСТ, 2000.
Города и столицы. Энциклопедический справочник «Весь мирз. – Минск; М.: Харвест, 1999.
Елисеев Г. А. История религий: Пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 1997.
Ионина Н. А. 100 великих городов мира. – М.:
Вече, 2001.
Ионцев В. А. Международные миграции населения. – М.: Диалог: МГУ, 1999.
Копылов В. А. География населения: Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 1998.
Кулаков А. Е. Религии мира: Пособие для учащихся. – М.: АСТ, 1996.
Лаппо Г. М. География городов: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Лобжанидзе А. А., Горохов С. А., Заяц Д. В. Этногеография и география религий. – М.: Academia, 2005.
Народонаселение. Энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 1994.
Народы и религии мира. Энциклопедия. – М.: БРЭ, 1998.
Население мира: Демографический справочник. – М.: Мысль, 1989.
Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации: Учебное пособие для вузов. – М.: Межд. отношения, 1999.
Пивоваров Ю. Л. Основы геоурбанистики: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Пучков П. И., Казьмина А. Е. Религии современного мира. – М.: УРАО, 1998.
Расы, народы, нации и народности: Энциклопедический справочник «Весь мирз. – Минск; М.: Харвест: АСТ, 2002.
Религии мира: Пособие для учащихся 10—11 кл. – М.: Дрофа, 1997.
Религии мира. Энциклопедия для детей. Т. 6. В 2 ч. – М.: Аванта+, 1996.
Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. – М.: Academia, 2000.
Симагин Ю. А. Территориальная организация населения. Учебное пособие для вузов. – М.: Дашков и К". 2005.
Современная демография/Под ред. А. Я. Кваши, В. А. Ионцева. – М.: МГУ, 1995.
Абрамов В. Л. Мировая экономика. Учебное пособие. – М.: Дашков и К", 2006.
Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2004.
Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002.
Богомолов О. Г. Мировая экономика в век глобализации. Учебник для вузов. – М.: Экономика, 2007.
Вознесенский В. Ю. Международный туризм. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2006.
Дроздов А. В. Основы экологического туризма. Учебное пособие – М.: Гардарики, 2005.
Липец Ю. Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005.
Международные экономические отношенияю Учебник для вузов /Под ред. Б. М. Смитиенко. – М: ИНФА-М, 2005.
Мировая экономика: глобальные изменения за 100 лет. /под ред. И. С. Корнева. – М: Экономика, 2003.
Мировая экономика. Учебник для вузов. /Под ред. Б. М. Маклярского – М. Междун. отнош. 2004.
Мировая экономика. Учебник для вузов. /Под ред. Ю. А. Шербанина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Мироненко Н. С. Введение в географию мирового хозяйства, международное географическое разделение труда. Учебное пособие для вузов. – М: Аспект Пресс, 2006.
Мовсесян А. Г., Огнивцев С. Б. Мировая экономика. – М.: Финансы и статистика, 2001.
Моисеев Н. Н. Слово о научно-технической революции. – М.: Молодая гвардия, 1985.
Родионова И. А. Макрогеография промышленности мира: Учебное пособие для вузов. – М.: Московский лицей, 2000.
Родионова И. А. Промышленность мира: территориальные сдвиги во второй половине XX в. – М.: Московский лицей, 2002.
Родионова И. А. Мировая экономика. Индустриальный сектор: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.
Христов Т. Т. Религиозный туризм. Учебное пособие для вузов. – М: Academia, 2003.
Черников Г. П., Черникова Д. А. Мировая экономика. – М.: Дрофа, 2006.
Василенко И. А. Политическая глобалистика. – М.: Логос, 2000.
Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. 1952–1999 / Ред. – сост. И. В. Бестужев-Лада. – М.: Academia, 2000.
Глобальные экологические проблемы на пороге XXI века. – М.: Наука, 1998.
Глобальная экологическая перспектива-3. 2003.
Глобализация мирового хозяйства. Учебное пособие. /Под ред. М.Н.Осьмовой и А.В.Бойченко. – М.: ПНФРА, 2006.
Глобализация, рост и бедность. – М.: Весь мир, 2004.
Глобалистика. Энциклопедия. – М.: Радуга, 2003. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. – М.: – СПб – Нью-Йорк, 2006.
Грани глобализации. – М.: Горбачев-Фонд, 2003.
Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М.: Прогресс; Традиция, 2000.
Дергачев В. А. Глобалистика. Учебное пособие для вузов. – М.: ВИНИТИ, 2005.
Долгов С. И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. – М.: Экономика, 1998.
Земля и человечество. Глобальные проблемы/ В серии «Страны и народы». – М.: Мысль, 1985.
Катастрофы и человек. – М.: АСТ, 1997.
Лавров С. Б., Сдасюк Г. В. Этот контрастный мир. Географические аспекты некоторых глобальных проблем. – М.: Мысль, 1985.
Мизун Ю. В., Мизун Ю. Г. Озоновая дыра и гибель человечества? – М.: Вече, 1998.
Моисеев Н. Н. Быть или не быть… человечеству? – М., 1999.
Мягков С. М. География природного риска.– М.: МГУ, 1995.
Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. – М.: Прогресс, 1989.
Наше глобальное соседство. Доклад комиссии по глобальному управлению и сотрудничеству. – М.: Весь мир, 1996.
Никаноров А. М., Хоружая Т. А. Глобальная экология. – М.: Приор, 2001.
Родионова И. А. Глобальные проблемы человечества. – М.: Аспект-Пресс, 1994.
Роун Ш. Озоновый кризис. – М.: Мир, 1993.
Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? / Под ред. В. И. Данилова-Данильяна. – М.: МНЭПУ, 1997.
Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – М.: Экономика, 2003
Алисов Н. В., Хорев Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2000.
Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М.: ВЛАДОС, 1998.
Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины / Гл. ред. А. Ф. Трёшников. – М.: Сов. энциклопедия, 1988.
География. Учебник для вузов. / Под рнедю Е. В. Баранчикова. – М.: Академия, 2006.
Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. Учебник для 10–11 кл. – М.: Просвещение, 2008.
Гладкий Ю. Н., Сухоруков В.Д. Общая экономическая и социальная география зарубежных стран. Учебник для вузов. – М.: Академия, 2006.
Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2000.
Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993.
Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. – М.: Прогресс; Пангея, 1993.
Дергачев В. А., Вардамский Л. Б. Регионоведение. Учебное пособие для вузов– М.: ЮНИТИ, 2004.
Завьялова Е. В., Радищева Н. В. Экономическая география в схемах и таблицах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2005.
Земля и человечество. Общий обзор/ В серии «Страны и народы». – М.: Мысль, 1978.
КимЭ.В., КузнецовА.П. Население и хозяйство мира. Учебник для 10 кл. – М.: Дрофа, 2008.
Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география: Элективный курс. – М.: Дрофа, 2008.
Любимов И. М. Общая политическая, экономическая и социальная география: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2001.
Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. – М.: Просвещение, 2008.
Максаковский В. П. Географическая культура: Учебник для вузов. – М.: ВЛаДоС, 1998.
Максаковский В. П. Историческая география мира: Учебное пособие для вузов. – М.: Экопрос, 1999.
Максаковский В. П. Всемирное культурное наследие. – М.: Просвещение, 2003.
Максаковский В. П. Новое в мире: цифры и факты: Дополнительные главы к учебнику 10 кл. – М.: Дрофа, 2006.
Родионова И. А. Экономическая география. Полный курс для поступающих в вузы. – М.: Экзамен, 2003.
Россия и страны мира. 2006: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2007.
Социально-экономическая география зарубежного мира: Учебник для вузов / Под общей ред. В. В. Вольского. – М.: Дрофа, 2001.
Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учебное пособие для 10–11 кл. школ гуманитарного профиля. – М.: Просвещение, 2001.
Холина В. Н., Бунакова Т. М. География: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004.
Холина З. Н., Наумов А. С., Родионова И. А. Социально-экономическая география мира. Справочное пособие. – М.: Дрофа, ДиК, 2006.
Экономическая и социальная география. Основы науки. Учебник для вузов – М.: ВЛАДОС, 2003.
Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учебник для вузов / Под ред. С.Б.Лаврова и Н.В.Каледина. – М.: Гардарики, 2002.
Голубчик М. М. Политическая география мира: Учебное пособие для вузов. – Смоленск: СГУ, 1998.
Голубчик М. М. Политическая карта мира: Справочное учебное пособие. – Смоленск: СГУ, 2001.
Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. – М.: Аспект Пресс, 2001.
Нартов Н. А. Геополитика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2004.
Родионова И. А. Политическая карта мира: Учебно-справочное пособие по географии. – М.: Московский лицей, 2000.
Баландин Р.С., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988.
Винокурова И. Ф., Трушин В. В. Глобальная экология: Учебник для 10–11 кл. профильных школ. – М.: Просвещение, 1998.
Голубев Г. Н. Геоэкология. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000.
Горохов В. А., Вишневская С. С. По национальным паркам мира: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С.,
Рейф И. Е. Перед главным вызовом цивилизации (взгляд из России). М. 2005.
Неделя 1
Лекция 1
Понятие о среде
Понятие природная среда
Среда – одно из важнейших понятий экологической науки. Оно было предложено еще в конце XIX в. известным французским географом-страноведом Элизе Реклю и работавшим вместе с ним русским географом Л. И. Мечниковым. За прошедшие с тех пор сто с лишним лет это понятие постепенно расширялось и углублялось, став центральным звеном учения о географической среде. Однако несмотря на обширную литературу по этой проблематике, причем не только географическую, но и философскую, некоторые принципиальные вопросы еще до сих пор продолжают оставаться спорными.
Во-первых, это вопрос о трактовке самого понятия «географическая среда», который еще не так давно разделял географов на два враждующих лагеря.
Сторонники более широкой трактовки считали и продолжают считать, что между понятиями «природа» и «географическая среда» теперь уже нет различия, поскольку люди освоили, окультурили всю планету. При этом сторонники такой точки зрения иногда ссылаются на Ф. Энгельса, который еще в XIX в. в «Диалектике природы» написал о том, что от той природной среды, которая была на территории Германии ко времени прихода германцев, осталось «чертовски мало». Если так, то что уж тогда говорить о рубеже двух тысячелетий! Подобной точки зрения придерживались В. А. Анучин, Ю. Г. Саушкин и другие известные географы.
Сторонники более узкой трактовки считают, что понятия «природа» и «географическая среда» близкие, родственные и в перспективе, по-видимому, действительно сольются в одно понятие. Но пока еще человеком освоена далеко не вся природа, а только ее часть, хотя и преобладающая. Такой точки зрения придерживается большинство географов и философов, что отразилось и на самом определении понятия о географической среде. Для примера можно привести определение, которое дано в очень авторитетном издании – «Географическом энциклопедическом словаре»: «Географическая среда – земное окружение человеческого общества, часть географической оболочки, в той или иной мере освоенная человеком и вовлеченная в общественное производство».[18]
Какая же именно часть земной природы уже освоена, окультурена человеком? Отечественные и зарубежные ученые время от времени публикуют соответствующие расчеты, однако «вилка» между цифровыми показателями зачастую бывает весьма велика. Очевидно, что при таких расчетах важно знать, всю ли земную сушу принимают во внимание или только обитаемую. Желательно учитывать также степень нарушенности естественных экосистем. В этом смысле представляет интерес расчет, сделанный американскими учеными в 1994 г. (табл. 11) и приведенный в ряде отечественных изданий.[19]
Анализ таблицы 11 показывает, что если учитывать всю площадь земной суши, то на нашей планете осталось еще 94 млн км2 территории с ненарушенными экосистемами. Если же вычесть обширные пространства, покрытые ледниками (Антарктида, Гренландия), обнаженными скалами и землями, то останется 52 млн км2. Не менее, если не более интересны соответствующие данные по отдельным странам. По расчетам органов ООН, площадь не тронутых человеком «диких» земель в середине 80-х гг. XX в. достигала: в СССР – 7,5 млн км2, в Канаде – 6,4 млн, в Австралии– 2,3 млн, в Китае– 2,1 млн и в Бразилии – 2 млн км2.
Спорным остается, во-вторых, вопрос о том, что входит в само понятие о географической среде. Здесь также обозначились две трактовки – широкая и узкая.
Сторонники широкой трактовки считали, что географическая среда включает в себя разнокачественные элементы – как природные, так и общественные, и даже самого человека в качестве биосоциального существа. Поэтому они предлагали называть географическую среду антропосферой, социосферой, техносферой и т. п. Сторонники узкой трактовки предлагали включать в понятие о географической среде только те элементы, тела и силы природы, которые либо созданы ею и сохранились в девственном состоянии, либо созданы человеком, но имеют природные аналоги (поля, сады, пастбища, пруды, каналы, лесные полосы и др.). Что же касается тел природы, измененных человеком настолько, что они утратили всякую аналогию с природными элементами (академик С. В. Калесник в этой связи писал о домах, телевизорах, самолетах, пирожных, шашлыках, кальсонах, пластмассах, Венере Милосской и т. п.), то включать их в понятие географической среды никак нельзя, равно как и самого человека.
Таблица 11[20]
ПЛОЩАДИ С НАРУШЕННЫМИ В РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ЕСТЕСТВЕННЫМИ ЭКОСИСТЕМАМИ НА КОНТИНЕНТАХ ЗЕМЛИ
Некоторому примирению этих противоположных точек зрения способствовало появление в 1970-х гг. нового термина – «окружающая среда».
Под окружающей средой стали понимать совокупность природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов, явлений и процессов, внешних по отношению к человеку, с которыми он взаимодействует в процессе своей деятельности.[21]
Этот термин применяют по отношению к отдельному человеку и по отношению к большим группам людей, а также ко всему человечеству (синоним – среда обитания человека). Если при этом в качестве окружающей среды рассматривают только природную среду, то и говорить следует об окружающей природной среде. Если же речь идет об антропогенной (природно-антропогенной) среде, то применяют целый набор соответствующих понятий – таких, как «социальная среда», «жилая среда», «производственная среда» и т. д.
Семинар 1
СРСП 1
Неделя 2
Лекция 2
Сыревы ресурсы
Минеральными ресурсами принято называть полезные ископаемые, извлекаемые из недр Земли. В современном хозяйстве используется примерно 200 различных видов минерального топлива и сырья. Классификации их могут быть различными. Наиболее широко распространена классификация на основе технического использования ресурсов, при которой выделяют топливные, металлические, технические ресурсы и строительные материалы. Применяется также генетическая классификация, в основу которой положены возраст и особенности происхождения; при этом обычно выделяют ресурсы докембрийской, нижнепалеозойской, верхнепалеозойской, мезозойской и кайнозойской геологических эпох. Мировые ресурсы минерального топлива и сырья периодически оценивают и переоценивают на сессиях Мирового энергетического совета (ранее – Мировой энергетической конференции), горных, геологических, нефтяных, газовых и других конгрессов.
Наибольшее внимание традиционно привлекают топливные ресурсы. Их принято учитывать по двум главным категориям – общегеологических и разведанных (достоверных, доказанных, подтвержденных) ресурсов. В пределах земной суши они распределяются довольно неравномерно. Так, по оценкам конца 1990-х гг., первое и второе места по их запасам делят между собой регионы СНГ и Азиатско-Австралийский. На третьем месте находится Северная Америка, а далее идут Ближний и Средний Восток, зарубежная Европа, Африка и Латинская Америка. Естественно также, что регионы различаются и по структуре своих топливных ресурсов. В целом в мире на долю угля приходится 70–75 % всех топливных ресурсов (в условном топливе), а остальная часть примерно поровну распределяется между нефтью и природным газом. При этом в Европе, например, доля угля составляет 90 %, а на Ближнем и Среднем Востоке, напротив, 100 % приходится на ресурсы нефти и природного газа.
Уголь широко распространен в земной коре: известно более 3,6 тыс. его бассейнов и месторождений, которые в совокупности занимают 15 % земной суши. Как общие, так и разведанные запасы угля намного больше запасов нефти и природного газа. В 1984 г. на XXVII сессии Международного геологического конгресса общие мировые угольные ресурсы были оценены в 14,8 трлн т (в том числе 9,4 трлн т каменного и 5,4 трлн т бурого угля), а во второй половине 1990-х гг. в результате разного рода переоценок и перерасчетов – в 5,5 трлн т (в том числе 4,3 трлн т каменного и 1,2 трлн т бурого угля).
Однако гораздо чаще в научно-справочной, да и в учебной литературе говорят о разведанных запасах, доступных для разработки при существующих технических и экономических критериях использования. Еще в 1984 г. они были оценены в 1,2 трлн т, а в начале 2004 г. – примерно в 1 трлн т. По разведанным запасам угля крупные регионы следуют в таком порядке: Северная Америка, СНГ, зарубежная Азия, зарубежная Европа, Австралия и Океания, Африка, Латинская Америка. При определении ранжира отдельных стран также обычно пользуются данными о разведанных запасах (табл. 12).
Анализ таблицы 12 показывает, во-первых, что на США, Китай и Россию приходится более 1/2 всех мировых разведанных запасов угля, и, во-вторых, что в составе первой десятки стран по запасам угля экономически развитые страны значительно преобладают над развивающимися.
Всего угольные ресурсы разведаны в 83 странах мира. Геологические закономерности их распределения по территории земной суши изучали многие ученые. Академик П. И. Степанов еще в 1937 г. установил минимумы и максимумы угленакопления, связанные с особенностями конкретных геологических эпох, с их палеогеографической обстановкой. Затем эти подсчеты неоднократно уточняли. Согласно современным представлениям, 47 % всех угольных ресурсов приходится на отложения палеозоя, 37 – мезозоя и 16 % – кайнозоя. В том числе из отдельных геологических периодов максимумы угленакопления приходятся на пермь, карбон и мел, в меньшей мере – на юру, неоген и палеоген. В Европе резко преобладают карбоновые и палеоген-неогеновые угли, в Азии – пермские.
Таблица 12
ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗВЕДАННЫМ ЗАПАСАМ УГЛЯ
Таблица 13
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗВЕДАННЫХ ЗАПАСОВ НЕФТИ ПО КРУПНЫМ РЕГИОНАМ
Нефть распространена в земной коре еще более чем уголь: геологи выявили примерно 600 нефтегазоносных бассейнов и обследовали около 400 из них. В результате реально перспективные на нефть (и природный газ) территории занимают, по разным оценкам, от 15 до 50 млн км2. Однако мировые ресурсы нефти значительно меньше угольных.
Это относится к общегеологическим ресурсам, оценки которых обычно колеблются в пределах от 250 до 500 млрд т. Иногда, правда, они поднимаются до 800 млрд т, но в этом случае учитывается не только обычная, но и так называемая тяжелая нефть, содержащаяся в битуминозных песках и нефтяных сланцах, которая в промышленных масштабах пока практически не освоена. В еще большей степени это относится к разведанным (доказанным) запасам нефти, хотя они и обнаруживают постоянный и довольно устойчивый рост. К началу 2007 г. мировые разведанные запасы нефти составили 192,5 млрд т.
Распределение разведанных запасов нефти по крупным регионам мира показано в таблице 13.
Такое распределение (табл. 13) сложилось постепенно. Оно не раз изменялось по мере открытия крупнейших нефтегазоносных бассейнов в Юго-Западной Азии, в Северной и Западной Африке, в зарубежной Европе (Североморский), в Латинской Америке, а также в СССР (Волго-Уральский, Западно-Сибирский) (рис. 0). Но даже среди них на первое место выдвинулись богатейшие нефтегазоносные бассейны, расположенные в провинции бассейна Персидского залива, в которую входит акватория этого залива и прилегающие части Аравийского полуострова и Иранского нагорья. При разведанных запасах, равных почти 100 млрд т, одна эта провинция концентрирует более 1/2 мировых запасов, образуя, как иногда говорят, главный полюс нефтегазоносности всей нашей планеты. В значительной мере это связано с тем, что здесь находится половина из 30 известных в мире гигантских (уникальных) нефтяных месторождений, т. е. таких, которые имели первоначальные запасы более 500 млн и даже свыше 1 млрд т (самые большие из них – Гавар в Саудовской Аравии, Ага-Джари в Иране и Эль-Буркан в Кувейте).
Хотя нефтяные месторождения (всего их 50 тыс.) ныне известны в 102 странах, сверхконцентрация нефтяных ресурсов в провинции Персидского залива предопределяет и первую десятку стран по разведанным запасам нефти, состав которой демонстрирует таблица 14.
С конца 80-х гг. XX в. в мире наблюдается относительно новая тенденция увеличения разведанных запасов нефти. Она заключается в том, что рост этих запасов ныне происходит не столько путем открытия новых нефтегазоносных бассейнов, сколько благодаря дополнительному бурению на уже действующих месторождениях. В качестве примеров такого рода можно привести Саудовскую Аравию, Венесуэлу, да и многие другие страны. Хотя, конечно, в мире продолжают открывать новые нефтяные бассейны как на суше, так и в морских акваториях (Прикаспий и Каспийское море).
Природный газ распространен в природе в свободном состоянии – в виде газовых залежей и месторождений, а также в виде «газовых шапок» над нефтяными месторождениями (попутный газ). Используются также газы нефтяных и угольных месторождений.
Таблица 14
ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗВЕДАННЫМ ЗАПАСАМ НЕФТИ
Рис. 9. Крупнейшие нефтегазоносные бассейны мира
Общегеологические ресурсы природного газа в различных источниках оцениваются от 300 трлн м3 до 600 трлн и выше, но наиболее распространена оценка в 400 трлн м3. Разведанные (доказанные) запасы природного газа к 2004 г. достигли 175 трлн м3. Их распределение по крупным регионам мира и ведущим странам показывают таблицы 15 и 16.
Таблица 15
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗВЕДАННЫХ ЗАПАСОВ ПРИРОДНОГО ГАЗА ПО КРУПНЫМ РЕГИОНАМ
Таблица 16
ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗВЕДАННЫМ ЗАПАСАМ ПРИРОДНОГО ГАЗА
Анализ таблицы 16 показывает, что 27 % мировых разведанных запасов природного газа приходится на Россию (ее общегеологические запасы оцениваются в 215 трлн м3). Из имеющихся в мире 20 гигантских газовых месторождений с начальными запасами более 1 трлн м3 на территории России находятся 9. В их числе крупнейшее в мире Уренгойское, а также Ямбургское, Бованенковское, Заполярное, Медвежье и Харасовейское расположены в пределах Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции (табл. 17).
Таблица 17
КРУПНЕЙШИЕ ГАЗОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ МИРА
* Морское месторождение.
** В стадии освоения.
Уран очень широко распространен в земной коре. Однако экономически выгодно разрабатывать только те его месторождения, которые содержат не менее 0,1 % полезного компонента: в таком случае получение 1 кг урановых концентратов обходится менее чем в 80 долл. По данным Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), в начале XXI в. разведанные (подтвержденные) запасы урана, доступные для извлечения по такой цене, оценивались в 3,3 млн т. Они сосредоточены примерно в 600 месторождениях на территориях 44 стран мира.
Первое место в мире по разведанным запасам урана занимает Австралия. Далее с незначительным отрывом следует Казахстан. Третье место принадлежит Канаде. На долю этих трех государств приходится 1/2 мировых запасов урана. Кроме них, в первую десятку стран по разведанным запасам урана входят также (в порядке убывания) ЮАР, Бразилия, Намибия, Россия, Узбекистан, США и Нигер.
Металлические (рудные) ресурсы также широко распространены в земной коре. В отличие от топливных, генетически всегда связанных с осадочными отложениями, рудные залежи встречаются в отложениях как осадочного, так и в еще большей мере кристаллического происхождения. Территориально они также нередко образуют целые пояса рудонакопления, иногда такие гигантские, как Альпийско-Гималайский или Тихоокеанский.
Наиболее широко представлены в земной коре руды железа и алюминия.
Общегеологические запасы железных руд, по разным оценкам, составляют около 350 млрд т, а разведанные – 150 млрд т. Хотя эти запасы известны почти в 100 странах, основная их часть концентрируется в сравнительно немногих из них (табл. 18).
Таблица 18
ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗВЕДАННЫМ ЗАПАСАМ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД