Биотермическое компостирование
Этот способ утилизации твердых бытовых отходов основан на естественных, но ускоренных реакциях трансформации мусора при доступе кислорода в виде горячего воздуха при температуре порядка 60°С. Биомасса ТБО в результате данных реакций в биотермической установке (барабане) превращается в компост. Однако для реализации этой технологической схемы исходный мусор должен быть очищен от крупногабаритных предметов, а также металлов, стекла, керамики, пластмассы, резины. Полученная фракция мусора загружается в биотермические барабаны, где выдерживается в течение 2 сут. с целью получения товарного продукта. После этого компостируемый мусор вновь очищается от черных и цветных металлов, доизмельчается и затем складируется для дальнейшего использования в качестве компоста в сельском хозяйстве или биотоплива в топливной энергетике. Биотермическое компостирование обычно проводится на заводах по механической переработке бытовых отходов и является составной частью технологической цепи этих заводов.
В Рязанской области проектом предлагается создание на базе районных центров: Рязань, Скопин, Касимов, Шилово и Сасово цельной системы, по сбору, сортировке и переработке ТБО.
В Рязанском районе планируется строительство мусоросортировочного завода и завода по переработке вторичного сырья (бумаги, картона, полиэтилена, стекла и др.), охватывающие прилегающие территории, а именно: Клепиковский, Рыбновский, Захаровский, Старожиловский и Спасский районы (см. фрагмент на схеме «Охрана окружающей среды»). Суммарное количество образующихся отходов составляет около 107 тыс. тонн/год. На территориях перечисленных районов необходимо также строительство мусоронакопительных пунктов для дальнейшей транспортировки отходов к месту их ликвидации.
В связи с этим, все большее значение приобретает проблема вывоза отходов на дальнее расстояние. На сегодняшний день экономически целесообразным считается транспортировка на расстояние, не превышающее 40 – 50 км.
Одним из реальных путей сокращения транспортных расходов является переход к двухэтапной системе вывоза твердых бытовых отходов с применением мусоронакопительных пунктов (МНП) и большегрузных транспортных мусоровозов на мусоросортировочный завод. Анализ показывает, что путем внедрения двухэтапного вывоза можно сократить транспортные расходы на 30 %. Одновременно сокращаются выбросы в атмосферу от мусоровозного транспорта.
Целесообразность внедрения мусоронакопительных пунктов, а также системы централизованного сбора и сортировки отходов в городах и населённых пунктах области определяется следующими факторами:
снижением на 15 – 20 % в год, а при четкой организации до 25 % потока отходов на полигоны и, следовательно, нагрузки на природную среду;
более рациональным использованием пространства полигона за счет упорядоченного размещения в нем компактных прессованных брикетов не утилизируемой части отходов после сортировки;
возвращением вторичных материальных ресурсов в сферу производства и потребления с рыночной реализацией вторсырья и компенсации тем самым части бюджетных затрат на создание сортировочного производства.
Остальные районы Рязанской области, которые не охвачены мусоросортировочным заводом, можно разделить на четыре группы:
Первая группа – Михайловский, Пронский, Кораблинский, Ряжский, Новодеревенский, Милославский и Скопинский районы. Суммарное количество образующихся отходов составляет около 30 тыс. тонн/год.
В Скопинском районе предлагается размещение мусоросортировочной установки для сортировки утильной фракции, а также строительство нового полигона для захоронения не утилизируемой части отходов.
Во всех остальных районах необходимо строительство мусоронакопительных пунктов для сбора и дальнейшей транспортировки отходов на мусоросортировочую завод в Скопинский район.
Вторая группа – Шиловский, Путятинский, Сапожковский, Сараевский и Ухоловский районы. Суммарное количество образующихся отходов с этой территории составляет около 14 тыс. тонн/год.
Для охвата всех этих районов в Шиловском район предлагается строительство небольшого завода с установкой для сортировки втор сырья.
Во всех остальных районах необходимо строительство мусоронакопительных пунктов для сбора и дальнейшей транспортировки отходов на сортировку в Шиловский район. Необходимо строительство нового полигона ТБО, удовлетворяющего санитарно-гигиеническим и экологическим нормам.
Третья группа – Касимовский район.
В связи с тем, что город Касимов находится на достаточно удаленном расстоянии (около 80 км) от г. Шилова, не целесообразно транспортировать отходы на далекие расстояния. Наиболее приемлемым способом обезвреживания отходов в этом районе является строительство локальной мусоросортировочной установки только на Касимовский район.
Четвертая группа – Ермишинский, Кадомский, Пителинский, Чучковский, Шацкий и Сасовский районы.
Суммарное количество образующихся отходов с этой территории составляет около 6 тыс. тонн/год. Для столь небольшого количества отходов проектом предлагается строительство небольшого завода с установками сортировки крупного габаритных отходов, стекла, полимеров, металлов и др.
Во всех остальных районах необходимо строительство мусоронакопительных пунктов, для сбора и дальнейшей транспортировки отходов на завод по сортировке отходов в Сасовский район.
После сортировки неутилизируемая часть отходов захоранивается на полигоне, а вторсырье отвозится в Рязанский район на завод по переработке вторсырья.
Таблица 1.5–2
№ п/п | Группы районов | Общее количество образующихся отходов, тыс.т/год | Проектные предложения |
Рязанский, Клепиковский, Рыбновский, Захаровский, Старожиловский и Спасский | В Рязанском районе планируется строительство мусоросортировочного завода охватывающего несколько прилегающих районов и завода по переработке вторсырья. В этих районах необходимо строительство мусоронакопительных пунктов для сбора, хранения и дальнейшей транспортировки отходов к месту их утилизации. Рекультивация свалки г. Рязань и строительство нового полигона. В крупных населенных пунктах с многоэтажной застройкой для сбора отходов планируется организация система закрытых контейнерных площадок с минисортировочными пунктами. | ||
Михайловский, Пронский, Кораблинский, Ряжский, Новодеревенский, Милославский и Скопинский | В Скопинском районе предлагается размещение завода с установками по сортировке утильной фракции. А также строительство нового полигона для захоронения не утилизируемой части отходов. Во всех остальных районах необходимо строительство мусоронакопительных пунктов, для сбора и дальнейшей транспортировки отходов на сортировку в Скопинский район. | ||
Шиловский, Путятинский, Сапожковский, Сараевский и Ухоловский | Для охвата всех этих районов в Шиловском район предлагается строительство небольшого мусоросортировочного завода. Во всех остальных районах необходимо строительство мусоронакопительных пунктов, для сбора и дальнейшей транспортировки отходов на мусоросортировочный завод в Шиловский район. Необходимо строительство нового полигона ТБО удовлетворяющего санитарно-гигиеническим и экологическим нормам. | ||
Касимовский | В связи с тем, что город Касимов находится на достаточно удаленном расстоянии (около 80 км) от г. Шилова не целесообразно транспортировать отходы так далеко. Наиболее приемлемым способом обезвреживания отходов в этом районе является строительство локальной мусоросортировочной установки только на Касимовский район. | ||
Ермишинский, Кадомский, Пителинский, Чучковский, Шацкий и Сасовский | Для столь небольшого количества отходов проектом предлагается строительство установки сортировки крупного габаритных отходов, стекла, полимеров, металлов и др. Во всех остальных районах необходимо строительство мусоронакопительных пунктов, для сбора и дальнейшей транспортировки отходов на установку по сортировке отходов в Сасовский район. |
«Новая технология переработки мусора»
Исходя из вышеизложенного, ниже представлены проектные предложения по организации управления отходами по группам районов:
Мероприятия по санитарной очистке должны обеспечивать организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий населенных мест.
На сегодняшний день КПКТ «Региональными инвестициями» разработаны схемы санитарной очистки городов Рязань, Касимов, Сасово и Скопин. При разработке Концепции управления отходами Рязанской области в «Схеме территориального планирования» были учтены данные проектов «Региональных инвестиций».
В настоящее время реализуется городская целевая программа «Отходы» на 2004-2010 гг., разрабатывается муниципальная целевая программа «Охрана окружающей среды» на 2004-2008 гг., в которых предусмотрены мероприятия по улучшению системы управления в области обращения с отходами на территории г. Рязани. Мероприятия также приведены в «Программе развития г. Рязани до 2010 г.» и Областной комплексной экологической программе на 2002-2010гг.
В рамках данных документов предусмотрено:
Завершение строительства мусоросортировочной станции на территории завода "Центролит" в Рязанском районе.
В период до 2015 г. действует полигон ТБО г. Рязани с реализацией мероприятий по продлению деятельности городской свалки и защите окружающей среды от загрязнения. Реконструкция (рекультивация) полигона ТБО намечена поэтапно на 2003-2015гг.
Завершение строительства комплекса по переработке ТБО и промышленных отходов ОАО «Рязанский скарабей» производительностью 100 тыс. т/год. Комплекс размещается на площадке действующей городской свалки ТБО.
Почти для всех районов области актуальной проблемой остается наличие несанкционированных свалок. Необходима ликвидация всех несанкционированных свалок. На первую очередь в районах, с наибольшим их количеством, а именно: в Клепиковском, Кадомском, Сасовском, Шацком, Сараевском, Спасском, Рыбновском, Пронском, Михайловском, Старожиловском, Кораблинском, Новодеревенском и Скопинском районах.
Также необходимо провести детальную инвентаризацию всех существующих свалок, с поэтапной рекультивацией тех, у которых закончился срок эксплуатации и не удовлетворяющих санитарно-эпидемиологическим и экологическим нормам.
Выводы
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что основным направлением работ по решению проблемы обращения с ТБО являются:
максимальное использование селективного сбора ТБО с целью получения вторичных ресурсов и сокращения объема обезвреживаемых отходов;
выявление и рекультивация переполненных и не удовлетворяющих нормам свалок ТБО;
оптимальная эксплуатация полигонов ТБО с последующей рекультивацией территорий;
дальнейшее строительство высокомеханизированных комплексных мусоросортировочных и мусороперерабатывающего завода;
внедрение комплексной механизации санитарной очистки, повышение технического уровня, надежности, снижение металлоемкости по всем группам машин и оборудования;
внедрение двухэтапной системы транспортировки отходов с созданием промежуточных межрайонных мусоронакопительных пунктов;
максимально возможная утилизация, вторичное использование отходов;
во всех районных центрах строительство снегосплавных пунктов;
поощрительная налоговая, кредитная и амортизационная политика в области обращения с твердыми бытовыми отходами;
внедрение системы государственного учета и контроля сбора, транспортировки, обезвреживания и складирования ТБО;
оптимизация тарифов сбора, транспорта и утилизации ТБО;
снижение стоимости услуг для населения и повышение эффективности системы управления ТБО;
внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий переработки отходов;
проведение разъяснительной работы с населением по раздельному сбору отходов потребления;
ликвидация всех несанкционированных свалок в области, а также разработка системы контроля за несанкционированными свалками и создание условий, исключающие возможность их появления.