Рекультивация нарушенных земель.

Рекультивация нарушенных земель - это комплекс работ направленный на восстановление продуктивности, хозяйственной ценности и улучшений условий окружающей среды для сельскохозяйственных, лесохоз., строит., рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивации подлежат земли нарушенные при проведении: а)строительных; б)мелиоративных; в)лесозаготовительных; г)геолого-разведочных; д)эксплуатационных; е)проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Рекультивация земель включает в себя: 1)осуществление проектно-изыскательных работ: почвенных и других полевых исследований, лабораторных анализов, картографирования; 3)планировку (выравнивание) поверхности; 4)нанесение на рекультивируемые земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя; 5)ликвидацию послепосадочных явлений; 6)очистку рекультивируемой территории от производственных отходов; 7)внесение химического мелиоранта, органических и минеральных удобрений, бактериального препарата; 8)предпосевную подготовку почвы, посев семян фитомелиоративных растений; 9)другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.

Рекультивацию земель выполняют в два этапа: технический и биологический.
Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель. Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почв.

16. Состав земельного фонда России. Категории земель. Земля в пределах государственных границ составляет территориальную основу суверенитета государ­ства и образует его земельный фонд. Этот фонд делится на земли различного целевого назначения, распределяется по землевла­дельцам и землепользователям. В различных сферах деятельности земли используются по-разному, поэтому земельный фонд подразделяют на категории земель, которые различают по двум признакам: основному целевому назначению, и правовому режиму использования и охраны. 1. Земли с/х назначения (23%):земли, находящиеся за границами нас. пункта и предоставленные для нужд с/х. В составе этих земель выделяются с/х угодия: земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями (для защиты земель), зданиями, сооружениями для производства, хранения и первичной переработки с/х продукции. Земли с/х могут использоваться для ведения с/х, научно-исследовательских и иных, связанных с с/х производством целей. С/х угодья: пашни, залежи, сенокосы, пастбища и т.д.2. Земли нас пунктов: (1%) земли, используемые и предназначенные для застройки и развития нас пунктов. Границы городских, сельских нас пунктов отделяют земли нас пунктов от земель иных категорий. 3.Землии промышленности и иного спец назначения(1%): земли, которые расположены за границами нас пунктов и используются для обеспечения деятельности организаций.В зависимости от характера задач, для решения которых используются эти земли, они подразделяются: земли промышленности, энергетики,транспорта, связи, радиовещания, обороны, безопасности, иного спец назнач. 4. Земли особо охраняемых территорий и объектов (ООТО)(2%): земли, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, оздоровительное назначение, которые изъяты полностью или частично из хоз использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. (лечебно-оздоровительные местности и курорты, земли природоохранного назначения, рекреационного, историко-культурного и иные. 5. Земли лесного фонда(65%): лесные земли(земли, покрытые лесной растительностью или непокрытые ею, но предназначенные для восстановления) и предназначенные для ведения лесного хоз-ва нелесные земли(дороги). Целевое назначение: выращивание древесины, сохранение и восстановление леса, как важного элемента пр. среды и жизнедеятельности человека. 6.Земли водного фонда(2%): земли покрытые водами, сосредоточенными в водных объектах; земли,занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на в.о. Не осуществляется образование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами. 7. Земли запаса(6%) -земли находящиеся в гос или муниц собственности и не предоставленные гражданам, за исключением фонда перераспределения земель.





17. Охрана земель при террит.з-ве(водоохр-е зоны, особоохр-е земли).Охрана земель — это система организационно-хозяйственных, право­вых, экономических, тех-х и др. меропр., напр-х на сохранение, восст-ие и улучшение состояния земель, на предот­вращение снижения их продуктивности и уменьшение площадей, занятых под производство сельскохозяйственной продукции. Защита от водной эрозии.Система мероприятий включает: научно обоснованный севооборот, приемы посева, посадки и ухода за растениями, внесение удобрений, травосеяние, создание лесных полос, создание препятствий отрицательному воздействию воды, регулируемые снеготаяния, выращивание культур с хорошо развитой корневой системой, зяблевая вспашка, культивация и рядовой посев сельскохозяйственных культур поперек склона. щелевание. залужение крутых склонов многолетними травами. Важным приемом является снегозадержание кулисами, щитами. Защита от ветровой эрозии. Эфф-ми являются агротех мер-тия, направ к увеличению и сохранению влаги в почве и обеспечению пост защиты ее пов-ти растительным покровом от выдувания, Особого внимания требует разраб-ка меропр-ий охраны окр среды при з/у в зонах, прилегающих к крупным пром комплексам (ЦБК), автотрансп магистралей, широкого водохоз (С.Двина) и энергетич(ТЭЦ) строит-ва, а также в рекреац зонах. Важная роль принадл-ит биологич методам защиты. Озеление автострад позволяет локализовать загряз-ие а/трансп-том.

Водоохр.зоны и прибрежные полосы относятся к территориям с особым правовым режимом и занимают в составе этих земель наиболее значительный удельный вес как по занимаемой площади, так и по количеству затрагиваемых землевладений и землепользовании, в первую очередь, с/х.В пределах водоохранных зон уст-ся прибрежные защитные полосы, на терр.и кот. вводится более строгий режим природопользования. В состав работ по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ входят подгот-ые и обследовательские работы. Подгот-ые работы включают: подбор и изготовление планово-картогр-х материалов на бассейн реки, озера, водохранилища, планов землепользовании всех субъектов прав на ЗУ; сбор данных о наличии водных источников и их характеристиках; сбор и изучение проектов з-ва, планов земельных участков, материалов обследований, , состояние угодий и почв и их хоз-ое исп-ие в этих зонах, проводимые мероприятия по защите водных источников от загрязнения и засорения и др. При полевом обследовании выявляются источники загрязнения, уточняются площади с/х угодий, подверженных эрозии.В проектах установления границ водоохранных зон и прибрежных полос предусматривается:режим ведения хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствии. Исходя из этого, приводятся рекомендации по выносу из водоохранных зон складских помещений, животноводческих комплексов и ферм, других сооружений, отрицательно влияющих на состояние вод, проведению мелиоративных и строительных работ для исключения отрицательного влияния источников загрязнения, находящихся за пределами водоохранной зоны.

18. Образование новых и упорядочение сущ-х об-ов з-вапроводятся в случаях: - изменения границ объектов з-ва, в т.ч. в целях устранения недостатков в их распол-ии (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания); - восстановления границ об-ов з-ва; - предоставления ЗУ гражданам и юрид.лицам; - изъятия, в т.ч. путем выкупа ЗУ; - совершения сделок с ЗУ; - в иных случаях перераспределения земель. Образ-е новых и упорядочение сущ-х об-ов з-ва осущ-ся на основе сведений ГЗК, гос-го градостроит-го кадастра, землеустроительной, градостроит-ой и иной связанной с исп-ем, охраной и перераспределением земель документации. При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства определяются: - местоположение границ объектов землеустройства, в том числе границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; - варианты использования земель с учетом размеров земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; - площади объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; - иные характеристики земель.

Работы пообраз-ю новых и упоряд-ю сущ-х об-ов з-ва: 1)сбор инф-ции об об-ах з-ва, сод-ся в ГКН, в гос.градостроит.кадастре, гос.фонде данных, полу-х в результ.провед-я з-ва, а также на основе геодез-ой и картограф-ой инф-ции. 2)опред-е местопол-я границ об-ов з-ва, в т.ч. огранич.в исп-ии частей об-ов з-ва. 3)опред-е вариантов исп-я земель с учетом размера ЗУ, целевого назнач-я, разреш-го исп-я земель и распол-х на них об-ов инж-ой, соц-ой и транспортной инфрастуктуры. 4)измерение площади, огранич-ий в исп-и частей. 5)составление карты(плана), отобр-х в графич.форме местопол-е, размер, границы ЗУ.

19.Образ-е землепользований не с/х предприятий, организаций и учреждений.При образ-и з/пользований не с/х назнач-я происх.перераспределение земель м/д отраслями народного хозяйства и расходование земель. Процесс создания такиз з/пользований: составление и обоснование проекта(ТЭО-технико-экономич.обоснование), принятие решения о предост-ии ЗУ, оформление з/пользования. Предост-е ЗУ для не с/х нужд в 3 стадии: 1) предварит-ое соглас-е: предпр. Ходатайствуют о соглас-ии места распол-я объекта и примерных размерах необх.ЗУ. З/устрит-ые проектные изыскат-ые работы вып-ют на договорных началах. Пров-ся подготов-ые работы, разраб-ся, обоснов-ся, пересматрив-ся проект. и др. матер. По выбору ЗУ. Основанием для проектно-изыскат. работ. 2) предоставление ЗУ: после утверждения проекта строит-ва и выделения средств предпр.ходатайствуют о предост-ии ЗУ. К нему прилаг.матер,разраб-ые на 1 стадии, проект рекультивации земель, данные о переселении граждан с изымаемых ЗУ, реш-я об усл-ях отвода ЗУ+чертежи и экспликация. 3) оформление з/пользования: после решения об отводе ЗУ его границы устанавл.в натуре, а з/пользователю выдается гос.акт, если ЗУ предост.в бессрочное польз-ие. З/пользование не с/х назнач-я, кот.при этом образ-ся, д.иметь min необх.площадь, не сод-ть в своем сост-ии ценных с/х угодий и не нарушать существенной организации террит. Составные части проекта ТЭО: 1) устан-ие и обоснов-ие S предост-го ЗУ ( в соотв. со схемой генер-го плана, с соблюд-ем норм отвода земель для разл.видов строит-ва). 2) определение состава и ценности изымаемых земель. 3) устан-ие потерь с/х произв-ва и способов их возмещения (возмещ-ся в размере стоим-ти освоения равновеликой S земель с учетом провед-х меропр.по окультур-ию). 4) опред-ие видов и размера убытков з/пользователей и способы их возмещения. 5) подготовка предложений по рекультивации земель. 6) разраб-ся предлож-я по реорганизации сущ-х з/пользований, их террит, произв-ва, расселения ( засчет предпр, получ-х ЗУ). Составление проекта: 1) пояснит.записка, в кот. Излаг-ся обоснование проектных решений,а в прилож-х даются матер.правового обоснования. 2) графич.часть, состоящая из проектного плана и необх.чертежей. Для образ-я нов, расшир-я и реконструкции сущ-х об-ов не с/х назнач-я в 1 очередб предусм-ют отвод ЗУ из земель запаса, земель не пригодных для исп-я в с/х или сх/угодий худшего кач-ва. Осущ-е проектов начин-ся после того, как ОН в установл. порядке утвержден и перенесен в натуру. Заключается оно в: 1) переходе к пользов.предоставл.ЗУ и ср-в производства, связ-х с этой землей в сроки, предусм-ые проектом. 2) вып-ии в намеч-е сроки всех предусм-х проектом меропр,связ-х с исп-ем земель в новых границах и усл-ях.

20. Территориальное з-во.Проводится в целях организации меропр.по изучению состояния земель, планир-я и организации рац-го исп-я земель и их охраны, а также для образ-я новых и упорядоч-я сущест-х об-ов з-ва и устан-е их границ на местн. При вып-ии з-ва вып-ся след.виды работ:1) образ-е новых и упорядочение сущест-х об-ов з-ва; 2) межевание об-ов з-ва. Общий порядок проведения з-ва определен правит.РФ (постан-е правит.РФ от 7.06.2002 №396). Федер.служба зем.кад. России и ее территор-ые органы осущ.проведение территор-го з-ва в соотв-ии с решениями органов го.власти на землях, нах-ся в фед.собств-ти. Террит-ое з-во ост-х об-ов пров-ся юрид.лицами или индив.предприн. на основании договора по инициативе органов местн.самоупр.,собств.ЗУ, з/пользов, з/владельцев. Оно распространяется на все земли независимо от целевого назначения, форм собственности и польз-я. Цель – созд-е необход. усл-ий для рац. использ-я земли, развития обществ. произв-ва, повыш-я его эффект-ти. В рез-те террит. з\у устан-ся не только распред-е земель м\у з\польз-ми, но и фиксир-ся размещ-е з\польз-ий с\х, промышл. и др. предпр-ий. Задачи террит. з\у:- образов-е з\польз-ий с\х предпр-ий колхозов, совхозов,- упорядоч-е существующих з\польз-ий с\х предпр-ий,- формир-е терр-ий межхоз. Объединений,- образ-е з\польз-ий не с\х предпр-ий, учреждений, орг-ий отводом и изъятием земель,- установл-е и измен-е городской, поселковой черты,- выявл-е новых земель для освоения. Объектом служат хоз-ва (предпр-я, учр-я, орг-ии), существующие или размещаемые на опр. терр-ии. Такой терр-ей явл-ся адм. район, массив осваиваемых земель, группа взаимосвяз. з\польз-ий. Проекты. з\устр-ва разраб-ся на основе и с учетом схем использ-я зем. ресурсов, з\устройства областей, районов. З\устр. процесс состоит из подгот. работ, сост-я проекта террит. з\устр-ва, рассмотр-я и утвержд-я проекта, перенес-я проекта в натуру, оформл-я и выдачи гос. акта на право польз-я землей.

21. Внутрихозяйственное землеустройство предприятий и хозяйств.

Внутрихозяйственное землеустройство-система мероприятий по организации рационального использования гражданами и юр.лицами земельных участков для осуществления с/х произв-ва, а также по организации территорий использованных общинами коренных, малочисленных народов севера, сибири и дальнего востока, РФ и лиц, приравненных к ним в целях обеспечения их традиционного образа жизни. Проект ВХЗУ представляет собой совокупность документов (расчетов, чертежей) по организации рационального использования и охране земель и связанных с ней средств производств в конкретном с/х предприятии. Состав и содержание проекта определяются природными и социально-экономическими условиями, формами землевладения и землепользования, степенью обустроенности территории и освоение раннее обработанных проектных решений. При ВХЗУ рассматриваются проектные задачи, определенных составными частями и элементами проекта, который должен учитывать взаимосвязь произв-ва и территории с/х предприятий, а также отдельные уровни и структуру хоз-ва. При конструировании составных частей проекта ВХЗУ исходят из следующих положений. Если разделить систему производства на стадии, он состоит из отраслей произв-ва и отдельных произв-ых процессов. Каждой стадии соответствует своя форма земельно-хозяйственного устройства: производство в целом- землевладение, хозяйство; отраслям- земельный массив или севооборот; отдельному производственному процессу – поле, раб участок. Стадия производства определяет соответствующие производственную и социальную инфраструктуру, а такжк средство производства неразрывно связано с землей. При ВХЗУ осуществляют территориальную организацию и размещение произв-ва хоз-ва, террит-ую организацию произв-ых процессов с размещением эл-ов инфраструктуры. Для производства в целом, земля выступает в качестве пространственного базиса, для отраслей хоз-ва – главном средством произв-ва, для отдельных производственных операций – предметом труда.

Содержание проекта внутрихозяйственного землеустройства

Проект ВХЗУ представляет собой совокупность документов (расчетов, чертежей) по организации рационального использования и охране земель и связанных с ней средств производств в конкретном с/х предприятии. Состав и содержание проекта определяются природными и социально-экономическими условиями, формами землевладения и землепользования, степенью обустроенности территории и освоение раннее обработанных проектных решений. Проект ВХЗУ состоит из 31элемента и 7составных частей: 1. Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров (элементы: установление производственной структуры хоз-ва, состава, числа и размеров производственных подразделений; размещение хоз-ых центров; размещение земельных массивов производственных подразделений).2. Размещение внутрихозяйственных магистральных дорог, водохозяйственных, иных инженерных сооружений и объектов ВХ назначения (элементы: размещение ВХ магистральных дорог; размещение водохозяйственных и др.инженерных сооружений). 3. Организация угодий и севооборотов (элементы: установление состава и соотношение угодий, режима и условий их использования; трансформация, улучшение и и размещение угодий; организация системы севооборота). 4. Устройство территории севооборотов (элементы: размещение полей севооборотов; размещение полезащитных полос; полевых дорог; полевых станов и источников полевого водоснабжения). 5. Устройство территории многолетних насаждений (элементы: размещение пород и сортов плодовых насаждений; кварталов и пригарных участков; подсобных хоз-ых центров; защитных лесных полос; дорожной сети; водных сооружений и оросительной сети; устройство территории ягодников; размещение устройства территории плодово-виноградных питомников).6. Устройство территории пастбищ (элементы: закрепление пастбищ за животноводческими фермами; организация пастбищ и оборотов; размещение буртовых и отарных участков; размещение загонов очередного стравливания; размещение летних лагерей; водных источников в водопойных пунктах; размещение скотопрогона).7. Устройство территории сенокоса (элементы: организация сенокосооборота и бригадных участков; размещение полевых станов; дорожной сети; водных источников).

25. Схемы зонирования территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

В схемах зонирования устанавливаются зоны для развития «с, о и д.н.о.г.». В схемах зонирования территории должна содержаться информация о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельного участка, разрешенного использования земельного участка (перечень ограничений и обременений), а также о правах, на которых земельные участки конкретной зоне допускается предоставить гражданам(право собственности, право пожизненного наследуемого владения, и т.д.). Указанные схемы служат основой для определения объемов строительства подъездных дорог; объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли. Заказчиками схем территории объединения граждан выступают органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Потребность в «с, о и д.н.о.г.» определяют органы местного самоуправления исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимых земель общего пользования. Основные принципы разработки схем зонирования территории для размещения «с, о и д.н.о.г.» определяются органами исполнительной власти субъектов РФ. Указанным законом предлагается решать вопросы определения земельных участков, предоставленных для размещения «с, о и д.н.о.г.», изолированных от общих разработок по планированию и организации рационального использования земель.

23. Порядок и методы разработки проекта. Проект ВХЗУ составляют накачественномпланово-картографическом материале с изображением рельефа местности, с использованием материалов предшествующего ЗУ, данных внутрихоз-ой оценки земли, почвенного и геоботанического обследований и т.д. Масштабы планово-картографических материалов зависят от размера землевладений, конфигурации, расчлененности и разобщенности угодий, контурности, сложности рельефа и т.д. Проект ВХЗУ разрабатывается в 2срока: 1. Расчетный- исходящий из реальных возможностей хозяйства в осуществлении намеченных проектом организаций. Это срок в течение которого должны быть освоены все решения, намеченные проектом ВХЗУ и к концу которого с/х предприятия должны выйти на установленные проектом технически-экономические показатели развития и использования земель, длится 5-7лет.2 Прогнозный-15лет, в течение него предусматриваются меры по максимально возможному использованию потенциальной продуктивности. Существует 2 метода разработки проекта:1. Традиционный- по принципу технико-экономического обоснования организации и территории, исходя из заданных контрольных цифр. 2. Ресурсный- учитывающий потенциальную продуктивность земель хоз-ва, обеспечивать его трудовыми и денежно-материальными ресурсами. Этапы разработки проекта:1. Определение потенциала земель, установление состава и площадей угодий. 2. Аэроклиматическая классификация земель и их оценка.3. установление потенциальной урожайности с/х культур. 4. Обоснование типов кормления, способов содержания скота.5. установление санитарно-защитных и природно-охранных зон.6. оценка ресурсного потенциала хоз-ва.7. обоснование направлений использования ресурса, программирование урожайности культур. 8. Обоснование специализации хоз-ва, его структуры.9. размещение магистральных дорог. 10. Устройство территории севооборотов. 11. Устройство территории многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. 12. Рабочий чертеж, перенесение проекта в натуру. Работы по ВХЗУ выполняются в несколько этапов: подготовительные работы и исследования; разработка и утверждение задания на проектирование; составление, рассмотрение и утверждение проекта; перенос проекта в натуру; изготовление и выдача ЗУ документов; осуществление проектных мероприятий.

Наши рекомендации