Социальные и экономические условия, учитываемые при землеустройстве.
Факторы:
1. перспективы экон.развития нас. пункта, ферм. хоз-ва.
2. организ-хоз. стр-ра с\х предпр-ий (животнов-во, Полев-во)
3. Трудовые ресурсы
4. структура зем. угодий (пашня, сенокос, пстбище), посевных площадей.
5. обеспеченностьть основными произв. фондами (техника, постройки)
6. энерговооруженность
7. специализация, производительность труда, себестоимость продукции
8. Экономич. оценка земель
Социальные условия – опр. общественные условия, относящиеся к условиям труда, учебы, отдыха, быта людей.
К соц. условиям, учитываемых. при з\у, относят:
- плотность населения,
- кол-во, размеры, размещение, целевое назначение, уровень благоустройства нас. пунктов,
- развитие соц. инфраструктуры
- кол-во, размеры и размещ-е производ. центров
- уровень механиз-ии произв. процессов
- наличие и сост-е дорожн. сети, водных источников, степень развития ЛПХ
З\у играет заметную роль в создании производст. и соц. усл-ий для крестьянских. хозяйств, садоводства и огородничества Учет экономич. усл-ий при з\у произв-ся двояко. С одной стороны, происх. приспособление территории к нуждам производства путем предоставления земель, установления целесообразного состава, площадей, размещения угодий, мелиорации земель. С др. стороны, осуществляется приспособлние с\х производства к территории с учетом ее конкретных особенностей. Экономич. эффективность проявляется в эффективности матер. производства. Срок окупаемости – период времени, в теч. кот. будет получен чистый доход и инвестициибудут возвращены чистым потоком реальных денег.
4.Землеустроительные работы проводимые при Генеральном межевании. Генеральное межевание проводилось при Екатерине II. Цель – определить, сколько земли имеется и сколько можно собрать налогов. В 18 в в России начинает прим-ся так называемый геометрический метод межевания, при котором довольно точно определялись как общая площадь владений, так и площадь всех угодий. Главная задача межевания 1765 г. состояла в регенерации казенных и др зем владений. На каждое обмежевание и уезд составлялись межевые книги и планы с указанием з/влад-в, местоположения и общего кол-ва земель, их распределения по угодьям и составлением перечня угодий по провинциям и губерниям. Генеральное межевание проводилось во 2 пол 18 и 1 пол 19 веков. Им было охвачено 35 губерний России. Перевод оброка гос крестьян с душ на земли вызвал необход-ть собирать более полные данные о принадл-ти, кол-ве, кач-ве и оценке земель. Поэтому в 1837 году мин-во гос имуществ приступило к разраб-ке нового зем кадастра. Были проведены большие работы по съемке и опред-ию размеров усадебных земель, пашни, сенокосов, пастбищ.
5 Цели и задачи Столыпинской реформы.
Накануне реформы формы з\владения и з\польз-я в России отличались большим разнообр-ем, кот. было связано с различием как прир. усл-ий, так и историч. судеб насел-я. З\польз-ие практ-ки сохраняло сословно - феодальный хар-р,
Крупнейшим собст-ком являлось гос-во (казна).
В начале XX в- вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании России стала именоваться по имени премьер-министра того времени П.А. Столыпина. Указом от 8 ноября 1905 г. были отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы 1861 г. В основе последующих указов лежала концепция замены общинного крестьянского землевладения и землепользования частной (подворной). Согласно указам, выход крестьян из общины был поставлен вне зависимости от согласия общества. Каждому домохозяину предоставлялось право требовать закрепления за ним надела земли в частную собственность и выделения из общины даже в том случае, если размер этого надела превышал норму, причитающуюся на долю двора в данном сельском обществе на момент выдела.
Основные цели Столыпинской аграрной реформы состояли в том, чтобы:
-преобразовать Россию из помещичье-монархического государства в буржуазно-монархическое;
-создать путем расслоения крестьянства средний слой - крестьянскую буржуазию;
-сохранить все формы собственности, включая помещичью;
-снять социальную напряженность на селе, отвлечь крестьян от мыслей о принудительном отчуждении помещичьих земель.
Достижение этих целей предполагало реализацию трех основных задач: разрушение общины, создание индивидуальных крестьянских хозяйств (частной крестьянской земельной собственности) и переселение крестьян из центральных губерний России на окраины (за Урал).
В результате проведения аграрной реформы из общины вышло 2 млн. крестьянских дворов; 10% составили фермерские хозяйства; на 35% увеличился хлебный экспорт; ежегодные темпы роста промышленного производства составил 8,8%; в Сибирь переселилось около 3 млн. человек; было создано 63 тыс. различных крестьянских кооперативов.
Столыпинская реформа не была завершена. Но её результаты, тем не менее, позволяют рассматривать мелкую крестьянскую собственность (фермерские хозяйства), как жизнеспособную форму организации сельскохозяйственного производства.
6. Землеустроительные работы во время коллективизации. В этот период основным содержанием землеустройства был отвод земель колхозам и совхозам. В 1921 - 1927 в условиях восстановления народного хозяйства главное внимание уделялось крестьянским хозяйствам. Считалось, что они решат продовольственную проблему и улучшат экономику, что и происходило в период НЭПа.С отменой частной собственности на землю были ликвидированы все дореволюционные вещные права на землю. С 1922 г. началась кодификация земельного законодательства, преследовавшая цель создать доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле. Кодификация завершилась созданием ЗК РСФСР 1922 г. С 1923 г. землеустроительные работы стали проводиться на основе Земельного кодекса РСФСР (30.10.1922 г.) и Закона о трудовом землепользовании, где предусматривались отвод земель отграничение сельскохозяйственных угодий, размещение дорожной сети. В его основных положениях подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она ни состояла, составляет собственность рабоче-крестьянского государства и образует единый государственный земельный фонд.Дальнейшее развитие работ по внутрихозяйственному землеустройству было связано с образованием крупных сельскохозяйственных предприятий – колхозов и совхозов. На первых этапах внутрихозяйственное землеустройство заключалось преимущественно в выделении пахотных массивов и разбивке их на поля севооборотов, бригадные участки. Затем на его основе стали размещать населенные пункты, производственные центры, фермы, дороги, водные сооружения, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища.
8 Проведение землеустройства Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. Проведение землеустройства подразумевает следующие виды работ: 1)изучение состояния земль: проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания; оценка качества земель; инвентаризация земель. 2) Геодезические и картографические работы: Материалы данных работ являются основой для изучения состояния земель, рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства. 3) Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, почвы, а также в целях выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению. 4) Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве. 5) Инвентаризация – учет и оценка земель с выявлением ее принадлежности, описанием ее основных признаков и технологического состояния. Проводится для выявления нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков. 6) Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях улучшения организации территорий и определения направлений рационального использования.7) описание местоположения и установления границ объектов землеустройства 8) внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель с/х назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов
9. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания. Почвенные, геоботанические и другие обследования входят в состав работ по изучению состояния земель. Почвенные исследования включают работы: 1)почвенное районирование (разделение территории на части по характеру почвенного покрова) 2) почвенно-мелиоративное районирование – разделение территории по характеру напочвенного покрова и приемы мелиоративного воздействия, т.е скорость и характер изменения плодородия почв под влиянием мелиорации и орошения 3) составление почвенно-эрозионной карты 4) проведение почвенных разрезов, подкопок 4) составление карты бонитировки (бонитировка плодородия почвы). Ст .11 ФЗ «О з/у» гласит об этих исследования. В ней рассматривается: а) получение информации о состоянии земель, почв б)выявление земель, подверженных водной, ветровой эрозии, подтоплений, иссушения, загрязнения отходами, радиоактивными и хим веществами. Обследования и изыскания проводятся с тем, чтобы предотвратить дальнейшее загрязнение и уничтожение почв и наметить мероприятия по предотвращению негативных последствий, по восстановлению и охране почв.
10. Геодезические и картографические работы. Геодезические и картографические работы входят в состав работ по изучению состояния земель. Эти работы подразделяются на: 1) работы федерального назначения- имеют общегосударственное и межотраслевое назначение 2) Специального назначения – предназначены субъектам РФ, муниципальным образованиям, отдельным отраслям хоз-в, гражданам и юр. лицам. Федеральные: определение параметров фигуры Земли и внешнего гравитационного поля; содержание и обновление государственных карт и план в цифровой, фотографической и др формах; создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей; дистанционное зондирование территории в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности; проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных и др тематических карт и атласов, учебно-практических пособий; проведение топографических работ в целях обеспечения обороны и безопасности РФ. Специальные: 1) создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления федеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений участков строительства 2) создание и ведение географических информационных систем 3) геодезические, топографические и др. работы при инженерных изысканиях, строительстве, межевании земель, ведения кадастра. Гос геодезический надзор за геодезической и картографической деятельностью осущ-т федеральное агентство геодезии и картографии России. Материалы геодезических и картографических работ – геодезические, картографические, топографические материалы и данные в т.ч. и в цифровом виде. Они получаются в результате геодезической и картографической деятельности и находятся на хранении федеральных органов исполнительной власти и образуют государственный картографо-геодезический фонд РФ.
11. Инвентаризация земель-это учет и оц. зем. с выявлением ее принадлежности, описанием ее осн. пр-ков и опред. технич. сост-ия (ст.13 ФЗ№78)
Инв-я земель проводится для уточнения или установл-я мест-ия об. з-ва, их границ (без закрепл-я на мест-ти), выявл-ие неиспольз., нерац-но использ. или использ. не по целевому назначению ЗУ, др. характ-ки. Осн. здача– получение достоверной инф-ии о колич., кач. состоянии, использ-ии земель, необходимой для разработки з\у документ-ци, ведения ГКН, мониторинга земель, гос. контроля за использ-ем и охраной земель, гос. регистр-ей прав на землю, а так же определ-ем и опознанием на мест-ти бесспорного полож-ия границ ЗУ и их площадей. В РФ инв-ии подлежат зем. всех категорий, не используемые в с/х произв-ве. В ходе инв-ии уст-ся местоп-ие, S, качеств. сост-ие зем. Утвержденные матер. инв-ии зем. явл-ся осн-ем для перерегист-ции прав на зем. и внесения соотв. изм-ий в зем.-кад. докум-цию.
В завис-ти от поставленных целей может произв-ся полная или целевая инв-я земель. Полная инв-я пров-ся на террит. всей РФ и на землях всех категорий, независимо от форм собст-ти. Целевая инв-я пров-ся на терр-ии субъектов РФ, на терр-ях админ. районов и др. муниц. образований, на землях отд. категорий, в террит. зонах, в кот. сущ-ет угроза возникновения негативных процессов (подтопления, лесные пожары).
Инв-я земель может проводиться совм-но с БТИ. Инв-ия проводится при отсутствии или неполноте правоуст-их документов на ЗУ, несоотв-ии их фактич. местоп-ию и S, изм-ию правообладателей ЗУ. Процедура инв-ии обязательна при провед. Реорг-ии юр. лица для составл. договора о присоед-ии (слиянии). Инв-ия зем. обесп-ся провед. комплекса меропр.: подгот. работ по сбору и анализу имеющихся правоуст-их докум., аэрофотосъемочных, топографо-геодезических, картографич. работ, др. необх. изысканий и обследований, согласованием границ ЗУ, формированием отчетной з/у документации. По рез-там инв-ии форм-ся з/у дело (отчет), содержащее необх. з/у докум. и карту (план) террит., на кот. отображены местоп-ие, размеры, границы ЗУ, границы ограниченных в исп-ии частей, а также прочно связанные с землей ОН.
Межевание об. З-ва.
Осуществл-ся на осн-ии свед. ГКН, землеустроит. и градостроит. и иной, связанной с исп-ем и охр. и перераспределением земель, документацией. Местоположение границ ЗУ, используемых для ИЖС и гражданского стоит-ва, ведения ЛПХ и дачного хоз-ва, садоводства, жив-ва, огороднич-ва и с/х произв-ва, м. опред-ся с исп-ем свед. ГКН, докум. террит. планирования, документации по планировки террит. для размещ-ия об. ИЖС и гражданского стоит-ва, проектов орг-ции и застройки террит. садоводч-ва, огороднич-ва, дачных некомерч. объед. граждан, замлеустроит. докум-ции при наличии соотв. картографических матер. В случае споров о границах об. з-ва, местополож. их ганиц, закрепленных межевыми знаками с опред-ем корд. таких об., устанавление и закрепление границ на мест-ти при получении гражданами нов. ЗУ, при купле-продаже, мене, дарении всего или части ЗУ, а также по просьбе граждан и юр. лиц, если докум., удостоверяющие их права на ЗУ, б. выданы без установления и закрепления границ на мест-ти. Восст-ие границ ЗУ вып-ся при наличии меж. споров, а также по просьбе граждан или юр. лиц в случае полной или частичной утраты на мест-ти межевых знаков и др. пунктов границ, принадлежащих ЗУ.
Межевание зем. вкл. в себя: 1) подготовит. работы по сбору и изуч-ию правоуствнавливающих геод. и картогр. и др. исходных докум. 2) полевое обследов-ие и оценка состояния пунктов ГГС и ОМС. 3) опред-ие границ об. з-ва на мест-ти и их согласование с лицами, права кот. м.б. затронуты (Путем извещения в письм. форме не позднее, чем за 7дн. до нач. работ). 4)Закрепление на мест-ти местоположения границ об. з-ва межевыми знаками и опред-ие их коорд. 5) опред-ие S. 6) составление чертежа границ ЗУ. 7) контроль и прием рез-тов межевания зем. производителем работ. 8) формиров-ие МП. Межевание зем. вып-ют как в общегос. так и в местных и условных с.к.